Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 06:46, сочинение
Это эссе посвящено труду Э. Дюркгейма «Самоубийство». Этот труд представляет собой эмпирические и статистические исследования понятия «самоубийства». В этом труде Дюркгейм особо подчеркивает то, что «самоубийство» - это не только область изучения психологии, но и область изучения такой науки - как социология. Дюркгейм выделяет различные виды самоубийства, а так же исследует основные методы борьбы с ним (репрессивные меры, воспитание, создание кооперации).
Дюркгейм анализирует этот вид самоубийства, приводит множество самоубийств связанных с обычаями, существовавшими в том или ином обществе: так, датские войны считали позором умирать на своей постели или закончить жизнь в глубокой старости, или от болезней; готы считали, что будут жить в пещерах и кончали свою жизнь, бросаясь со скалы. И таких примеров самоубийства - множество, начиная с варварских племен.
Чем же характеризуется этот тип самоубийства?
А тем, что индивиду не принадлежит свое «Я», оно поглощен обществом, внутри которого, он живет. Это состояние называется «альтруизмом». (стр.253) Дюркгейм выделяет следующие виды альтруизма:
1) «Обязательное
2) «Факультативное
альтруистическое самоубийство»
3) «чисто альтруистическое самоубийство»( образец -мистическое самоубийство)
Нужно отметить, что альтруистическое самоубийство резко контрастирует с эгоистическим самоубийством. Первое связано с жесткой моралью, которая морализует интересы индивида, второе-с утонченной этикой, которое ставит личность так высоко, что личность не может уже подчиниться обществу.
Так же необходимо отметить, что альтруистическому самоубийству подвержены члены общества низших форм развития( то есть архаичные общества). Эгоистическому же типу соответствуют общества уже высокой формы развития.
Следующий тип самоубийства, который рассматривает Дюркгейм, это АНОМИЧНОЕ самоубийство.
В обществе существует равнодействие сил, с одной стороны на общество направлены чувства и деятельность индивидов, с другой стороны, общество представляет собой управляющую силу. Между способом проявления этой силы и социальным показателем самоубийств существует определенное соотношение.
Известно, что экономические кризисы усиливают склонность к самоубийству. Приводятся внушительные цифры роста самоубийств во время кризиса в Вене в 1873-1874 годах, в Германии, во Франкфурте и т.д.
Объяснить это одним падением уровня жизни нельзя. В момент кризиса обнажаются все болевые точки общества, общество дезорганизуется.
Но и в благополучный период общество может быть дезорганизованным по каким-либо причинам. Общество временно не способно будет оказывать нужное воздействие на человека. В этот период резко повышается количество самоубийств.
Дезорганизация общества или «аномия» способствует возбуждению в массах, неудовлетворенностью условиями жизни, не видя перспектив выхода из кризиса, люди уходят из жизни.
В бедных странах, сама бедность приучает человека терпеть все невзгоды и он не думает о смерти. Нередко и религия ставит во главу угла своего учения бедность и терпение человека, как средство существования, что и предохраняет людей от мысли самоубийства.
В обществе существуют различные сферы социальной жизни. В сфере коммерческой и промышленной, аномия является хроническим явлением. В промышленном мире кризис и состояние аномии является не только постоянными, но и нормальными. А все от того, что а погоне за прибылью промышленники лихорадочно стремятся обогатится, тем самым, возбуждая общество, не оглядываясь на правительство, законы государства. Но не всегда эта погоня за воображаемым заканчивается успехом. В противном случае, человек теряет все и в безнадежном разочаровании кончает жизнь самоубийством, то есть на первый план выступают причины морального характера.
А так как общество развивается благодаря промышленности, то аналогия является перманентным, регулярным и специфическим фактором самоубийств.
Следующим пунктом нашего рассмотрения будут социальные элементы в самоубийстве.
Ведь, действительно, какие элементы являются социальными в самоубийстве?
Итак, начнем.
