Девиантное поведение и пути противодействия ему

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 14:59, доклад

Описание работы

Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. В качестве нежелательных почти в равной степени оказывались гении и злодеи, очень ленивые и сверхтрудолюбивые, нищие и богачи. Резкие отклонения от средней нормы как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1.Социальная сущность девиантного поведения……………..…………….4
2.Виды девиантного поведения…….. ………………………………………6
3.Причины отклоняющегося поведения. …………………………………...7
4.Пути противодействия девиантному поведению, методы его контроля и коррекции…………………………………………………………………….10
Заключение……………………………………………………………………18
Список используемых источников…………………………………………..19

Файлы: 1 файл

Девиантное поведение.docx

— 47.09 Кб (Скачать файл)

 

Коррекция личности девианта

 

Функции процесса перевоспитания:

1. Воспитательная — восстановление положительных качеств, которые преобладали до появления «девиантности», обращение к памяти подростка о его добрых делах.

2. Компенсаторная — формирование  стремления компенсировать тот  или иной социальный недостаток  усилением деятельности в той  области, в которой он может  добиться успехов, которая позволит  ему реализовать свои возможности,  способности и, главное, потребность  в самоутверждении.

3. Стимулирующая — активизация  положительной социально полезной  предметно-практической деятельности  молодого человека; она осуществляется  посредством осуждения или одобрения,  т.е. заинтересованного, эмоционального  отношения к личности, ее поступкам.

4. Корректирующая— исправление отрицательных качеств личности молодого человека и применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивации, ценностных ориентаций, установок, поведения.

5. Регулирующая — это способ воздействия социальной группы (либо ее представителей) на личность, вызывающий изменение степени участия последней во внутригрупповых процессах и групповой деятельности в целом. По своим проявлениям регуляция развивается от уровня взаимных влияний участников непосредственного межличностного общения до уровня активной саморегуляции и самоконтроля.

Этапы коррекционной работы в подростковых и молодежных девиантных группах:

1. Формулировка социально-психологической  и педагогической проблемы.

2. Выдвижение гипотез о причинах  девиантного поведения.

3. Диагностический этап.

4. Выбор методов и технологий  коррекционной работы.

5. Использование методов, методик  и технологий коррекционной работы.

6. Разработка программы социопсихокоррекционной работы с детьми и молодежью.

7. Контроль над ходом и эффективностью программы [2].

 Определение причин отклоняющегося поведения:

- выяснить особенности ближайшего  социального окружения — семьи,  дворовых компаний, неформальных  групп и др.

- выяснить, какие потребности он  удовлетворяет своей принадлежностью  к неформальному объединению:  хочет ли самоутвердиться или  получить социальную защищенность  в группе, реализовать мотивацию  дружеского общения или удовлетворить  потребность в алкоголе, наркотиках  и др.;

- проследить путь, который привел  подростка именно в эту группу;

- определить субъективное отношение  подростка к себе, своему поведению,  социальному окружению, и разницу  между этим отношением до и после включения в группу[6]

Задачи:

1) развить социальную активность, побудить и привить интерес  к себе и окружающим;

2) научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения;

3) привить уважение к членам  коллектива, помочь обрести социальный  статус, выполнять определенную  роль в коллективе;

4) пробудить и привить интерес  и способность к творчеству, его  прикладным видам, научить организации  творческих контактов;

5) оптимизировать положительный опыт, нивелировать опыт девиантного поведения; создать и закрепить позитивные образцы поведения.

  Основные методы регулирования: 

   Информационный метод. Сущностью  его является информирование  людей о нормативных требованиях,  которые к ним предъявляют  государство и общество.

   Социально-профилактический метод.  Его целью является выявление,  устранение и нейтрализация причин  и условий, вызывающих различного  рода негативные явления. Сущностью  этого подхода является система  социально-экономических, общественно-политических и организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством и обществом для того, чтобы устранить или минимизировать причины девиантного поведения.

   Применение санкций. Сущностью  этого метода является наказание  преступника на основании уголовных  законов. Но преодолеть преступность  невозможно только путем наказания  преступников, поэтому наказание  — это средство вспомогательное,  главное — выявление и устранение  социальных причин негативных  явлений.

   Медико-биологический метод. Вменяемый  человек способен воздерживаться  от преступных действий. Когда  же под влиянием психофизиологических  причин он этого сделать не  может, такое состояние субъекта  рассматривается как невменяемость,  требующая применения мер не  социального, а медицинского характера.  Но медико-биологическое воздействие  может играть лишь вспомогательную  роль, дополняя на основе и  в рамках закона социальные  меры.

   Все перечисленные методы направлены  на то, чтобы поставить девиантное поведение под социальный контроль, - особый механизм социальной регуляции поведения и поддержания общественного порядка, состоящий из двух элементов: 1) социальных норм - предписаний того, как надо правильно себя вести в обществе; 2) социальных санкций - системы вознаграждений (позитивных санкций) за выполнение норм, за конформизм и средств наказаний (негативных санкций) за отклонение от них, т.е. за девиантность. Позитивные и негативные санкции могут быть формальными (идущими от имени официальных учреждений: прокуратуры, судов, милиции, медицинских учреждений, социальных служб ) и неформальными (от лица небольших групп людей - семьи, круга родственников, друзей и знакомых).

   Социальный контроль осуществляется  с помощью различных средств.  Так, в процессе социализации  индивид усваивает определенные  ролевые требования, принимает содержание  ролей и осознает необходимость  их выполнять.

