Ехнология социальной работы с молодежью на основе комплексного подхода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Предназначение молодежи в современном мире заключается в том, что она является не столько объектом воспитания, образования, социализации, сколько активным субъектом социального воспроизводства, основным инновационным потенциалом общества и существенным гарантом его развития. Именно молодое поколение выступает и как важное условие дальнейших социально-экономических перемен, и как инновационная сила общественного развития. При другом взгляде на молодое поколение общество обречено на деградацию и социальную патологию.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ 8
1.1. Молодежь как объект социальной работы 8
1.2. Сущность комплексного подхода к организации социальной работы с молодежью 11
ГЛАВА 2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ НА ПРАКТИКЕ
2.1. Основные положения системы ювенального социального обслуживания 15
2.2. Принципы создания и функционирования единых многопрофильных ювенальных центров 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 37

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 242.00 Кб (Скачать файл)

 

 

«ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ  РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  темы исследования. Предназначение молодежи в современном мире заключается в том, что она является не столько объектом воспитания, образования, социализации, сколько активным субъектом социального воспроизводства, основным инновационным потенциалом общества и существенным гарантом его развития. Именно молодое поколение выступает и как важное условие дальнейших социально-экономических перемен, и как инновационная сила общественного развития. При другом взгляде на молодое поколение общество обречено на деградацию и социальную патологию.

Социальная  работа с молодежью, как одно из эффективных средств успешного решения многочисленных проблем различных категорий подрастающего поколения, в XXI веке может стать для России важнейшим фактором и базовым условием успешного экономического и политического реформирования общества. Этот специфический вид социальной работы влияет на характер жизнеобеспечения молодого поколения и определяет в конечном итоге социальные качества молодого поколения россиян.

В связи с  этим молодежная политика, социальная работа и социальная защита молодого поколения должны стать одними из главных приоритетов государства, а дальнейшее повсеместное становление и совершенствование социальных служб для молодого поколения - одной из основных задач российского государства.

Когда речь заходит  о социальной работе с различными категориями подрастающего поколения, сами социальные работники, а также ученые и политики говорят чаще всего о достаточно острых, но частных проблемах: росте преступности, наркомании и суицидах, ухудшении здоровья молодежи, социальном сиротстве и беспризорности, насилии над детьми в семьях, молодежной безработице, моральной распущенности, бездуховности и социальной апатии молодого поколения, о деформациях в отношении к труду юношей и девушек и др. Все вышеперечисленные и целый ряд других проблем действительно в определенной степени характеризуют «молодежное поле» современного российского общества. Вместе с тем, упускается главное: целостный (комплексный) подход к восприятию подрастающего поколения как объекта и субъекта общественного воспроизводства. Именно такой подход видится перспективным и практически востребованным в социальном обслуживании молодежи, решении многочисленных проблем подрастающего поколения в современных российских условиях.

Актуальность  настоящего исследования обусловлена  необходимостью скорейшей последовательной реализации комплексного подхода к организации социальной работы с молодежью.

Степень разработанности проблемы. Теоретические и прикладные исследования проблем молодого поколения составляют одно из наиболее активно разрабатываемых направлений в мировой науке.

 Изучение проблем молодого поколения зарубежными учеными оказало значительное влияние на развитие отечественной научной базы в данной сфере. Более того, практически до 80-х годов многие советские «исследователи-молодежники» активно использовали и теоретические, и прикладные наработки своих западных коллег, которые легли в основу становления «науки о молодежи» в России, формирования и реализации молодежной политики в 90-х годах XX века.

 Вопросам социальной работы с различными категориями молодого поколения посвящены многочисленные научные труды отечественных и зарубежных авторов, в которых рассматриваются такие аспекты, как история возникновения и развития, актуальность, содержание, технологии и методы осуществления отдельных направлений социальной работы с различными категориями молодежи, виды и способы оказываемой поддержки.1

Вместе с тем, рассмотрение проблемы социальной работы с подростками и молодежью носит достаточно общий и констатационный характер. В работах отечественных авторов, посвященных этой тематике, формулируются, как правило, общие требования к организации социальной работы, с различными представителями молодежной популяции, описание существующих форм деятельности и наличие больших затруднений и огромного количества проблем в данной области социальной деятельности (см., например, работы К.М. Оганян, Е.Г. Слуцкого, В.П. Шестакова и др.)2

Все это обуславливает  необходимость глубокого и всестороннего  дальнейшего исследования проблемы.

