Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 22:45, контрольная работа
Каждый человек живёт в обществе, взаимодействует с обществом и развивается в нём. Так же как общество оказывает влияние на человека, так и человек может влиять на общество примером этого может служить изобретение таких необходимых современному человеку автомобилей и самолетов. Изобретение нового способствует развитию общества, как целого, так и каждого человека в частности. Но человек может совершать не только хорошие поступки, но и поступки неодобряемые социумом. Если человек по каким-то причинам не соответствует социальным нормам, то в этом случае говорят о девиантном поведении этого человека. «Девиантное поведение (лат. deviatio - отклонение) - форма проявления отношений индивидов и социальных групп к нормам и ценностям социальной системы, в которой они действуют»
Введение……………………………………………………………… 3
Основные виды отклоняющегося поведения………………………. 4
1. Агрессия и агрессивность…………………………………………..4
2. Делинквентное поведение…………………………………………..8
3. Аддиктивное (зависимое) поведение……………………………..11
4. Аутоагрессивное поведение ………………………………………15
Список литературы…………………………………………………...21
В первые годы жизни ребёнка, это может быть сильное упрямство, драчливость, крики, вспышки гнева, но эта агрессия не направлена на окружающих и может быть следствием дискомфорта, фрустрации или проявлением беспомощности.
В более позднее время, агрессия
это результат конфликтов со сверстниками,
при этом учёные говорят о том,
что мальчики чаще, чем девочки
используют физическую агрессии к окружающим,
тогда как девочки более
Подростковая агрессия – это
чаще всего, переживание своих неудач,
стремление выделиться, низкая самооценка,
иногда самые жестокие проявления агрессии
демонстрируют подростки, в семье
которых наблюдается
Очень часто агрессивные и жестокие
явления совершаются группой
подростков, это связано с тем,
что роль конкретного члена группы
как бы теряется среди других членов
этой группы, что приводит к тому,
что теряется личная моральная ответственность
за совершаемые действия. Совершение
агрессивных поступков
Факторы, влияющие на формирование агрессии.
В психологических исследованиях выделяются биологические, внешние, индивидуальные социальные факторы формирования агрессии.
К биологическим относятся: наследственность, аномалии в хромосомах, влияние гормонов и т.д.
Среди внешних выделяют: жару, шум, загрязнённый воздух.
Индивидуальные факторы- это такие личностные черты например как тревожность, раздражительность и т.п.
Среди социальных факторов влияющих на усвоение агрессивной модели поведения Р. Бэрон и Д. Ричардсон выделяют: отношения в семье, отношения со сверстниками, влияние СМИ и наблюдаемых примеров насилия. Рассмотрим эти факторы подробнее.
Семья - это самое важное в жизни любого ребёнка, в семье он учится первому взаимодействию с окружающими людьми, до определённого момента дети считают самыми умными и авторитетными, поэтому неудивительно, что многие стили поведения дети перенимают у своих родителей.
Существуют семьи, в которых агрессия и жестокость по отношению к другим членам семьи находится в порядке вещей, что приводит к тому, что ребенок, вырастая, перенимает у родителей эту модель поведения, и строит уже свою семью по этому принципу.
Иной пример семьи, когда ребёнок растёт в семье, где его слишком сильно любят и всё позволяют, либо наоборот его не любят, его интересы никого не волнуют, такой ребёнок предоставлен сам себе. В первом случае агрессия – следствие неправильного воспитания и будет средством самоутверждения, мести и самопроверки, как уже писалось выше. Во втором случае агрессия- следствие недостаточного внимания со стороны родителей, и выступает как способ обратить на себя внимание.
Дети перенимают стили поведения
не только у своих родителей, но и
у сверстников и из средств
массовой информации. Попытки подростка
быть похожим на своих друзей иногда,
приводят к тому что подростком перенимаются
стили поведения его
Довольно высоко влияние на формирование агрессии средств массовой информации, по телевизору каждый день есть фильмы с проявлением жестокости, мы читаем о преступлениях в газетах и журналах, немало компьютерных игр, где все друг друга убивают, всё это накладывает свой негативный отпечаток на поведение и психику подростков.
Делинквентное поведение
«Делинквентное поведение - не наказуемые с точки зрения Уголовного кодекса РФ правонарушения, как то: мелкое хулиганство, незначительное хищение продуктов в магазине со стороны покупателя (хищение продавца считается должностным преступлением), мелкое воровство в транспорте или на рынке, драки без нанесения тяжких телесных повреждений, обман (обсчет) покупателя продавцом, обман налогового инспектора, опоздание на работу, переход улицы или курение в неположенном месте и другое. В перечень делинквентного поведения школьников, по данным зарубежных и отечественных социологов, обычно входят такие проступки, как: не вернуться ночью домой, употребить алкоголь, приставать к взрослым, драться, незаконно хранить оружие, нанести тяжкие телесные повреждения кому-либо холодным оружием, воровать, прогулять занятия, курить марихуану, уйти из школы, отбирать карманные деньги у других школьников, нарушать порядок в общественных местах, испортить общественное имущество, писать или рисовать краской на стенах и другое. Для взрослых и подростков к делинквентным поступкам можно также отнести все или большинство административных правонарушений»
Иногда понятие «делинквентное поведение» путают с понятием «девиантное поведение», что не совсем правильно, поскольку понятие «девиантное поведение» более широкое и помимо делинквентного поведения оно включает в себя другие виды нарушений поведения.
