Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2015 в 22:54, реферат
Возникшей в начале ХХI века новый этап глобальных информационных технологий кризис во всех сферах материальной и духовной жизнедеятельности человека – обычный для эпохального переходного периода. Он поставил множество вопросов в отношении противоречивых перспектив развития спорта и физической культуры. Одни говорят об антропологической катастрофе, которая несет угрозу разрушения физической телесности и следовательно способствует вымиранию современного спорта (Кристофер Лэш), другие же утверждают о формировании техногенной цивилизации с высоким уровнем социальной динамики и способностью к прогрессу (академик РАН В.С.Степин), что, следовательно, должно изменить сущность физической культуры и спорта как его эталонного вида.
Таким образом, объект исследования в философии спорта – это часть действительности (в том числе и виртуальной реальности), которая прямо или косвенно связана физическим и интеллектуальным соперничеством, физической культурой, играми, физическим воспитанием людей любого пола и возраста. В расширительную трактовку философии спорта мы можем добавить и соревновательную деятельность каких-либо устройств (в прикладных видах спорта – автомобилей, мотоциклов, яхт, авиамоделей и т.д.), компьютерных программ (соревнований роботов, человека и компьютера – например, в шахматах), состязаний животных (лошадиные скачки, собачьи бега и проч.).
Очевидно, что для исследователя это необъятное поле деятельности. В таком море отношений, интересов, статистических данных, подходов, правовых, социальных и экономических норм можно утонуть. Чтобы ограничить свои исследования какой-либо областью или феноменом, философ сужает круг анализируемых проблем до определённых рамок. Такой выделенный из объекта фрагмент называют предметом исследования.
Например, объектом исследования является профессиональный спорт, предметом исследования – солидарность и конфликт в среде футбольных болельщиков.
Наиболее общие понятия, которые будут нужны нам в процессе углубления в философию спорта, мы пока лишь обозначим. Это следующие категории – игра, движение, соперничество, двигательная активность, победа, самореализация, агрессия, поражение, превосходство, красота, сила, справедливость, развлечение, досуг.
Что же касается методов исследования, то для их понимания приведём образную аналогию. Когда нам нужно поймать рыбу, мы применяем для этого наиболее действенные и рациональные способы – используем удочки или спиннинги, донки или бредни, сети или динамит – в зависимости от цели и задач рыбалки. Так и в философии спорта – для получения какого-либо значимого результата следует использовать свои методы: наблюдения, анализа, синтеза, абстракции, сравнения, индукции, дедукции и проч. Мы не будем характеризовать каждый из методов – они общеизвестны. Перейдём сразу к установлению места философии спорта в системе прочих наук и дисциплин. Рассмотрим этот вопрос ниже, в отдельном подразделе.
«ФИЛОСОФИЯ СПОРТА»: ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА И ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ. Ибрагимов Михаил Михайлович ациональный университет физического воспитания и спорта Украины Аннотация. Ибрагимов М.М. «Философия спорта»: предмет, структура и проблемы методологии // 2011. - №. – С.
Цель: очертить концептуальный круг проблем, требующих мировоззренческого осмысления и имеющих методологическое значение для дальнейшего развития науки о физическом воспитании и спорте. Методы исследования: диалектические методы взаимосвязи исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному и метод феноменологической редукции. Результаты: В статье речь идет о противоречивых тенденциях в развитии современного спорта, а именно превращение его из событийного обособленного феномена в полноценную сферу общественной деятельности и образующего особую «спортивную реальность», которая во взаимосвязи с другими сферами раскрывает сложности в определении сущности и существования человека. Выводы: Предлагается дефиниция и структура междисциплинарного знания – «философия спорта», а также в качестве её методологии – марксистски «прочитанный» экзистенциализм в сочетании с экзистенциалистским пониманием марксистской диалектики. Ключевые слова: философия спорта, экзистенциализм, онтология, антропология, аксиология спорта, феноменология.
