Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 22:45, контрольная работа
Каждый человек живёт в обществе, взаимодействует с обществом и развивается в нём. Так же как общество оказывает влияние на человека, так и человек может влиять на общество примером этого может служить изобретение таких необходимых современному человеку автомобилей и самолетов. Изобретение нового способствует развитию общества, как целого, так и каждого человека в частности. Но человек может совершать не только хорошие поступки, но и поступки неодобряемые социумом. Если человек по каким-то причинам не соответствует социальным нормам, то в этом случае говорят о девиантном поведении этого человека. «Девиантное поведение (лат. deviatio - отклонение) - форма проявления отношений индивидов и социальных групп к нормам и ценностям социальной системы, в которой они действуют»
Введение……………………………………………………………… 3
Основные виды отклоняющегося поведения………………………. 4
1. Агрессия и агрессивность…………………………………………..4
2. Делинквентное поведение…………………………………………..8
3. Аддиктивное (зависимое) поведение……………………………..11
4. Аутоагрессивное поведение ………………………………………15
Список литературы…………………………………………………...21
Эдвин Шнейдман в своих исследованиях описал некоторые характеристики суицида, среди которых: чувство оторванности от общества, невыносимая душевная боль, ощущение беспомощности и мысли о том, что самоубийство единственный способ решения проблем.
«Большинство ученых, работающих в области социологии, верят, что социальная структура и жизненные ценности могут оказывать существенное влияние на рейтинг суицида. Французский социолог Дюркгейм доказал, что рейтинг самоубийств напрямую связан с социальной интеграцией человека — то есть степенью, согласно которой индивид чувствует себя частью большой группы. Дюркгейм считал, что самоубийство более вероятно, когда человек испытывает недостаток социальных отношений, особенно, когда такая проблема встает передним внезапно, например, при потере работы. Значение фактора одиночества при анализе причин суицида видно и из того, что рейтинг суицида среди взрослых ниже у женатых, чем у разведенных, вдовых или одиноких людей.
Ученые обнаружили, что
лица, склонные к суициду, по-видимому,
не испытывают больших стрессов в
своей жизни, чем другие; они скорее
имеют некоторую патологию
Особенности суицидального поведения подростков.
Самое большое количество
самоубийств совершаются
«Эрик Эриксон (1996) отмечает, что во время подросткового кризиса индивид глубоко вовлечен в процесс интеграции эгоидентичности. Идентификация по Эриксону включает преемственность с индивидуальным прошлым, чувство постоянства, а также целостное ощущение Я, включающее цели, задачи и стиль жизни наряду с сексуальной идентификацией. Диффузия идентичности, которая до определенной степени наблюдается у всех подростков, особенно выражена у подростков с психологическими проблемами; она характеризуется чувством неуверенности, беззащитности и бесцельности.
На пути к достижению идентичности подросток проходит ряд этапов: регрессию к инфантильному уровню со стремлением отстрочить обретение взрослого статуса; смутное, но устойчивое состояние тревоги, связанное с социальной незрелостью; чувство изоляции и опустошенности из-за страха утратить собственную идентичность в интимно-личностных отношениях; ожидание чуда, которое может внезапно изменить жизнь; страх перед общением, особенно с противоположным полом; враждебность и презрение к существующим общественным ролям; презрение к отечественному и переоценка всего иностранного; стремление стать «ничем» в качестве единственного способа самоутверждения.
Подросток, не знающий, что он из себя представляет, начинает принимать алкоголь и наркотики из стремления к самопознанию, с целью нащупать внешние границы своего Я, ускользающие от него, когда он послушно функционирует в трезвом упорядоченном мире. Употребление ПАВ помогает также юношам и девушкам временно «выходить из себя», ослабляя кризис идентичности с его болезненными конфликтами с родителями и сверстниками и мучительными колебаниями в выборе профессии. Участие в группе наркоманов облегчает обретение статуса, который зависит здесь не столько от личных качеств, сколько от возможностей добывания наркотика, предоставления места для сбора компании и т. п.
В.Л. Хайкин (1989) выделяет три типа суицидальной прсдиспозиции у подростков: 1) предиспозиция эмоционального отвержения; преобладает у подростков 12-16 лет; 2) предиспозиция избежания с самоустранением, где используются инфантильные способы психологической защиты; преобладает у подростков 14-18 лет; 3) агрессивно-оппозиционная предиспозиция чаще наблюдается у подростков 14-16 лет.
