Динамика конфликта и механизмы его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 21:06, лекция

Описание работы

1 Объективные и субъективные причины конфликтов

2 Этапы и фазы конфликта

3 Поведение людей в конфликте

Файлы: 1 файл

Динамика конфликта и механизмы его развития.docx

— 32.64 Кб (Скачать файл)

Лекция 3 Динамика конфликта  и механизмы его развития

 

План

 

1 Объективные и субъективные  причины конфликтов

 

2 Этапы и фазы конфликта

 

3 Поведение людей в  конфликте

1 Субъективные и объективные  причины конфликтов

 

В целом причинность в  социальной среде характеризуется  огромной сложностью и запутанностью Практически каждая социальная действие влечет за собой целую цепь различных, порой противоречивых по своему значения нням, действий Очень часто сам конфликт может быть вызван безвинными для стороннего наблюдателя действиями индивида или группы, которые могут находиться, тем, в очень отдаленном связи с конфликтующими сторонами нами Если мы хотим разобраться с причинами конфликта, предотвратить его, или если он уже возник и развивается, то минимизировать его последствия, нам необходимо проанализировать всю цепь разнообразных действий людей и событиядій.

 

В целом возникновение  и развитие причин конфликтов можно  объединить в несколько групп: это  объективные причины, организационно - управленческие, социально - психологические, личностные Первые две группы причин несут ь в себе объективную основу конфликтов, две последние - субъективноу.

 

К объективным причинам конфликтов можно отнести те обстоятельства, которые своим появлением или  существованием способствовали появлению вызвавших столкновение интересов людей Объективные причины являются причинами возникновения пер редконфликтних обстоятельств, что, в свою очередь, является объективным компонентом предконфликтной ситуацииї.

 

Субъективные причины  конфликтов, прежде всего, связаны с  такими психологическими особенностями  сторон, влияющих на выбор ими именно конфликтного способа решения спорных  вопросов Практически в любой  п предконфликтной ситуации существует возможность выбора способа решения  ее Именно причины, по которым одна или обе стороны противостояния выбирают именно конфликтный способ решения противоречия, и носят субъект объективный харакер.

 

Рассматривая характер взаимосвязей между объективными и субъективными  причинами конфликта, необходимо учитывать  следующие обстоятельства: во-первых, нельзя жестко разделять субъективные и объективные причины ко онфликтив, а так же и противопоставлять Любая объективная причина играет свою роль в возникновении конкретной конфликтной ситуации, в частности по причине действия субъективных факторов Во-вторых, нет таких кон фликтив, которые не были бы вызваны только субъективными или объективными причинами Если человек лично не принимает решение о начале конфликтного противодействия, даже в условиях межличностных противоречий, конф локти не будет Практически любой конфликт несет в себе целый комплекс объективно - субъективных причин есть большинство объективных причин определенной степени являются субъективными, а большинство субъективных причин конфликтов конце концов объективно детерминированы Рассмотрим первую группу объективных причин конфликтов Естественное столкновение материальных и духовных интересов в процессе жизнедеятельности Постоянно общаясь в процессе своей жизнедеятельности, человек сталкивается с многочисленными проблемами, которые ей необходимо решить, и эти многочисленные столкновения необходимы Участие или не участие в большинстве этих столкновений не залежи ть от воли или желания человека, именно это и создает объективную основу возможных конфликтных ситуации ситуацій.

 

Недостаточная разработка правовых и нормативных процедур разрешения социальных противоречий, возникающих  в процессе взаимодействия людей Так, наименее разработанные у нас механизмы защиты подчиненных от произвола начальной ников Судебное опровержения действий руководителей малоэффективно, поэтому в большинстве предконфликтных ситуаций подчиненные либо отступают, либо идут на конкт.

 

Недостаточность духовных и  материальных благ для жизнедеятельности  тех или иных социальных групп  населения Товарно - денежные отношения и рыночные принципы организации общества создают огромное кол ость объективных предпосылок для появления конфликтных ситуаций, а сами процессы можно рассматривать как конфликтнуюі.

 

Устойчивые стереотипы межличностных  и межгрупповых отношений Большинство  стереотипов имеют большой исторический стаж, есть и такие, которые сформировались относительно недавно Тяжелая наследие перешла к нам из бывшего Радя Славянского прошлого В этих стереотипов необходимо отнести непонимание некоторых демократических принципов организации взаимоотношений, состязательности на рынке труда, материального неравенства как результата этой соревновательной ости Практически непрерывная борьба не только с внешними врагами, но и с различными внутренними не могла не отразиться на характере межличностных отношений людей в целом Серьезной проблемой выступление ае недостаточная терпимость к интересам других униженность и ображенисть стали серьезной предпосылкой к осуществлению различных противодействий Поскольку мы очень долго были унижены и оскорблены государством, то очень лег ко и не колеблясь готовы идти на любую противодействие Хорошие отношения не культивировались как главная самоцель общественных относивідносин.

