Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 20:05, курсовая работа
Цель: определить систему социальной работы группы риска и разработать практические рекомендации специалистам по работе с семьями «группы риска»
Задачи:
1) Определить сущность неблагополучия семей «группы риска»;
2) Выявить особенности социальной работы с неблагополучными семьями;
3) Создать модель деятельности учреждений социальной помощи и поддержки семей и детей группы риска.
4) проанализировать деятельность ГКУ «СРЦН г. Выкса;
5) Разработать практические рекомендации специалистам по социальной работе с семьей группы риска
Введение…………………………………………………………………………..3
Научно - теоретические основы социальной работы с семьями
«группы риска»………………………………………………………………….7
Причины формирования семьи «группы риска»………………………7
Нормативно – правовое обеспечение социальной работы с семьей….12
1.3 Особенности работы с семьями группы риска…………………………15
2. Формы и методы социальной работы с семьями «группы риска»….21
2.1 Технологические аспекты в работе с семьей «группы риска» ………..21
2.2 Технологии социальной работы органами УСЗН на примере
ГКУ «СРЦН г. Выкса»………………………………………………………….30
2.3 Содержательные моменты профилактической работы
с семьями «группы риска»………………………………………………………34
2.4Практические рекомендации специалистам по социальной
работе с семьей «группы риска»……………………………………………….40
Заключение……………………………………………………………………….41
Список используемых источников …………………………
3. Поддержка семей в
решении проблем их
4. Социальный патронаж семей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке.
5. Анализ уровня социального
обслуживания подготовки
В настоящее время в нашей стране государство осуществляет социальное обслуживание семьи. Эту деятельность по отношению к семье и ребенку осуществляет система, которая имеет многоуровневую и сложную систему. Большое распространение приобретают центры помощи семье и детям. Выделяются основные виды услуг, оказываемые этими центрами.
Специалист по социальной работе должен правильно подобрать метод работы с неблагополучной семье
Итак, социальная помощь семьям оказывается в зависимости от конкретной ситуации и типа неблагополучия. Основными видами социальных услуг оказываемым семьям и детям группы риска являются : социально – бытовые, социально-правовые, социально - реабилитационные, психолого – педагогические, медицинские. Специфику работы с неблагополучными семьями специалисты определяют в зависимости от конкретного случая и ситуации в семье.
2. Формы и методы социальной работы с семьями «группы риска»
2.1 Технологические аспекты в работе с семьей «группы риска» .
Одной из наиболее сложных и болезненных проблем современной России, и, в частности, является проблема социального сиротства, детской безнадзорности и беспризорности. На протяжении последних лет постоянно растут его масштабы, все большее количество детей оказываются выброшенными из нормальной жизни. Работа в данном направлении предполагает сегодня оптимизацию деятельности в этом направлении всех социальных служб и структур управления.
В целях развития форм устройства семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в государственной защите органам социальной защиты населения необходимо занимать активную и «помогающую» позицию, предпринимать конкретные действия.
В последние годы от правозащитных организаций поступает много предложений о реорганизации системы защиты прав детей. В основном они касаются введения новых форм работы с семьями «группы риска».
Применительно к семьям различных категорий клиентов используются различные технологии социальной работы. Практическая деятельность позволяет нам выделить наиболее эффективные методы работы с семьей. Содержание практической работы с семьей, определяется характером ее проблем. Самым распространенным и естественным является метод наблюдения. Именно он дает больше всего материала для работы.
Беседа. Этот метод, во-первых, дает возможность выяснить трудности данной семьи или ее членов, т.е. является одним из средств диагностики; во-вторых, становится методом воздействия на семью; в-третьих, выполняет консультативную функцию. Специалист, который ведет беседу, должен уметь: выстроить беседу так, чтобы расположить к себе ребенка, членов семьи; слушать; во время беседы варьировать разные тональности речи, в зависимости от изменения ситуации; быть тактичным. Очень важно именно во время беседы расположить к себе семью, дать понять, что вы действительно хотите ей помочь.
Метод поддержки. Применяется, когда ребенок, семья находятся в сложной ситуации. Специалист помогает клиенту проанализировать свое состояние, свое положение в жизни, сформулировать, что нужно в корне изменить, попытаться сформировать жизненную установку.
