Дюркгейм "Самоубийство"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 06:46, сочинение

Описание работы

Это эссе посвящено труду Э. Дюркгейма «Самоубийство». Этот труд представляет собой эмпирические и статистические исследования понятия «самоубийства». В этом труде Дюркгейм особо подчеркивает то, что «самоубийство» - это не только область изучения психологии, но и область изучения такой науки - как социология. Дюркгейм выделяет различные виды самоубийства, а так же исследует основные методы борьбы с ним (репрессивные меры, воспитание, создание кооперации).

Файлы: 1 файл

Эссе на тему.docx

— 57.66 Кб (Скачать файл)

Эссе  на тему: Аналитический обзор труда  Эмиля Дюркгейма «Самоубийство».

Самоубийство как доминанта  эволюции социальных явлений в обществе.

Это эссе посвящено труду Э. Дюркгейма  «Самоубийство». Этот труд представляет собой эмпирические  и статистические исследования понятия «самоубийства». В этом труде Дюркгейм особо подчеркивает то, что «самоубийство» - это не только область изучения психологии, но и  область изучения такой науки - как  социология. Дюркгейм выделяет различные  виды самоубийства, а так же исследует  основные методы борьбы с ним (репрессивные меры, воспитание, создание кооперации).

Итак, начнем по порядку.

С чего же начинает свой труд Дюркгейм? А с того, что он утверждает, что  социология с некоторых пор стала  модной, а ранее ее (десять лет  назад) и «научной не считали, официозная наука даже осуждала ее». Но если критически подойти к ее исследованиям, то результаты этой науки не обнадеживают и являются посредственными. Он  отмечает, что «социология в большинстве случаев ищет блестящих выводов, причем все вопросы, только подвергаются общему обзору, но отнюдь не исследуются по-настоящему».

Чтобы науке считаться прогрессивной, ей нужно двигаться вперед, открывать  новые факты, которые могли бы переменить взгляды на важные проблемы. Но социология не затрагивает точно  определенных проблем, занимаясь поверхностным  наблюдением их, то есть социология еще не накопила практического опыта, не синтезировала свои достижения, хоть в малой толике, пока она  отличается бездоказательством. И если социология будет «топтаться на месте», то скоро все от нее отвернутся. Она не должна игнорировать решение высоких задач, иначе она превратится в «метафизическую философию».

Социолог должен сделать объектом работы, четко очерченные факты, имеющие  начало и конец, а так же не бояться  разрабатывать эти факты. Для  получения полновесных знаний в  своем образовании, он должен рассматривать  и другие дисциплины: историю, статистику, этнографию, без которых социология была бы бессильна. Его построенный концепции не пропадают даром, благодаря преемственности в науке, этими концепциями воспользуются и другие, этом и есть залог прогресса. Дюркгейм надеется, что нужно дальше и глубже исследовать социальные явления, как нормальные, так и патологические, их глубинные корни.

Рассмотрев состояние такой  науки, как социология мы можем перейти, непосредственно, самоубийству.

В качестве своего исследования автор  избрал такое нередкое явление в  обществе, как самоубийство. Возникает  вопрос: Почему именно самоубийство?- Так  как самоубийство наглядно и легко  определяемое. А вторая причина- «самоубийство -коллективная болезнь».Третья причина- работая над конкретным фактом можно открывать законы и это с самой лучшей стороны будет характеризовать социологию, как науку.

Самоубийства характеризуют состояние  общественных отношений. Изучение этого  социального явления Дюркгейм предлагает проводить с помощью такого метода, как «социальные явления должны изучаться как вещи, то есть как  внешние по отношению к индивиду реальности. И еще, чтобы социология существовала, у нее должен быть специальный, только ей прилежащий объект. Социология не должна зависеть от какой-то другой отрасли знания, ее задача- изучение реальности, а не ума индивида.

Это сфера-задача психологов. Психологи  при своих исследованиях изучают  психологию индивида, отделяют от единственного  свойственного ей предмета. Но «социология  не может быть там, где нет общества, а общества нет там, где есть только индивиды» (стр.7)

Необходимо объективное определение  предмета исследования. Объективное  определение намечает связь между  самоубийством и обычными формами  поведения. Установить разницу между  индивидуальным и коллективным самоубийством  как явлением.

Социальная норма самоубийств превосходит норму общей смертности. «Социальный показатель самоубийств есть явление «sui generis»,оно и составляет предмет настоящего исследования.

Дюркгейм уверен, что слово «самоубийство»- традиционно произносимое, не отражает сути понимания явления. Если понимать     «самоубийство» в традиционном смысле, то можно не заметить то, что должно быть соединено вместе, или разделено, и не заметить действительного родства  вещей, и не понять их природы. Что  же требуется от социолога? Какие  основные задачи он должен выполнять?

