Формирование фонематическиго слуха у младших школьников на уроках обучение грамоте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:37, курсовая работа

Описание работы

Определены следующие задачи:
1. Изучить методическую и психолого-педагогическую литературу по звуковому анализу слова как средство развития фонематического слуха на уроках обучения грамоте в образовательной системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.
2. Выделить приемы развития фонематического слуха, у младших школьников, используемые на уроках русского языка в развивающей системе обучения.
3. Проанализировать и обобщить результаты, полученные в ходе экспериментальной работы.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..
Глава 1 Научные основы развития фонематического слуха младших школьников в развивающей системе обучения…………………………………
1.1 Особенности развивающей системы обучения в курсе русского языка для начальной школы…………………………………………………………………
1.2 .Методы и приёмы развития фонематического слуха у детей младшего школьного возраста………………………………………………………………...
Выводы к 1-ой главе……………………………………………………………
Глава II Особенности использования звукового анализа слова в курсе русского языка в развивающей системе обучения. ……………………………
2.1 Звуковой анализ слова в курсе русского языка развивающей системы обучения…………………………………………………………………………….
2.2 Роль звукового анализа слова в развитии фонематического слуха младших школьников………………………………………………………………
Выводы к 2-ой главе………………………………………………………………
Заключение …………………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа-кристина ашурмамедова.docx

— 57.10 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Иркутской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального  образования Иркутской области 

«Черемховский педагогический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ  ФОНЕМАТИЧЕСКИГО СЛУХА У МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

 

Курсовая работа

по специальности 050709-52 Преподавание в начальных классах

 

 

 

 

 

 

Выполнила  студентка 3курса 301 группы

Ашурмамедова Кристина Евгеньевна

Руководитель Баева Надежда Акимовна,

преподаватель русского языка.

 

 

Черемхово, 2012

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………………..

Глава 1 Научные основы развития фонематического слуха младших школьников в развивающей системе обучения…………………………………

1.1 Особенности развивающей  системы обучения в курсе русского  языка для начальной школы…………………………………………………………………

1.2 .Методы и приёмы развития фонематического слуха у детей младшего школьного возраста………………………………………………………………...

Выводы к 1-ой главе……………………………………………………………

Глава II Особенности использования  звукового анализа слова в  курсе русского языка в развивающей  системе обучения. ……………………………

2.1 Звуковой анализ слова  в курсе русского языка развивающей  системы обучения…………………………………………………………………………….

2.2 Роль звукового анализа слова в развитии фонематического слуха младших школьников………………………………………………………………

Выводы к 2-ой главе………………………………………………………………

Заключение …………………………………………………………………………

Список литературы…………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

О значении фонетических знаний и умений в обучении первоначальному  чтению и письму за последнее столетие написано много и убедительно. Вспомним труды К. Д. Ушинского, который придавал принципиальное значение ознакомлению со звуковой стороной языка как основе обучения грамоте. Линию К. Д. Ушинского  продолжили передовые дореволюционные  и советские ученые-педагоги. Они  затратили немало усилий в поисках  оптимальных методик обучения чтению и первоначальному письму на звуковой основе. Особо отмечена деятельность одного из теоретиков учебной деятельности — Д. Б. Эльконина. Вслед за К. Д. Ушинским он ставил на первое место вопрос о  развивающем потенциале той или  иной методики обучения чтению и с  этих позиций оценивал ее прагматический результат. Он писал: «Обучение грамоте, первоначальное обучение чтению и письму входит частью в учебный предмет, который называется родной язык, и  должно служить своеобразным введением  в изучение языка» [15, с. 20]. Создавая свой букварь, психолог Д. Б. Эльконин досконально  изучил лингвистические труды по теории письма и пришел к выводу, что система обучения чтению, которое  он характеризовал как «воссоздание звуковой формы слова на основе его  графической (буквенной) модели», целиком  зависит от характера письменности. Поскольку русское письмо звуко-буквенное (точнее, фонемно-буквенное), читающий оперирует в процессе чтения звуками. Отсюда требование: исходным пунктом  в обучении чтению должна стать ориентировка в звуковой действительности языка [3. с.7]. Фонематический слух необходим  не только для успешного обучения, но и для выработки орфографического навыка: в русском языке большое  количество орфограмм связано с  необходимостью соотнесения буквы  с фонемой в слабой позиции [6, с. 47].

Учащиеся должны «узнавать» фонемы («основные звуки») не только в сильных, но и слабых позициях, различать варианты звучания фонемы.

Правильность вычленения отдельного звука эффективнее всего  контролируется, если работа ведется  с полным словом.

