Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 21:47, курсовая работа
Цель данной работы: проанализировать комплекс профессионально значимых качеств социального работника.
Объект исследования - социальная работа как профессиональная деятельность.
Предмет исследования - комплекс профессионально значимых качеств личности социального работника.
Введение…………………………………………………………………3
Теоретические основы формирования профессионально значимых качеств личности социального работника……………………………
1.1. Социальная работа как профессиональная деятельность………5
1.2. Профессионально значимые качества личности социального работника………………………………………………………11
Практическая деятельность по изучению профессионально значимых качеств личности социального работника
2.1. Исследование профессионально значимых качеств личности социального работника………………………………………………….16
2.2.Формы и методы развития профессионально значимых качеств личности социального работника………………………………………18
Заключение………………………………………………………………26
Список литературы………………………………………………………28
Приложение………………………………………………………………30
Ко второй группе качеств
относятся такие
К третьей группе качеств относятся: коммуникабельность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатичность (улавливание настроения людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам); аттрактивность (внешняя привлекательность личности); красноречие (умение внушать и убеждать словом) и др. Социальный работник профессионально помогает людям, поэтому он должен иметь навыки педагогической деятельности.
Существует классификация, предполагающая выделение шести групп профессионально значимых качеств личности специалиста:
1) профессиональная компетентность: высокий уровень образования и культуры, владение профессиональными знаниями и умениями;
2) доброжелательное отношение к людям: доброта, любовь к людям, чуткость, сострадание, желание помочь;
3) организаторско-коммуникативные способности: коммуникабельность, умение управлять людьми, влиять на их позиции и убеждения, аттрактивность, харизматичность;
4) нервно-психическая
выносливость: работоспособность,
5) отношение к себе: адекватность представлений о своей личности, умение решать собственные проблемы, уверенность в собственных силах, самокритичность;
6) высокий морально-этический
уровень: бескорыстие,
Г. П. Медведева, не классифицируя личностно-нравственные качества специалиста по социальной работе, среди них называет:
- честность — передача
клиенту полной и неискаженной
информации о процессе работы
с ним и предполагаемых
- совесть — чувство моральной ответственности за свое поведение, потребность поступать в соответствии с внутренней системой убеждений и внешними требования профессионального долга;
- объективность —
стремление принимать решение
на основе взвешенной и
- справедливость —
отсутствие в профессиональной
деятельности специалиста
- тактичность — умение
выстроить свои действия таким
образом, чтобы не поставить
клиента или коллегу в
- внимательность и
наблюдательность —
- терпимость — уважительное
отношение к интересам, убежден
- выдержка и самообладание — контроль за собственным эмоциональным состоянием, вербальными и невербальными проявлениями в процессе работы с клиентом;
- доброта — деятельная
забота о благе клиента,
- любовь к людям — положительный настрой на восприятие клиента, эмоциональная расположенность по отношению к нему;
- самокритичность —
способность к
- адекватность самооценки
— адекватное самоотношение,
оптимальное сочетание веры в
собственные силы и ощущение
границ собственных
- терпение — способность
к длительному восприятию
- коммуникабельность
— компетентность в
- оптимизм — преобладающий
настрой на положительный
- сила воли — способность произвольно регулировать свои действия, упорно достигать поставленной задачи, преодолевая внутренние и внешние барьеры;
- эмпатия — способность к постижению эмоционального состояния, проникновение в переживания другого человека;
- стремление к
- творческое мышление — креативность, гибкость, мобильность в процессе решения профессиональных задач. [5,с.162]
Таким образом будущих социальных работников необходимо учить взаимодействовать с социальным окружением на макро-, мезо- и микро-
уровнях организации : он должен иметь достаточные представления об обществе, потребностях и интересах различных социальных групп, законодательстве и общепринятых нормах, культурных, субкультурных и этнических различиях потенциальных клиентов; обладать системой знаний в области теории, методологии, методов, методики, технологии социальной работы; уметь разбираться в индивидуальной психологии «клиентов», в характере связи человека с семейным и более широким социальным окружением; владеть приемами развития у своих подопечных активности и самостоятельности. Немаловажное место должно отводиться умениям социального работника обеспечить собственное психологическое здоровье и саморазвитие.
