Ехнология социальной работы с молодежью на основе комплексного подхода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Предназначение молодежи в современном мире заключается в том, что она является не столько объектом воспитания, образования, социализации, сколько активным субъектом социального воспроизводства, основным инновационным потенциалом общества и существенным гарантом его развития. Именно молодое поколение выступает и как важное условие дальнейших социально-экономических перемен, и как инновационная сила общественного развития. При другом взгляде на молодое поколение общество обречено на деградацию и социальную патологию.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ 8
1.1. Молодежь как объект социальной работы 8
1.2. Сущность комплексного подхода к организации социальной работы с молодежью 11
ГЛАВА 2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ НА ПРАКТИКЕ
2.1. Основные положения системы ювенального социального обслуживания 15
2.2. Принципы создания и функционирования единых многопрофильных ювенальных центров 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 37

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 242.00 Кб (Скачать файл)

1.2. Сущность комплексного подхода  к организации социальной работы  с  молодежью

 

Современные реалии российского общества диктуют  социальным работникам и ученым-исследователям изучение и последующее решение  социальных проблем молодого поколения только в контексте более широкого круга социально-экономических процессов и явлений. Без комплексного междисциплинарного подхода анализировать молодежные проблемы практически невозможно.8

 Комплексные исследования социальных проблем молодежи могут реализовываться в следующих основных формах:

  1. К первой форме относятся исследования, в которых представлены не менее двух научных дисциплин и не менее двух их представителей.
  2. Второй формой могут выступать комплексные терминальные исследовательские программы, создаваемые на основе специально сформированного комплекса наук. Программы должны создаваться на строго определенный временной период для решения научных и научно-практических проблем.
  3. Третья форма - комплексные программы - стационары. Эти программы создаются на длительный период для решения особо сложных научно-практических проблем, возникающих на стыке всех основных областей научного знания (к этой форме и относится организация центров комплексного социального обслуживания подростков и молодежи).

 Важнейшим принципом комплексного подхода (его фундаментом) выступает выработка единых и приемлемых для всех участников исходных представлений об объекте изучения.

 Комплексный подход к исследованию социальных проблем молодежи предполагает изучение проблем молодого поколения с использованием знаний, относящихся к различным научным дисциплинам (при соблюдении единого представления об объекте изучения). Это та методологическая платформа, на которой возможно и необходимо осуществление комплексных междисциплинарных исследований. Сознательное применение принципов комплексного подхода способствует повышению уровня методологической организации исследований проблем молодежи, позволяет выявить весь потенциал комплексного изучения молодого поколения и применить комплексный подход при разработке основ концепции междисциплинарного социального обслуживания подростков, молодежи, а также семей с несовершеннолетними детьми (14-17 лет).

Комплексный подход в социальном обслуживании молодого поколения может быть рассмотрен с различных точек зрения.

Во-первых, комплексность  обозначает обслуживание на базе одного социального учреждения представителей различных категорий молодого поколения: подростков, молодых людей, а также семей, имеющих несовершеннолетних детей подросткового возраста, что задается запутанностью и противоречивостью вычленения четких возрастных границ различных периодов взросления в разных науках и сферах деятельности.

 Во-вторых, социальная работа в целом (и социальная работа с молодежью в особенности) является деятельностью, основанной на межотраслевом знании. За последнее столетие значительно расширились и обогатились знания о природе, радикально изменились представления о технике, обществе и человеке.9

 В-третьих, исследования различных социальных проблем молодого поколения и многочисленных кризисных ситуаций, в которых оказываются подростки, молодежь и семьи с несовершеннолетними детьми подросткового возраста, позволяют сделать следующий важный вывод: практически каждая проблемная ситуация, разрешение которой требует вмешательства социального работника, сложна, противоречива и носит многосторонний характер, а все жизненные процессы молодого человека (биологические, социальные, психологические, соматические и другие) взаимообусловлены. Это предопределяет целесообразность создания качественно новой системы социальной помощи и защиты молодого поколения, включающей разветвленную и скоординированную сеть многопрофильных учреждений (центров, служб и т.д.), ориентированных на различные половозрастные, социальные и социально-психологические категории подрастающего поколения россиян. Речь идет о профессиональной помощи медиков, психологов, юристов, социологов, педагогов, менеджеров (в отдельных случаях - и представителей различных религиозных конфессий).

