Философия спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2015 в 22:54, реферат

Описание работы

Возникшей в начале ХХI века новый этап глобальных информационных технологий кризис во всех сферах материальной и духовной жизнедеятельности человека – обычный для эпохального переходного периода. Он поставил множество вопросов в отношении противоречивых перспектив развития спорта и физической культуры. Одни говорят об антропологической катастрофе, которая несет угрозу разрушения физической телесности и следовательно способствует вымиранию современного спорта (Кристофер Лэш), другие же утверждают о формировании техногенной цивилизации с высоким уровнем социальной динамики и способностью к прогрессу (академик РАН В.С.Степин), что, следовательно, должно изменить сущность физической культуры и спорта как его эталонного вида.

Файлы: 1 файл

Философия спорта.docx

— 58.72 Кб (Скачать файл)

Таким образом, объект исследования в философии спорта – это часть действительности (в том числе и виртуальной реальности), которая прямо или косвенно связана физическим и интеллектуальным соперничеством, физической культурой, играми, физическим воспитанием людей любого пола и возраста. В расширительную трактовку философии спорта мы можем добавить и соревновательную деятельность каких-либо устройств (в прикладных видах спорта – автомобилей, мотоциклов, яхт, авиамоделей и т.д.), компьютерных программ (соревнований роботов, человека и компьютера – например, в шахматах), состязаний животных (лошадиные скачки, собачьи бега и проч.).

Очевидно, что для исследователя это необъятное поле деятельности. В таком море отношений, интересов, статистических данных, подходов, правовых, социальных и экономических норм можно утонуть. Чтобы ограничить свои исследования какой-либо областью или феноменом, философ сужает круг анализируемых проблем до определённых рамок. Такой выделенный из объекта фрагмент называют предметом исследования.

Например, объектом исследования является профессиональный спорт, предметом исследования – солидарность и конфликт в среде футбольных болельщиков.

Наиболее общие понятия, которые будут нужны нам в процессе углубления в философию спорта, мы пока лишь обозначим. Это следующие категории – игра, движение, соперничество, двигательная активность, победа, самореализация, агрессия, поражение, превосходство, красота, сила, справедливость, развлечение, досуг.

Что же касается методов исследования, то для их понимания приведём образную аналогию. Когда нам нужно поймать рыбу, мы применяем для этого наиболее действенные и рациональные способы – используем удочки или спиннинги, донки или бредни, сети или динамит – в зависимости от цели и задач рыбалки. Так и в философии спорта – для получения какого-либо значимого результата следует использовать свои методы: наблюдения, анализа, синтеза, абстракции, сравнения, индукции, дедукции и проч. Мы не будем характеризовать каждый из методов – они общеизвестны. Перейдём сразу к установлению места философии спорта в системе прочих наук и дисциплин. Рассмотрим этот вопрос ниже, в отдельном подразделе.

«ФИЛОСОФИЯ СПОРТА»: ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА И ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ. Ибрагимов Михаил Михайлович ациональный университет физического воспитания и спорта Украины Аннотация. Ибрагимов М.М. «Философия спорта»: предмет, структура и проблемы методологии // 2011. - №. – С.

Цель: очертить концептуальный круг проблем, требующих мировоззренческого осмысления и имеющих методологическое значение для дальнейшего развития науки о физическом воспитании и спорте. Методы исследования: диалектические методы взаимосвязи исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному и метод феноменологической редукции. Результаты: В статье речь идет о противоречивых тенденциях в развитии современного спорта, а именно превращение его из событийного обособленного феномена в полноценную сферу общественной деятельности и образующего особую «спортивную реальность», которая во взаимосвязи с другими сферами раскрывает сложности в определении сущности и существования человека. Выводы: Предлагается дефиниция и структура междисциплинарного знания – «философия спорта», а также в качестве её методологии – марксистски «прочитанный» экзистенциализм в сочетании с экзистенциалистским пониманием марксистской диалектики. Ключевые слова: философия спорта, экзистенциализм, онтология, антропология, аксиология спорта, феноменология.

