Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 21:56, статья
Представлены методологические подходы к решению проблемы демо-графической безопасности страны. Дается авторское определение понятия «демографическая безопасность», рассматриваются внутренние и внешние факторы формирования демографических угроз. Представлена классифика-ция демографических угроз. Обозначены наиболее значимые для России по-следствия современных демографических угроз. Разработаны индикаторы демографической безопасности, оценены их пороговые значения по данным статистической отчетности, показаны области применения индикаторов.
Благоприятность условий для развития трудовой миграции в 90-х годах заключалась в лояльности законов принимающей стороны, а также в отсутствии юридических ограничений, что позволяло свободно пересекать «прозрачные» в то время государственные границы, провозить коммерческий груз, находиться в стране и работать без законодательных препятствий. И только к началу нового тысячелетия в России вводятся новые официальные нормы международной миграции из стран СНГ. Важным фактором иностранной трудовой миграции стало и то, что как части бывшего одного государства эти страны имели схожее правовое поле, однотипную номенклатуру профессий, общую принадлежность сразу к двум языковым ареалам (например. русскому и тюркскому), а пребывание долгие годы в единой социальной структуре и единой идеологии выработало у населения этих стран общие «коммуникативные» нормы и образцы социальной организации. Однако выполняя значимые социальные функции, потоки такой миграции сопряжены и с целым рядом рисков, таких как нарушение этнодемографического баланса территорий вселения, межнациональные конфликты, рост наркомании, этническая преступность, ухудшение санитарно-эпидемиологической ситуации, угроза потери стратегических территорий и т.д. Эти риски часто по своему негативному эффекту перекрывают все преимущества, которые связаны с массовым привлечением мигрантов с целью усиления трудового и демографического потенциала территорий.
Как свидетельствует опыт западных стран, интегрировать мигрантов в социальном, культурном, политическом и правовом пространстве принимающих территорий весьма непросто. С каждым годом в этих странах, с одной стороны, растет число «новых бедных» - представителей незападных культурных моделей, а с другой - усиливается отторжение принимающим обществом иммиграционных общин. В такой ситуации для самих мигрантов их культурная идентичность становится главной опорой их солидарности и, таким образом, формируются дополнительные стимулы к консервации традиционных культурных моделей, соответствующих им способов социализации, норм поведения и ценностных ориентации. Это, в свою очередь, рассматривается принимающим обществом как реальная угроза его системе ценностей и его безопасности. Иными словами, население, проживающее на территории одного государства, может оказаться настолько разнородным, что люди потеряют свое единство как общество, перестанут друг друга понимать, не смогут решать какие-то общие задачи, возникнет угроза конфликтов, что приведет к ослаблению страны.
Ощущение опасности
Ощущение опасности
Другим важнейшим внешним фактором является целенаправленная деятельность внешних структур по формированию демографических рисков. В 1975 г. Советом по национальной безопасности США при участии Министерства обороны, ЦРУ, Министерства сельского хозяйства, Агентства по международному развитию под руководством госсекретаря США Г. Киссинджера был разработан документ NSSM-200 (National Security Study Memorandum), который стал руководством к действию в области американской внешней политики. Опубликование фрагментов этого документа стало возможным лишь в июне 1990 г. «При том, что население США составляет 6% от мирового, мы потребляем около трети природных ресурсов, - констатировалось в нем. - В последние десятилетия Соединенные Штаты все больше зависят от импорта полезных ископаемых из развивающихся стран, и эта тенденция, судя по всему, продолжится... Поэтому США все больше заинтересованы в поддержании политической, экономической и социальной стабильности в странах-поставщиках...» (цит. по: [4, с. 13-14]).
Что же понималось под поддержанием стабильности в других странах? Продолжим цитирование: «Поскольку, снижая рождаемость, мы можем улучшить перспективы такой стабильности, - политика в области народонаселения становится весьма важной для соблюдения экономических интересов США». И далее говорится еще более откровенно: «Быстрый рост населения в развивающихся странах... наносит ущерб их внутренней стабильности и отношениям с теми странами, в развитии которых США заинтересованы, создавая, таким образом, политические проблемы или даже угрозу национальной безопасности США» [4, с. 14]. Это неблагоприятно для систематического освоения природных ресурсов и долгосрочных инвестиций. И далее: «...Подобные кризисы наименее вероятны при низком или отрицательном приросте населения» [4, с. 14—15].
