Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:23, контрольная работа
Актуальность темы исследования. Вступив в третье тысячелетие, человечество осознало невозможность решения глобальных, региональных и локальных проблем только в рамках традиционных парадигм социокультурного развития. В связи с этим разработка альтернативных концепций последнего стала актуальнейшей задачей сегодняшнего времени, над которой работают представители всех гуманитарных и социальных наук.
Введение 3
§1 Предыстория русского феминизма 5
§2 Российское женское движение1905–1917 9
§3 Возрождение феминизма 15
Заключение 20
Список используемой литературы 23
Страница |
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Алтайский Государственный Университет
Факультет социологии
Кафедра Социальной работы
Контрольная работа на тему:
«Феминизм в России».
Руководитель:
Ст. преп., Васильева Е.В.
Исполнитель: студентка
V курса ЗОФС Группа 1072
Манахова М.С.
Содержание
Введение 3
§1 Предыстория русского феминизма 5
§2 Российское женское движение1905–1917 9
§3 Возрождение феминизма 15
Заключение 20
Список используемой литературы 23
Введение
Актуальность темы исследования. Вступив в третье тысячелетие, человечество осознало невозможность решения глобальных, региональных и локальных проблем только в рамках традиционных парадигм социокультурного развития. В связи с этим разработка альтернативных концепций последнего стала актуальнейшей задачей сегодняшнего времени, над которой работают представители всех гуманитарных и социальных наук.
Наиболее активно поиски в данном направлении ведутся в рамках феминистских исследований, что связано, во-первых, с, так называемыми, «женской революцией» и «женским фактором», которые «настойчиво врываются в современную картину мира, требуя переосмысления предельных оснований современной цивилизации»1; во-вторых, с междисциплинарным характером самих исследований.
Современная феминистская мысль основывается
на сильнейшей мировоззренческой
Различия мужского и женского начала
видны на всех уровнях: от теоретического
мышления до обыденного существования.
Сами мужское и женское
Очевидность различия мужского и женского начал требует равной их репрезентации в реальных картинах мира (как в прошлом, так и в настоящем, и будущем). Между тем социокультурная реальность и парадигмы ее дальнейшего развития представлены лишь с мужских позиций, выдаваемых за общечеловеческие. Иными словами, традиционная концепция социокультурного развития по своей сути является патриархатной. Именно с этих позиций она подвергается критике феминистски настроенных исследователей, которые, в свою очередь, выдвигают ей альтернативу.
Феминизм в России –
(1) Социально-политическая теория,
анализирующая причины
(2) Широкое социальное движение
в России 19–20 вв. за равенство
прав и возможностей для
§1. Предыстория русского феминизма
Предыстория русского феминизма берет начало в 18 в. и коренится во влиянии на русское общество идей Великой Французской революции 1789 и идей Просвещения. Передовое русское общество следило за событиями во Франции, где в общем хоре требований освобождения от деспотизма свой голос подняли женщины. Возникновение нового отношения к женщине в обществе, зародившись в эпоху Петра Великого, подкрепило появление женщин нового типа – готовых и стремящихся участвовать в общественной жизни (Екатерина II, Е.Р. Дашкова, графини М.Г. Разумовская, А.К. Воронцова, М.А. Нарышкина). Появление на литературном небосклоне женщин-писательниц и поэтесс (Е.А. Княжниной, Е.А. Вельяшевой-Волынцевой, В.А. Волковой, Е.С. Меньшиковой), рождение женской литературы и женской автобиографической и мемуарной прозы свидетельствовало о появлении социального женского самосознания.
Целям «усиления социализации»
женщин способствовало Женское патриотическое
общество – «первая на русской
почве организация для
Кристаллизации женского коллективного самосознания в России способствовали не только женщины, вписывавшиеся в социокультурный контекст эпохи, но и «выпадавшие» из него – «беззаконные кометы в кругу расчисленном светил» (А.С. Пушкин), те, кто взрывал своим необычным поведением привычные обществу стереотипы («кавалерист-девица» Н. Дурова, А. Закревская, А. Керн, С. Дельвиг). Они вызывали скандалы своими поступками, внося свой вклад в дело утверждения свободы личности. Ломая старые нравственные критерии, они заставляли пересматривать устаревшие моральные идеи.
Часть женщин-писательниц
и «беззаконных комет» второй трети
19 в. были хозяйками литературно-
Свою роль в поиске россиянками
сфер применения их вне семейной активности
сыграла Крымская война 1853–1856, с
которой связано появление
В начале 1850-х ряд передовых русских интеллигентов ознакомился с развернувшимися на Западе дебатами о женском равноправии. Об этом можно судить по статьям либерально настроенных преподавателей университетов: физиолога И. Сеченова, историка Т.Н. Грановского (его статья Взгляд на изменение гражданского состояния женщин в нашем отечестве опиралась как раз на западный опыт), а также хирурга Н.И. Пирогова, чья неопубликованная работа Идеал женщины ходила в рукописных списках и зачитывалась до дыр. Славу и репутацию журналиста, поставившего «женский вопрос» в России и заставившего говорить о нем всех, снискал автор журнала «Современник», литературный критик М.Л. Михайлов, выступивший со статьей Женщины, их воспитание и значение в семье и обществе (1852). В ней впервые в российской истории прозвучало требование равноправия женщин в социально-политической жизни. Благодаря этой статье «женский вопрос» получил права гражданства в литературе и стал восприниматься не как обособленная проблема, а как одно из проявлений общественного неустройства.