   Покольку индивид является членом многих социальных групп, то средством контроля за девиантным поведением является групповое давление. Санкции за нарушение групповых культурных норм могут варьироваться от замечания до изгнания из группы.

   В больших социальных группах  и обществе в целом в качестве  средства контроля применяется  принуждение. Когда отдельный  индивид не желает соблюдать  законы, следовать нравственным  регуляторам и формализовать  процедуры, группа или общество  прибегают к принуждению, чтобы  заставить его поступать так  же, как и все.[1]

  

 

Основные  факторы социального контроля:

1. Методы и средства социального  контроля должны быть адекватны  конкретным видам девиантного поведения. Основным средством социального контроля должно стать удовлетворение различных потребностей и интересов лиц, склонных к “ненормальному” поведению. Так, научное, техническое и другие виды творчества могут служить серьезной альтернативой разным формам противоправного, и аморального поведения.

2. Существенное сужение репрессивных  мер воздействия. Лишение свободы  приводит личность к социальной  и нравственной деградации и  может использоваться лишь как  крайняя мера воздействия. Следовательно,  в отношении молодых правонарушителей  допустимо сокращение сроков  лишении свободы, отсрочка исполнения  приговора, условно-досрочное освобождение  и главное изменение условий  содержания.

3. Создание гибкой и разветвленной  системы социальной помощи, включающие  государственные, общественные, благотворительные  и иные структурные звенья. Неплохо  зарекомендовали себя общественные  организации по принципу “самопомощи” (группы анонимных алкоголиков,  наркоманов или освобожденных  из мест лишения свободы).

4. Нравственное вознаграждение и духовное развитие граждан на принципах общечеловеческой морали и духовных ценностей, свободы совести и слова, индивидуального поиска смысла жизни (кризис духа или утрата смысла жизни – важный фактор девиантного поведения ). Создание ”институтов согласия” и “институтов посредничества”, которые бы принимали на себя функции уголовного и административного правоприменение сообразно тяжести проступка или преступления, личности правонарушителя, условиям совершения противоправного деяния.

5. Жесткий контроль за потоком видеозаписей, содержащих сцены насилия, жестокости. Ориентация молодежи на “изделия” черного рынка, где проповедуется культ насилия и примитивный секс, формирует криминальные установки и ущербное самосознание.

6. Изменение менталитета граждан,  выросших в условиях тоталитаризма.  Формирование средствами массовой  информации, учебными и просветительскими  организациями более терпимого  и милосердного отношения к  инакомыслящим и инакодействующим (сексуальным меньшинствам и др.).

7. Подготовка и переподготовка  кадров, которые были бы способны  работать с представителями “социального  дна”: работников правоохранительных  органов, особенно специализирующихся  на работе с молодыми правонарушителями  в местах лишения свободы; социальных  педагогов и социальных психологов; врачей-наркологов и социальных  работников – всех тех, кто  уже сегодня работает в контактной зоне с девиантами [1].

Заключение

 

   Происходящая в России трансформация экономических отношений, формирование капиталистического уклада жизни сопровождается углублением социального неравенства, и, как следствие, ростом сопутствующих ему негативных явлений: преступности, алкоголизма, наркомании, проституции и т. п.

На  мой взгляд некоторая часть населения опасается неясности будущего, отсутствия перспектив. С одной стороны, образование не гарантирует не только построения успешной карьеры, но и получения рабочего места, при этом, при этом становясь платным, оно уже сейчас многим не по карману. С другой стороны, честный труд не гарантирует материального благополучия, а пример преуспевающих девиантов, их безнаказанность, подталкивает к несоблюдению и нарушению закона.

         Таким образом, можно сделать  следующие выводы: отсутствие стабильности  и перспективы, дороговизна жизни,  безработица, лишающая людей заработка,  способствуют обнищанию населения,  росту не только социальной  апатии как у взрослого, так и у подрастающего поколения, но и недовольства, агрессивности, стремлению решать свои материально-финансовые проблемы противоправными способами.

   Роль социальной среды в формировании социальных отклонений вплоть до преступного поведения признается и западными учеными. Поэтому должны быть и новые социальные программы борьбы с отклонениями. Они должны способствовать социальной терапии всего общества, повышению его физического здоровья, культуры и благосостояния. Только путем изменения организационной культуры общества можно выйти на более высокие уровни социальных отношений, что будет способствовать росту социальных форм поведения населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемых источников

 

 

  1. Афанасьев В., Гилинский Я. « Девиантное поведение и социальный контроль в условиях кризиса российского общества », Спб 2003 г.
  2. Клейберг Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков. Кемерово, 2000
  3. Бачинин В.А. Антропология анормативного поведения // Общественные науки и современность. – 2001.
  4. Фролов С. С. « Социология », Гардарики, Москва 2000 г.
  5. Подковко Е.Н., Селезнёва Н.Г. журнал «Психология, социология и педагогика», статья «Социально-педагогические условия организации деятельности социального педагога с подростками девиантного поведения» №6 ,2012.
  6. И. Ю. Сотник .Журнал «Детский дом» ,статья «Предпосылки девиантного поведения»№4,2011.
  7. Г.А. Магомедов.Журнал «Современная наука», статья «Социально-педагогические факторы девиантного поведения» №4,2011.

 


Информация о работе Девиантное поведение и пути противодействия ему