Фокус-группы: история развития и применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 15:52, контрольная работа

Описание работы

Метод фокус-групп, или групповое глубокое интервью, относится к числу так называемых "гибких" или "качественных" методов социологического исследования. В настоящее время в развитых странах "гибкие" методы опросов (индивидуальное и групповое интервью) сделались не просто разновидностью исследовательских методик, но и отраслью индустрии, обслуживающей функционирование институтов рынка (маркетинг) и институтов демократии (анализ и коррекция политических имиджей). Внедрение в практику этих методов в России необходимо для повышения культуры работы рыночных и политических институтов.

Содержание работы

ВЕДЕНИЕ………………………………………………………3
I.Фокус-группы: история возникновения
и применение метода………………………………………….4-5
II.Отбор участников фокус-групп……………………………..6-8
III.Планирование и организация фокус-групп………………..9-15
3.1. Планирование фокус-группы………………………………………..9
3.2. План (вопросник) обсуждения. Функции плана обсуждения……10-11
3.3. Выбор места проведения фокус-группы…………………………..12-15
IV.Методика проведения фокус-групп………………….…..16-19
4.1.Модератор…………………………………………..………………..16
4.2.Этапы проведения фокус-группы………………….……………….17-19
V.Анализ и представление результатов данных
фокус-групп……………………………………………………20-26
5.1.Квалификация аналитика и виды первичных данных…………….20-21
5.2. Методы анализа……………………………………………………..22-24
5.3.Виды отчетов………………………………………………………....25-26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….27
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА……………………………….

Файлы: 1 файл

Методы исследования.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Российский государственный  профессионально-педагогический

университет» 
Социальный институт

Кафедра социальной работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Методы исследования в социальной работе» на тему:

Фокус-группы: история развития и  применения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент  гр. ЗСР-111С Килымник Я.С

Проверил: Масленцева Н.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Екатеринбург, 2013

 

Оглавление

 

ВЕДЕНИЕ………………………………………………………3

 

I.Фокус-группы: история возникновения

 и применение метода………………………………………….4-5

 

II.Отбор участников фокус-групп……………………………..6-8

 

III.Планирование и организация фокус-групп………………..9-15

 

3.1. Планирование фокус-группы………………………………………..9

3.2. План (вопросник) обсуждения. Функции плана обсуждения……10-11

3.3. Выбор места проведения фокус-группы…………………………..12-15

 

IV.Методика проведения фокус-групп………………….…..16-19

 

4.1.Модератор…………………………………………..………………..16

4.2.Этапы проведения  фокус-группы………………….……………….17-19

 

V.Анализ и представление результатов данных

фокус-групп……………………………………………………20-26

 

5.1.Квалификация аналитика и виды первичных данных…………….20-21

5.2. Методы анализа……………………………………………………..22-24

5.3.Виды отчетов………………………………………………………....25-26

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….27

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА……………………………….28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

Метод фокус-групп, или  групповое глубокое интервью, относится  к числу так называемых "гибких" или "качественных" методов социологического исследования. В настоящее время в развитых странах "гибкие" методы опросов (индивидуальное и групповое интервью) сделались не просто разновидностью исследовательских методик, но и отраслью индустрии, обслуживающей функционирование институтов рынка (маркетинг) и институтов демократии (анализ и коррекция политических имиджей). Внедрение в практику этих методов в России необходимо для повышения культуры работы рыночных и политических институтов. Для определения данного метода существует несколько названий, таких как «фокус-группа», «фокусированное интервью в группе», «групповая дискуссия» и «глубинное групповое интервью». Многообразие названий объясняется тем, что понимание и применение фокус-групп с момента их введения оказалось под влиянием различных теоретических направлений.

Групповое глубинное  фокусированное интервью: “групповое”  означает число взаимодействующих  людей, объединенных общими интересами; “глубинное” означает поиск информации, более полной, чем та, которая  бывает на уровне межличностного общения; “интервью” означает присутствие модератора, который использует группу как механизм извлечения информации; ”фокусированное” означает, что интервью ограничено малым числом вопросов.

 

Курсовая работа состоит  из введения, пяти глав, заключения, списка литературы, общим объемом  28 страниц.

