Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 21:47, курсовая работа
Цель данной работы: проанализировать комплекс профессионально значимых качеств социального работника.
Объект исследования - социальная работа как профессиональная деятельность.
Предмет исследования - комплекс профессионально значимых качеств личности социального работника.
Введение…………………………………………………………………3
Теоретические основы формирования профессионально значимых качеств личности социального работника……………………………
1.1. Социальная работа как профессиональная деятельность………5
1.2. Профессионально значимые качества личности социального работника………………………………………………………11
Практическая деятельность по изучению профессионально значимых качеств личности социального работника
2.1. Исследование профессионально значимых качеств личности социального работника………………………………………………….16
2.2.Формы и методы развития профессионально значимых качеств личности социального работника………………………………………18
Заключение………………………………………………………………26
Список литературы………………………………………………………28
Приложение………………………………………………………………30
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 | |
I |
Теоретические основы формирования
профессионально значимых качеств
личности социального работника……………………… |
|
1.1. Социальная работа
как профессиональная |
5 | |
1.2. Профессионально значимые качества личности социального работника……………………………………………………… |
11 | |
II |
Практическая деятельность по изучению профессионально значимых качеств личности социального работника |
|
2.1. Исследование профессионально
значимых качеств личности |
16 | |
2.2.Формы и методы
развития профессионально |
18 | |
Заключение…………………………………………………… |
26 | |
Список литературы………………………………… |
28 | |
Приложение…………………………………………………… |
30 |
Введение
Социально-экономические
реформы начала 90-х гг. вызвали "социокультурную
травму", характеристиками которой
являются: аномия, институциональный диссонанс,
потеря идентичности, ценностный вакуум,
обесценивание социальных норм, разрушение
сложившихся моделей поведения и мышления.
Сложившийся круг социальных и личностных
проблем настоятельно требует своего
оперативного разрешения через развертывание
всесторонней многофункциональной социальной
работы с людьми, оказавшимися в трудной
жизненной и социокультурной ситуации
своего развития.
Социальная
работа является одним из главных способов
организационного и социально-технологического
реагирования общества на новую социальную
ситуацию. Ее роль в жизни современного
общества определяется тем, что она выступает
в качестве фактора социальной стабильности.
Деятельность социального работника направлена
на гармонизацию межличностных отношений,
отношений личности и социума и, в конечном
итоге, на гуманизацию и стабилизацию
социума.
В новых социально-экономических условиях
объективно возникла необходимость перехода
к профессиональной подготовке высококвалифицированных
кадров социальных работников. Исследователи
указывают на то, что современное общество
нуждается в "высококвалифицированных
специалистах социальной сферы, способных
быстро реагировать на перемены в социальном
климате и в принятии решений четко оценивать
различные аспекты любых ситуаций"
.
Вопросам профессионального
становления личности посвящены работы
М.А. Ахметовой, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Е.А.
Климова, Т.К. Клименко, А.В. Роговой, Е.Э.
Смирнова, В.А. Ядова и др.
В работах зарубежных и отечественных
авторов подчеркивается, что чем труднее
для освоения профессия, чем более значима
она в социальном отношении, тем крупнее
должны быть блоки личностных свойств,
принимаемых в качестве основы профессиональной
пригодности.
Учитывая всё выше сказанное, можно считать
тему работы "Формирование профессионально
значимых качеств личности социального
работника" актуальной и своевременной.
Цель данной работы: проанализировать
комплекс профессионально значимых качеств
социального работника.
Объект исследования -
социальная работа как профессиональная
деятельность.
Предмет исследования
- комплекс профессионально значимых качеств
личности социального работника.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить литературу по исследуемой теме и выявить особенности подготовки специалистов социальной работы;
2. Изучить и проанализировать понятия по исследуемой теме;
3.Проанализировать особенности профессиональной деятельности социального работника;
4. Разработать анкету для проведения эксперимента;
5. Провести экспериментальное изучение профессионально важных качеств личности социального работника;
При написании работы использовались следующие методы исследования: анализ литературы и документов, обобщение опыта работы по проблеме, тестирование, а также теоретический (анализирующий, обобщающий) метод исследования.
