Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2015 в 22:54, реферат
Возникшей в начале ХХI века новый этап глобальных информационных технологий кризис во всех сферах материальной и духовной жизнедеятельности человека – обычный для эпохального переходного периода. Он поставил множество вопросов в отношении противоречивых перспектив развития спорта и физической культуры. Одни говорят об антропологической катастрофе, которая несет угрозу разрушения физической телесности и следовательно способствует вымиранию современного спорта (Кристофер Лэш), другие же утверждают о формировании техногенной цивилизации с высоким уровнем социальной динамики и способностью к прогрессу (академик РАН В.С.Степин), что, следовательно, должно изменить сущность физической культуры и спорта как его эталонного вида.
«ФИЛОСОФИЯ СПОРТА»: ВЫМИРАНИЕ ИЛИ ОБНОВЛЕНИЕ ЕГО ИДЕАЛОВ?
ВВЕДЕНИЕ
Возникшей в начале ХХI века новый этап глобальных информационных технологий кризис во всех сферах материальной и духовной жизнедеятельности человека – обычный для эпохального переходного периода. Он поставил множество вопросов в отношении противоречивых перспектив развития спорта и физической культуры. Одни говорят об антропологической катастрофе, которая несет угрозу разрушения физической телесности и следовательно способствует вымиранию современного спорта (Кристофер Лэш), другие же утверждают о формировании техногенной цивилизации с высоким уровнем социальной динамики и способностью к прогрессу (академик РАН В.С.Степин), что, следовательно, должно изменить сущность физической культуры и спорта как его эталонного вида.
В этой связи в практическом отношении становится проблемным ценностная ориентация молодежи к своему телесному здоровью и, соответственно, занятиями физическими упражнениями. Острота проблемы в Украине состоит во все ухудшающемся состоянии здоровья молодежи, что усиливает сомнения в исторических перспективах пополнения рядов спортсменов, требующих крепкой и совершенной телесной организации человека.
При всем разнообразии интерпретаций особенностей адаптационного периода ясно одно, что в современных условиях необходима выработка новых мировоззренческих и методологических оснований в развитии физической культуры и спорта как научной теории так и практического действия.
Говоря об источниках и этапах развития теории и методики физического воспитания, Т.Ю. Круцевич, Ю.Ф. Курамшин, В.В. Петровский подчёркивают, что «каждая наука не может полноценно развиваться, ограничиваясь только результатами собственного предмета исследования». В таком ракурсе определяют место философии в системе физической культуры: «Философия дает для неё методологическую основу познания, опираясь на которую учёные получают возможность объективно оценивать действие социальных законов в области обшей физической культуры, проникать в суть проблемы, обобщать, анализировать и открывать новые закономерности ее функционирования и перспективы развития в обществе» [6].
Задачей данной статьи является привлечение научной общественности к обсуждению идеи формирования в физкультурно-спортивном науковедении относительно новой междисциплинарной области знания – «философии спорта», которая бы завершила иерархию гуманитарного направления в нем. Если социология спорта изучает его как определенный социальный институт, включающий в себе структуру социальных групп и специфику межличностных отношений в спортивной среде, психология спорта исследует психоэмоциональные побудительные мотивы спортивной деятельности и соответствующим образом методически вооружает спортивно-тренировочный процесс, а педагогика спорта обращает внимание на этико-воспитательный облик спортивных фигурантов, то философия спорта должна вырабатывать обще концептуальное видение его в контексте культурно-цивилизационного процесса. В этой связи для дальнейших дискуссий предлагается дефиниция «философии спорта» как системы знания о содержании идеалов спорта и физической культуры, раскрывающего особенности их воплощения как культурно-исторических феноменов в современное цивилизационное пространство.
Методами исследование избраны: требования диалектической логики, метод феноменологической редукции, компаративный метод, а также экзистенциалистская диалектико-феноменологическая методология.
В результате проведенного исследования и их обсуждения следует констатировать, что как в российской научной литературе так и на всем постсоветском пространстве для формирования новой области знания – «философия спорта», созрели все необходимые теоретические предпосылки. В отношении спорта как культурного феномена такой подход плодотворен еще и тем, что касается чисто философского понимания спорта в соотношении его сущности и существования.
Следует отметить, что после длительного господствующего положения диалектического материализма как мировоззренческого и методологического основания физкультурно-спортивной науки, в ней еще сложно приживается философские западноевропейские направления с присущим им категориально-понятийным аппаратом. Вместе с марксистско-ленинским пониманием коммунистических идеалов в общественном сознании наблюдается попытка отвергнуть всякое упоминание и о других общечеловеческих Абсолютах: добра и зла, совести, справедливости, альтруизма, чести, достоинства, порядочности и при которых пытаются отнести к средневековому лексикону. Вместо них предлагается как нормальное состояние личности – алчность, наглость, грубость и др., характерные для пещерного состояния человека.