 

 

I. Фокус-группы: история возникновения и применение метода

 

 

Метод глубокого группового интервью, или «фокус-групп», возник на пересечении ряда исследовательских традиций и занял определенное место среди других методов эмпирической социологии. Широкое применение этого метода в ряде областей обусловлено некоторыми его уникальными свойствами, которые и доныне являются предметом обсуждений и споров. Данный метод, с одной стороны, новый (если вести отсчёт от его активного применения в конце 80-х годов), с другой – имеет длительную историю. Это связано с тем, что он берёт своё начало от неформализованного интервью, описание которому, по мнению английского учёного Р. Бюргеса, первым дал Х. Мэтью в середине XIX века. Это была попытка опубликования истории людей с их собственных уст. Затем неформализованное интервью получило своё развитие в ХХ веке. Так, раскрывая основные его положения, известные английские учёные и общественные деятели Сидней и Беатрис Вебб подчёркивали, «что интервью должно быть приятным для интервьюируемых, напоминая опрашиваемым одну из форм социального взаимодействия». Эту точку зрения в отношении характера неформализованного интервью разделял Ф. Цвейг, рассматривая его как интервью, где интервьюер – это друг и хороший собеседник, проявляющий интерес, понимание и симпатию по отношению к респонденту; а также метод, хорошо сочетающийся с наблюдением. Этот вид интервью разрабатывался как самостоятельный и дополнительный метод сбора информации в социологическом исследовании. Например, его использовал Богардус при проверке шкалы в качестве дополнительного. Впервые фокус-группа была применена Р. Мертоном и П. Лазарсфельдом во время 2 мировой войны для изучения эффективности работы радио. Впоследствии Р. Мертон использовал данный метод для анализа эффективности пропаганды и фильмов по обучению армии. Первое теоретическое описание было сделано в 1946 году в книге «Фокусированное интервью» Р.Мертоном, П.Кендаллом, М.Фиске. В дальнейшем (до середины 80-х) теоретико-методологических разработок фокус-групп не было. Всплеск интереса в конце 80-х годов к данному методу произошёл после его успешного применения в маркетинговых и социально-психологических исследованиях и связан с именами Д.Моргана, Р.Стьюарта, Р.Крюгера, Дж. Келли и др.За несколько десятилетий, по сравнению с опытом применения метода в начале 40-х годов, по мнению Р.Мертона, фокус-группы претерпели ряд существенных изменений. Эволюция данного метода осуществлялась через изменения понятия, его места в социологическом исследовании, соотношения с количественными методами и так далее. Существует мнение, что взаимодействие фокус-групп с количественными методами в настоящее время недостаточное: «во многих фокус-групповых исследованиях, набирающих всё большую популярность в маркетинговых исследованиях, количественные и качественные традиции не соединяются».

Метод «фокус- групп» с  успехом используется для изучения имиджа политиков, отношения к политическим партиям и движениям, исследования причин социальной напряженности в обществе, а также для осуществления социального прогнозирования (диагностика социальных проблем и моделирование развития социальных процессов, например, исследование последствий общественных реорганизаций, проблем экологической безопасности и т. п.). Метод «фокус-групп»  используют в методологическом обеспечении социологических исследований (проверка гипотез, пилотаж инструментария).

 

 

II.Принципы организации фокус-групп

 

2.1. Отбор участников фокус-групп

 

Сегодня наиболее целесообразная численность группы определяется большинством авторов в 8-10 человек. Это, возможно, еще не предел, так как некоторые авторы высказываются за дальнейшее сокращение численности участников до 6-8 человек. Организация дискуссии с 12 участниками сегодня рассматривается многими исследователями как перебор, поскольку проводить группы с таким числом респондентов хотя и можно, но сложно, и модератору уже не удается задействовать в обсуждении всех. За два коротких часа респонденты при такой численности не могут приучиться к взаимодействию с таким количеством новых знакомых; в равной степени и модератор не может уделить всем должного внимания. Это тем более справедливо в отношении групп с еще большим числом участников. Минимальное число участников, при котором специфические эффекты группового обсуждения еще как-то могут проявиться, по мнению разных авторов, составляет 4-5 человек.

Существует несколько  категорий лиц, которые не должны привлекаться к участию в фокус-группах  независимо от того, какова тема обсуждения и каковы принципы набора участников. К ним относятся:

а) лица, знакомые с процедурой проведения фокус-групп;

б) лица, знакомые друг с  другом или с модератором;

в) лица, профессионально  знакомые с предметом обсуждения;

г) лица, профессиональная деятельность которых связана

с фокус-групповыми исследованиями, маркетингом или рекламой, а также  профессиональные социологи и психологи.

Техника набора участников.

            Фильтрующая анкета. Основным инструментом набора участников фокус-групп является фильтрующая анкета, разрабатываемая на основе отборочных критериев и с учетом требования обеспечения гомогенности состава групп. Кроме того, фильтрующая анкета должна предотвращать набор лиц, чье участие нежелательно по профессиональному признаку (специалисты по маркетингу и другие).

Формирование выборки. Методы формирования выборки при  проведении социологических исследований общеизвестны, и отбор респондентов для участия в фокус-группах  не имеет принципиальных отличий.

