Девиантное поведение и пути противодействия ему

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 14:59, доклад

Описание работы

Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. В качестве нежелательных почти в равной степени оказывались гении и злодеи, очень ленивые и сверхтрудолюбивые, нищие и богачи. Резкие отклонения от средней нормы как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1.Социальная сущность девиантного поведения……………..…………….4
2.Виды девиантного поведения…….. ………………………………………6
3.Причины отклоняющегося поведения. …………………………………...7
4.Пути противодействия девиантному поведению, методы его контроля и коррекции…………………………………………………………………….10
Заключение……………………………………………………………………18
Список используемых источников…………………………………………..19

Файлы: 1 файл

Девиантное поведение.docx

— 47.09 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Государственный Университет Управления

 

 

 

Институт Государственного Управления и Права

Кафедра: Государственного и муниципального управления

 

Специальность:  Управление государственной и муниципальной собственностью

Форма обучения: дневная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад по дисциплине «Социология управления»  на тему:

«Девиантное поведение и пути противодействия ему».

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка

4 курса, 1 группы

Никитина  Кристина

 

Руководитель:

Филимонов Д.А.

 

 

 

 

 

 

                                                          Москва- 2012

Содержание

 

 

 

 

 

Введение……………………………………………………………………….3

1.Социальная сущность девиантного поведения……………..…………….4

2.Виды девиантного поведения…….. ………………………………………6

3.Причины отклоняющегося поведения. …………………………………...7

4.Пути противодействия девиантному поведению, методы  его контроля и коррекции…………………………………………………………………….10

Заключение……………………………………………………………………18

Список используемых источников…………………………………………..19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Нет ничего более страшного для человека, чем другой человек, которому нет  до него никакого дела.

Осип Мандельштам

 

   Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. В качестве нежелательных почти в равной степени оказывались гении и злодеи, очень ленивые и сверхтрудолюбивые, нищие и богачи. Резкие отклонения от средней нормы как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего.

Социологи называют отклоняющееся поведение  девиантным. Оно подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие писаным или неписаным нормам. В некоторых обществах малейшие отступления от традиций, не говоря уже о серьезных проступках, сурово карались. Все находилось под контролем: длина волос, форма одежды, манера поведения. Так поступали правители древней Спарты в 5 веке до н. э. и советские партийные органы в 20 веке. В 60 – 70-е годы в школе учителя боролись с «длинноволосыми», усматривая в их облике подражание «битлам», насаждали школьную униформу на манер военной, «пропесочивали» на родительских собраниях тех, кто

«неправильно» себя вел.

   В любом случае, отклонения – естественная часть социальной жизни. Их осуждение, регулирование и запрещение, моральное совершенствование не уменьшают отклонений, так как возникают более строгие нормы поведения.

   Специфические отклонения могут исчезать, а другие – появляться. Об этом говорил еще Дюркгейм. Исчезновение крупных преступлений поведет к усилению внимания к более мелким.

    Поведение человека есть результат  взаимодействия его внутренней  природы и процесса социализации, в качестве составных элементов  которого выступают другие индивиды. Следовательно, можно сказать,  что в социальном поведении  человека проявляются генетические  и биологические особенности,  а также то, что он освоил  в процессе воспитания и своего  жизненного опыта.

   Поведение можно определить как  реакцию человека на внутренние  и внешние «раздражители», в числе  которых могут быть как другие  индивиды, так и различная опосредованная  информация, затрагивающая интересы  человека. Поведение может быть  как осмысленным, так и инстинктивным, когда мы, например, оглядываемся на звук шагов идущего за нами человека. Однако для общества небезразлично, какими средствами, методами и действиями пользуется человек (группа, общность), чтобы достичь своих целей.

   Важными детерминантами уровня  дозволенного, так сказать, санкционированного  обществом поведения являются  социальные нормы, закрепленные  в культуре, образе жизни общества, общности, групп и индивидов; отклонения  от них мы рассматриваем как  патологию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Социальная сущность  девиантного поведения.

 

   Под девиантным поведением понимается такое, которое не согласуется с нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества.

