Девиантное поведение и пути противодействия ему

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 14:59, доклад

Описание работы

Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. В качестве нежелательных почти в равной степени оказывались гении и злодеи, очень ленивые и сверхтрудолюбивые, нищие и богачи. Резкие отклонения от средней нормы как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1.Социальная сущность девиантного поведения……………..…………….4
2.Виды девиантного поведения…….. ………………………………………6
3.Причины отклоняющегося поведения. …………………………………...7
4.Пути противодействия девиантному поведению, методы его контроля и коррекции…………………………………………………………………….10
Заключение……………………………………………………………………18
Список используемых источников…………………………………………..19

Файлы: 1 файл

Девиантное поведение.docx

— 47.09 Кб (Скачать файл)

   Одной из самых распространенных  причин социального характера  является влияние социального  окружения, в котором живет  и развивается ребенок. Развиваясь в социально неблагополучной среде, подросток усваивает ее нормы и ценности, даже если они противоречат принятым в обществе, для ребенка они — наиболее правильные, поскольку он не имеет опыта жизни в иной социальной среде.

   Причиной может стать и социально  благополучная, но низкая по  уровню материального обеспечения  среда. Если у ребенка, воспитанного  в такой среде, не сформированы  моральные нормы и ценности, навыки  самостоятельного планирования  жизни, он может преступить  принятые в обществе нормы  поведения — сначала в виде  протеста против своих условий  жизни, а затем нарушить закон  с целью повышения материального  уровня своего жизни (кражи,  махинации и т. д.). Причиной  может быть и социально, и  материально благополучная среда.  При несформированности моральных норм, отклонениях в развитии, конфликтах со взрослыми ребенок, воспитывающийся в благополучной атмосфере, может пуститься на «поиски приключений» или найти поддержку в неблагополучной среде и начать следовать ее законам и нормам.

   Существуют концепции, в которых  авторы перечисляют смешанные  психофизиологические и социальные  причины девиантности.

   Так, В. Клайн выделяет шесть типов юных правонарушителей с психотерапевтической точки зрения.

1.Он  просто «валяет дурака». Есть подростки, поведение которых изобилует шалостями и неблаговидными поступками. Поздние приходы домой, обман, школьные прогулы, безбилетное посещение кино. Такие подростки могут постоянно дразнить и обижать братьев и сестер, спустить соседу шину в автомобиле, подложить «дымовушку» на школьной дискотеке, попробовать наркотики. «Шутники» могут без разрешения, не имея прав, укатить на вашем автомобиле, «расписать» краской соседский забор или стену школьного здания.

2.Враг  родителей. Причиной плохого поведения  таких подростков может быть  и месть одному или обоим  родителям. С течением времени  их враждебность по отношению  к ним перерастает в настоящую  войну. Нередко враждебность сына-подростка  обрушивается на родителей как  гром среди ясного неба. Они  не понимают, что все эти годы  он подавлял в себе негативные  чувства, а теперь они вырвались  наружу.

3.Испорченный  ребенок. Такого ребенка зачастую  называют личностью с асоциальной  направленностью. Ни в интеллектуальном, ни в эмоциональном развитии у него нет отклонений. Но в поведении у него есть явное отклонение — контакты с правонарушителями. Как правило, это свидетельствует о том, что ребенок вырос в неблагополучной семье. И теперь он живет по нормам своего порочного окружения. Он принял нормы преступного мира и подчиняется им.

4.Органик.  Это ребенок с мозговой травмой  или задержкой умственного развития. Это «расторможенный» ребенок,  у которого нарушения дисциплины  объясняются ослабленным интеллектом  и отсутствием способностей оценивать  свои поступки. К несчастью, таких  детей часто дразнят или мучают  сверстники, потому что они не  такие как все или кажутся  беззащитными.

5.Психотики.  Это умственно неполноценные,  больные дети. Для них характерны  галлюцинации, мания преследования,  всевозможные навязчивые мысли.  Один такой четырнадцатилетний  подросток застрелил отца и  мать. Объяснял он свой поступок  просто: «Мне пришлось это сделать.  Они не давали мне застрелить  директора школы».