Индивидуальные условия, которым изначально можно приписать влияние на самоубийства бывают двух родов: это внешние обстоятельства, в которых находится самоубийца ( семейные огорчения, бедность, болезнь). Но эти индивидуальные обстоятельства не могут объяснить социального показателя самоубийства. Они не являются решающими фактами и не могут быть показателем самоубийства. Когда же, оставив индивида в стороне, стали искать в природе самого общества причины предрасположения к самоубийству, удалось проследить, что существуют постоянные соотношения между самоубийством и известными состояниями социальной среды. Определенные социологические причины объясняли даже те совпадения, которые приписывались влиянию материалистических причин.
Установлена закономерность в отношении числа самоубийств сезонным изменением социальной деятельности. Из всех факторов можно утверждать, «что показатель самоубийств зависит только от социологических причин и что контингент добровольных смертей определяется моральной организацией общества».( стр.363)
Каждая социальная группа имеет присущую ей коллективную наклонность к самоубийству, которая и определяет индивидуальную наклонность, а не наоборот. Эти коллективные наклонности, проникают в индивид и вызывают в нем решение покончить с собой, хотя индивид, не понимая этого, находит как бы субъективное причины ухода из жизни.
Дюркгейм разрешил проблему самоубийств
в обществе, будь это эгоистическое,
фатальное или
Случайных самоубийств не бывает.
«Все зависит от той интенсивности, с которой влекущие за собой самоубийства причины оказывали свое воздействие на индивида»(стр.364) Этот вывод подтверждается в постоянстве показателя самоубийств.
Теперь рассмотрим теорию «среднего типа» по Кетле.
Кетле в своих трудах утверждает, что известные социальные условия повторяются в течение одних и тех же периодов времени. И объяснению этому может служить его теория среднего человека, то есть это тип человека, который воспроизводит вся масса индивидов. То есть любой этнической группе присущи большинство тех или иных моральных обобщающих признаков.
Кетле считает «неизменность правилом, а изменчивость - исключением» Этому общему типу Кетле дал название «среднего типа», определяющего всю индивидуальность общества. Но теория Кетле «о среднем типе», согласно Дюркгейму, имеет свои ошибки. Так как он в силу инстинктов самосохранения не прибегает к самоубийству, то невозможно понять, каким образом число самоубийств может быть постоянным для одного и того же общества, откуда является склонность к самоубийству. Следовательно, теория Кетле не состоятельна.
Далее, Дюркгейм опровергает его матемаческие выкладки о склонности среднего индивида к самоубийству. Дюркгейм приводит примеры тому, что наклонности к самоубийству не могут передаваться от индивида к индивиду, как ремесло. Он стоит на позиции наклонности на показатель степени самоубийств.
Раннее, мы отмечали, что число самоубийств колеблется даже в зависимости от изменения природных условий, но в целом, остается постоянным.
«Следовательно, раз такие моральные акты, как убийство, воспроизводятся с единообразием, не только не меньшим, но и большим, мы должны допустить, что они зависят от сил, лежащих вне индивидов: и так как эти силы могут быть только моральными, а вне индивида нет другого морального существа, кроме общества, то неизбежно приходится признать, что силы эти социальны» (стр.375)
Дюркгейм констатирует, что социальные факты объективны - это положение установлено в другой работе, и которое он считает принципом социологического метода и это положение находит в моральной статистике и статистике самоубийств, новое, демонстративное доказательство! Автор доказывает, поскольку общество состоит из индивидов, коллективные мысли и наклонности не могут быть другого происхождения, чем индивидуальные и что у первых, существуют такие черты, которых нет у вторых.
Так же верно, что индивиды, сосредотачиваясь в целое, образуют психологическое существо нового типа. Сознание индивидов группируется и комбинируется и это уже знаменует некоторую перемену в мире.
Перемены всегда затрагивают как коллективное, так и индивидуальное сознания и в этом присутствует психологический фактор, который учитывает социология.