Задача социолога - определить факты  самоубийства, есть ли среди них  общие характерные черты, достаточно объективные, которые можно классифицировать.

Самоубийство можно совершить  разными способами и под влиянием тяжких обстоятельств( повеситься, застрелиться, уморить себя голодом и т.д)-из-за безысходной жизни, сумасшествия, неразделенной любви, страдания от болезни. Но нужно дифференцировать эти явления: самоубийство сумасшедшего или же смерть здорового человека, сознательно себя убивающего. Здесь присутствует и положительный факт(самоубийце нужна мускульная сила, чтобы совершить этот акт и отрицательный поступок).

Можно с определенностью сказать: «Самоубийством называется всякий случай смерти, который непосредственно  или опосредовано, является результатом  положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших  его результатах»( стр.26)

Социолога может не интересовать факт самоубийства отдельного индивидуума, но если взять суммарное количество самоубийств, совершенных в данном обществе и в данный промежуток времени - это уже «sui generis»(своего рода) новый факт, имеющий свое внутреннее единство и индивидуальность , свою по своему природу, то это явление уже глубоко социально по существу.

Это, прежде всего, происходит при  нарушениях социального равновесия; эволюция же самоубийств выражается  в волнообразных, последовательных, различаемых движениях, совершающихся  с различной амплитудой колебаний.

Далее, Дюркгейм приводит статистические данные по количеству самоубийств в странах Европы за период с 1841 по 1872 годы. Своей задачей Дюркгейм считает заняться исследованием предрасположенности к количеству добровольных смертей. Главным в этой работе- отыскать те причины самоубийства. От которых зависит так называемый социальный показатель самоубийств. Это явление может зависеть от чисто социальных или внесоциальных причин и с этим нужно разобраться.

Закончив изыскания, можно будет  «с большей точностью определить, в чем заключается социальный элемент самоубийств, то есть в чем  заключается эта коллективная склонность», а так же в каких отношениях находится она с другими социальными  фактами и каким путем, возможно, было бы повлиять на нее» (стр.36)

Теперь, непосредственно, перейдем к  методам определения причин  самоубийства и разделение на типы самоубийств.

Дюркгейм выделяет следующие методы:

1)      «наблюдение путем  индивидуальных случаев», согласно  которому необходимо рассмотреть  большое число самоубийств и  дать всем им подробное описание. Если же окажется, что все описанные  самоубийства имеют один сходный  признак, то их нужно поместить  в один класс. Если же нет,  то необходимо классифицировать  столько самоубийств, сколько  у них различных признаков. 

 

2)      «установление социальных  типов самоубийств не путем  непосредственной классификации,  опирающейся на предварительное  описание их характерных особенностей, а классификация самой причины,  вызывающей их»

Этот метод имеет свои достоинства  и недостатки, с одной стороны  он помогает глубже проникнуть в природу  явления, но с другой стороны, он постулирует  различие типов, не описывая их непосредственно.

Но тем не менее, Дюркгейм считает  «что единственный практически возможный  метод-это классифицировать самоубийство по их причинам» ( стр.101)

А теперь, поставим себе вопрос, какие  существуют типы самоубийств, согласно труду Дюркгейма.

Пожалуй, с чего начинает Дюркгейм, это с «эгоистического самоубийства».

Замечено, что в чисто католических странах Испании, Португалии, самоубийств  гораздо меньше, чем в протестантских странах Пруссии, Саксонии, Дании. Нельзя судить о том, что у греко-католиков меньше суицидов под влиянием религии. Можно отнести это к разному уровню цивилизации этих стран и это различие связать с различием вероисповедального культа. Для определения влияния протестантизма и католичества необходимо сравнить эту роль двух религий внутри одного и того же общества.

Дюркгейм приводит пример  такой  страны, как Германия: в различных  провинциях количество самоубийств прямо пропорционально числу протестантов и обратно пропорционально числу католиков.

У Евреев, склонность к самоубийству менее сильна, нежели у католиков. Но евреи в целом, это нация  меньшинства с высоким образовательным  и культурным уровнем, что повышает их высокую нравственную устойчивость.

