Демографическая безопасность России и ее регионов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 21:56, статья

Описание работы

Представлены методологические подходы к решению проблемы демо-графической безопасности страны. Дается авторское определение понятия «демографическая безопасность», рассматриваются внутренние и внешние факторы формирования демографических угроз. Представлена классифика-ция демографических угроз. Обозначены наиболее значимые для России по-следствия современных демографических угроз. Разработаны индикаторы демографической безопасности, оценены их пороговые значения по данным статистической отчетности, показаны области применения индикаторов.

Файлы: 1 файл

Аннотация.docx

— 46.02 Кб (Скачать файл)

•    нарушение половозрастной структуры населения;

•   старение населения  и увеличение демографической нагрузки на экономически активное население;

•   сокращение доли государствообразующего (субъектообразую-щего) этноса.

 

ИНДИКАТОРЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ УГРОЗ И ИХ ИНФОРМАЦИОННАЯ ОСНОВА

Индикаторы демографических  угроз - функциональные характеристики отдельных сторон процесса демографического воспроизводства и формирования демографических структур (половозрастной, семейной, этнической), отражающие его негативный характер. Каждый из индикаторов может быть описан одним или совокупностью показателей и отображает либо состояние объекта исследования, либо ход демографических процессов, их количественные и качественные характеристики в наиболее агрегированном виде. Каждому индикатору соответствует шкала допустимых значений его изменения, при этом важно знать предельные, так называемые пороговые значения, к которым необходимо стремиться на первом этапе хотя бы для нейтрализации или смягчения негативных демографических тенденций.

Множество индикаторов демографических  угроз состоит из пяти групп (см. таблицу). Первая и вторая группы описывают  угрозы в отношении составляющих естественного движения, здоровья и качественных характеристик населения, третья группа - угрозы в отношении характеристик семьи. Четвертая и пятая группы характеризуют демографические угрозы, связанные с миграцией и расселением населения по территории страны и формированием этнодемографи-ческой структуры.

Большинство из индикаторов  демографической безопасности и  их пороговые (предельные) значения могут быть рассчитаны как для России в целом, так и для отдельных ее регионов с помощью данных статистической отчетности Федеральной службы государственной статистики. Вместе с тем такие индикаторы, как распространенность бесплодия и невынашивания беременности, удельный вес детей первой и второй групп здоровья в общей численности детей, число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, доля внебрачных рождений в общей численности новорожденных, могут быть рассчитаны только на основании региональных статистических данных. Их пороговые значения для России в целом получены либо на основании экспертной оценки, либо в сравнении с развитыми странами мира. Во всей совокупности индикаторов только один индикатор-коэффициент трудовой иммиграции (число трудовых иммигрантов на 1000 занятых в экономике) не отражается в статистической отчетности ни регионов, ни страны в целом. Между тем данные о потоках трудовой иммиграции из ближнего и дальнего зарубежья существуют в региональной отчетности управлений ФМС регионов, а следовательно, этот индикатор может быть рассчитан на уровне отдельных регионов.

Разработанные индикаторы позволяют  осуществлять диагностику демографической сферы страны на данный период и на будущее и могут рассматриваться в качестве ориентиров для разработки и реализации федеральной и региональной демографической политики государства.

Государственная политика в  области обеспечения демографической безопасности должна реализовываться в региональных программах демографического развития, разработанных в отдельных субъектах Федерации с учетом новой Концепции демографической политики Российской Федерации и региональных особенностей в сфере формирования демографических рисков.

В качестве субъекта демографической безопасности на региональном уровне должны выступать исполнительные органы власти в пределах их компетенции в рамках реализации целевых программ демографического развития субъекта Федерации, а также контролирующие государственные органы, ответственные за безопасность страны, в том числе ФСБ. Большую помощь в обеспечении демографической безопасности могут оказать общественные организации и СМИ, чья деятельность должна быть направлена на пропаганду семейных ценностей, здорового образа жизни, самосохранительного поведения и профилактику заболеваний. Важна и роль ученых в информировании общества о демографических угрозах, их последствиях и мерах, принимаемых для обеспечения демографической безопасности.

 

Литература

1. 

2.  Шахотько Л.П.. Привалова 11.11. Демографическая безопасность: сущность, задачи, система показателей и механизм реализации // Вопросы статистики. - 2001 .-№ 7. - С. 16-21.

3.  Иностранные мигранты на сибирском рынке труда / Под ред. СВ. Соболевой, И.В. Октябрьской. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2006. - 316 с.

4. Мелвелева И.. Шинюва Т. Демографическая война против России. - Новосибирск: Слово и дело, 2000. - 40 с.

5.  Заселание Клуба экспертов «Демографическая перспектива», 21.11.2006 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dcmographia.ru/articlcs_N/ indcx.html?idR-l&idArt-643 (дата обращения 30.05.2008).

6. Валлен Ж. Речь на открытии XXV Международного конгресса по народонаселению во Франции // Этнопанорама. - 2005. - № 3-4. - С. 96-100.

1 Рыбаковский ЛЛ. Демографическая безопасность: геополитические аспекты. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rcligarc.ru/ articlcl0942.html


Информация о работе Демографическая безопасность России и ее регионов