Метод преодоления конфликта используется, когда происходит конфликт в семье. Прежде всего, специалист выясняет, что привело к конфликту. Нельзя втягивать в конфликт новых участников - это усложнит решение проблемы. Специалист должен спокойно проанализировать мнения конфликтующих сторон, продумать этапы разрешения конфликта, найти положительные точки соприкосновения конфликтующих (чаще всего – это общая деятельность)
Метод социального патронажа. Вид социального обслуживания клиентов и групп риска, преимущественно на дому, заключается в постоянном социальном надзоре, регулярном посещении их лиц социальными работниками, оказании гражданам необходимой поддержки.
Консультирование.
По содержанию консультирование может быть: социально-правовым; социально-педагогическим; социально-психологическим; информационным.
Исследователи выделяют еще метод социометрии, при котором, для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования, опроса и алгоритмов, оценки кризисного состояния ребенка.
Именно во время появления и нахождения семьи в подобных кризисах семья-система особенно уязвима, она входи в «группу риска». Если на этом этапе помочь семье, то она не станет неблагополучной.
Раннее выявление семей группы риска и профилактическая работа с ними были названы приоритетными направлениями.
При социальной работе с семьёй «группы риска» нет определенных технологий работы, подходящих для решения трудностей всех семей. Здесь вся ответственность за качество и эффективность поддержки ложиться на плечи команды специалистов, в том числе социальных работников. При этом специалисты должны уметь: во-первых, грамотно диагностировать состояние семьи. Во-вторых, владеть разнообразными технологиями работы с семьёй. В-третьих, своевременно и правильно их применять. Только при выполнении этих требований, а также при творческом подходе специалиста к решению проблем детей и их родителей, результаты работы с семьёй будут влиять на неё положительно.
Диагностика состояния семьи позволяет составить более точное представление о потребностях целевой группы и точнее сформировать комплекс необходимых услуг. Важным в работе с семьёй является сопровождение семьи. Главная цель работы специалистов с семьёй «группы риска» должно быть сохранение семьи (то есть решение проблем и взрослых и их детей).
Организуя работу с неблагополучными семьями, необходимо четко определить понятие «семья, оказавшаяся в социально опасном положении». Большинство исследователей выделяют три аспекта понимания данного термина:
Алгоритмом работы с семьей «группы риска».
- нет четкой структуры семьи (неизвестно, какой тип отношений-авторитарный или демократический, ролевые функции членов семьи, кто занимается воспитанием детей, взаимоотношения между супругами);
- имеются недолжные или неправильные границы между семьей и окружающим миром, между представителями разных поколений (нет авторитета старших, дети выполняют «взрослые обязанности»;
- наблюдается распад иерархии (отсутствует авторитет родителей, уважение друг к другу);
- создание ошибочной системы взаимоотношений (например. при разводе дочь начинает самостоятельно вести хозяйство вместо матери или сын выполняет роль «главы семьи»).
При определении необходимости вмешательства первое, на что должны обратить внимание специалисты - это изучение окружения семьи, взаимоотношений членов семьи, семейная история, акцентируя при этом внимание на момент возникновения проблемы (причины, временной период). 2. Этап - функциональный. Происходит мобилизация ресурсов семьи. В психологическом плане задача - нормализация семейных отношений- принятие родителями собственных родителей, друг друга и ребенка. Ребенку в данный период создается семейная реабилитационная среда - работа со специалистами либо внутри семьи (посещения, беседы) либо вне ее, в рамках специализированного учреждения для несовершеннолетних при организации посещения родственниками, выявлении желания и возможности возвращения в семью. В социальном плане при необходимости, возможна трудовая активизация членов семьи (трудоустройство, стабилизация заработков, активизация роли родителей). При этом, по запросу, семье оказывается адресная социальная (бытовая, материальная, денежная) помощь, помощь в организации лечения (при наличии тяжелых заболеваний, алкогольной и наркотической зависимости).
После этого осуществляется исследование и устранение конфликтов развития семьи - данный процесс предполагает желание и активное участие членов семьи- объекта воздействия. основа профилактической и коррекционной работы- формирование навыков и ценностей здорового образа жизни. здесь же можно говорить и о вторичной профилактике- предотвращении рецидивов возникновения подобных проблемных ситуаций.