Социальная психология отличается от чисто научной психологии и имеет отличие от законов психологии индивидуума.
Изучая поведение
Причина заключается в том, что это явление существует вне индивидов, но что и соединяет самоубийства.
Отмечено было выше, что в обществе показатель самоубийств из года в год остается одинаковым. Можно объяснить это тем, что социальная тенденция к самоубийству не захватывает одновременно всех тех, кого она должна захватить, то есть остаются индивиды, которых эта тенденция щадит.
Дюркгейм объясняет это тем,
что циклическое время, в течение
определенного периода
Теперь, когда исследованы явления убийства и самоубийства и понятны законы, управляющие этим явлением, Возникает вопрос: а как же расценивать эти явления у цивилизованных народов? Нормальны эти явления или ненормальны?
Дюркгейм говорит о том, что преступность для общества иногда полезна и является нормальным явлением, но она должна быть наказана. Всякое аномальное ослабление карательной системы вызывает усиление преступности и доводит ее до аномального состояния.
Применим это положение к самоубийству.
Выше, мы установили причины эгоистического,
альтруистического
Проанализировав состояние человеческого общества от варварских времен да нашего времени, учитывая психологические, болезненные, кризисные факты, Дюркгейм констатирует: «непомерноевозрастание добровольных смертей, имеющее место за последнее столетие, нужно рассматривать как патологическое явление, становящееся с каждым днем все опаснее.» (стр. 448)
Как же бороться с этим явлением?
Одни авторы советуют восстановить угрозу наказания. Но это не панацея от этой беды. Общество уважает чувства людей, совершающих самоубийство, так как самоубийство связано с актами, которые модель одобряет или терпит, то общество относится к этим поступкам терпимо.
По всему, для самоубийства можно бы ограничиться моральным порицанием.
Автор предлагает организовать вне
государства, хотя и под его введением,
пучок коллективных сил, регулирующее
влияние которого на общество могло
бы проявляться с большим
Заканчивая эссе, хочется сказать, что труд Дюркгейма является актуальным и в наши дни.
Эссе на тему "Дюркгейм, Метод социологии"
Дюркгейм поистине убеждает читателя в том, что самоубийство не чисто психологическое, но и социологическое явление.
Эмиль Дюркгейм посвятил свою работу
«Метод социологии» изучению социальных
фактов. По мнению автора произведения,
социологию надо изучать именно при
помощи социальных фактов. В своем
эссе я постараюсь отразить основные
моменты данной работы, такие как:
понятие социального факта, различие
нормального и патологического,
отличительные черты
Согласно методу Дюркгейма можно выделить три подхода изучения социальных фактов. Во-первых, социальные факты имеют вещественную природу. Согласно этому представлению социолог, изучая социальные факты, должен погружаться в них как во что-то неизведанное, понимать, что он находится среди неизвестных фактов, которые требуют объяснения.
Второе положение «
Третье положение заключается в том, что социальные факты способны оказывать принудительное воздействие на сознание индивидов. Это принуждение не имеет каких-либо четких границ, оно скорее заключается в престиже некоторых понятий.
Итак, что же такое социальный факт?
Не все действия человека являются
социальными фактами. Если бы это
было так, то не нужно было бы выделять
социологию как отдельную науку,
ее вполне смогли бы заменить психология
или биология. Социальный факт заключает
в себе действие, которое существует
отдельно от индивида, так например,
на работе человек выполняет определенные
обязательства, которые придуманы
не им, а задолго до него, он в свою
очередь только подчиняется им. Такой
социальный факт подразумевает принуждение.
Оно не всегда имеет негативное влияние
на индивида, бывает так, что индивид
даже не ощущает на себе этого воздействия.
Но это происходит до тех пор, пока
человек не начнет сопротивляться,
и только по мере возрастания сопротивления
он поймет насколько сильно оказываемое
на него влияние. Принуждение, таким
образом, заключается в том, что
участвующий в общественной жизни
человек подчиняется