Таким образом, подводя итог всему вышеизложенному, считаем возможным привести следующее определение: комплексный подход в организации социальной работы с молодежью - это осуществление социально направленных мероприятий в отношении различных категорий молодого поколения (подростков, молодежи, а также семей с несовершеннолетними детьми 14-17 лет) на базе одного учреждения силами специалистов многих научных дисциплин и практической деятельности, с применением технологий и методов разных областей знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ НА ПРАКТИКЕ

2.1. Основные положения системы ювенального социального обслуживания

 

Единая государственная  ювенальная политика - приоритетная составляющая социально-экономической политики государства. Концепция единой государственной ювенальной политики координирует законодательные, организационные и финансовые усилия федеральных, региональных и муниципальных органов власти в отношении семьи, детей, подростков и молодежи.

В широком смысле она представляет собой систему законодательных и нормативных актов, организационных мероприятий и мер по установлению и поддержанию определенного социального статуса молодого поколения.

В узком смысле — это специфическая деятельность федеральных, региональных и муниципальных органов власти, направленная на поддержание нормативного жизнеобеспечения детей, подростков и молодежи в современном обществе.

Эффективность проводимой государством ювенальной политики определяет качество подрастающего поколения, степень его соответствия необходимым стандартам для реализации стратегии развития страны на среднесрочную и долгосрочную перспективы.

Первым  основополагающим принципом ювенальной политики является сочетание целей и задач государственной ювенальной политики с прогнозом социально-экономического развития России до 2010 года.

Второй  принцип — сочетание федеральных, региональных и местных интересов с интересами семьи и молодого поколения при формировании системы жизнеобеспечения российского общества.

Третий  принцип - сбалансированность законных интересов и прав подрастающего поколения и института семьи с интересами и правами других социальных институтов общества, а также различных социально-демографических групп и слоев населения.

Четвертый принцип — взаимная ответственность государства и молодого поколения за социально-экономическое, культурное, экологическое и научно-техническое состояние страны.

Пятый принцип — обеспечение преемственности поколений в процессе формирования и реализации единой государственной ювенальной политики.

Генеральная цель ювенальной политики связана с обеспечением национальной безопасности России на основе целевого параметрирования и активизации молодежи как основы человеческого потенциала российского общества.

Основная цель ювенальной политики триедина и заключается: в создании правовых, организационных, экономических, социальных, политических, информационных, финансовых и других условий для успешного функционирования системы жизнеобеспечения молодого поколения и института семьи; повышения качества (жизни) детей, подростков и молодежи; социально-правовой защиты многодетной, неполной, кризисной семьи с несовершеннолетними детьми, социально-экономическом поддержании статуса молодой семьи как основополагающего института общества.

Правовую  основу, обеспечивающую реализацию единой ювенальной политики в регионах составляет Конституция Российской Федерации (1993), федеральные законы, нормативные акты федеральных органов государственной власти, правовые и нормативные акты органов власти субъектов Федерации.

В целях повышения  правового обеспечения ювенальной политики в перспективе желательна разработка проекта Федерального закона РФ «Об основах единой государственной ювенальной политики в Российской Федерации».

Объектами ювенальной политики выступают:

  • дети в возрасте от 1 года до 12 лет включительно;
  • молодые люди - граждане Российской Федерации в возрасте от 13 до 25 лет включительно (до принятия нового Федерального закона о статистике  до 30 лет);
  • молодые семьи в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака) при условии, что один из супругов не достиг 25-летнего возраста (в настоящее время — 35 лет);
  • многодетные, неполные и кризисные семьи с детьми в возрасте до 18 лет;
  • детские и молодежные объединения и движения, а также частные лица, чья деятельность направлена на формирование и реализацию единой государственной ювенальной политики;
  • российские семьи с детьми в возрасте до 18 лет;
  • российские граждане с двойным гражданством, а также лица без гражданства в возрасте от 14 до 25 лет - в той мере, в какой их пребывание на территории Российской Федерации влечет за собой соответствующие обязанности государственных органов.