3.Контрольный. Выявляется динамика развития семьи - исследуется материальное положение, условия проживания, взаимоотношения между членами семьи. Кроме того, на протяжении необходимого периода времени (определяемого специалистами) проводится патронаж семьи с целью подтверждения и закрепления позитивных изменений. На данном этапе семья, еще не выведенная из «группы риска», переходит к реабилитационному саморазвитию за счет наращивания собственного потенциала, получения регулярной социальной помощи.
На всех этапах, параллельно социальному процессу, алгоритм работы включает в себя организацию системы мониторинга развития неблагополучной семьи, определения форм и методов профилактики и коррекции. Это позволяет не только изучить эффективность работы с конкретной семьей, реализовать межведомственный подход к реабилитационному процессу, но также создать банк проблемных ситуаций, который позволяет выработать алгоритм работы применительно к типу конкретной ситуации, а ориентируясь на определенную семью, подбирать формы и методы работы.
Для эффективной организации работы с семьей, находящейся в кризисной ситуации необходимо отметить специфику развития проблемы, ее структуры и этапов.
Для комплексной эффективной организации процесса работы с семьями в социально опасном положении необходимо содержательно определить этапы технологического процесса и их ожидаемые результаты.
Начальным этапом реализации технологии социальной работы с данной категорией семей, можно считать первичные профилактические мероприятия с семьями «группы риска».
На данном технологическом этапе для эффективной организации работы с семьями необходимо четкое определение структуры технологического процесса социальной работы, субъектов взаимодействия и ожидаемых результатов.
Следующий этап реализации технологии социальной работы с семьями «группы риска» - вмешательство в кризисную ситуацию. Содержание работы определяется кризисными условиями, в которых оказалась семья -сложностью проблемы, протяженностью временного периода, отношением членов семьи к происходящему.
Задача «кризисного вмешательства»- это в первую очередь, смягчение воздействия стрессовых событий путем оказания экстренной помощи (психологической, материальной, содействие в получении льгот, оздоровлении детей). При этом необходимо отметить, что в этой ситуации главное - не оказание единоразовой помощи, а мобилизация усилий членов семьи на преодоление кризиса в процессе незамедлительного воздействия.
В случаях, когда семья находится в «коллективном кризисе» из-за нарушения исполнения своей роли одним из ее членов (например, неисполнение родительских обязанностей матерью или отцом) и когда поведение одного из ее членов является травмирующим событием, нарушающим нормальное течение семейной жизни (аморальное поведение, алкогольная или наркотическая зависимость), вмешательство должно включать оценку сильных и слабых сторон семейной системы, ее способности к изменениям и заинтересованности в них, ее ресурсов, возможностей специалистов.
Именно определение форм и методов работы с семьей на различных стадиях развития проблемной ситуации позволяет интегрировать формы и методы социальной работы в рамках ситуативного подхода и обеспечить эффективность их реализации.
Теория и практика социальной работы предлагают множество различных методик по диагностике и реабилитации семей, оказавшихся в социально опасном положении. Они дифференцируются в зависимости от многообразия личностных потребностей и интересов клиентов, специфики социальной проблемы
Модель социально-
Специализированные социально-реабилитационные учреждения для несовершеннолетних призваны оказывать помощь детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Основная цель деятельности таких учреждений - социальная защита и поддержка нуждающихся в социальной помощи детей и подростков, их социальной реабилитации и помощь в жизненном определении.
Социальная реабилитация - это система мероприятий, развивающих возможности ребенка и всей семьи, которая разрабатывается командой специалистов. Социальный работник при этом выполняет мобилизующую и организационную роль. Основное содержание работы социального работника с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию - это создание атмосферы реального сотрудничества и партнерства в интересах ребенка.
В предлагаемой модели социально-реабилитационной работы с семьей выделено 5 блоков деятельности специалиста, направленных на достижение поставленной цели работы.
Цель - способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, содействие в развитии и укреплении семьи, как социального института, активизация семейного потенциала.
· Предоставление информации населению об услугах, оказываемых территориальным социально - реабилитационном центром;
Информация о работе Формы и методы социальной работы с семьями «группы риска»