Как форма девиантного поведения делинквентное поведение имеет ряд особенностей:
1. это самый неопределённый вид нарушений поведения;
2. делинквентное поведение регулируется правовыми нормами;
3. делинквентное поведение - одно из самых опасных видов девиаций, так как оно нарушает общественному порядку;
4. такое поведение осуждается
и наказывается в любом
5. противоправное поведение - это
конфликт между личностью и
обществом, между
Факторы, влияющие на формирование делинквентного поведения.
социальные факторы. К данной категории
относят слабость власти, несовершенное
законодательство, низкий уровень жизни.
К этой же категории относится
и такое явление как «
Существенную роль в формировании делинквентности играет неподходящая микросоциальная среда: родители-алкоголики и / или наркоманы, «плохая компания», непонимание родителей, нехватка родительского внимания, конфликты подростка с семьёй и родственниками и тому подобное.
Об антисоциальном поведении ребенка можно говорить только в случае если ребёнок достиг 6-8 лет, поскольку более раннем возрасте нарушение поведение не осознается в полной мере.
В 6-11 лет делинквентное поведении может проявляться в мелком хулиганстве, лживости воровстве, нарушении школьных правил и побегах из дома. Подростки 12-17 лет проявляют делинквентность более осознано, помимо привычных краж и хулиганства у мальчиков и краж и проституции у девочек, появились новые формы проявлений данного вида нарушений поведения такие как: рэкет, мошенничество, торговля оружием и наркотиками, сутенёрство, грабежи иностранцев и так далее. Большая часть преступлений совершенных подростками - групповые, преступления снижают ответственность каждого из членов группы, за совершаемое действие.
Среди подростков - правонарушителей можно выделить несколько групп:
1. подростки, у которых по
каким-то причинам не развиты
высшие чувства (совесть
2. подростки с
3. подростки, которые перенимают такой тип поведения у своего окружения.
4. подростки с психическими и невротическими заболеваниями.
5. подростки, которые
Конституциональный фактор. Влечения ребенка могут быть настолько сильными что, например, под влиянием голода, ребёнок может начать воровать.
Влияние психопатий и акцентуаций характера на делинквентное поведение.
А. Е. Личко в своей книге «Психопатии и акцентуации характера у подростков» пишет о том, что по данным исследований при психопатиях делинквентность встречается в 49% случаях, а при акцентуациях характера всего в 29% . при этом наиболее часто делинквентность встречается у неустойчивого типа психопатий и акцентуаций.
Мотивация делинквентного поведения.
Мотивация выполнения или невыполнения каких-либо правил, поступков или стилей поведения может быть разной.
Мотивами к делинквентному поведению могут быть: стремление получить удовольствие, самоутверждение, фрустрация, желание комфорта или изменения социального статуса, протест, стремление нарушать запреты, склонность к риску, скука и так далее.
В психоаналитических исследованиях, бессознательной мотивации, делинквентность рассматривается как следствие внутреннего конфликта и примитивной защиты. При антисоциальном поведении бессознательная мотивация делинквентного поведения может быть такой как:
- желания, которые требуют
- бессильный гнев, отчаяние;
-зависть и побуждение к
-недоверие;
-обида и желание отомстить;
- фантазии величия и
Таким образом, в качестве мотивации к делинквентному поведению может выступать множество как социальных, так и личностных факторов и прежде чем строго судить, о человеке нужно понять мотивы его поведения.
Аддиктивное (зависимое) поведение
Зависимое поведение представляет собой очень сложную социальную проблему, поскольку может привести к конфликтам с окружающими, часто приводит к потере работоспособности, а в некоторых случаях и жизни зависимого человека.
В одном из словарей можно встретить такое определение: «Аддиктивное поведение (от англ. Addiction – пагубная привычка, склонность) - одна из форм девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности». [6] . из этого определения понятно, что объектом зависимости может быть не только привычные, алкоголь, табак и наркотики, но и в теории любой другой объект, например, физические упражнения и секс.
В соответствии с современными представлениями выделяют следующие формы аддиктивного поведения:
-химическая зависимость (
- нарушения пищевого поведения (булимия, анорексия);
- гэмблинг - игровая зависимость ( зависимость от компьютерных игр, интернета и азартных игр);