Таким образом, систематическое использование мировым капиталом чужих природных ресурсов требует минимизации численности населения, проживающего на территориях, богатых различными природными ресурсами.
Снижать рождаемость предполагалось уже отработанным способом - распространением служб планирования семьи, которые занимались бы пропагандой различных методов предупреждения беременности, включая контрацепцию, аборт и стерилизацию. Можно создавать службы планирования семьи в качестве самостоятельных организаций, но желательно вписывать их в уже имеющиеся структуры здравоохранения, с целью использования последних в качестве прикрытия, так как население им доверяет, а также обеспечения бюджетного финансирования. Этр исходило в России в 90-е годы, когда в разгар депопуляции и тяжелейшего общего кризиса из нищего бюджета осуществлялось финансирование федеральной программы «Планирование семьи», пока по требованию депутатов Госдумы оно не было прекращено. Однако в ответ Минздрав тут же выдал директиву регионам осуществлять аналогичные местные программы через государственные учреждения здравоохранения, включая роддома и женские консультации.
Конечно, одного предложения услуг по планированию семьи мало. П правилам маркетинга необходимо организовать спрос, создать соответствующие политические, экономические, социальные и психологические предпосылки для якобы стихийного снижения рождаемости.
В NSSM-200 предусматривалась широкая пропаганда методов и средств сокращения рождаемости по самым различным каналам, и в первую очередь через систему образования, с целью «ориентации новых поколений на создание малодетной семьи». «Не снижая усилий, направленных на взрослое население, необходимо сконцентрироваться на юном поколении - тех, кто сейчас в начальной школе или еще моложе» [4, с. 17]. Важнейшую пропагандистскую роль должно сыграть телевидение. В документе прямо говорится, что политика планирования семьи обречена, если она «не поддержана изнутри», и его авторы призывают опираться на местных лидеров. Поддержки с их стороны мож-но добиться, например, приглашением их на семинары в Нью-Йорк со всеми сопутствующими этому приятными обстоятельствами. А для гарантии успеха меморандум рекомендует, предоставляя той или иной стране кредиты, оказывая продовольственную и другие виды помощи, учитывать, как она ведет себя в области планирования семьи.
Как видим, происходившее в России идеально подходит под это описание. В 90-е годы страна фактически была на грани потери государственного суверенитета. Ее внешняя и внутренняя политика находилась под контролем Запада, использующего, в том числе, финансовые рычаги воздействия. Ежегодно наш федеральный бюджет приходилось утверждать в МВФ, а власти в своей деятельности руководствовались рекомендациями многочисленных западных советников и экспертов, например из Всемирного банка.
Вот откуда корни той разрушительной и в буквальном смысле слова антинародной политики. По мнению А. Антонова, сегодняшний демографический кризис в России связан с социально-экономическими и политическими реформами в стране, инициированными Западом, которые и были направлены на депопуляцию населения [5]. В начале 2008 г. по первому каналу ТВ неоднократно показывали документальный фильм «Империя добра» - о том, как США в течение длительного времени при помощи спецслужб и своей агентуры внутри стран свергают по всему миру неугодные правительства и радикально меняют политику соответствующих государств. В фильме бывший сотрудник ЦРУ Ф. Эйджи, который лично занимался организацией государственных переворотов в Латинской Америке и прекрасно знаком с этими технологиями, свидетельствует, что распад СССР и Варшавского договора имел много внутренних причин, но эти причины в течение многих лет тщательно формировало ЦРУ.
Публикация фрагментов рассекреченного плана весьма пенна еще и тем, что в нем подробно рассказывается о его исполнителях. Со стороны США этот план курирует Агентство по международному развитию (ЮСАИД). Головная организация во всемирном масштабе - Фонд народонаселения ООН (ЮНФПА), львиную долю финансирования которого составляет вклад США. ЮНФПА, по замыслу авторов меморандума, играет координирующую роль в осуществлении депопуляционных проектов. «США должны объединить страны-доноры, ВОЗ, ЮНФПА, ЮНИСЕФ и Всемирный банк для создания консорциума, который бы помогал наиболее нуждающимся странам в организации... системы здравоохранения, неотъемлемой еоетавной чаетью которой етанет планирование еемьи» [4, с. 21]. ЮНЕСКО призывалось возглавить работу с учениками начальной школы, чтобы внушить им «в процессе формального и неформального обучения» идеал малодетной семьи.