6.Дурное  семя. Этот тип подростков называют  еще первичными психопатами. Для  них характерны хронические правонарушения  в течение всей жизни, здесь  уже ничего не поможет. Это  отклонение проявляется с самого  раннего возраста, часто еще в  дошкольные годы. Обычно такой  ребенок постоянно совершает  асоциальные поступки, несмотря  на то, что попадается и знает,  что наказание неотвратимо. Он  никого не может любить по-настоящему. У него нет чувства ответственности,  ему нельзя доверять. Ему неведомы  чувства стыда и вины.

 

4.Пути  противодействия девиантному поведению, методы  его контроля и коррекции.

   Система социального контроля:

   В отечественной научной литературе определены и описаны (Я.И. Гилинский, А.М. Яковлев и др.) восемь компонентов, образующих систему социального контроля девиантного поведения.

1) индивидуальные действия, проявляющиеся  в ходе активного взаимодействия  индивида с социальной средой. Реакция социальной среды на  индивидуальное действие зависит  от объективно существующей социальной  шкалы оценок;

2) шкала оценок - производное от системы ценностей, идеалов, жизненных интересов и устремлений социальной группы, класса, общества в целом;

3) Результатом действия социальной  шкалы оценок является категоризация  индивидуального акта, т. е. отнесение  его к определенной категории  действий (социально одобряемой  или порицаемой). Это, в свою  очередь,  зависит от характера  общественного самосознания;

(4) характер общественного самосознания - общественная самооценка и оценка  группой ситуаций, в рамках которых  она действует (социальная перцепция). От состояния общественного самосознания непосредственно зависят характер и содержание социальных действий;

5) социальные действия -  выполняют  функцию позитивных или негативных  социальных санкций. Реакция индивида  на социальное действие зависит  от индивидуальной шкалы оценок;

(6) индивидуальная шкала оценок - производное от системы ценностей, идеалов, жизненных интересов и устремлений индивида. Результатом функционирования индивидуальной шкалы оценок является самокатегоризация индивида.

7) самокатегоризация индивида - принятие роли, отождествление с определенной категорией лиц). Самокатегоризация индивида зависит от индивидуального самосознания;

8) индивидуальное самосознание - самооценка  и оценка ситуации, в рамках  которой действует индивид (индивидуальная  перцепция). От характера индивидуального  самосознания непосредственно зависит  последующее индивидуальное действие, являющееся реакцией на социальное  действие.

 

Каждый  из компонентов системы социального  контроля может подвергаться внешнему и внутреннему воздействию, корректировке. Социальный контроль связан с системой факторов, изменяющей социальное поведение  индивида, его сознание, мотивацию, оценку и самооценку, и т.п. В связи  с этим следует учитывать то, что  социальный контроль может либо усиливать  воздействующие в обществе отклонения, либо смягчать их, приводить в норму.

 

Коррекционно-воспитательная деятельность направлена главным образом, на разрушение определенных установок, представлений, ценностей, мотивов, стереотипов  поведения и формирование новых  с целью достижения самореализации личности в обществе. Посредством  коррекционно-воспитательной работы требуется  решить для обеих сторон возникший  конфликт «личность — общество», «личность — социальная среда», «личность — группа», «личность—личность».

 

Необходимость в коррекционно-воспитательной деятельности возникает в случаях отклонения в поведении ребенка, подростка, юноши, вызванных, главным образом, социальными нарушениями (то есть без  патологии – А.Х.)

 

Этапы асоциального поведения определяются тремя признаками:

а) степень нарушения общественных требований, норм, законов со стороны  личности, которая определяется путем  анализа совершенных действий;

б) степень несоответствия диспозиции личности общественным требованиям, нормам и законам. Она определяется через  анализ отношения личности к этим требованиям, а также оценку собственного поведения;

в) единичность и рецидивность асоциальных действий.

 

На  каждом этапе асоциального поведения  личности предполагается определенная реакция со стороны общества в  форме помощи или санкций.

Исходя из сказанного, предлагается модель изучения конкретного девиантного поведения для последующей социально-педагогической и психологической коррекции:

1. Диагностика нарушения общественных  требований, норм и законов, их  единичность и рецидивность.

2. Отношение личности к социальным нормам, требованиям и собственному поведению.