Начало женского движения в России (1859–1904) связано с попытками, во-первых, обеспечить женщин возможностями профессиональной занятости, а через нее – экономической независимости, а во-вторых – борьбой за их доступ к высшему образованию. Этот начальный этап охватывает период с 1859 по 1905. Создание в 1859 «Общества доставления дешевых квартир и других пособий нуждающимся жителям Санкт-Петербурга» было идеей трех женщин: М.В. Трубниковой, А.П. Философовой и В.Н. Ростовцевой.
В том же году начало действовать «Общество для оказания материальной помощи беднейшему населению», инициированное М.В. Трубниковой, А.П. Философовой и Н.В. Стасовой, которые ныне именуют «феминистским триумвиратом». На начальном этапе триумвират, вместе с другими инициативными лицами и сторонниками, развернул широкую филантропическую и образовательную деятельность, что было характерно для феминизма в период притеснений и ограничения возможностей политической активности. В 1861 А.П. Философова подготовила документы для открытия в столице первой женской трудовой ассоциации – «Общества женского труда», которое начало действовать с 1862. В 1863 в столице М.В. Трубникова и Н.В. Стасова учредили женскую издательскую артель. С 1864 в Петербурге открыл двери первый магазин женских рукоделий, принадлежавший женщине, дававший женщинам работу в качестве продавщиц, торговавший швейными инструментами и готовой продукцией (при магазине была открыта и мастерская, где можно было обучиться навыкам шитья).
Вдохновленная просветительскими
идеями, русская разночинная
В течение ближайших трех лет та же инициативная группа составляла все новые и новые прошения и небезуспешно: с 1869 начали работу Лубянские курсы в Москве, готовившие учительниц; с 1870 – Владимирские курсы в Петербурге (распорядительница – Н.В. Стасова), поддерживаемые благотворительными сборами. В 1872 в Петербурге были открыты врачебно-акушерские курсы для женщин при Военно-медицинской академии, а в Москве – Высшие женские курсы В.И Герье (ныне в их здании на ул. Чаянова расположен РГГУ). В 1878 в Петербурге открылись самые известные из женских курсов – Бестужевские, названные так по имени профессора-историка К.Н. Бестужева-Рюмина. Завершать же свое образование женщинам приходилось за рубежом – прежде всего в Германии и Цюрихе (в последнем из 1200 иностранных студенток в 1860–1900 более 700 составляли русские). В западных университетах происходило постоянное соприкосновение российских «равноправок» с идеями западного феминизма, которые они порой неосознанно «экспортировали» в Россию, помогая – по возращении – создавать тайные политические кружки.
Женщины, окончившие курс наук в России или на Западе, как правило, имели проблемы с трудоустройством и даже созданное в 1893 по инициативе Н. Стасовой «Общество вспоможения окончившим курс наук» не могло обеспечить работой всех.
§2 Российское женское движение1905–1917
Российское женское движение 1905–1917 – зрелое феминистское, подготовленное и идейно, и организационно. Революционная волна 1905 подняла женщин, выступавших ранее лишь за доступ к высшему образованию и профессиональному труду, на борьбу за гражданские и политические права. В январе 1905 около 30 петербургских женщин либеральных взглядов объявили о создании всероссийского «Союза равноправия женщин» (СРЖ), который действовал до 1908. В апреле он провел первый в российской истории митинг в защиту женских политических прав.
В мае 1905 на Первом съезде союза делегатки обсуждали идейную платформу и цели: немедленный созыв Учредительного собрания на основе всеобщего, тайного, прямого избирательного права без различия пола, веры, национальности; признание прав народов России; уравнение женщин всех социальных слоев с мужчинами в политических и гражданских правах во всех областях жизни; допущение женщин во все области общественной и служебной деятельности; совместное обучение женщин с мужчинами; отмена законов о проституции, унижающих достоинство женщин. В течение года отделения СРЖ образовались также в Москве, Твери, Рязани, Новгороде, Смоленске, Харькове. Их активистки составляли прошения в адрес Комитета министров, Съезда представителей земств и городов и других официальных организаций с просьбой рассмотреть вопрос о предоставлении женщинам равных с мужчинами избирательных прав. Одновременно велась работа по налаживанию связей с социал-демократическими организациями (СРЖ пытался определить свою позицию в вопросе о выборах в Булыгинскую думу), осенью 1905 – с Московским стачечным комитетом и комитетом самообороны, представлявшем интересы лиц наемного труда. В 1906 ответственные за установление этих связей в Киеве участвовали в создании Общества взаимопомощи трудящимся женщинам, при котором открылась библиотека, бюро труда, профессиональные курсы, мастерская женских изделий. В 1907 аналогичное Общество взаимопомощи работниц было создано в Петербурге; активную роль в его деятельности сыграла в дальнейшем А.М. Коллонтай. Действовавшее как рабочий клуб, оно объединило более 300 человек; в составе его членов были не только женщины, но и мужчины, разделявшие идею женского равноправия.