Постановка проблемы, анализ последних исследований и публикаций. Современный спорт, из когда-то обособленного и довольно экзальтированного, событийного явления, привилегированного в одни времена и преследуемого в другие, плотно вошел в повседневною жизнь человека, образуя полноценную и взаимосвязанную с другими специфическую сферу общественной жизнедеятельности. Наряду с познавательным и практически-преобразовательным творчеством человека, спорт активизирует физическую и двигательную активность его телесности и тем самым создает своеобразную, а именно: спортивную реальность, требующую, как и все иные, философского осмысления. Спорт образует как бы водораздел в осмыслении реальной бытийности человека на материальную, физически-предметную область и духовно-идеальную, мотивационно-побудительную трансцендентальную силу. По этому он постоянно испытывает на себе двустороннее влияние как таинственных, заложенных в природе тяготений к жизнеосуществлению (Б.Спиноза) так и неиссякаемых, беспредельных демонических сил человеческой духовности (М.Шелер). При всей неоднозначности и даже крайней противоположности взглядов на социальную значимость спорта, многообразии его понятийно-терминологических определений, становится общепринятым утверждение о том, что спорт является социально-культурным феноменом, колоритным конструктом исторического цивилизационного процесса. Спорт есть концентрированным выражением всех тех проблем, выражаясь современным языком «кризисов» или «вызовов», стоящих перед человеком под давлением современных ему обстоятельств.
мировоззренческой исходной позиции в сочетании с диалектической логикой как методологического принципа. Результаты исследований и их обсуждение Результатом обсуждаемого исследования является утверждение того, что философия спорта – это междисциплинарная область знания о сущности и смысле спорта как социо-культурного феномена, создающего и воссоздающего в образе физической культуры эталоны человеческой телесности. Возьмем этот тезис за исходную дефиницию в последующем анализе. Поскольку «философия спорта» определяется как междисциплинарная область знания между философией и спортивной наукой, то необходимо соотнести их предметные области и, таким образом, определить точки соприкосновения. Общим объектом их исследования является человек как биосоциальное и психофизиологическое, а, главное, – деятельное существо, преследующее в своей жизни возможность реализации определенных целей. Жизнедеятельность человека – целеполагающая. Отсюда вытекает его двойственная сущность как духовного и физически-телесного существа. Хотя изначально, в синкретической индийской и китайской культуре человек понимается как целостное существо, органически включенное в окружающую природную действительность. Более того, предметная, природная, физическая и т.п. реальность понимается как человекоподобная (антропоморфная), поэтому прафилософия заботится о сохранении этой целостности, беспокоится о гармоничности человека с природой, с самим собой и своими сородичами. Но уже со времен Платона, удвоившего мир на «мир идей» и «мир вещей», произошел разрыв в прежнем целостном понимании человека и мира: тело стало противопоставляться душе. Вся последующая западноевропейская философия до наших дней пытается решить эту проблему, определяя изначальные принципы бытия. Спорт философичен по своей сути. Целеполагающая идея спорта состоит в дерзких намерениях человека выйти за пределы самого себя, на наличном реальном бытии своей телесности реализовать внутренней духовно-физической и творческий потенциал. В этом смысле спорт как и вся физическая культура, будучи едва ли не главнейшим видом человеческой деятельности, нацелены не только на выживание, адаптирование человека к постоянно изменяющейся окружающей среде, но и на установление господства над внешней и собственной природой. Подчеркнем, что философия спорта не должна претендовать на статус науки по двум причинам: во-первых, научность знания предполагает рационалистическую систематизацию его в исторической логике становлении теории предмета исследования. Постоянный процесс дифференциации и интеграции науки, начавшейся со времён античной философии,