По существу, в меморандуме представлены стратегия и тактика войны нового образца, которая с разным успехом ведется далеко не только в России, но и во многих других странах. Еще весной 1989 г. на страницах журнала «Washington Quarterly» в статье «Глобальные демографические тенденции к 2010 г. в аспекте безопасности США» Пентагон открыто призывался к тому, чтобы «планированию населения» был придан статус программы по разработке новых видов оружия [4, с. 21].
Как видим, те, кто стремится к мировому господству, как говорится, не намерены ждать «милостей от природы» - снижения рождаемости в разных странах, поскольку страны с традиционным укладом, например многие африканские или исламские, не демонстрируют особых признаков снижения рождаемости, и предпринимают самые активные действия по всему миру с целью реализации своих планов.
В связи с вышесказанным в совершенно новом свете представляется широко распространенная теория демографического перехода, активно развивавшаяся западной наукой и в последнее время пропагандируемая в России. Теория утверждает, что все страны в своем демографическом развитии рано или поздно приходят к снижению рождаемости, которое является объективным и неизбежным. Прикрываясь этой теорией, некоторые демографы, тесно связанные с Западом и финансируемые им, снижение рождаемости в России считают закономерным процессом, лежащим в русле общемировых тенденций, и заранее объявляют бесперспективными любые попытки повысить рождаемость в стране.
Таким образом, представители науки, прежде всего западной, возможно неосознанно, осуществляют идеологическое прикрытие подрывных действий таких одиозных организаций, как ЦРУ, реализующих по всему земному шару геноцидные технологии. И это пример глобализации в действии.
К чести западной науки, она нашла в себе силы признать ошибочность долгое время главенствовавшей в демографии теории демографического перехода в связи с тем, что та не подтвердилась на практике, даже несмотря на все попытки ее модернизации, и все чаще подвергалась критике. Наконец Ж. Валлен, президент Международного союза по изучению населения, в своей речи на открытии XXV Международного конгресса по народонаселению, проходившего во Франции в 2005 г., констатировал смерть этой теории [6].
Надо сказать, что представленный пример целенаправленной деструктивной деятельности в области демографии в виде демографических войн далеко не единственный. Наступление на демографическую сферу всего мира ведется самым широким фронтом с применением самых современных достижений науки и, естественно, не афишируется, а наоборот, осуществляется под различными прикрытиями, в том числе и идеологическими.
В связи с изложенным основными принципами обеспечения демографической безопасности в Российской Федерации необходимо считать
> приоритет национальных демографических интересов при соблюдении общепризнанных принципов международного права, прав человека;
> самостоятельность Российской Федерации в выборе форм и методов воздействия на развитие демографических процессов вне зависимости от сложившихся стандартов, принятых в международных организациях и центрах.
Рассмотренные внутренние и внешние факторы, формирующие демографические угрозы, в разной степени влияют на отдельные составляющие демографической ситуации. Наиболее значимые последствия современных демографических угроз проявляются в следующих характеристиках воспроизводства и формирования населения:
• длительное еокращение численности населения (сохранение продолжительного во времени отрицательного естественного прироста) - депопуляция;
• низкий уровень рождаемости, не обеспечивающий простое воспроизводство населения, и большое число абортов, превышающее число рождений;
• высокий уровень смертности, сверхсмертность мужского населения, усиление социальной обусловленности смертности за счет роста алкоголизма, наркомании, заболеваемости туберкулезом, проблем иммунодефицита;
• низкая ожидаемая продолжительность жизни, особенно у мужчин, а также у обоих полов среди некоторых этносов;
• снижение качества человеческих ресурсов (демографический аспект) за счет роста заболеваемости и ухудшения репродуктивного и психического здоровья;
• трансформация брачно-семейных отношений и традиционных ценностей семьи и, как следствие, высокий уровень разводов и рост количества неполных семей, увеличение числа бездетных и малодетных семей, брошенные старики и социальное сиротство, рост внебрачной рождаемости. Все это влечет за собой целый спектр социальных проблем;
Информация о работе Демографическая безопасность России и ее регионов