Е. М. Вроно и Н.А. Ратинова (1989) подчеркивают, что психически здоровые подростки, совершая манипулятивные демонстративные суициды, часто наносят реальный вред своему здоровью из-за неадекватного прогнозирования медицинских последствий в связи с собственной некомпетентностью. Специфическим подростковым типом суицидального поведения является суицид с мотивацией самоустранения, для которого характерно отсутствие или крайняя непродолжительность и нестойкость стремления к смерти. Чем меньше возраст подростков, тем ярче обнаруживается преобладание агрессивной направленности поведения над аутоагрессивной, особенно при демонстративно-шантажных суицидных попытках. Аутоагрессивные мотивы в максимальной мере проявляются у подростков среднего пубертатного возраста в суицидах с мотивацией самоустранения.
Подростки из неблагополучных семей
обнаруживают лучшую защиту от кризисов,
так как имеют непротиворечивую
и стабильную систему социальных
установок. Внешне благополучная семья,
маскирующая разнообразные
Е. Вроно (2001) отмечает, что подросток часто переживает проблемы трех «Н»: непреодолимость трудностей, нескончаемость несчастья и непереносимость тоски и одиночества. Отчаявшийся подросток вынужден бороться с тремя «Б»: беспомощностью, бессилием и безнадежностью. В процессе этой борьбы он может прийти к выводу о том, что ни на что не годен, и вынести себе смертельный приговор. У 75% подростков суицидальное поведение связано с употреблением алкоголя и наркотиков, в том числе их родителями. К суициду могут привести как насмешки и постоянное чувство неполноценности у подростков с плохой успеваемостью, так и неожиданная неудача у
одаренного подростка, привыкшего к восхищению и не способного пережить чувство обиды, стыда и вины за то, что подвел родителей. Многим отличникам свойственна привычка относиться к своим решениям как к единственно правильным и неукоснительно исполнять их. При переживании поражения эта особенность характера часто подталкивает одаренных подростков к отчаянному шагу.
А.Е. Личко (1999) к числу наиболее частых причин суицидов среди подростков относит следующие: потерю любимого человека, состояние переутомления, уязвленное чувство собственного достоинства, разрушение защитных механизмов личности вследствие употребления ПАВ, подражание человеку, совершившему самоубийство. Специфическими причинами суицидального поведения подростков могут быть также чувство протеста и мести, страх наказания и позора, стремление вызвать сочувствие, переезд семьи на новое место жительства, неразделенная любовь и ревность, нежелательная беременность».
Помимо вышеуказанных причин аутоагрессивые проявления у подростка могут повлиять и такие причины как развод родителей, когда подросток будет винить себя за разлад в семье; разного рода насилие над подростком; влияние субкультуры (ЭМО, готы).
Подводя итоги можно говорить о том, что аутоагрессивное поведение подростков является очень большой проблемой с очень трудными способами решения. К сожалению даже самым внимательным родителям, не всегда заметны изменения которые происходят с подростком, что иногда приводит к трагическим последствиям.
А.В.Хомич «Психология
девиантного поведения» Учебное пособие
Южно-Российский Гуманитарный Институт
Ростов-на-Дону – 2006 http://khomich.narod.ru/
В. Д. Менделевич «Клиническая и медицинская психология» изд. МЕДпресс-информ 2008
В.А. Руженков, Г.А. Лобов, А.В. Боева «К вопросу об уточнении содержания понятия «аутоагрессивное поведение» Белгородский государственный университет, Каф. Психиатрии, наркологии и клинической психологии Белгородский государственный университет «Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья Воронежская» государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко стр. 20-24.
Г. В. Старшенбаум «Суицидология и кризисная психотерапия» изд. Когито-центр 2005 стр. 187-188
Е. В. Змановская «Девиантология. Психология отклоняющегося поведения» изд.: Академия 2004 г.
И.В. Гришко «Концептуализация понятия «аддиктивное поведение» Краснодар журнал «Теория и практика общественного развития» 2005 стр. 34-36.
Исаев Д. С. Шерстнев К.В. «Психология
суицидального поведения» Методические
рекомендации для студентов по спецкурсу
“Суицидология” Самарский Государственный
Университет. Кафедра психологии Самара
2000 http://krotov.info/libr_min/g/
Клейберг Ю.А. «Социальная психология девиантного поведения» М. «Сфера» - 2004
Кравченко А.И «Социология девиантности».