 

Постановка проблемы, анализ последних исследований и публикаций. Современный спорт, из когда-то обособленного и довольно экзальтированного, событийного явления, привилегированного в одни времена и преследуемого в другие, плотно вошел в повседневною жизнь человека, образуя полноценную и взаимосвязанную с другими специфическую сферу общественной жизнедеятельности. Наряду с познавательным и практически-преобразовательным творчеством человека, спорт активизирует физическую и двигательную активность его телесности и тем самым создает своеобразную, а именно: спортивную реальность, требующую, как и все иные, философского осмысления. Спорт образует как бы водораздел в осмыслении реальной бытийности человека на материальную, физически-предметную область и духовно-идеальную, мотивационно-побудительную трансцендентальную силу. По этому он постоянно испытывает на себе двустороннее влияние как таинственных, заложенных в природе тяготений к жизнеосуществлению (Б.Спиноза) так и неиссякаемых, беспредельных демонических сил человеческой духовности (М.Шелер). При всей неоднозначности и даже крайней противоположности взглядов на социальную значимость спорта, многообразии его понятийно-терминологических определений, становится общепринятым утверждение о том, что спорт является социально-культурным феноменом, колоритным конструктом исторического цивилизационного процесса. Спорт есть концентрированным выражением всех тех проблем, выражаясь современным языком «кризисов» или «вызовов», стоящих перед человеком под давлением современных ему обстоятельств.

  1. Вступив на рубеже ХХ-ХХI столетия в новый этап своего развития – глобальных информационных технологий, человечество столкнулось с множеством проблем, связанных с изменением формы освоения человеком мира и способом его «включения» в окружающую действительность. Человек общается с окружающей его средой посредством потребления символов и структуры информационного языка, который создает иллюзию его оторванности от реального физического присутствия. В результате – виртуальный символический мир воспринимается как наличный и наоборот. В воображении происходит диффузия мироощущения, когда человек теряет ориентиры в определении своей физической телесности, снижающих его творческую, физическую, духовную и в конце-концов – социальную активность, что расширяет возможности манипулирования им внешними безликими силами. Поскольку спорт направлен на совершенствование человеческой телесности, то в этой связи возникает проблема дальнейших перспектив его развития, а, следовательно, «вхождение» в круг философских размышлений? Конечно же, вопрос сам по себе не является новым. К нему, как будет показано ниже, приковано внимание ученых, специалистов в самых разнообразных областях знания – как гуманитарного так и естественно-прикладного направления. Если анализировать последние исследования и публикации, касающиеся проблемы философии спорта, то можно сказать, что в отечественном обществознании, что она только начинает разрабатываться, хотя для неё созданы все необходимые предпосылки. Усилиями многочисленной плеяды учёных (Бальсевич В.К., Виленский М.Я., Выдрин В.М., Гуськов С.И., Евстафьев Б.В., Курамшин Ю.Ф., Круцевич Т.Ю., Лапутин А.Н., Матвеев Л.П., Николаев Ю.М., Пономарев Н.А., Пономарев Н.И., Платонов В.Н., Столяров В.И.) заложены фундаментальные основы теории физической культуры, которая в современных условиях служит исходной методологической и мировоззренческой базой для современного философского осмысления спорта как исторического социокультурного явления. При этом доминирует культурологический подход, раскрывающий место и роль спорта как особого вида физической культуры в системе общекультурологических ценностей. Такой подход изначально оправдан тем, что в культуре раскрывается свободная и творческая сущность человека, создающего и воссоздающего в окружающей его действительности необходимые условия для своего существования. В широком понимании культура обозначает всё то, что создано человеком, как способствующие прогрессивному его развитию так и препятствующему ему. Человек в такой же мере творец, как и разрушитель. Поэтому в культуре выделяется две тенденции – гуманистическая и дегуманистическая. В отношении спорта как культурного феномена такой подход плодотворен еще и тем, что касается чисто философского понимания спорта в соотношении его сущности и существования. Непосредственно в таком ключе начинает формироваться антропологический (Н.Н.Визитей), аксиологический (И.М.Быховская), феноменологический (В.А.Подорога, Ю.Н.Рождественский), социологический (Л.И. Лубышева), психологический (С.Д.Максименко, А.Я.Фотуйма), а также многообразные естественнонаучные подходы – медико-биологический, биомеханический и даже нейро-физиологический (В.А.Дрюков, В.А.Кашуба, Г.В.Корабейников, Б.М.Мицкан, В.Л.Кулиниченко, В.С.Мищенко, Олег Крышталь, А.Г.Ященко). В тоже время остается открытой проблема философского общеконцептуального взгляда на спорт, как на одного из важнейших способов преобразования и совершенствования человеческой физической телесности. В этом контексте общественно значимая сущность спорта и реальность, которую он создает, нуждается в четких исходных принципах и ориентировочных конечно-смысловых параметрах. Назрела практическая и теоретическая потребность в обосновании предмета философии спорта, его структуры и методологии. Иными словами: речь идёт о создании новой социально-философской парадигмы спорта, которая в отличие от прежней спортивной философии, характеризующей его в рамках логики профессиональных, специализированных теорий, смогла бы выработать, говоря словами Г.Гегеля, эпохальное его видение. Он говорил: «Философия – это эпоха, выраженная в мысли». Целью данной статьи является попытка вычленить из совокупности накопившегося знания о сущности спорта собственно философскую составную, показать практическую и теоретическую ее востребованность и очертить концептуальный круг проблем, требующих мировоззренческого осмысления и имеющих методологическое значение для дальнейшего развития науки о физическом воспитании и спорте. При этом предложить на рассмотрение научной общественности дефиницию и структуру новой области знания – «философии спорта». Связь с научными планами, программами. Избранное направление исследования включено в комплексную научно-исследовательскую программу НУФВСУ «Особенности гуманитарного дискурса в спорте и физическом воспитании». Методы исследования Основными методами исследования являются анализ и обобщение данных научно-теоретических литературных источников, диалектические методы взаимосвязи исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному и метод феноменологической редукции. Методологией данного исследования является философское направление экзистенциализма в качестве