   В детстве (в семье и с  ровесниками) человек узнает «что  такое хорошо и что такое  плохо» и вырабатывает регулятор  поведения, т.е. внутренний контроль. Одновременно он находится под  внешним контролем со стороны  больших групп и государства.  Государство имеет монополию  в поддержании порядка и в  определении наказаний. Но отклонений  не удается избежать. Они универсальны, но формы их проявления зависят  от многих факторов (времени, места,  социальных групп и др.)

   Так, время меняет нормы и  их границы. В США в 1919 г.  было запрещен потребление алкоголя, а в 1933 - открыты бары. До 1906 года свободно употреблялись лекарства с опиумом. С конца 50-х потребление наркотиков выросло и пришлось ужесточать законы.

   В разных странах и штатах - разное отношение к абортам,  проституции, азартным играм и  т. д.

   Нормы связаны с классом, профессией, расой, национальностью. То, что  «нормально» в субкультуре, может  быть девиантно в обществе. Например, ношение оружия в банде.

   Различны и наказания: от морального  осуждения до смертной казни.

   Наказание определяется значимостью  нормы. Жизнь, как известно  -высшая ценность. Отсюда суровость наказаний за убийство.

   Девиантное поведение - только такое отклонение, которое признается таковым и выходит за границы меры (терпимости).

   Отклонение (девиация) в сознании  и поведении людей обычно созревает  постепенно. Более того, в социологии  есть понятие «первичная девиация»  (Лемерт, 1951), когда на определенные отклонения окружающие смотрят сквозь пальцы, а человек, игнорирующий некие правила, не считает себя нарушителем. Такие отклонения граничат с незначительными проступками или безнравственными действиями и до поры до времени могут не замечаться (прощаться, игнорироваться), как, например, употребление спиртных напитков со случайными людьми, приводящее к нарушению общественной морали.

   Но есть второй уровень отклоняющегося  поведения (вторичная девиация), когда окружающей социальной  группой или официальными организациями  человек открыто признается нарушителем норм морали и права, что всегда связано с определенной реакцией на его действия.

   При рассмотрении отклоняющегося  поведения важно различать индивидуальные  и коллективные формы девиации, если под первыми понимаются  нарушения требований морали, то  во втором случае отклоняющееся  поведение является отражением  деятельности некоторой социальной  группы - преступной шайки или  изуверской секты, которые создают  некое подобие своей «культуры» (субкультуры) и открыто конфронтируют с принятыми нормами.

   Вместе с тем нельзя, как это  следует из ряда исследований, всякое отклонение считать девиантным поведением. В таком случае все социальные группы и все люди будут подпадать под данное определение, ибо нет в обществе ни одного человека и социальной группы, которые бы во всех случаях жизни абсолютно соответствовали нормам и правилам.

  

2.Виды девиантного поведения.

   В зависимости,  во-первых, от степени причиняемого  вреда интересам личности, социальной  группе, обществу в целом и,  во-вторых, от типа нарушаемых  норм можно различать следующие  основные виды девиантного поведения.

Деструктивное поведение. Причиняющее вред только самой личности и не соответствующее  общепринятым социально-нравственным нормам – накопительство, конформизм, мазохизм и др.

   Асоциальное  поведение, причиняющее вред личности  и социальным общностям (семья,  компания друзей, соседи) и проявляющееся  в алкоголизме, наркомании, самоубийстве  и др.

Противоправное  поведение, представляющее собою нарушение  как моральных, так и правовых норм и выражающееся в грабежах, убийствах и других преступлениях.

Девиантное поведение может выражаться в форме: а) поступка (ударить человека по лицу); б) деятельности (постоянное занятие вымогательством или проституцией); в) образа жизни (преступный образ жизни организатора мафиозной группы, грабительской шайки, сообщества фальшивомонетчиков).

  Девиантное поведение подразделяется на две группы:

1.Поведение,  отклоняющееся от нормы психического  здоровья, т.е. наличие у человека  явной или скрытой психопатологии, эту группу составляют лица: астеники, шизойды, эпилептойды и лица с акцентуированным характером.

