Формирование профессионально-важных качеств социального работника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 21:47, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: проанализировать комплекс профессионально значимых качеств социального работника.
Объект исследования - социальная работа как профессиональная деятельность.
Предмет исследования - комплекс профессионально значимых качеств личности социального работника.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Теоретические основы формирования профессионально значимых качеств личности социального работника……………………………
1.1. Социальная работа как профессиональная деятельность………5
1.2. Профессионально значимые качества личности социального работника………………………………………………………11
Практическая деятельность по изучению профессионально значимых качеств личности социального работника
2.1. Исследование профессионально значимых качеств личности социального работника………………………………………………….16
2.2.Формы и методы развития профессионально значимых качеств личности социального работника………………………………………18
Заключение………………………………………………………………26
Список литературы………………………………………………………28
Приложение………………………………………………………………30

Файлы: 1 файл

1.Прфессионально важные качества социального работника.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

Ко второй группе качеств  относятся такие психологические качества, как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, а также стрессоустойчивые качества — физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.

К третьей группе качеств  относятся: коммуникабельность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатичность (улавливание настроения людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам); аттрактивность (внешняя привлекательность личности); красноречие (умение внушать и убеждать словом) и др. Социальный работник профессионально помогает людям, поэтому он должен иметь навыки педагогической деятельности.

Существует классификация, предполагающая выделение шести  групп профессионально значимых качеств личности специалиста:

1) профессиональная компетентность: высокий уровень образования и культуры, владение профессиональными знаниями и умениями;

2) доброжелательное отношение  к людям: доброта, любовь к  людям, чуткость, сострадание, желание  помочь;

3) организаторско-коммуникативные способности: коммуникабельность, умение управлять людьми, влиять на их позиции и убеждения, аттрактивность, харизматичность;

4) нервно-психическая  выносливость: работоспособность, энергичность, инициативность, настойчивость в  достижении цели;

5) отношение к себе: адекватность представлений о своей личности, умение решать собственные проблемы, уверенность в собственных силах, самокритичность;

6) высокий морально-этический  уровень: бескорыстие, честность,  порядочность, ответственность, высокая  нравственность.

Г. П. Медведева, не классифицируя личностно-нравственные качества специалиста по социальной работе, среди них называет:

- честность — передача  клиенту полной и неискаженной  информации о процессе работы  с ним и предполагаемых результатах;

- совесть — чувство  моральной ответственности за свое поведение, потребность поступать в соответствии с внутренней системой убеждений и внешними требования профессионального долга;

- объективность —  стремление принимать решение  на основе взвешенной и адекватной  информации, избегать предвзятого отношения к клиентам и коллегам и некорректных оценок, сделанных на основе собственного опыта;

- справедливость —  отсутствие в профессиональной  деятельности специалиста поведенческих  моделей основанных на отношениях  «симпатия — антипатия», равное и адекватное жизненной ситуации клиента распределение ресурсов социальной поддержки;

- тактичность — умение  выстроить свои действия таким  образом, чтобы не поставить  клиента или коллегу в неловкое  положение, не задеть самолюбие  личности и ее достоинство, не унизить человека;

- внимательность и  наблюдательность — способность  концентрироваться на профессиональной  задаче, отстраниться от разного рода личных переживаний в процессе работы с клиентом;

- терпимость — уважительное  отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам других людей;

- выдержка и самообладание  — контроль за собственным  эмоциональным состоянием, вербальными  и невербальными проявлениями  в процессе работы с клиентом; 

- доброта — деятельная  забота о благе клиента, стремление  способствовать разрешению его трудной жизненной ситуации; 

- любовь к людям  — положительный настрой на  восприятие клиента, эмоциональная расположенность по отношению к нему;

- самокритичность —  способность к беспристрастному  самоанализу, осознанию недостатков, ошибок в своей работе;

- адекватность самооценки  — адекватное самоотношение,  оптимальное сочетание веры в  собственные силы и ощущение  границ собственных возможностей; 

- терпение — способность  к длительному восприятию ситуации  внутренне содержащей стрессогенные или раздражающие факторы;

- коммуникабельность  — компетентность в профессиональном  общении, владение им как средством  оптимизации трудной жизненной  ситуации клиента;

- оптимизм — преобладающий  настрой на положительный результат  взаимодействия с клиентом в сочетании с опорой на объективную информацию и оценку складывающейся ситуации;

- сила воли — способность  произвольно регулировать свои  действия, упорно достигать поставленной  задачи, преодолевая внутренние  и внешние барьеры;

- эмпатия — способность к постижению эмоционального состояния, проникновение в переживания другого человека;

- стремление к самосовершенствованию  — ориентированность специалиста на использование любых возможностей для общекультурного и профессионального роста, повышения уровня своей компетентности;

- творческое мышление  — креативность, гибкость, мобильность в процессе решения профессиональных задач. [5,с.162]

Таким образом будущих социальных работников необходимо учить взаимодействовать с социальным окружением на макро-, мезо- и микро-

уровнях организации : он должен иметь достаточные представления об обществе, потребностях и интересах различных социальных групп, законодательстве и общепринятых нормах, культурных, субкультурных и этнических различиях потенциальных клиентов; обладать системой знаний в области теории, методологии, методов, методики, технологии социальной работы; уметь разбираться в индивидуальной психологии «клиентов», в характере связи человека с семейным и более широким социальным окружением; владеть приемами развития у своих подопечных активности и самостоятельности. Немаловажное место должно отводиться умениям социального работника обеспечить собственное психологическое здоровье и саморазвитие.