3. Стимулы и санкции.

4. Институты, осуществляющие социализирующие  влияния.

5. Социальный прогноз.

 

   На первом этапе может не быть девиантного поведения в «чистом» виде, а могут проявляться некоторые его симптомы:

непослушание, отрицание, невыполнение некоторых  социальных требований (семьи, школы, социальной группы).

Как правило, причины - в неправильном воспитательном воздействии. Социальный контроль совершает  попытку это воздействие компенсировать. Социальная помощь должна быть направлена:

- на корректировку воспитательного  воздействия (помощь педагогам,  родителям);

- на конкретную личность и носить  характер измененной воспитательной  деятельности.

При успешной работе социальный прогноз  может быть положительным, в противном  случае возможны два исхода: или  личность сама справляется с проблемами, или девиантное поведение закрепляется.

    Второй этап характеризуется дальнейшими нарушениями социальных норм, требований и первыми проявлениями противозаконных действий (мелкие кражи, обман, хулиганство). Возможно вхождение в малые группы с выраженным асоциальным характером поведения.

 

Варианты  отношения личности к социальным нормам:

а) личность воспринимает свое поведение  как нормальное и соответствующее  собственным ценностям и установкам;

б) личность одобряет свое поведение, считает, что оно соответствует не столько  ее собственным нормам и ценностям, сколько нормам и ценностям ближайшего социального окружения или социальной группы, к которой она стремится;

в) личность оценивает свое поведение  отрицательно, считает, что оно не отвечает ее собственным ценностям  и установкам.

В случае своевременного внимания и успешной коррекционной помощи прогноз будет  положительным. В противном случае вероятно дальнейшее углубление нарушений  в социальном поведении.

    На третьем этапе девиантного поведения его характеристика включает: рецидивы противозаконных действий и накопление социального опыта в этом отношении (кражи, насилие, грубое хулиганство, спекуляция, проституция и др.).

Личность  либо принимает свое поведение как  нормальное, соответствующее его  собственным ценностям и установкам, либо у нее наступает «кризис  идентификации». Это кризис представления  о себе и оценке общественного  мнения на свой счет, что ведет к  социальному конфликту, часто завершающемуся идентификацией с образом, который  окружающие имеют о нем. (Принятие ярлыка, стигмы – А.Х.)

На  этом этапе коррекционная помощь должна носить интенсивный характер с целью разрушения социально  отрицательных диспозиций и формирования новых, социально-релевантных.

   Санкции могут носить принудительный характер в специализированных воспитательных учреждениях по решению суда, по предложению родителей, учителей, психологов и др. с целью отрыва от вредного влияния окружающей социальной среды.

На  данном этапе существует минимальная  вероятность того, что личность справится  с проблемами.[7]

    Четвертый этап — устойчивое девиантное поведение — включает в характеристику рецидив и тяжесть противозаконных действий, возможное проявление опасных социальных отклонений, включение в группы с постоянно выраженным асоциальным характером.

Возможно, что личность отрицательно оценивает  свои действия, но испытывает недоверие  к собственным возможностям для  их преодоления.

Характер  и содержание коррекционной деятельности сохраняются такими же, как и на третьем этапе. Существует возможность успешного решения проблем, возможен отказ от асоциальных действий, но благоприятный результат в целом затруднен тем обстоятельством, что «наклеивание ярлыка» (стигматизация) уже произошло. Поэтому при неудачной помощи формируется устойчивая готовность к девиантному поведению.

    Пятый этап — устойчивое, особо опасное девиантное поведение, характеризующееся устойчивыми асоциальными действиями и тяжелыми социальными отклонениями. Проявления отношения к социальным нормам со стороны личности сохраняются, как и на предыдущем этапе.

   На данном этапе существует незначительная вероятность благоприятного исхода, так как отчуждение личности от общества стабильное.

   При неудачной коррекционной помощи сохраняется устойчивая готовность к постоянному девиантному поведению. Приведенные этапы девиантного поведения имеют условный характер, так как каждый отдельный девиантный акт является специфическим комплексом характеристик нарушения и личностной мотивации, и социального поведения.[5]

Информация о работе Девиантное поведение и пути противодействия ему