ГЛАВА I. Теоретические основы формирования профессионально значимых качеств личности социального работника
1.1.Социальная работа как профессиональная деятельность
Профессия «социальный работник» введена в Российской Федерации в 1991г. Профессиональная деятельность социального работника направлена на формирование, восстановление, развитие социальности человека и/или группы людей как нахождение собственного и индивидуального способа бытия, при обязательном интегрировании в свою жизнедеятельность социальных норм, традиций, принципов. Отсюда, социальную работу можно рассматривать как специфический вид профессиональной социальной деятельности, реализующийся в реальных ситуациях жизни человека как особый вид человеческих взаимоотношений [6,с.12].
Социальная работа не сводится к традиционным формам деятельности; ее определения, дефиниции весьма многообразны. Так, Ассоциация социальных работников Великобритании в 1989 году дала следующее определение:
Социальная работа - это ответственная профессиональная деятельность, которая помогает людям, сообществам установить, определить личные, социальные и ситуативные, т.е. обстоятельственные трудности, влияющие на них. Социальная работа помогает им преодолеть эти трудности посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации. Это деятельность патронажа, социальной помощи, социального обеспечения, социального образования исправления и надзора над правонарушителями, направленная на диагностику, контроль и реабилитацию лиц, нуждающихся в социальной помощи.
Профессор Сильвия Штаун определяет социальную работу как работу, которую делает социальный работник, оказывая социальную помощь индивидам, группам, удовлетворяя их потребности, помогая мобилизовать все источники общества для оказания помощи. Должность социального работника предоставляется государственными и общественными организациями, а также частными агентствами социальной помощи. Сильвия Штаун считает, что необходимым условием для приема на работу в должность социального работника является наличие квалификации в патронаже — аттестата или диплома. Особое значение имеет градуированность (уровневость) квалификационных характеристик социального работника.[2]
Международная Федерация социальных работников дает свое определение социальной работе. Это профессиональная работа по: 1) ведению благотворительной деятельности, 2) оказанию помощи человеку в самовыражении, 3) дисциплинированному внедрению в жизнь научного знания о человеческом поведении (социальном поведении человека). Социальная работа направлена на развитие личности, индивида, семьи, нации и мирового сообщества - для воплощения в жизнь принципов социальной справедливости.
В квалификационном справочнике специалист по социальной работе наделяется следующими должностными обязанностями: выявляет на предприятиях, в микрорайонах семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, в охране нравственного, физического и психического здоровья; устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, в том числе по месту работы, учебы и т.д., оказывает содействие в их разрешении и обеспечивает социальную защиту; содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи населению; оказывает помощь в семейном воспитании, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам; проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с асоциальным поведением.
Социальный работник: выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи; организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде; участвует в работе по созданию центров социальной помощи семье (усыновление, попечительство и опека, социальная реабилитация), приютов, молодежных, подростковых, детских и семейных центров, клубов и ассоциаций, объединений по интересам и т.д. Организует и координирует работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы.
Конкретизация деятельности специалистов по социальной работе вытекает из его основных функций:
диагностическая изучает особенности семьи, группы людей, личности, степень и направленность влияния на них микросреды и ставит «социальный диагноз»;
прогностическая прогнозирует развитие событий, процессы, происходящие в семье, группе людей, обществе, и вырабатывает определенные модели социального поведения;
правозащитная использует законы и правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержку населения, его защиту;
организационная способствует организации социальных служб на предприятиях и по месту жительства, привлекает к их работе общественность и направляет их деятельность на оказание различных видов помощи и социальных услуг населению;
предупредительно-
социально-медицинская организует работу по профилактике заболеваний, способствует овладению основами оказания первой медицинской помощи, содействует подготовке молодежи к семейной жизни, развивает трудотерапию и т.д.;
социально-педагогическая выявляет интересы и потребности людей в разных видах деятельности (культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, художественного творчества) и привлекает к работе с ними различные учреждения, общества, творческие союзы и т.д.;
психологическая консультирует по вопросам межличностных отношений, способствует социальной адаптации личности, оказывает помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся;
социально-бытовая способствует в оказании необходимой помощи и поддержки различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и т.д.) в улучшении их быта, жилищных условий;
коммуникативная устанавливает контакт с нуждающимися, организует обмен информацией, разрабатывает единую стратегию взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.[15,с.58]
В число основных задач и профессиональных обязанностей социального работника входит:
оказывать помощь индивидам и группам, осознавать и устранять затруднения личного, социального, экологического и духовного характера, неблагоприятно влияющие на них;
помогать людям справляться
с этими затруднениями путем
поддерживающего, реабилитирующего, защитного
или корректирующего
защищать беспомощных в соответствии с законом, прибегая к использованию власти;
способствовать более широкому использованию каждым клиентом собственных возможностей для социальной самозащиты;
использовать все средства и источники для социальной защиты нуждающихся в этом людей и др.