В спорте это проявляется в циничном по своей сути требовании «победы любой ценой», где игнорируется веками испытанный принцип обесценивания цели в результате не человеческих средств ее достижения. В процессе неизбежной коммерциализации спорта (лучше бы говорить об экономизации) становится проблематичной «фейр-плей» (анг. Fair play "честная игра"). Дело не в самой коммерциализации, а сопровождающие ее криминализации, когда «акулы бизнеса» пытаются превратить спорт в средство наживы на здоровье спортсменов. Спорт всегда нуждался в финансово-материальной поддержке. Древний правитель Иудеи, нарицательно символизирующей до наших дней зло и ненависть, царь Ирод, также желая делать «добрые дела» и сохранить Олимпийские игры как память о древней Элладе, не только принимал участие в них в качестве судьи, но и учредил особый денежный фонд для проведения олимпийских торжеств, что помогло сохранить и предотвратить их гибель на четыре столетия раньше [1]. Различие в материальной поддержке спорта в современной коммерциализации заключается в том, делается это с любовью к нему или с личной выгодой.
В теоретическом аспекте вместо понятия «идеала» все чаще употребляется термин «ценности», введенный в научный оборот постмодернистской аксиологической философией. Такой подход присущ западной культурологической парадигме, рассматривающей человека как природное существо, подлежащее определенному математическому, механическому или какому либо иному измерению и «потребляющего», а не творящего мир, рефлектирующего, то есть переживающего его чувством и разумом. Парадигмы, характерной уже для восточной культуры. В западноевропейской рационалистической философии от
Декарта до Гегеля: человек – это «мыслящая вещь», «перевоплощенная духовная единица». Окружающий человека мир представляется как палитра заготовленных заранее данных его свойств, способных удовлетворить человеческие потребности, а потому и выступающие как ценности для него. Этим умаляется творческая и созидающая сила сознания человека, его деятельно-преобразовательная сущность, что в принципе не соответствует идеалам спорта, которые одухотворяют и воспламеняют человеческую телесность на социальную активность. В этом состоит смысло-жизненная проблематика спортивной морали [2].
Естественно, идеалы каждой эпохи наполняются новым содержанием. Они не идолы и не фетиши, которым люди должны поклонятся. Они преобразовываются в каждую эпоху в направлении усиления их гуманистичности. Так, спорт из ранее событийного и достаточно экзальтированного явления и ущербного для здоровья спортсменов, постепенно превращается в массовый спорт, «спорт для всех», кондиционный спорт, паралимпийский спорт и др., где основной его ценностью является сохранение и совершенствование здоровой человеческой телесности, развития социальных и физических адаптивных качеств человека.
В современных условиях восстановление и пропаганда благородных идеалов спорта может быть эффективным препятствием против его дискриминации. Фундаментальный исследователь всеобщей истории физической культуры и спорта Ласло Кун однозначно связывал состояние и уровень их развития в зависимости от идеалов эпохи. Он писал: «Ясно, что на основе идеала нельзя оценить физическую культуру никакого общества. Однако он (идеал – авт. И.М.) четко показывает господствующую духовную установку, принятые нормы воспитания, морали и эстетики, отражает ту систему ценностей, которая тем или иным образом является руководящим принципом всех членов общества» [3].
Идеалы эпохи составляют содержание «идеи спорта и физической культуры», фокусирующей в себе весь многообразный спектр существующих социальных связей и отношений. Идеалы физической культуры и спорта носят эпохальный, а не частный, локальный, временный характер. История знает эпохи возведения спорта, как состязательно-игровой формы взаимоотношения между людьми, в ранг кумира, окруженного таким ореолом святости, который способен решать общенародные проблемы. К примеру: Олимпийские игры в Греции стали решением национальной трагедии эллинов, испытывающих огромную потребность в единении, а до этого разрозненных в результате межусобных родоплеменных войн между городами-полисами. Но история также знает и столетия его забвения, чтобы со временем сызнова возрождаясь – знаменовать новую эпоху.
Вышеупомянутый Ласло Кун говорил о том, что спорт в своей сущности динамичен и отражает определенные потребности общества, под воздействием которых отдельные его виды отмирают, а другие зарождаются. На примере того, как гимнастика в начале ХХ века стала центрообразующим видом спорта, указывает на философию этого движения содержащую в себе основную идею. Суть ее заключается в том, что «… человек ХХ столетия, лишенный благодаря механизации естественных условий, а так же благодаря достижениям цивилизации потерял чувство здорового и самовыражающего движения. В результате, во всякой деятельности, связанной с движениями, он порвал и вступил в противоречия со своей индивидуальностью» [4].