мировоззренческой исходной позиции в сочетании с диалектической логикой как методологического принципа. Результаты исследований и их обсуждение Результатом обсуждаемого исследования является утверждение того, что философия спорта – это междисциплинарная область знания о сущности и смысле спорта как социо-культурного феномена, создающего и воссоздающего в образе физической культуры эталоны человеческой телесности. Возьмем этот тезис за исходную дефиницию в последующем анализе. Поскольку «философия спорта» определяется как междисциплинарная область знания между философией и спортивной наукой, то необходимо соотнести их предметные области и, таким образом, определить точки соприкосновения. Общим объектом их исследования является человек как биосоциальное и психофизиологическое, а, главное, – деятельное существо, преследующее в своей жизни возможность реализации определенных целей. Жизнедеятельность человека – целеполагающая. Отсюда вытекает его двойственная сущность как духовного и физически-телесного существа. Хотя изначально, в синкретической индийской и китайской культуре человек понимается как целостное существо, органически включенное в окружающую природную действительность. Более того, предметная, природная, физическая и т.п. реальность понимается как человекоподобная (антропоморфная), поэтому прафилософия заботится о сохранении этой целостности, беспокоится о гармоничности человека с природой, с самим собой и своими сородичами. Но уже со времен Платона, удвоившего мир на «мир идей» и «мир вещей», произошел разрыв в прежнем целостном понимании человека и мира: тело стало противопоставляться душе. Вся последующая западноевропейская философия до наших дней пытается решить эту проблему, определяя изначальные принципы бытия. Спорт философичен по своей сути. Целеполагающая идея спорта состоит в дерзких намерениях человека выйти за пределы самого себя, на наличном реальном бытии своей телесности реализовать внутренней духовно-физической и творческий потенциал. В этом смысле спорт как и вся физическая культура, будучи едва ли не главнейшим видом человеческой деятельности, нацелены не только на выживание, адаптирование человека к постоянно изменяющейся окружающей среде, но и на установление господства над внешней и собственной природой. Подчеркнем, что философия спорта не должна претендовать на статус науки по двум причинам: во-первых, научность знания предполагает рационалистическую систематизацию его в исторической логике становлении теории предмета исследования. Постоянный процесс дифференциации и интеграции науки, начавшейся со времён античной философии,