Субъектами  ювенальной политики являются:

  • молодые граждане от 13 до 25 лет включительно (до 30 лет до принятия нового закона РФ о статистике);
  • молодые семьи;
  • семьи с несовершеннолетними детьми;
  • государственные (федеральные и региональные) и местные (муниципальные) органы и их должностные лица, чья деятельность направлена на реализацию ювенальной политики;
  • общественные организации, а также частные лица, имеющие право (в соответствии с действующим российским законодательством) на реализацию государственной ювенальной политики;
  • молодежные коммерческие организации (молодежные предприятия со штатным составом работающих преимущественно молодежного возраста);
  • социальные службы для детей, подростков и молодежи (организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности), осуществляющие мероприятия по социальной поддержке, оказанию социально-правовых, социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, психолого-педагогических услуг семьям с несовершеннолетними детьми, а также самим детям, подросткам и молодежи;
  • социальная инфраструктура для молодежи — система необходимых объектов (зданий, строений, сооружений), а также организаций, деятельность которых направлена (в том числе) на обеспечение охраны прав здоровья, образования, воспитания, социального обслуживания и жизнеобеспечения подрастающего поколения.

Механизм  реализации ювенальной политики обеспечивает согласование общенациональных интересов с интересами территорий - регионов, городов, административных районов, муниципальных образований, а также коллективных и личных интересов детей, подростков и молодежи и семей с несовершеннолетними детьми.

Программы ювенальной политики муниципалитетов, деятельность различного рода общественных молодежных и детских организаций, частных фирм и благотворительных фондов призваны оптимизировать и адаптировать единую Федеральную ювенальную политику с учетом специфики развития территорий (районов).

Ювенальная  политика реализуется через законодательные  акты и специальные государственные  целевые программы, мероприятия как федерального, так и регионального уровней. Она формируется и реализуется с учетом времени, а также специфики Федеральных округов - регионов, субъектов Федерации, представляя собой систему законов, правовых и нормативных актов. Учитывая природную, демографическую, этническую, социально-экономическую и другую специфику территории, местные программы всегда адаптируются к целевым государственным программам, законодательным и нормативным актам в отношении подрастающего поколения и семей с несовершеннолетними детьми.

Многовариантность ювенальной политики обеспечивает согласование общенациональных интересов с интересами территорий - регионов, городов, административных районов, а также коллективных и личных интересов молодых людей и семей с детьми.

Законодательные акты и местные программы муниципалитетов, деятельность различного рода негосударственных, общественных организаций, частных фирм и благотворительных фондов призваны оптимизировать и адаптировать единую ювенальную политику с учетом специфики развития общественной ситуации и конкретной территории.

Ювенальная  политика осуществляется в области  здравоохранения, образования, воспитания, профессиональной подготовки, занятости, социального обеспечения, социальной работы, досуга. Она реализуется государственными органами при активном участии общественных организаций и самого молодого поколения, а также семей с детьми.

В ювенальной работе на местном уровне используются различные методы и формы, отражающие разнообразные общественные и групповые интересы. Многообразие в работе проистекает из разнообразия потребностей молодых людей, живущих в разных регионах и районах.

Ювенология  предполагает межотраслевую координацию  ювенальной политики. Задача реализации общей программы деятельности заключается в создании единого «ювенального поля», где будут целенаправленно формироваться прогрессивные свойства и качества молодого поколения всеми доступными обществу средствами. Суть «ювенального поля» заключается в единстве взглядов государственных, региональных и муниципальных органов власти и общественных организаций на содержание процессов воспитания, образования, биосоциального, экономического и духовного становления и развития молодого поколения.

Информация о работе Ехнология социальной работы с молодежью на основе комплексного подхода