Заметим, подобная ситуация созвучна с современной. Какой же выход из неё был найден? Появились новые идеи о создании гармонии «свободного индивидуума» и природы, благодаря установлению их равновесия, с акцентированием физических движений не на танец, а на телесную пластику, которая, по мнению авторов идеи – (семьи Дункан),
более естественна и компенсирует влияние внешних факторов, вызывающих внутренний конфликт от различных «ненатуральных, наигранных движений», характерных для распространенного в то время танца (прообраз современной художественной гимнастики»). В это время возникает целый ряд гимнастических школ, новых видов спорта, свидетельствующих о многообразии выходов из любых неординарных поворотов в развитии физической культуры. Иными словами – в нынешнее кризисное время требуется новые не стандартные идеи. Философия спорта должна наполнить его основную идею новым содержанием в соответствии с современными проблемами общественного прогресса. В этом отношении в идеалы современного спорта должны быть заложены идеи красоты физической телесности человека.
Представляется интересным для философской спортивной антропологии есть положение экзистенциалистов о том, что в движениях телесности проявляется грациозность его вхождения в окружающий социум. Тело, виртуозно соприкасается с другими участниками движения, и, таким образом, по мнению Ж. П. Сартра, обнаруживает свою свободу как сущностную черту человека. «Грациозное действие,– пишет он,- поскольку оно открывает тело как точное орудие, дает ему в каждый момент оправдание его существования» [5].
В практическом отношении давно уже назрела потребность переформатировать в средней школе, ставшие не привлекательными уроки «физкультуры», на занятия по «культуре физической телесности человека», где бы в разнообразных формах пропагандировались пропорциональность, равновесие, сбалансированность, наполненная жизнеспособностью красота человеческой телесной осанки.
В наших условиях важно пропагандировать, развивать поэтическое содержание спортивной философии Пьера де Кубертена как пример романтического возгорания в условиям грозных буржуазных французских будней давно погасших огней греческой олимпиады. Может быть и в наше время гуманитариям следует подумать о развитии в рамках философии спорта такой её школы как «кубертенизм», что в какой то мере помогло бы очистить «авгеевые конюшни» современного олимпийского спорта.
В качестве вывода следует подчеркнуть, что спорт философичен по своей сути, поскольку на практике раскрывает добротворческую сущность человека. Философия спорта должна объединить усилия всех заинтересованных в том, чтобы он и в дальнейшем приносил людям радость в их нелегком повседневном жизнесозидании. Спортсменам, дарующим людям радость, и любителям спорта нельзя забывать призыв мужественного военного летчика, писателя и обладающего утонченными человеческими добродетелями философа Антуана де Сент Экзюпери: «Нет большей радости, чем радость человеческого общения!».
1. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Пер.с польск. В.К.Ронина. – М.: Высш.шк. – 1998. – С. 396-397.
2. Ибрагимов М.М. «Философия спорта»: предмет, структура и проблемы методологии / М.М.Ибрагимов // – 2010. – №3 (19). – С. 97.
5. Сартр Жан-Поль. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии: [пер. с фр.] / Жан-Поль Сартр. – М.:АСТ МОСКВА, 2009. – C. 609.
Что и как исследует философия спорта
Август 31, 2014
Процесс получения новых знаний, построения теорий и доктрин осуществляется в философии спорта при помощи специального инструментария, к которому принято относить объект, субъект и методы исследования. При этом философы оперируют особыми, наиболее общими понятиями, которые носят название категорий. К этому научному аппарату следует добавить и такие средства познания реальности как искусство, культуру, творчество, литературу. Данная ремарка вызвана тем, что философия не является в полном смысле наукой, а представляет собой область деятельности, раскрывающую закономерности и понимание бытия. Соответственно, для достижения этой цели могут быть использованы концепты, слабо поддающиеся научному анализу – понятия смысла жизни, добра и зла, прекрасного и безобразного.
Первое, что требуется сделать, это определить саму дисциплину «философия спорта». Выше мы указали, что философия – это передовой отряд науки, который посредством «своих» методов исследования пытается осуществлять классификацию фактов и явлений, выявлять закономерности развития каких-либо феноменов, создавать теории, давать объяснения и прогнозы, устанавливать взаимосвязи, создавать адекватные модели. Если речь идёт о философии спорта – то все перечисленные нами функции применяются к сфере двигательной активности и спорта во всём их многообразии.