когда она рассматривалась совокупностью всех знаний человека об окружающем мире и самом себе в нём, на многообразные сферы, направления и школы ведёт в перспективе к образованию, по словам К.Маркса, единой науке о природе, обществе и человеке [6]. В философии всегда присутствует элемент научности, так как она в своих рассуждениях опирается на выводы конкретных наук, изучающих те или иные стороны бытия, но не ограничивается этим. Единой общепринятой философской теории, которая определяла бы статус философии как науки не существует, как нет и четкого понимания сущности человека. Во-вторых, в отличие от естествознания и обществоведения она даёт целостную картину мира, в соотношении его предельных оснований - «Сущего» и «Должного». Если исследованием «Сущего» занимаются специализированные науки, то философия «переводит» их в смысложызненную плоскость через призму интересов и потребностей человека, а потому формирует идеал или их систему – идеологию, то есть, абстрагируется от конкретной реальности в виде мысленных образов будущего. Идеал – это то, чего нет в реальной действительности, а ёсть только в мыслях. В спортивной, созданной творчеством человека реальности, также выделяются две составляющие: «идея спорта», его идеалы и спортивная деятельность. Как справедливо утверждает профессор В.Н. Платонов: собственно к спортивной деятельности можно отнести спортивное состязание, в которой главенствующая роль принадлежит спортсмену, хотя почему-то тренеру отводит место среди других организаторов, менеджеров соревнований[12]. Но представляется, что не только спортсмен, но и тренер являются главными фигурантами соревнований: спортсмен выступает как действующее лицо, а тренер как «архитектор» или «режиссер» спортивного действия. Спортсмен стремится реализовать себя, свои внутренние физические и духовные потенции в достижении успеха, выраженного в победе над соперником и определении свого престижа в зависимости от завоеванного места в соревновании, установленного рекорда. Тренер в данном случае выступает носителем идеи, того, что содержатся в содержании его замысла. Тренер изучает физические и психические свойства организма спортсмена и на этой основе сначала мысленно конструирует тренировочный процесс, а затем реализует его в организации соревнования. Спортсмен же воочию воплощает этот замысел, идею в чуственно-предметной, телесной практикой своего выступления. Спорт также можно рассматривать в различных культурологических ипостасях, как во взаимосвязи с другими духовными образованиями, такими как мораль, право, политика, религия, искусство, так и с материальными сферами жизнедеятельности человека таких как
экономика,
техника, информатика, то есть с инфраструктурой,
создающей необходимые условия для спортивной
подготовки и всего образа жизни спортивных
фигурантов. Во взаимосвязи с другими
сферами функционирования общества спортивная
реальность активно обнаруживает содержание
своего существования, что позволяет раскрыть
противоречивые тенденции её развития
и составить структуру предмета философии
спорта. Таким образом, спортивная деятельность
в соотношении с «идеей спорта» образуют
онтологическую философскую проблематику
как способа бытийности человека в мире
и, следовательно, как первого структурного
раздела философии спорта. В этом плане
заметим, что все науки онтологичны, так
как они возникают из потребностей практики
и направлены на ёё совершенствование.
Спортивная наука завоевала своё место
в ареале наук тем, что чётко сформулировала
свой объект, предмет, принципы и методы
исследования и на этой основе формулирует
специфические закономерности спортивной
деятельности. К примеру, Л.П.Матвеев к
числу «базовых закономерностей спортивной
подготовки и производных от них принципы»
относит: «1) максимизация и углубленная
индивидуализированная специализация;
2) перманентность и цикличность подготовительно-
философии спорта, что отвечало бы западноевропейской системе спортивного образования и усилило бы единство гуманитарного и естествонаучного знания в профессиональной подготовке студентов, усилило бы мотивационно-познавательную их деятельность. Показательным в усилении гуманитарного обеспечения физического воспитания и спорта является XIV Международный научный конгресс «Олимпийский спорт и спорт для всех» (Киев 2010), где работало два «Круглых стола» по философским, историческим, социологическим, экономическим проблемам спорта. Готовится к изданию работы преподавателей, аспирантов и соискателей по итогам Всеукраинского третьего «Круглого стола» на тему: «Философия здоровья. Проблемы здоровья здоровых людей». В этом ключе предполагается, что философия спорта еще больше активизирует разработки гуманитарной составной развития спорта и связанных с ним общественных движений. Следует заметить, что на ниве спорта, физической культуры, физического