Выводы:
1. Социальную работу можно рассматривать как специфический вид профессиональной социальной деятельности, реализующийся в реальных ситуациях жизни человека как особый вид человеческих взаимоотношений;
2. Конкретизация деятельности
специалистов по социальной
социально-медицинская, социально-педагогическая, психологическая, коммуникативная, социально-бытовая .
3. Социальный работник общего профиля должен быть включен в решение проблемы на всех уровнях — начиная от публичного просвещения до непосредственного выполнения действий, связанных с решением проблемы в качестве штатного сотрудника.
4. Профессионально значимые
5. Личностные качества
К первой группе относятся
психофизиологические характеристики,
от которых зависят способности
к данному виду деятельности; ко
второй — психологические качества,
характеризующие социального
ГЛАВА II. Практическая деятельность по изучению профессионально значимых качеств личности социального работника
2.1.Исследование
профессионально значимых
В современном мире, в эпоху социально-экономических перемен социальная работа приобрела особую значимость. В условиях роста групп риска, преступности, числа людей без определенного места жительства, безработных необходима система социальной работы. Специфика социальной работы, как профессии типа «человек – человек» предполагает наличие определенных личностных и профессиональных качеств у специалиста данного профиля.
Подготовка
Нами было проведено исследование, направленное на выявление профессионально значимых качеств среди студентов Челябинского Государственного Университета специальности социальная работа очного и заочного отделения. В исследовании приняли участие группы ЭС-301, ЭС-401, ЭСЗ-202.(приложение).
Из вышесказанного следует,
что личностные качества социального работника
делятся на три группы.
К первой группе личностных качеств относятся
требования, предъявляемые профессиональной
деятельностью к психическим процессам,
психическим состояниям, вниманию как
состоянию сознания, эмоциональным и волевым
характеристикам. Среди них есть такое
качество, как эмпатия (сопереживание).
Как показало исследование, наименее всех
оно проявляется у студентов заочной группы,
которые имеют непосредственный практический
опыт, низкий показатель у 80%. Тест на толерантность
(Бойко В.В.) и самомотивацию выявил относительно
средние показатели.
Таким образом, самые низкие показатели по первой группе личностных выявлены у студентов заочной формы обучения.
Ко второй группе личностных качеств относят самоконтроль, самокритичность, самооценку своих поступков, а также стрессоустойчивость. Наиболее стрессоустойчивыми оказались студенты группы ЭСЗ-202 (47%). Тест на выявление управления своими эмоциями показал, что в большинстве случаев студенты способны управлять своими эмоциями.
К третьей группе качеств
относятся: коммуникабельность, эмпатичность, аттрактивность, красноречие, коммуникационно-
В итоге можно сказать, что большая часть студентов очной формы обучения имеет психологические характеристики близкие к характеристикам специалистов. Наличие определенных противоречий в структуре психологических особенностей отмечается у студентов заочной формы обучения.
Отмеченные противоречия есть следствие: столкновение официальных профессиональных требований к профессии социального работника и требований практики; противоречий, существующих в развитии современных отечественных политических, экономических, социальных отношений и т.п.
В целом студенты, обучающиеся
по специальности «социальная рабо
2.2.Формы и
методы развития
Профессионализм в социальной работе складывается на основе личностных и профессиональных качеств. Для этого необходимо решение следующих условий:
- развитие
личностного интереса к
- формирование профессионально-
- формирование профессионально-
Таким образом, профессионализация
– важнейший этап жизни человека,
связанный с решением профессионального
самоопределения и
Для решения профессионального выбора необходимо сформировать вектор личностно-профессиональной цели:
- чего человек ожидает от своей профессии;
- что следует предпринять,
чтобы добиться успеха в
- что необходимо сделать, чтобы реализовать личностные качества и интересы.
Социальный работник должен формировать особые личностные качества.
Социальный работник помогает социально-больным людям и обществу освободиться от негативных явлений. Этим социальный работник изменяет общественное сознание, так как индивидуальное и общественное сознание взаимосвязаны между собой, изменяя самосознание личности.
В процессе формирования личности социального работника, ведущая роль принадлежит профессиональному воспитанию. Профессиональное воспитание может осуществляться в трудовой и общественной жизни – это эмпирический подход. Профессиональное воспитание также является результатом подготовки квалифицированных специалистов – социальных работников.
Информация о работе Формирование профессионально-важных качеств социального работника