2.Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляется, в разных формах социальной патологии – пьянство, наркомания, проституция и пр. Это поведение выражается в форме проступков или преступлений [3].

Формы девиантного поведения:

1. Гемблинг (игровая зависимость)

2. Пищевая девиация

• анорексия

• булимия

3. Сексуальные девиации

• педофилия

• зоофилия

• некрофилия

4. Алкогольная зависимость

5. Наркомания

6. Работоголизм

7. Клептомания

8. Суицидальное поведение

 

3.Причины отклоняющегося  поведения.

   Традиционно причины девиантного поведения подразделяются на две группы:

1.Причины,  связанные с психическими и  психофизиологическими расстройствами;

2.Причины,  связанные с социальными и  психологическими проблемами.

   По отношению к подросткам  и молодежи в отдельную группу  следует выделить причины, связанные  с возрастными кризисами.

   Остановимся более подробно на  каждой из этих групп.

Причины, связанные с психическими и психофизиологическими  расстройствами. По данным М. Раттера (1999), серьезными психическими отклонениями страдают от 5 до 15% детей. Если к этому числу добавить менее тяжелые нарушения и эмоциональные расстройства эпизодического характера, становятся ясными размер и суть проблемы. Лишь малая -часть этих детей попадает на прием к психиатру.

   Среди симптомов психических  и психофизиологических расстройств  Раттер выделяет, прежде всего, следующие:

• Неадекватность поведения ребенка  нормативам, соответствующим его  возрасту и половой принадлежности. Например, тревога при разлуке  с близкими характерна для младенческого возраста, но весьма редка и поэтому ненормальна для подростков;

• Длительность сохранения расстройства. Кратковременные страхи, припадки, нежелание что-то делать могут испытывать большое количество детей. Но если эти  и другие расстройства сохраняются  длительное время, это уже отклонение от нормы. То же относится и к колебаниям в поведении и эмоциональном  состоянии детей;

• Изменения в поведении ребенка, не характерные для него, особенно если их трудно объяснить только с  точки зрения нормального развития и созревания;

• Повторяемость негативных реакций. Например, родители считают, что у  ребенка появились ночные кошмары. Не следует обращать на это особого  внимания, если об этом известно со слов ребенка. Другое дело, если он просыпается  ночью в слезах и это повторяется  часто;

• Ряд симптомов, присутствующих одновременно. Как правило, один, существующий изолированно, симптом не должен вызывать беспокойства, в отличие от ситуации, когда имеют  место несколько сим¬птомов, особенно если они одновременно касаются разных сторон психической жизни.

   Разумеется, все перечисленное следует  оценивать в соответствии со  средой, в которой живет и развивается  ребенок.

   М. Раттером (1999) было осуществлено лонгитюдное 30-летнее исследование развития детей, состоявших на учете в специальных детских клиниках в 1920-х годах в США. Автор обнаружил, что судьба детей, которых приводили в клинику с жалобами на асоциальное поведение, в общем-то, довольно печальна. Став взрослыми, они не только чаще подвергались арестам и заключениям, чем дети, составившие контрольную группу (родители которых никогда не обращались в клинику с жалобами на своих детей), но также испытывали гораздо больше трудностей в браке, имели более низкий заработок, весьма однообразные социальные отношения, худшие профессии, гораздо чаще злоупотребляли алкоголем.

   Из группы детей с асоциальным  поведением только один из  шести во взрослом периоде  жизни отличался психическим  здоровьем; вместе с тем приблизительно  в четвертой части случаев  были выявлены психопатические  расстройства личности. Эти последствия  наиболее часто встречались у  тех детей, асоциальное поведение  которых было и частым, и разнообразным,  проявлялось к тому же за  пределами семьи или круга  друзей ребенка. Дети, которые,  став взрослыми, приобрели психопатические  личностные расстройства, в детстве  значительно чаще проявляли агрессивность  по отношению к незнакомым  людям или лицам, обладающим авторитетом[4].

Информация о работе Девиантное поведение и пути противодействия ему