Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 20:05, курсовая работа
Цель: определить систему социальной работы группы риска и разработать практические рекомендации специалистам по работе с семьями «группы риска»
Задачи:
1) Определить сущность неблагополучия семей «группы риска»;
2) Выявить особенности социальной работы с неблагополучными семьями;
3) Создать модель деятельности учреждений социальной помощи и поддержки семей и детей группы риска.
4) проанализировать деятельность ГКУ «СРЦН г. Выкса;
5) Разработать практические рекомендации специалистам по социальной работе с семьей группы риска
Введение…………………………………………………………………………..3
Научно - теоретические основы социальной работы с семьями
«группы риска»………………………………………………………………….7
Причины формирования семьи «группы риска»………………………7
Нормативно – правовое обеспечение социальной работы с семьей….12
1.3 Особенности работы с семьями группы риска…………………………15
2. Формы и методы социальной работы с семьями «группы риска»….21
2.1 Технологические аспекты в работе с семьей «группы риска» ………..21
2.2 Технологии социальной работы органами УСЗН на примере
ГКУ «СРЦН г. Выкса»………………………………………………………….30
2.3 Содержательные моменты профилактической работы
с семьями «группы риска»………………………………………………………34
2.4Практические рекомендации специалистам по социальной
работе с семьей «группы риска»……………………………………………….40
Заключение……………………………………………………………………….41
Список используемых источников …………………………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
«группы риска»………………………………………
1.3 Особенности работы с семьями группы риска…………………………15
2. Формы и методы социальной работы с семьями «группы риска»….21
2.1 Технологические аспекты в работе с семьей «группы риска» ………..21
2.2 Технологии социальной работы органами УСЗН на примере
ГКУ «СРЦН г. Выкса»………………………………………………………….
2.3 Содержательные моменты профилактической работы
с семьями «группы риска»………………………………………………………34
2.4Практические рекомендации специалистам по социальной
работе с семьей
«группы риска»…………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников …………………………………………….43
Приложение 1
Приложение 2
Введение
Актуальность проблемы, изложенной в данной курсовой работе, обусловлена тем, что в условиях трансформации современного общества возник ряд проблем: снижение рождаемости, распад семей, рост безнадзорных семей, детей-сирот, детская преступность, алкоголизм и др. Все это вызывает серьезную озабоченность и беспокойство школы, семьи, правоохранительных органов, социальных учреждений и широкой общественности. Большинство законов, затрагивающих вопросы семьи, малоэффективны или вообще не действуют. Все это требует принятия неотложных мер по укреплению и развитию социального института семьи. С вступлением в силу Указа Президента РФ от 14 мая 1996 г. «Об основных направлениях государственной семейной политике», проблемы семьи стали решаться более активно, помощь и поддержка семьи реализуется в значительно большем объеме, чем прежде.
Степень изученности: Зубкова Т.С. и Тимошина Н.В. (основные направления государственной политики в области социальной защиты женщин, семьи и детей, основные законодательные акты и положения, касаемо «групп риска»); Е.И. Холостова (сущность социальных проблем современной семьи и технологии социальной работы с данной категорией граждан); Хананашвили Н.Л. (основные положения концепции разработки и реализации национального плана действий в интересах детей); Артамонова Е.И. (психология семейных отношений с основами семейного консультирования); Семейный кодекс; Федеральные целевые программы (меры поддержки семей с детьми, создание благоприятных условий развитий семейных форм воспитания и становления личности ребенка; социальная поддержка многодетных семей, гарантии социальных выплат).
Новизна состоит в том, что активная динамика социальных, экономических и политических процессов порождает неустойчивость в семейном климате, что является причиной дезорганизации устройства семьи со всеми вытекающими отсюда последствиями. Правовая и социальная поддержка семьи сегодня должна осуществляться, апеллируя к обучению данной информации самих семей с целью их автономного существования и решения своих проблем. Данная функция является непосредственной обязанностью специалистов по социальной работе.
Теоретическая значимость: Был обобщен материал по данной теме и сделаны выводы, которые могут стать основой для дальнейших исследований.
Практическая значимость работы заключается в обобщении полученной информации, разработанная теоретическая модель и практические рекомендации, при желании могут быть реализованы в центрах, оказывающих социальную помощь и поддержку неблагополучным семьям.
Объект курсовой работы – социальная работа с семьями «группы риска»
Предмет работы - технологии социальной работы с семьями группы риска
Цель: определить систему социальной работы группы риска и разработать практические рекомендации специалистам по работе с семьями «группы риска»
Задачи:
1) Определить сущность неблагополучия семей «группы риска»;
2) Выявить особенности социальной работы с неблагополучными семьями;
3) Создать модель деятельности учреждений социальной помощи и поддержки семей и детей группы риска.
4) проанализировать деятельность ГКУ «СРЦН г. Выкса;
5) Разработать практические рекомендации специалистам по социальной работе с семьей группы риска
Методы курсового исследования: обобщение; классификация и систематизация, анализ литературных источников; сравнительный теоретический анализ статистических данных.
Положения выносимые на защиту:
Экономические, социальные трудности, политические конфликты и общая нестабильность жизни общества приводят к усложнению тех проблем, которые стоят перед семьей. Даже в странах, относящихся к благополучным и стабильным, наблюдаются сложные процессы деградации семейного образа жизни, снижение престижа семьи, потребности иметь детей, рост разводов и внутрисемейного насилия, увеличение доли населения, сознательно выбравшего одиночество в качестве приемлемого стиля жизни.