Так как проблема развития фонематического слуха актуальна  и по сей день, то я поставила  перед собой следующую цель: рассмотреть особенности использования звукового анализа слова для развития фонематического слуха в развивающей системе обучения.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:

1. Изучить методическую и психолого-педагогическую литературу по звуковому анализу слова как средство развития фонематического слуха на уроках обучения грамоте в образовательной системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

2. Выделить приемы развития  фонематического слуха, у младших  школьников, используемые на уроках  русского языка в развивающей  системе обучения.

3. Проанализировать и  обобщить результаты, полученные  в ходе экспериментальной работы.

Объектом моего исследования является развитие фонематического слуха младших школьников в развивающей системе обучения.

Следовательно, предметом исследования будет звуковой анализ как средство развития фонематического слуха младших школьников в развивающей системе обучения.

Исходя из объекта и  предмета, я выдвинула гипотезу: в развивающей системе обучения при использовании звукового анализа слова для развития фонематического слуха младших школьников существуют определенные особенности.

Гипотеза определяет теоретическую  и практическую значимости.

Теоретическая значимость работы позволяет уточнить знания по проблеме развития фонематического слуха младших школьников и выявить особенности работы над ними в системе развивающего обучения.

Практическая  значимость заключается в выделении приемов развития фонематического слуха, используемых на уроках обучения грамоте в развивающей системе обучения.

В соответствии с поставленной целью и вытекающими из нее  задачами были использованы следующие методы исследования:

1. Теоретические (анализ  психолого-педагогической и научно-методической  литературы, анализ и обобщение  экспериментальных данных, формулирование  выводов по теме).

  1. Эмпирические (экспериментальные и диагностические - приведение эксперимента в целях доказательства гипотезы, проверка и анализ работ учащихся).
  2. Методы обработки данных (количественно-статистический - обработка цифровых данных, построение диаграмм).

Структурные компоненты курсовой работы определяются ее содержанием: введение, две главы, заключение, библиография, приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Научные основы развития фонематического слуха младших школьников в развивающей системе обучения

    1. Особенности развития фонематического слуха младших школьников

 

Фонематический  слух – способность  человека к анализу  и синтезу речевых  звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие фонем данного  языка.

  - тонкий  систематизированный  слух, обладающий  способностью осуществлять  операции различения  и узнавания фонем,  составляющих звуковую  оболочку слова.  Фонематический слух  формируется у  ребенка в процессе  его обучения пониманию   устной речи  как первичная  форма речевой  деятельности.       Овладение фонематическим  строем языка предшествует  другим формам  речевой деятельности  – устной речи, письму, чтению, поэтому  фонематический слух  является основой  всей сложной речевой  системы и потеря  слуха ведет у  детей к недоразвитию  всей речевой системы.  Речевой или систематизированный  слух – сложное  образование.

    Существует два  уровня восприятия  звукового состава  речи. Один из них  характеризуется  как уровень имитации  звуков, не требующий  их отнесения к  определенным буквам. Когда же стоит  задача не просто  воспроизводить звуки,  а относить их  к определенным  звукам речи, то  в этом случае  восприятие звуков  осуществляется на  фонематическом уровне.

     Звуки речи –  это особые сложные  образования, присущие  только человеку. Они вырабатываются  у ребенка в  течение нескольких  лет после рождения. В этот процесс  включены сложные  мозговые системы и периферия, которые управляются центральной нервной системой.

Длительный  путь овладения ребенком произносительной системой обусловлен сложностью самого материала  – звуки речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить.  При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием  звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов  звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные  компоненты. Ему нужно  извлечь из них  фонему, при этом отвлечься от всех вариантов звучания одной и той  же фонемы и опознать ее по тем постоянным различительным признакам, по которым одна фонема  противопоставлена  другой. Если ребенок  не научиться этого  делать, он не сможет отличить одно слово  от другого и не сможет узнать его  как тождественное. В процессе речевого развития у ребенка  вырабатывается фонематический слух, так как без  него, по выражению Н.И. Жинкина, невозможна генерация речи. Фонематический слух осуществляет операцию различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Он формируется  у ребенка в процессе речевого развития в первую очередь. Развивается и фонематический слух, который осуществляет «слежение за непрерывным потоком слогов». Поскольку фонемы реализуются в произносительных вариантах – звуках, важно чтобы эти звуки произносились правильно, то есть в общепринятых, привычных реализациях, иначе их трудно опознавать слушающим. Непривычное для данного языка произношение оценивается фонематическим слухом как неправильное. Фонематический и фонетический слух  осуществляют не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Речевой слух является важнейшим стимулом формирования правильного произношения.

    У детей формирование  фонетического слуха  происходит при  восприятии устной  речи окружающих  и, одновременно, при собственном  проговаривании слов  в соответствии  с воспринимаемыми  образцами, при  которых выделяются  и обобщаются различные  признаки фонем.