Рассматриваемый круг задач
со всей определенностью показывает,
что они включают в себя широчайший диапазон тех навыков
и умений, которые потребуются социальным
работникам для их выполнения. Если рассматривать
в контексте с задачами социальной работы
круг основных обязанностей, которые должен
выполнять социальный работник как профессионал,
то в основном это выглядит следующим
образом: создавать и поддерживать рабочую
обстановку и атмосферу; выявлять и преодолевать
негативные чувства, которые влияют на
людей и на него самого; опознавать и преодолевать
в отношениях с людьми агрессию и враждебность;
содействовать предоставлению физической
заботы нуждающимся и престарелым; наблюдать,
понимать и интерпретировать поведение
и отношения между людьми; общаться вербально
и письменно; организовывать и вести беседу
в различных обстоятельствах; вести переговоры,
выступать по радио и т. д.
Социальные работники при
исполнении своих профессиональных функций
заняты разными видами деятельности. Их
работа характеризуется тремя подходами
при решении проблемы:
воспитательный подход — выступает в роли учителя, консультанта, эксперта; социальный работник в таких случаях дает советы, обучает умениям, устанавливает обратную связь, применяет ролевые игры как метод обучения;
фасилитативный подход— играет роль помощника или посредника в преодолении апатии или дезорганизации личности, когда ей это сделать трудно самой; деятельность социального работника при таком подходе нацелена на интерпретацию поведения, обсуждение альтернативных направлений деятельности и действий, объяснение ситуаций, подбадривание и нацеливание на мобилизацию внутренних ресурсов;
адвокативный подход — применяется тогда, когда социальный работник выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов, а также помощника тех людей, которые выступают в роли адвоката от своего собственного имени; такого рода деятельность включает в себя помощь отдельным людям в выдвижении усиленной аргументации, подборе документально обоснованных обвинений.
Социальный работник общего профиля должен быть включен в решение проблемы на всех уровнях — начиная от публичного просвещения до непосредственного выполнения действий, связанных с решением проблемы в качестве штатного сотрудника. Но даже будучи штатным работником, профессионал должен постоянно участвовать в общественной работе, набирать и обучать добровольцев, привлекать денежные средства, просвещать общество о сути проблем.
1.2.Профессионально значимые качества личности социального работника
Профессионально значимые качества специалиста по социальной работе это совокупность требований профессии к личности специалиста и его поведенческим проявлениям.
Личностные качества
социального работника в
К первой группе относятся психофизиологические характеристики, от которых зависят способности к данному виду деятельности; ко второй — психологические качества, характеризующие социального работника как личность; к третьей — пихолого-педагогические качества, от которых зависит эффект личного обаяния.
Качества первой группы отражают требования к психическим процессам (ощущение, восприятие, память, воображение, мышление, внимание), психическим состояниям (усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия), эмоциональным и волевым проявлениям (сдержанность, индифферентность, настойчивость, последовательность, импульсивность). Эти качества определяют общую пригодность человека к профессиональной деятельности в сфере социальной работы.
Информация о работе Формирование профессионально-важных качеств социального работника