когда она рассматривалась совокупностью всех знаний человека об окружающем мире и самом себе в нём, на многообразные сферы, направления и школы ведёт в перспективе к образованию, по словам К.Маркса, единой науке о природе, обществе и человеке [6]. В философии всегда присутствует элемент научности, так как она в своих рассуждениях опирается на выводы конкретных наук, изучающих те или иные стороны бытия, но не ограничивается этим. Единой общепринятой философской теории, которая определяла бы статус философии как науки не существует, как нет и четкого понимания сущности человека. Во-вторых, в отличие от естествознания и обществоведения она даёт целостную картину мира, в соотношении его предельных оснований - «Сущего» и «Должного». Если исследованием «Сущего» занимаются специализированные науки, то философия «переводит» их в смысложызненную плоскость через призму интересов и потребностей человека, а потому формирует идеал или их систему – идеологию, то есть, абстрагируется от конкретной реальности в виде мысленных образов будущего. Идеал – это то, чего нет в реальной действительности, а ёсть только в мыслях. В спортивной, созданной творчеством человека реальности, также выделяются две составляющие: «идея спорта», его идеалы и спортивная деятельность. Как справедливо утверждает профессор В.Н. Платонов: собственно к спортивной деятельности можно отнести спортивное состязание, в которой главенствующая роль принадлежит спортсмену, хотя почему-то тренеру отводит место среди других организаторов, менеджеров соревнований[12]. Но представляется, что не только спортсмен, но и тренер являются главными фигурантами соревнований: спортсмен выступает как действующее лицо, а тренер как «архитектор» или «режиссер» спортивного действия. Спортсмен стремится реализовать себя, свои внутренние физические и духовные потенции в достижении успеха, выраженного в победе над соперником и определении свого престижа в зависимости от завоеванного места в соревновании, установленного рекорда. Тренер в данном случае выступает носителем идеи, того, что содержатся в содержании его замысла. Тренер изучает физические и психические свойства организма спортсмена и на этой основе сначала мысленно конструирует тренировочный процесс, а затем реализует его в организации соревнования. Спортсмен же воочию воплощает этот замысел, идею в чуственно-предметной, телесной практикой своего выступления. Спорт также можно рассматривать в различных культурологических ипостасях, как во взаимосвязи с другими духовными образованиями, такими как мораль, право, политика, религия, искусство, так и с материальными сферами жизнедеятельности человека таких как

экономика, техника, информатика, то есть с инфраструктурой, создающей необходимые условия для спортивной подготовки и всего образа жизни спортивных фигурантов. Во взаимосвязи с другими сферами функционирования общества спортивная реальность активно обнаруживает содержание своего существования, что позволяет раскрыть противоречивые тенденции её развития и составить структуру предмета философии спорта. Таким образом, спортивная деятельность в соотношении с «идеей спорта» образуют онтологическую философскую проблематику как способа бытийности человека в мире и, следовательно, как первого структурного раздела философии спорта. В этом плане заметим, что все науки онтологичны, так как они возникают из потребностей практики и направлены на ёё совершенствование. Спортивная наука завоевала своё место в ареале наук тем, что чётко сформулировала свой объект, предмет, принципы и методы исследования и на этой основе формулирует специфические закономерности спортивной деятельности. К примеру, Л.П.Матвеев к числу «базовых закономерностей спортивной подготовки и производных от них принципы» относит: «1) максимизация и углубленная индивидуализированная специализация; 2) перманентность и цикличность подготовительно-соревновательного процесса; 3) необходимость сочетания в процессе спортивной подготовки тенденций постепенности и предельности, опережающих и стабилизирующих тенденций; 4) относительная избирательность и единство различных сторон подготовки спортсмена» [7]. В.Н. Платонов в учебнике по теории спорта сформулировал базовое понятие теории спорта как науки и показал, что целью ёё теории «является познание, описание, объяснение и предсказание объективных закономерностей, процессов и явлений спортивной деятельности, составляющих предмет ёё изучение и включающих социальные, организационные, методические, педагогические, биологические и другие аспекты, с учётом тесной взаимосвязи спорта со сферой информации и другими смежными областями». [12]. Как видим В.Н. Платонов в дефиниции спортивной науки закладывает все составляющее ёё элементы и тут же подчёркивает: «но абсолютному количественному выражению, а тем более формализации, знания в области спорта не поддаются» [там же]. Подобное утверждение предполагает ещё философское, смысловое определение теории спорта, то есть – философии спорта. К развитию спортивной науки, как уже отмечалось, всё более прилагают свои усилия ученые-гуманитарии (В.И.Григорьев, М.В.Дутчак, Ю.А.Компаниец,, Ю.А.Рождественский, Ю.А.Тимошенко, В.Н.Щербина, А.Я Фотуйма). В связи с этим предлагается все кафедры социально-гуманитарного цикла переформатировать под названием