 

Группу объективных причин, которые могут влиять на конфликтность  людей, также могут составлять недостаточно исследованы сегодня наукой экологические нормативы, явления электромагнитных полей, активность солнца техногеннисть среды и так дал.

 

Вторую группу объективных  причин составляют причины организационно - управленческого характера

 

Структурно - организационные  причины конфликтов порождаются  несоответствием структуры организаций  той деятельности, которой они  занимаются Причинами могут быть: во-первых, ошибки, допущенные при создании в организации Во-вторых, частые изменения задач и деятельности организации порождают многочисленные несоответствия Чем менее гибко руководство организации приспосабливает ее структуру к требованиям деятельности, тем более в организации может возникать конфликтетів.

 

Функционально - организационные  причины конфликта возникают  из-за дисфункционализацию связей организаций  с окружающей средой, между структурными элементами организации, между отдельными работниками Е Эффективная работа организации невозможна без функциональных связей с внешней средой, структурными элементами организации Надо четко понимать, что сейчас любая организация является элементом системы более высокого порядка Без четкой организации функциональной связи существования в современных условиях любого объединения людей невозможно Нарушение их ведет к конфликту Функциональные связи между структ урнимы подразделениями должны соответствовать требованиям работы и объективным законам функционирования самой организации Этим требованиям должны соответствовать функциональные связи между отдельными работниками организацииізації.

 

Личностно - функциональные причины конфликтов возникает зе условии несоответствия уровня работника  по требованиям той должности  занимаемой Существенные требования к  личным качествам работника предъявляют  деятельность ьнисть и необходимость  взаимодействия с окружающими Если человек не отвечает этим требованиям, то возможность конфликтов становится очень реальной и по горизонтали, и по вертикалилі.

 

Ситуационно - управленческие причины конфликтов возникает при  возникновении ошибок, которые были допущены в процессе принятия управленческих решений Принятие ошибочного управленческого  решения объективно создает воз можность конфликтов между авторами решения и его исполнителями Невыполнение подчиненными такой задачи дополнительно также могут создавать предпосылки для возникновения конфликтов по этому приводду.

 

Третья группа причин конфликтов представлена ??социально-психологическими причинами Четких границ между группами, как мы уже отмечали, не существует, поэтому мы можем говорить о выделении нескольких типовых причиной ин, имеющих социально - психологический харакр.

 

Недостаточная информация, потеря или отсутствие ее вообще, а также  искажения информации в процессе межличностных и межгрупповых коммуникаций Человек в процессе общения, по разным причинам, не в состоянии п передать всю информацию в первоначально задуманном объеме и подробностях Причины могут носить как субъективный, так и объективный характер Результат - возможно правильное понимание или толкование полученной инф ормации, что может послужить причиной для возникновения конфликтной ситуации или осложнить уже существующие противоречия Отсутствие важной информации (сокрытие, замалчивание, неразглашении) довольно часто порождает слухи, что приводит к возникновению конфликтных ситуацииацій.

 

Несбалансированность ролевых  отношений между людьми - другая типичная причина Очень часто в ситуации межличностного общения люди на или оба партнера могут играть не те роли, на которые ожидает партнер по вз заемодии Наиболее опасными в плане возникновения конфликта является роль старшего психологическим статусом партнера по взаимодействию, роль равного партнера и роль молодшогго.

 

Непонимание расхождение  позиций вызвана не реальными  различиями, а неправильностью подходов к проблеме Причина разногласий  будет в том, что каждая из сторон будет иметь оценку только частей ни общей правди.

 

Серьезной типичной причиной конфликтов становится различие способов оценки различными сторонами результатов  деятельности друг друга Оценивая действия других, люди обычно за основу оценки берут то, что не удалось сделать сравнению с первоначальным идеалом, с поставленными ранее задачами, деятельностью других людей, уже выполняли эту работу Свою работу, зачастую сравнивают с деятельностью другого человека, который эту рабо ту выполнила хуже Поэтому одну и ту же работу можно оценить неодинаково Такая ситуация создает широкие возможности для зарождения конфликтектів.

 

Кроме указанных типичных причин, можно указать на целый  ряд Других психологических причин, которые могут носить частный  или ситуационный характер К ним можно отнести: внутригрупповой фаворит тизм, конкурентный характер во взаимоотношениях, ограничены способности (возможности) менять свои позиции в ходе взаимоотношений с другими людьми, стремление к власти, психологическая несовместимость и ин.

 

Личностные причины конфликтов зачастую связаны с индивидуальными  и психологическими особенностями  участников противостояния, психологическим  климатом, в котором он протекает, а также окружающей среды высш.