Объектом  исследования является молодежь как объект социальной работы.

Предмет исследования - особенности социальной работы с молодежью на основе комплексного подхода.

Целью исследования является разработка основных положений концепции комплексного междисциплинарного обслуживания молодого поколения в условиях крупного города, с доведением этой теоретической разработки до уровня практических рекомендаций для органов государственной власти и молодежных социальных служб мегаполиса.

Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи:

  • Изучить особенности молодого поколения как специфического объекта и субъекта социальной работы, выделить специфику социальных проблем подростков и молодежи.
  • Раскрыть суть комплексного подхода к исследованию и решению проблем молодого поколения, организации социальной работы с молодежью.

• Рассмотреть проект целевой программы «Организация комплексных центров социального обслуживания подростков и молодежи (ювенальных центров)», а также выработать методические рекомендации по организации и функционированию ювенальных центров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С  МОЛОДЕЖЬЮ

1.1. Социальные проблемы молодежи  в современном обществе

Социальная  работа с молодежью - специфический  вид профессиональной деятельности, направленный на жизнеобеспечение молодого поколения, а также на улучшение качества молодежной популяции, осуществляемой государственными, региональными, муниципальными, а также коммерческими и общественными организациями, отдельными гражданами3. Этот вид деятельности включает в себя комплекс правовых, социально-медицинских, экономических, психологических, педагогических, организационно-профилактических, информационных и иных мер (мероприятий) по предотвращению развития негативных явлений и тенденций в среде подрастающего поколения, а также по формированию общественно-значимых свойств молодого поколения в соответствии со стратегическими ориентирами развития социума. Характерной особенностью социальной работы с молодежью является вовлечение самих молодых людей в социальные мероприятия по преодолению возникших у них кризисных ситуаций.

Как особый вид  деятельности социальная работа с молодежью  содержит целый ряд компонентов: объект, субъект, предмет, содержание, функции, средства, цели и задачи.

Социальная  работа с молодежью отличается сложностью четкого определения объекта ее деятельности. Прежде всего, из-за отсутствия четкого определения возрастных границ молодежи (как социально-демографической группы), которые исторически и социально обусловлены и в настоящее время включают в нашей стране период от 11-17 до 30 лет.

Социальные проблемы молодежи - это некое противоречие в реальной жизни представителей молодого поколения (независимо от того, осознается ли оно самой молодежью или нет), некая ситуация, в которой у молодого человека нет соответствующего обстоятельствам решения, и которая заставляет поэтому его (или его ближайшее социальное окружение) задуматься над ее успешным разрешением.

Молодежные  проблемы, являющиеся предметом "социологии молодежи" как отрасли знания, подразделяются на 2 большие группы. К первой, по мнению В.И. Чупрова 4, относится изучение специфических молодежных проблем: определение сущности молодежи как общественной группы, особенностей ее социального положения (статуса), роли и места в общественном воспроизводстве общества; установление критериев ее возрастных границ; изучение особенностей сознания (потребностей, интересов, ценностей) и способов деятельности молодого поколения; исследование специфики процесса социализации молодых людей, их социально-профессиональной ориентации и адаптации в коллективе, анализ социальных аспектов деятельности неформальных молодежных объединений и движений. Другую важную область научного анализа составляют такие проблемы, которые являются общесоциологическими и в то же время либо преимущественно касаются молодежи (проблемы образования, семьи, брака), либо находят специфические проявления в молодежной среде (особенности воспитания, развитие социальной и политической активности молодежи, ее роль и место в структурах власти, специфика социальных противоречий и конфликтов и т.д.).