философии спорта, что отвечало бы западноевропейской системе спортивного образования и усилило бы единство гуманитарного и естествонаучного знания в профессиональной подготовке студентов, усилило бы мотивационно-познавательную их деятельность. Показательным в усилении гуманитарного обеспечения физического воспитания и спорта является XIV Международный научный конгресс «Олимпийский спорт и спорт для всех» (Киев 2010), где работало два «Круглых стола» по философским, историческим, социологическим, экономическим проблемам спорта. Готовится к изданию работы преподавателей, аспирантов и соискателей по итогам Всеукраинского третьего «Круглого стола» на тему: «Философия здоровья. Проблемы здоровья здоровых людей». В этом ключе предполагается, что философия спорта еще больше активизирует разработки гуманитарной составной развития спорта и связанных с ним общественных движений. Следует заметить, что на ниве спорта, физической культуры, физического воспитания задействована огромная армия ученых, менеджеров, работников средств массовой информации. Все это ведет к развитию тенденции интеллектуализации и информатизации современного спорта. Но здесь возникает риторический вопрос: даёт ли это ожидаемый положительный эффект в постановке тренировочного процесса и способствует ли это успешным выступлениям на соревнованиях? Не происходит ли здесь обратное, а именно то, что современный французский философ Жан Бодрияр называет «передозировкой информацией»? [14]. Таким образом, предметом онтологии в содержании философии спорта является осмысление процесса воплощения спортивной идеи, идеалов спорта в спортивную реальность на каждом конкретном историческом этапе культурно-цивилизационного прогресса. Вторым разделом в структуре философии спорта является его антропология, исходящая из сущности спорта, адекватно отражающего природу человека, а именно: 1) потребности в игре; 2) потребности в реализации собственного ego (эгоизм); 3) потребности в публичном признании творческих способностей и декомпенсирующего зрелищностью неудовлетворенных собственных амбиций. Идеи основателя философской антропологии М. Шелера, осуществившего поворот философии от понимания проблем мироздания к человеку как первоосновы всего сущего или «высшей основы бытия», непосредственно относятся и к спортивной деятельности, в которой осуществляется стремление человека к самосовершенствованию. По мнению М.Шелера, человек содержит в себе «коварную двоякость»: как живое существо, с одной стороны, есть природной данностью, то есть животным а, с другой стороны, «сущностным образованием». Поэтому формой его существования является два начала

– «жизненный порыв», заложенный в основании природы, и «дух» - формирующих личность индивида [13]. Не вдаваясь в подробное изложение теории философской антропологии, подчеркнем важность для спортивной антропологии того момента в его учении, что тело («телесность») и душу («духовность») надо рассматривать не так как Августин и Декарт в их противоположности, а в их единстве, поскольку «в своем поведении» они зависят от жизненного порыва. «Виталистический монизм» насквозь пронизывает спорт, в целеполагающей установке которого есть выход за пределы телесной ограниченности индивидуального «Я» и слияния с внешней телесно-духовной организацией мира. В соответствии со своими задачами философия не занимается изучением строения тела, а также биологического организма человека, что составляет сферу специальных наук. Ёе предметом является осмысление «способа включения телесного бытия в мир человека, в культуру и социальные отношения, в деятельность и противоречия, что здесь возникают» [3]. Философская спортивная антропология должна стать примером осмысления соотношения живого тела с духовным началом, под воздействием которого оно теряет свою «грубую» телесность и превращается из номинативного «вместилища души» в образование, душа которого «всегда выпрашивает ославления своего проявления» [9]. В таком дискурсе спорт есть способом телесно-душевного включения человека в объективную окружающую его действительность и, соответственно, он образует «мир спорта», который становится объективной реальностью. Это является одной из основных тенденций в развитии современного спорта. В своих сущностных чертах - игре, состязательности и публичности, зрелищности - своеобразно решает проблему человека, его дихотомичности тела и души. Спорт как игра приоткрывает занавесу таинственной сущности души, поскольку она преобразует свое тело в непривычные и необычные для него роли. Жизнь, по словам У. Шекспира, - это театр, в котором люди постоянно разыгрывают, как актеры, остросюжетную личную драму. Трагичность жизни спортсмена состоит в том, что он сознательно лишает себя многих удовольствий, изнурительным тренировочно-подготовительным процессом и крайним напряжением сил во время выступлений постоянно рискует потерять здоровье. Спорт - это очарование молодостью, которая, как правило, не заботится о последующих годах. Тем самым спорт имеет неотвратимую магическую притягательную силу, обнаруживая в игре, «секреты человеческого бытия». Спортивное соревнование с его непредвиденностью результатов можно сравнить со спонтанной импровизацией непроизвольной детской игры, в которой личностью ребенка движет безликий интерес