 

Одной из главных причин личностных конфликтов выступает субъективная оценка поведения партнера как недопустимая для другой стороны Вступая в различные отношения, каждый из партнеров имеет определенный диапазон надежд в соответствующих действиях Если эти надежды совпали с действиями партнера или носили допустимый характер, то дальнейшие взаимоотношения могут протекать без конфликта Нежелательная поведение может привести к обра ние конфликтной ситуации, а недопустима - в конфликткту.

 

Неспособность или незнание поведения в стрессовых ситуациях, способов выхода из конфликтных ситуаций создает условия для вхождения  человека в состояние конфликта К конфликту приводит именно неподготовленность люди ини к эффективным действиям в таких ситуациях Кроме того, человек может не иметь достаточной психологической устойчивости к негативному воздействию на психику стрессовых факторов конфликтной ситуацииії

 

Серьезной причиной может  выступать непонимание эмоционального состояния человека, ее способности  к эмпатии Поведение человека, который не понимает эмоций и чувств партнера по взаимодействию, может  вызвать конфликтную реакции  УЦИю.

 

Завышенный уровень притязаний, самооценки может, в свою очередь, вызвать  негативную реакцию со стороны окружающих Заниженная же * оценка может проявиться в нарастающей тревожности, неуравновешенности, уклонении от ответственностиі.

 

Очень часто личностной причиной конфликтов выступают акцентуации  характера Подобное состояние проявляется  в чрезмерном доминировании у  человека отдельных черт характера Это может проявиться в максимальных вариант тах нормы, может уже граничить с психопатиейєю.

 

Когда возникает необходимость  объяснять активность и направленность действий оппонентов в конфликте, мы ищем их мотивы

 

Мотивация в конфликте - это  побуждение к вступлению в конфликт для удовлетворения своих потребностей, это совокупность внутренних и внешних  условий, которые могут вызвать  конфликтную активность субъекта В конфликте очень трудно, а порой и немо ожливо, сразу увидеть истинные мотивы конфликтующих сторон, так как они зачастую скрыты, а заявленные декларации, опять же, как правило, могут отличаться от первичных мотивов Мотив обязательно у обеих сторон, при этом он не обязательно должен совпадать, он даже может быть и противоположным Если мы знаем мотивацию конфликтующих сторон, то можем понимать смысл их противостоянияння.

 

Базовым побуждением активности людей для вступления в конфликт выступают их потребности, которые  формируются в результате существования  какого-либо на данный момент дефицита Близкими к интересам есть и ценности, которые мо ожна отстаивать в конфликте Это могут быть общечеловеческие ценности, ценности, выраженные в каком-то конкретном произведении искусства, а также личностные ценноститі

 

Мотивы конфликтующих  сторон конкретизируются в целях, на достижение которой направлены действия людей в конфликте Целью субъекта в конфликте является его представление  о конечных результатах конфликта Эти цели мо ожуть быть как стратегическими, так и тактическими Первоначальная цель, как правило, одна Уже в процессе развития конфликта первоначальная цель может измениться на др.іншу.

 

Обязательно необходимо учитывать, что еще одним элементом, который  направляет человека, социальную группу в конфликте позиция - система  отношений к элементам конфликтной  ситуации

 

Концепция деривации характеризует  расхождение между ожиданиями людей  и возможностями их удовлетворения Впоследствии депривация может усиливаться, уменьшаться или оставаться неизменной Рост депривации можно наблюдать при сокращении способов удовлетворения запросов могли сформироваться в каких-либо кризисных ситуациях, или когда ожидания растут быстрее возможности их реализацииії.

 

Сохранение стабильного  уровня депривации возможно при снижении уровня запросов, или ускоренном росте  удовольствие перед ростом надежд Подобные процессы могут формировать психологические  условия для стабил лизации морально - психологической атмосферы, ослабление напряжения В случае усиления депривации идет нарастание настроения агрессивности, направленности на фрустрацию (блокирование поведения другогоо).

2 Этапы и фазы конфликта

 

Особенностями конфликта  как социального явления, механизмов его возникновения и решения  является то, что конфликт выступает  не как одномоментное явление, а  как процесс, зарождается, проходит определенные этапы и завершает  ется.

 

Конфликта в своей реальной форме предшествует латентная фаза На этой стадии сформировались практически  все элементы конфликта, отсутствуют  только активные действия Эта стадия сама по себе не является одномоментной, она содержит ки илька этапов и по времени может продолжаться очень длинныего.

 

Первый этап включает в  себя зарождение объективной проблемной ситуации будущего конфликта

 

Второй этап включает процесс  осознания субъектом объективной  проблемной ситуации На данном этапе  существует наиболее реальная возможность  избежать перерастания ситуации в конфликт еще на латентной стадии Поди ее этого этапа несут в себе следующие  аспекты: первый аспект - это осознание  какой - либо из сторон проблемности создавшейся  ситуации Интересы могут быть какие  вполне реальными, так же и неправильно  воспринятымими.

Информация о работе Динамика конфликта и механизмы его развития