Нельзя приписывать фактору  самоубийства влияние религии. Наоборот, религии резко осуждают самоубийство, они учат, что после смерти, в  другой жизни, убийцы будут наказаны за грехи, в том числе и за самоубийство. Изучая различия в вероисповеданиях этих религий, Дюркгейм пришел к выводу, что «склонность протестантов к  самоубийству, должна находится в  зависимости от того духа свободомыслия, которым проникнута эта религия». Из этого следует, что в протестантизме  больше индивидуальной мысли, чем у  католицизма, значит, он беднее верованиями  и меньше зависит от установившихся обычаев. В тех странах, например, в протестантской Англии высокая  степень духовенства и в ней  сильное влияние традициальности, подавляющее индивидуальность индивида. В Англии религиозное общество очень сплоченное и оно ближе всего к католицизму. В тех обществах, где вероисповедание теряет свой авторитет, люди обращаются к просвещенному сознанию, высшей формой которого является наука.

Дюркгейм делает вывод, что прогрессивное  падение коллективных и обычных  предрассудков предполагает к самоубийству и это влияет на склонность протестантов к суициду, то можно ожидать два  факта:

1) «стремление к образованию  должно быть сильнее у протестантов, чем у католиков.  

2) «поскольку стремление это  указывает на упадок верований,  оно должно измениться пропорционально  числу самоубийств;»

Исследуя факты самоубийств, Дюркгейм отмечает, что и профессия, и пол, и принадлежность к классу индивидуумов влияют на количество самоубийств в  разных странах. Например, в высших классах нации Франции, Германии, высокая степень образования, нежели низшие, но религия считает ,что нужно учить и низшие классы, чтобы они могли читать библию( особенно у протестантов).

Автор приводит цифры самоубийств, которые  свидетельствуют, чем грамотнее  общество, тем меньше совершается  в нем самоубийств. Так же установлено, что среди белых женщин самоубийств  меньше, нежели среди мужчин, а в  Америке у черных женщин предрасположенность  к самоубийству выше.

Но все-таки религия имеет сдерживающее начало к числу самоубийств. Это  можно назвать профилактикой  самоубийств.

Теперь, можно задаться вопросом: А  какое же влияние на самоубийство оказывает политическое общество и  семья?

Опять же таки, статистические данные говорят, что холостые люди кончают  с собой реже, чем женатые, и  в труде приводятся неопровержимые этому - факты. Но это средние цифры, которые учитывают население  возрастом до 16 лет и старше. Среди 16-летних холостяков процент суицида  естественно ниже, чем среди женатых, старше их, так как семейные пары несут на себе бремя лишений, чтобы  обеспечить семью в настоящем  и будущем. Но отмечаются и такие  факты, что безбрачие может увеличивать  количество самоубийств ( приводятся статистические данные), а с другой стороны, с возрастом увеличивается число самоубийств в обществе. Дюркгейм приводит  противоречивые факты, то он считает, что среди женатых меньше самоубийств, то теоретически доказывает ,что среди холостяков меньше. Приводя огромное количество цифр и рассуждений Дюркгейм выявил: «что для каждого возраста семейных и вдовых, есть свой коэффициент предохранения».( стр.199) Этот коэффициент учитывает отношение вдовых к семейным, он указывает во сколько раз в одной группе лишают жизни меньше, чем в другой, в одном и том же возрасте.

Из этого исследования он вывел 4 закона:

1.    Слишком ранний брак  увеличивает наклонность к самоубийству, в особенности у мужчин.

2.      Начиная с 20 лет  люди, состоящие в браке, по  отношению к холостым и незамужним обладают коэффициентом предохранения, превышающим единицу.

3.      Коэффициент предохранения  супругов по отношению к холостым и незамужним изменяется в зависимости от пола.

4.      Вдовство уменьшает  коэффициент предохранения супругов  обоего пола, но обыкновенно не  уничтожает его совершенно. ( стр.201)

После рассмотрения основных законов, выведенных Дюркгеймом, а так же о влиянии религии на самоубийства , можно перейти к самому понятию эгоистического самоубийства и его характерных признаков.

В обществе отдельный индивид нередко  стремится, чтобы его личность превышала  коллективную, он отрывается от коллектива, руководствуясь своими соображениями. Он становится эгоистом - его индивидуальное «Я», резко противопоставляется  коллективному «Я».

Чрезмерная индивидуальность нередко  приводит его к финишной черте, за которой он не видит для себя ничего хорошего. Индивид разочарован, он оторван  от сплоченного коллектива, не видит  выхода из жизненного тупика и кончает  жизнь самоубийством. Это частный  вид самоубийства, вызванный чрезмерной индивидуализацией, называется ЭГОИСТИЧЕСКИМ.

Но позиция эгоизма противоречит человеческой природе, поэтому она, слишком ненадежна для того, чтобы  иметь планы на должное существование.

Перейдем к альтруистическому  обществу.

Информация о работе Дюркгейм "Самоубийство"