Причины семейного неблагополучия вызываются причинами макросоциального и микросоциального характера.
1.Причины макросоциального характера — кризисные явления в социально-экономической сфере.
2. Причины микросоциальные — это причины биологического характера, обусловленные генетической, психической или физической патологией (инвалидизация, алкоголизм и т.д.) и психологического характера, связанные с внутрисемейными отношениями (низкий культурный уровень супругов, наличие конфликтов личностного порядка).
На современную семью действует ряд факторов, которые во многом способствуют ослаблению межличностных отношений, возникновению размолвок и конфликтов между супругами, снижают воспитательный потенциал семьи, дестабилизируют весь семейный уклад жизни.
Неблагополучие в семейных отношениях, кризисная ситуация может возникнуть и без влияния каких-либо внешних факторов, обусловливающих бытовое и экономическое положение супружеской пары, без вмешательства родителей, измены или каких-то патологических черт личности у одного из супругов. Присутствие этих факторов ускоряет создание кризисной ситуации и усугубляет ее. В настоящее время понятие «семьи группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии.
Семья группы риска — это та категория семей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.
Основными причинами попадания семей в «группу риска» являются следующие обстоятельства жизни этих семей:
Воздействие неблагоприятных, а часто нечеловеческих условий жизни детей в семьях достаточно длительное время вызывает негативные психические, физические и другие изменения в организме ребенка, приводящие к тяжелейшим последствиям.
У детей возникают значительные отклонения как в поведении, так и в личностном развитии. Им присуща одна характерная черта — нарушение социализации в широком смысле слова: отсутствие навыков гигиены, неумение вести себя за столом, неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам, гиперсексуальность, нарушения половой ориентации, воровство, лживость, потеря ценности человеческой жизни, жестокость, агрессивность, утрата интереса к труду, лень, отсутствие ценностных ориентации, отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе, бездуховность, утрата интереса к знаниям, дурные привычки (употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания, нецензурная брань и т.д.).
Факторы, обусловливающие социальный риск, могут иметь социально-экономический, медико-санитарный, социально демографический, социально-психологический, криминальный характер. Их действие приводит к утрате семейных, связей, росту числа детей, оставшихся без попечения родителей, постоянного места жительства, средств к существованию. Безнадзорность детей продолжает составлять одну из наиболее тревожных характеристик современного российского общества. Ежегодно выявляется около 100 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. Подавляющее большинство из них — социальные сироты, т. е. дети, брошенные родителями или отобранные у родителей, не выполняющих своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка.
Причиной возникновения социальных проблем в полных семьях является в первую очередь мало обеспеченность, поскольку в семье имеется всего один трудовой доход (иногда трудового дохода нет вообще, и семья вынуждены жить на пособие по безработице либо на детские пособи. Доход женщины, как правило, значительно ниже дохода мужчины в силу ее отставания на социальной лестнице, выполнением обязанностей по уходу за детьми ход от алиментов, если дети имеют на них право, как правило, покрывает не более половины стоим их содержания. Стремясь не допустить снижения жизненных стандартов своих детей по сравнению с детьми из благополучных семей, мать берет на себя чрезмерную трудную нагрузку, но из-за сверхзанятости, в свою очередь, не может уделять им достаточно времени и внимания. Нередки также случаи, когда обиду на бывшего супруга, виновного в распаде семьи, женщина вымещает на своих детях, проявил жестокость. В любом случае благоприятный психологический климат в семье отсутствует. Самая же большая сложность — затруднения в правильной полоролевой идентификации и ориентации детей. Ребенок формирует стереотипы своего восприятия и поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередь родители.
Недавно стала распространенной новая категория неполных семей — неполные расширенные семьи, которые образуются, как правило, в результате какой-либо социальной катастрофы: гибель родителей малолетних детей, нахождение родителей в тюрьме, лишение их родительских прав, пьянство — чаще всего именно это вынуждает поколение прародителей брать внуков на содержание и воспитание. Такие семьи, разумеется, имеют низкий уровень доходов; ряд сложностей вызван плохим состоянием здоровья пожилых людей, их более слабыми адаптационными способностями, неумением приспособиться к реалиям современности; к сожалению, порой они не могут использовать свой авторитет, способности контролировать ситуацию, поэтому часто дети демонстрируют девиантные формы поведения.
Многодетные семьи, в настоящей время устойчиво составляют весьма незначительную долю от общего количества семей. Причем зачастую многодетность является не запланированной, а случайной (рождение близнецов либо рождение ребенка в результате неэффективности контрацепции или невозможности в силу состояния здоровья женщины прибегнуть к прерыванию беременности). Все многодетные семьи могут быть распределены на три категории:
Многодетные семьи всех типов имеют общую социальную проблему, специфически связанную с многодетностью: дети из таких семей по сравнению со сверстниками из преобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе. Кроме того, малые интервалы и рождении детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большого числа малолетних братьев и сестер, что влечет за собой снижение социального возраста старших сиблингов. Это объективная закономерность, прослеженная в различных типах многодетных семей, не зависящая от имущественного и образовательного статуса родителей.
Информация о работе Формы и методы социальной работы с семьями «группы риска»