Проведение фильтрующих  опросов при отборе респондентов для участия в группах осуществляется на основе одной из следующих процедур:

Случайный отбор. Это  хорошо известный, надежный, хотя и  сравнительно дорогой метод. Фильтрующие  опросы, как правило, проводят по телефону или на улице, следуя стандартным правилам проведения репрезентативных опросов. Хотя в количественных исследованиях уличные опросы дают заметный сдвиг результатов и потому считаются ненадежными, они вполне пригодны для обеспечения "приблизительной точности" малых фокус-групповых выборок. Маршрутные поквартальные обходы при отборе респондентов для фокус-групп, как правило, не проводятся из-за их дороговизны.

Метод "снежного кома", при котором участников групп  просят назвать других участников, обладающих нужными характеристиками. Этот метод незаменим при составлении списков узких профессиональных или иных групп, которые невозможно "выловить", опрашивая подряд представителей населения.

В некоторых случаях  формирование специальной (как правило  профессиональной) выборки может  быть осуществлено через организации соответствующего профиля, если таких организаций имеется достаточно много. В качестве примера можно назвать такие профессиональные группы, как учителя, врачи районных поликлиник, участковые милиционеры и т.п.

Наиболее прогрессивным методом, удешевляющим процедуру отбора без снижения ее качества, является создание компьютерной базы данных.  
III.Планирование и организация фокус-групп

 

3.1. Планирование фокус-группы

 

 

С теоретической точки  зрения число групп, проводимых в  рамках одного проекта, должно определяться двумя факторами: числом групп, необходимых для изучения одной гомогенной популяции, и числом релевантных популяций. Общее число групп должно было бы в этом случае определяться путем перемножения численных значений обоих факторов. Существуют, однако, чисто методические проблемы, которые вынуждают исследователей ограничивать широкие проекты для того, чтобы общее число фокус-групп вписалось в эти ограничения.

Стандартное фокус-групповое  исследование включает в себя от 4 до 8, реже до 12 групп. Из-за острых бюджетных ограничений и при необходимости исследования только одной гомогенной популяции число групп может быть уменьшено до 5. Это - минимальное число групп, при котором еще можно говорить о проведении "настоящего" фокус-группового исследования. Проект, состоящий из одной или двух групп, неизбежно должен быть отнесен к одной из следующих категорий:

а) пилотажное исследование с методическими целями;

б) пилотажное исследование с маркетинговыми целями (оба вида пилотажа часто бывают совмещены);

в) учебные фокус-группы;

г) некорректное, неквалифицированное  или недобросовестное исследование;

д) исследуемая популяционная  группа столь малочисленна что более  одной или двух групп созвать  невозможно.

 

    

 

3.2. План (вопросник) обсуждения. Функции плана обсуждения

   


План обсуждения, или  вопросник является промежуточным  звеном между целью, сформулированной заказчиком, и самим обсуждением. Его основная функция состоит  в приведении исходной формулировки цели к виду, пригодному для обсуждения в группах Реализация этой функции включает в себя следующие основные элементы.

Постановка любой задачи начинается с разъяснения того, что дано, и что требуется узнать. Иногда это достигается путем прямой ретрансляции группе основного вопроса, поставленного заказчиком. Однако для маркетинговых исследований более характерен косвенный метод введения в тему путем установления контекстуальных рамок дискуссии. Общее правило таково, что область релевантности обсуждения ограничивается рамками логической триады: род - вид - элемент. Если, к примеру, основной темой обсуждения является новое средство для мытья окон, то родовой категорией для данного вида будут все моющиеся средства, применяемые для мытья окон. Обсуждение проблем ведения домашнего хозяйства в целом в данном контексте является нерелевантным. Этот вопрос если и затрагивается, то очень кратко и лишь на стадии "разогрева" группы, т.е. вне рамок дискуссии по существу. Элементами в данном случае будут конкретные свойства данного моющего средства и, возможно, его ближайших аналогов, т.е. степень достигаемой чистоты, удобство пользованием, наличие или отсутствие вредных компонентов, запах, цена и т.п. Существенное заглубление в каком-либо из этих элементов сдвигает фокус дискуссии и фактически меняет ее цель, что требует соответствующей переработки вопросника.

Перечень вопросов для обсуждения должен быть составлен на понятном для респондентов языке. Известно, что  между производителями и потребителями  существует языковый барьер, отражающий не только разницу в эрудиции, но и различный опыт и взгляды, которые дистанцируют профессионалов от самых эрудированных респондентов.

Вопросник выполняет очень важную функцию напоминания, поскольку  в напряженной атмосфере дискуссии  модератор легко может упустить какой-то важный вопрос Отсюда вытекает рекомендация начинающим модераторам: делать план по возможности подробным, тщательно его продумывая.

Информация о работе Фокус-группы: история развития и применения