    От рождения слух  малыша не приспособлен  к тонкому различению  речевых звуков. Эта  способность в  общении со взрослыми  на протяжении  первого года жизни,  а особенно интенсивно  – в полуторагодовалом  возрасте. Слух ребенка  быстро приспосабливается  к звукам родного  языка. 

    Стремительное развитие  речевого слуха  может тормозить  все другие виды  слуховой чувствительности. Известно, например, что звуковысотный,  музыкальный слух  развивается обычно  значительно медленнее,  чем фонематический. Это происходит  потому, что взрослые  гораздо чаще разговаривают  с ребенком, чем  слушают с ним  музыку или поют.

    Начиная говорить, он начинает видеть, слышать и действовать  по-новому. Теперь  он воспринимает  мир не только  глазами, ушами  и руками, и своей  речью, которая  открывает поистине  необозримые горизонты  для развития ума  и чувств.

    Даже самые первые  попытки ребенка  заговорить показывают, что слово как  бы отделяется  от предмета и  само становится  неким предметом,  которым ребенок  пробует действовать.  Можно назвать  «овладение словом»   метафорой, если  иметь в виду  первые активные  слова ребенка.  На самом деле  он, как правило,  овладевает не  словом, а сразу  речью, поскольку  она содержит все  основные функции:  и обозначение,  и общение, и  обобщение. Поэтому  появление активной  речи перестраивает  всю психическую  жизнь ребенка:  и его общение  со взрослым, и  восприятие, и мышление, и деятельность.

     Речь также перестраивает  восприятие и мышление  ребенка. Называя  тот или иной  предмет знакомым  или новым словом, он всегда с  чем-то соотносит  его, обобщает  предметы по какому-то  признаку, для взрослых  случайному и несущественному.  Так, портфель, очки, шляпа, тапочки  могут называться  «папа» только  потому, что они  принадлежат ему.  Признаки, по которым  ребенок объединяет  предметы в группу, отражают его взгляды  на мир, показывают, что для него  важно, а что  не очень. Признаки  эти, как правило,  внешние, ощутимые, их можно увидеть,  потрогать, связать  с радостным или  тревожным ощущением.

     Общее недоразвитие  речи – запутанный  клубок причин  и следствий, в  центре которого  неразличение фонем  при восприятии  и продуцировании  речи.

     Когда дефекты  произношения усилиями  педагога устранены  или сделались  практически  незаметными,  в определенном  проценте случаев  все еще сохраняется  устойчивый след  недостаточности  фонематического  анализа. Ребенок  как будто все  произносит правильно,  о прежних речевых  дефектах родители  предпочитают не  вспоминать, а правописание  он осваивает с  большим трудом, допуская  громадное количество  труднообъяснимых  ошибок.

     Влияние фонематических  затруднений различным  образом сказывается  на усвоении начертания  букв. В одних случаях  наблюдается прямое  влияние недостаточной  дифференциации фонем  на формирование  графемы и на  употребление соответствующих  букв. В других  случаях зависимость  проявляется в  более сложных  формах. Затруднения  в протекании фонематического  анализа при письме  ослабляет внимание  к начертанию буквы,  вследствие чего  возникает так  называемая графическая  ошибка.

     Когда лучше  всего формировать у детей  фонематический слух? В психологии  есть понятие сензетивного возраста  – это период оптимальных сроков развития определенных сторон психики, во время которого развивающийся организм особенно чувствителен к определенного рода влияниям. Именно поэтому в сензетивном периоде необходимо формировать у детей фонематический слух.

     Более тщательное изучение звуковой стороны речи детей показывает несформированность у некоторых из них всей совокупности ее элементов – звукопроизношения, ритмико – слоговой структуры слова, восприятия фонем. Характер подобных отклонений является фактором риска по отношению к овладению навыками письма и чтения.

     Фонетико – фонематическое  недоразвитие - это  нарушение процессов  формирования произносительной  системы родного  языка у детей  с различными речевыми  расстройствами вследствие  дефектов восприятия  и произношения  фонем.

     Можно выделить  основные проявления, характеризующее  это состояние.

1. В  этих случаях один  и тот же звук  может служить  для ребенка заменителем  двух или даже  трех других звуков. Например, мягкий  звук т’ произносится  вместо звуков  с’, ч’, ш’. ( «тюмка»,  «тяска», «тяпка»   вместо сумка,  чашка, шапка).

2. Замена  одних звуков другими,  имеющими более  простую артикуляцию  и представляющими  поэтому меньшую  произносительную  трудность для  ребенка. Обычно  звуки, сложные  для произношения, заменяются более  легкими, которые  характерны для  раннего периода  речевого развития. Например, звук  л употребляется вместо звука р, звук ф вместо звука ш. У некоторых детей целая группа свистящих и шипящих звуков может быть замена звуками т и д  («табака» – вместо собака).

Информация о работе Формирование фонематическиго слуха у младших школьников на уроках обучение грамоте