воспитания задействована огромная армия ученых, менеджеров, работников средств массовой информации. Все это ведет к развитию тенденции интеллектуализации и информатизации современного спорта. Но здесь возникает риторический вопрос: даёт ли это ожидаемый положительный эффект в постановке тренировочного процесса и способствует ли это успешным выступлениям на соревнованиях? Не происходит ли здесь обратное, а именно то, что современный французский философ Жан Бодрияр называет «передозировкой информацией»? [14]. Таким образом, предметом онтологии в содержании философии спорта является осмысление процесса воплощения спортивной идеи, идеалов спорта в спортивную реальность на каждом конкретном историческом этапе культурно-цивилизационного прогресса. Вторым разделом в структуре философии спорта является его антропология, исходящая из сущности спорта, адекватно отражающего природу человека, а именно: 1) потребности в игре; 2) потребности в реализации собственного ego (эгоизм); 3) потребности в публичном признании творческих способностей и декомпенсирующего зрелищностью неудовлетворенных собственных амбиций. Идеи основателя философской антропологии М. Шелера, осуществившего поворот философии от понимания проблем мироздания к человеку как первоосновы всего сущего или «высшей основы бытия», непосредственно относятся и к спортивной деятельности, в которой осуществляется стремление человека к самосовершенствованию. По мнению М.Шелера, человек содержит в себе «коварную двоякость»: как живое существо, с одной стороны, есть природной данностью, то есть животным а, с другой стороны, «сущностным образованием». Поэтому формой его существования является два начала
– «жизненный порыв», заложенный в основании природы, и «дух» - формирующих личность индивида [13]. Не вдаваясь в подробное изложение теории философской антропологии, подчеркнем важность для спортивной антропологии того момента в его учении, что тело («телесность») и душу («духовность») надо рассматривать не так как Августин и Декарт в их противоположности, а в их единстве, поскольку «в своем поведении» они зависят от жизненного порыва. «Виталистический монизм» насквозь пронизывает спорт, в целеполагающей установке которого есть выход за пределы телесной ограниченности индивидуального «Я» и слияния с внешней телесно-духовной организацией мира. В соответствии со своими задачами философия не занимается изучением строения тела, а также биологического организма человека, что составляет сферу специальных наук. Ёе предметом является осмысление «способа включения телесного бытия в мир человека, в культуру и социальные отношения, в деятельность и противоречия, что здесь возникают» [3]. Философская спортивная антропология должна стать примером осмысления соотношения живого тела с духовным началом, под воздействием которого оно теряет свою «грубую» телесность и превращается из номинативного «вместилища души» в образование, душа которого «всегда выпрашивает ославления своего проявления» [9]. В таком дискурсе спорт есть способом телесно-душевного включения человека в объективную окружающую его действительность и, соответственно, он образует «мир спорта», который становится объективной реальностью. Это является одной из основных тенденций в развитии современного спорта. В своих сущностных чертах - игре, состязательности и публичности, зрелищности - своеобразно решает проблему человека, его дихотомичности тела и души. Спорт как игра приоткрывает занавесу таинственной сущности души, поскольку она преобразует свое тело в непривычные и необычные для него роли. Жизнь, по словам У. Шекспира, - это театр, в котором люди постоянно разыгрывают, как актеры, остросюжетную личную драму. Трагичность жизни спортсмена состоит в том, что он сознательно лишает себя многих удовольствий, изнурительным тренировочно-подготовительным процессом и крайним напряжением сил во время выступлений постоянно рискует потерять здоровье. Спорт - это очарование молодостью, которая, как правило, не заботится о последующих годах. Тем самым спорт имеет неотвратимую магическую притягательную силу, обнаруживая в игре, «секреты человеческого бытия». Спортивное соревнование с его непредвиденностью результатов можно сравнить со спонтанной импровизацией непроизвольной детской игры, в которой личностью ребенка движет безликий интерес
(играют
«просто так», игра для игры). А.
Эйнштейн утверждал, что секреты
атомной бомбы – ничто, по сравнению
с таинствами детской игры. Небезынтересным
для философской спортивной