(играют  «просто так», игра для игры). А. Эйнштейн утверждал, что секреты  атомной бомбы – ничто, по сравнению  с таинствами детской игры. Небезынтересным  для философской спортивной антропологии  есть положение экзистенциалистов  о том, что в движениях телесности  проявляется грациозность его  вхождения в окружающий социум. Тело, виртуозно соприкасается с  другими участниками движения, и, таким образом, по мнению Ж. П. Сартра, обнаруживает свою свободу  как сущностную черту человека. «Грациозное действие,– пишет  он,- поскольку оно открывает тело  как точное орудие, дает ему  в каждый момент оправдание  его существования». Непосредственно  касается облика спортсмена также  его слова о том, что «самое  грациозное тело – тело обнаженное, которое своими действиями окутывает  себя невидимой одеждой, полностью  скрывая свою плоть, хотя плоть  целиком присутствует перед глазами  зрителей» [10]. Кстати, к антропологической  проблематике обращаются не только философы, но и ученые в области физического воспитания и спорта. Один из основоположников науки изучающей движение во всех его проявлениях – кинезиологии А.Н. Лапутин писал, что «кинезиология – наука о мышцах и выполняемых ими движениях, но если говорить о психологическом аспекте, то это понятие гораздо шире – это наука о движении наших чувств, мыслей и мышц» [5]. В поле зрения антропологии спорта должен оставаться его публичный, зрелищный компонент, который раскрывает коллективистскую сущность человека как соучастника и творца культурно-исторического процесса. Спорт показывает лучшие образцы мужества, которое, согласно Аристотелю, является не только индивидуальным, но и общесоциальным качеством. К тому же спорт воспитывает волевые черты, уверенность в себе, развивает изначально заложенное в самой идее спорта человеколюбие, конфуцианскую частицу мира – «жэнь». Спорт учит соучастливости: «сорадоваться» в случае победы и сочувствию в случае проигрыша в соревнованиях. Человек как «моральное существо» (И. Кант), если не знает горечи поражения, не может осознать радости успеха. По этому поводу народная мудрость глаголет: «не было бы счастья, да несчастье помогло!». Тем более, что «счастье от успеха» носит кратковременный характер, а закономерная победа всегда таит и элемент случайности. В этом смысле философия спорта фокусирует смыслообразующую противоречивость человеческого бытия. Продолжением и усилением названой проблематики есть третий структурный раздел философии спорта – аксиология. В нем предполагается сосредоточить уже широко обсуждаемую в научной и публицистической литературе морально-этическую проблематику. Здесь следует сделать несколько предварительных замечаний: 1) введенный в научный оборот постмодернистской философией термин «аксиология», которым обозначается учение о ценностях, в отличие от терминов «антропология», «феноменология», «эпистемология» довольно быстро «прижился». Можно было бы приветствовать широкое распространение этого термина как факта сближения с западным научным понятийным аппаратом и важным методологическим инструментарием в познании социальных ориентаций людей, в том числе и в отношении к физической культуре и спорту. Но, к сожалению при этом наблюдается постепенное смещение акцентов от привычного для марксистов учения об идеалах как духовных исторических Абсолютах, ориентирующих практическую человеческую деятельность, - в сторону бытующих ценностно-зависимых отношений между людьми. Иными словами: в таком ряду не «ценности» зависят от человека, а наоборот – человек зависит от ценностей. Такой подход присущ западной культурологической парадигме, рассматривающей человека как природное существо, подлежащее определенному математическому, механическому или какому либо иному измерению и «потребляющего», а не творящего мир, рефлектирующего, то есть переживающего его чувством и разумом. Парадигмы, характерной уже для восточной культуры. В западноевропейской рационалистической философии от Декарта до Гегеля: человек – это «мыслящая вещь», «перевоплощенная духовная единица». Окружающий человека мир представляется как палитра заготовленных заранее данных его свойств, способных удовлетворить человеческие потребности, а потому и выступающие как ценности для него. Этим умаляется творческая и созидающая сила сознания человека, его деятельно-преобразовательная сущность, что в принципе не соответствует идеалам спорта, которые одухотворяют и воспламеняют человеческую телесность на социальную активность. В этом состоит смысло-жизненная проблематика спортивной морали; 2) возможно, под влиянием вышеназванной философии в спортивном как и в целом в межличностном общении становятся архаизмами (устаревшими) слова «совесть», (которую еще Гитлер характеризовал как «химеру»), «честь», «достоинство», «порядочность», « альтруизм» (бескорыстие), их уже относят к средневековому лексикону. Вместо этого в обществе стали распространенными худшие, унаследованные от своего первобытного состояния выживания и модифицированные под цивилизацию такие проявления неокультуренной человеческой натуры, как злобная зависть, животная ненасытность, ожесточенность, агрессия, которые способствуют разрушению красоты и величия человеческой сущности. Об этом пишет в своем первом романе знаменитая поэтесса Лина Костенко «Записки українського

Информация о работе Философия спорта