 

Выводы:

1. Социальную работу можно рассматривать как специфический вид профессиональной социальной деятельности, реализующийся в реальных ситуациях жизни человека как особый вид человеческих взаимоотношений;

 

2. Конкретизация деятельности  специалистов по социальной работе  вытекает из его основных функций:  диагностическая, прогностическая, правозащитная, организационная, предупредительно-профилактическая ,

социально-медицинская, социально-педагогическая, психологическая, коммуникативная, социально-бытовая .

3. Социальный работник  общего профиля должен быть  включен в решение проблемы на всех уровнях — начиная от публичного просвещения до непосредственного выполнения действий, связанных с решением проблемы в качестве штатного сотрудника.

4. Профессионально значимые качества  специалиста по социальной работе  — совокупность требований профессии к личности специалиста и его поведенческим проявлениям.

5. Личностные качества социального  работника в современной литературе  принято подразделять на три  группы.

К первой группе относятся  психофизиологические характеристики, от которых зависят способности  к данному виду деятельности; ко второй — психологические качества, характеризующие социального работника  как личность; к третьей — пихолого-педагогические качества, от которых зависит эффект личного обаяния.

 

 

ГЛАВА II. Практическая деятельность по изучению профессионально значимых качеств личности социального работника

2.1.Исследование  профессионально значимых качеств  личности социального работника

В современном мире, в эпоху социально-экономических перемен социальная работа приобрела особую значимость. В условиях роста групп риска, преступности, числа людей без определенного места жительства, безработных необходима система социальной работы. Специфика социальной работы, как профессии типа «человек – человек» предполагает  наличие определенных личностных и профессиональных качеств у специалиста данного профиля.

 Подготовка высококвалифицированных  специалистов в области социальной  работы является важнейшей проблемой современности.

Нами было проведено  исследование, направленное на выявление  профессионально значимых качеств  среди студентов Челябинского Государственного Университета специальности социальная работа очного и заочного отделения. В исследовании приняли участие группы ЭС-301, ЭС-401, ЭСЗ-202.(приложение).

Из вышесказанного следует, что личностные качества социального работника делятся на три группы. 
К первой группе личностных качеств относятся требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к психическим процессам, психическим состояниям, вниманию как состоянию сознания, эмоциональным и волевым  характеристикам. Среди них есть такое качество, как эмпатия (сопереживание). Как показало исследование, наименее всех оно проявляется у студентов заочной группы, которые имеют непосредственный практический опыт, низкий показатель у 80%. Тест на толерантность (Бойко В.В.) и самомотивацию выявил относительно средние показатели.

Таким образом, самые  низкие показатели по первой группе личностных  выявлены у студентов заочной формы обучения.

Ко второй группе личностных качеств относят самоконтроль, самокритичность, самооценку своих поступков, а также  стрессоустойчивость. Наиболее стрессоустойчивыми оказались студенты группы ЭСЗ-202 (47%). Тест на выявление управления своими эмоциями показал, что в большинстве случаев студенты способны управлять своими эмоциями.

К третьей группе качеств  относятся: коммуникабельность, эмпатичность, аттрактивность, красноречие, коммуникационно-организаторские способности. У групп очной формы выявлен средний показатель коммуникационно - организаторских способностей, что говорит о том, что они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают своё мнение, планируют работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Им необходимо дальнейшее и планомерное формирование этих способностей. У студентов же заочной группы выявлены низкие показатели. 

В итоге можно сказать, что большая часть студентов очной формы обучения имеет психологические характеристики близкие к характеристикам специалистов. Наличие определенных противоречий в структуре психологических особенностей отмечается у студентов заочной формы обучения.

Отмеченные противоречия есть следствие: столкновение официальных  профессиональных требований к профессии социального работника и требований практики; противоречий, существующих в развитии современных отечественных политических, экономических, социальных отношений и т.п.

В целом студенты, обучающиеся  по специальности «социальная работа обладают следующими выраженными социально-психологическими особенностями: высокий уровень социальной мотивации деятельности, ответственность, самоконтроль, направленность на диалогическое партнерское взаимодействие, ориентация на эстетическое восприятие мира,  жизненная активность, высокий и средний уровень личностной тревожности, стрессоустойчивости и средний уровень коммуникативно-организаторских способностей.

 

 

2.2.Формы и  методы развития профессионально  значимых качеств личности социального  работника.

 

Профессионализм в социальной работе складывается на основе личностных и профессиональных качеств. Для  этого необходимо решение следующих  условий:

-     развитие  личностного интереса к выбранной  профессии;

- формирование профессионально-мотивационной установки на деятельность;

- формирование профессионально-личностной  «Я – концепции»; [6, с.248].

Таким образом, профессионализация – важнейший этап жизни человека, связанный с решением профессионального  самоопределения и профессиональной адаптации. На социального работника возлагается особая миссия, выполнить которую он может только при условии формирования особых личностных качеств. Богатство его личности приобретает общественную значимость, становится условием развития как производственных, так и социальных отношений [14].

Для решения профессионального  выбора необходимо сформировать вектор личностно-профессиональной цели:

- чего человек ожидает  от своей профессии;

- что следует предпринять,  чтобы добиться успеха в профессиональной  деятельности;

- что необходимо сделать, чтобы реализовать личностные качества и интересы.

Социальный работник должен формировать особые личностные качества.

Социальный работник помогает социально-больным людям  и обществу освободиться от негативных явлений. Этим социальный работник изменяет общественное сознание, так как индивидуальное и общественное сознание взаимосвязаны между собой, изменяя самосознание личности.

В процессе формирования личности социального работника, ведущая  роль принадлежит профессиональному  воспитанию. Профессиональное воспитание может осуществляться в трудовой и общественной жизни – это эмпирический подход. Профессиональное воспитание также является результатом подготовки квалифицированных специалистов – социальных работников.

Информация о работе Формирование профессионально-важных качеств социального работника