 Молодежь и социальные проблемы ее жизнедеятельности обладают яркой спецификой и отличаются от подобных проблем старшего поколения. Отличительными чертами молодежных проблем являются следующие5:

  1. В молодежной популяции существует более тесная взаимосвязь между медико-биологическими (психофизиологическими) характеристиками субъекта (социально-демографической группы) и параметрами его социальной жизнедеятельности, формами, механизмами социализации и способами разрешения конфликтных ситуаций при вхождении в "мир взрослых отношений".
  2. Молодое поколение отличается именно своим специфическим "набором", перечнем и иерархией социальных проблем, свойственных ему в большей мере, чем другим социальным группам и категориям населения.
  3. В прогностическом плане молодежные проблемы в значительно большей степени влияют на перспективы развития общества (его прогресс или регресс), чем противоречия, характерные для других возрастных групп (например, интенсивный рост преступности среди несовершеннолетних в большей мере повлияет на нравственные нормы общества в перспективе, чем преступность среди группы населения в возрасте 55-75 лет).
  4. Изначально подрастающее поколение обладает неопределенным, невысоким социальным статусом (правовым, экономическим, политическим и др.), что обуславливает многовариативность жизнедеятельности различных категорий молодого поколения (составляющих их индивидов), а также порождает дополнительные проблемные ситуации при адаптации представителей молодежной популяции к реалиям окружающей жизни.
  5. В психологическом и социально-психологическом планах подростки и молодые люди в большей степени чувствуют, сопереживают свои неудачи, нерешенные вопросы, чем люди старшего возраста. Это происходит из-за недостатка жизненного опыта и повышенной эмоциональности, характерной для юного возраста, что значительно снижает их способность цивилизованно разрешать конфликтные ситуации, встречающиеся в жизни, успешнее адаптироваться к реалиям мира.

6. Молодежные и юношеские проблемы в большей степени связаны (детерминированы) с общими социальными проблемами, противоречиями общества. О культуре, цивилизованности общества можно судить именно по отношению к данной группе населения, выступающей субъектом воспроизводства общественных отношений.

 Для формирования комплексного подхода к исследованию проблем молодежи и организации деятельности по их разрешению, необходимо учитывать социально демографическую специфику общероссийской ситуации, ее конкретного проявления в Москве, что выражает существо основных социальных проблем молодых людей. Иначе говоря, необходимо выявить тот социальный фон, на котором развертывается социальная работа с подростками и молодежью.

 В России за последнее десятилетие в среде молодого поколения были отмечены следующие негативные тенденции.

Уменьшается доля молодежи в составе населения, что обусловлено снижением рождаемости (на начало 2008 г. численность детского населения России составила 30,5 млн.чел., уменьшившись за 2007 г. - на 1,1 млн. чел., подтвердив катастрофическую тенденцию последних 10 лет6), увеличением смертности среди молодых людей (в течение десятилетия на 40% выросла смертность среди 15-18 летних7).

Деформируется система ценностей, в частности, подорван престиж добросовестного  труда, честности, коллективизма, работы в сфере материального производства.

Таким образом, сохраняются и углубляются демографические, медико-биологические, социальные, социально-психологические отклонения и деформации, многие из которых наметились еще в 60-80-е годы. В результате качество и количество будущего экономически активного населения во все меньшей степени отвечает требованиям, предъявляемым современным типом экономического и социального развития. Системный кризис, деструктивные тенденции во всех сферах общественной жизни современной России уже превышают психофизиологические защитные механизмы молодого поколения, качество которого резко ухудшилось за последние годы. Серьезно деформированы демографические, биологические, социально-экономические, социально-психологические, нравственные и другие параметры молодежной популяции. Многие процессы носят необратимый характер и в значительной степени определяют качество генофонда нации, качество населения, а значит и экономическое положение России в мировом сообществе XXI века.

 За последние годы в нашем государстве был принят ряд законов, подзаконных актов, целевых программ и различных распоряжений, направленных на улучшение положения молодого поколения Российской Федерации. Среди них: федеральная целевая программа «Молодежь России (2001-2005 годы)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 г. №1015; государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2000 г. № 122; подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» входящая в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденная постановлением Правительства России от 28.08.2002 г. № 638, «Программа развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 годы», утверждена решением коллегии Минобразования России от 25.12.2001 N 19/2, «Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 г. (Национальный план действий в интересах детей) и другие. Однако экономические и социальные программы помощи различным категориям молодого поколения слабо учитывают их реальные проблемы. Необходимо усилить внимание к социальным проблемам молодежи, определить средства, формы, методы и критерии социальной работы с молодым поколением.

Информация о работе Ехнология социальной работы с молодежью на основе комплексного подхода