Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 20:05, курсовая работа
Цель: определить систему социальной работы группы риска и разработать практические рекомендации специалистам по работе с семьями «группы риска»
Задачи:
1) Определить сущность неблагополучия семей «группы риска»;
2) Выявить особенности социальной работы с неблагополучными семьями;
3) Создать модель деятельности учреждений социальной помощи и поддержки семей и детей группы риска.
4) проанализировать деятельность ГКУ «СРЦН г. Выкса;
5) Разработать практические рекомендации специалистам по социальной работе с семьей группы риска
Введение…………………………………………………………………………..3
Научно - теоретические основы социальной работы с семьями
«группы риска»………………………………………………………………….7
Причины формирования семьи «группы риска»………………………7
Нормативно – правовое обеспечение социальной работы с семьей….12
1.3 Особенности работы с семьями группы риска…………………………15
2. Формы и методы социальной работы с семьями «группы риска»….21
2.1 Технологические аспекты в работе с семьей «группы риска» ………..21
2.2 Технологии социальной работы органами УСЗН на примере
ГКУ «СРЦН г. Выкса»………………………………………………………….30
2.3 Содержательные моменты профилактической работы
с семьями «группы риска»………………………………………………………34
2.4Практические рекомендации специалистам по социальной
работе с семьей «группы риска»……………………………………………….40
Заключение……………………………………………………………………….41
Список используемых источников …………………………
· Сбор информации о неблагополучных и семьях группы риска, используя информацию из различных источников (соседи, родственники, участковые инспектора, педиатры, школы, дошкольные учреждения и т.д.);
· Составление картотеки учета семей группы риска;
· участие вместе с инспекторами органов опеки и других компетентных организаций в обследовании жилищно-бытовых условий неблагополучных семей, социального окружения ребенка, создание на этой основе социального паспорта семьи;
· координация всех заинтересованных ведомств на местах по оказанию помощи и поддержки детям, а также их семьям, своевременный обмен информацией (в виде официального запроса одной из сторон и ответного письма);
· обеспечение защиты прав и законных интересов детей и подростков (в том числе и участие в судебных заседаниях, возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости)).
2. Блок диагностический.
· Сбор данных о социальной ситуации в семье (цель: определение социальной проблемы клиента и нахождение правильных средств для её разрешения; определение времени, истоки и причины зарождения социальной проблемы с использованием методов семейных биографий, беседы, наблюдения);
· Определение проблемы семьи;
· Постановка социального диагноза (ранжируя проблемы, выделяют главную, от которой зависит решение всех других или которая может быть решена на данном уровне возможностей или при данном уровне знаний);
· Организация проведения психолого-медико-
3. Социальная профилактика
· Системное наблюдение за жизнедеятельностью семьи состоящей на учете;
· Информационное консультирование родителей (по вопросам трудоустройства, предоставление информации о правах и льготах, помощь в их получении и т.д.);
· Социальная поддержка семьи, актуализации потенциала самопомощи, организация педагогической, психологической, медицинской, социальной помощи родителям и детям.
4. Социально-реабилитационная работа
· Осуществление необходимой комплексной реабилитации семьи;
· Разъяснение взрослым членам семьи, ведущим аморальный образ жизни, не проявляющим должной заботы о детях и не занимающихся их воспитанием, правовых последствий подобного поведения;
· Разработка рекомендаций родителям по решению проблемы;
· Ведение социального патронажа семей;
· Содействие контактам воспитанников с их семьями;
· Дальнейшее жизнеустройство несовершеннолетнего.
5. Оценка эффективности социальной работы:
· Стабилизация семейной ситуации;
· Готовность родителей к воспитанию своего ребенка;
· Удовлетворительное санитарное состояние жилья;
· Трудоустройство родителей;
· Изменение социального статуса семьи.
Таким образом, раннее выявление семей «группы риска» и своевременная помощь им, а также целенаправленная работа с неблагополучием из поколения в поколение, являются самыми эффективными методами профилактики семейного неблагополучия.
2.2 Технологии социальной работы органами УСЗН на примере ГКУ «СРЦН г. Выкса»
В городском округе г. Выкса, в последнее время стала актуальной проблема безнадзорных детей, возрастание числа семей, которые ведут асоциальный образ жизни. Социально-реабилитационный центр является наиболее перспективным в общей системе социозащитных детских учреждений, так как позволяет комплексно решать проблемы коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя её как на самого ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, так и на среду, в которой он находится, в том числе на родную семью.
Основной целью деятельности ГКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Выкса» является в условиях непрерывного реабилитационного процесса оказание социальных услуг семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, осуществление профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних граждан.
Предметом деятельности Учреждения является социальное обслуживание семьи и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении.
Для достижения указанных целей Учреждение осуществляет следующие виды деятельности:
• Осуществление круглосуточного приема несовершеннолетних, оказание им экстренной социальной помощи, в случае необходимости проведение доврачебного осмотра и организация медицинского обследования.
• Участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.
• Оказание помощи в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействие возвращению несовершеннолетних в семьи.
• Разработка и реализация программ социальной реабилитации несовершеннолетних, направленных на выход из трудной жизненной ситуации.
• Обеспечение временного проживания несовершеннолетних.
• Участие в реализации межведомственных мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.
• Осуществление подбора и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах.
• Организация работы по социализации и социальной адаптации несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей в замещающих семьях, а также по социальному патронажу (сопровождению) семей, принявших детей на воспитание.
Дети попадают в центр самым различным способом: приходят сами, их приводят работники милиции, направляют органы управления образованием и т.д., в основном это дети и подростки, утратившие по различным причинам семейные, родственные связи, выброшенные из семей, оставшиеся без попечения родителей. У детей, поступающих в центр, нередко отмечаются бедность интеллектуальной сферы, неразвитость учебных навыков и умений, отсутствие навыков общения, логического мышления и творческого воображения. В силу бесконтрольного поведения со стороны родителей некоторые дети значительно отстают в программе обучения общеобразовательной школы.
Социальная служба социально-реабилитационного центра является гарантом защиты законных прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей или лишенных родительской заботы и семейного воспитания: права на жизнь в семье, права на образование, отдых, жилье и т.д. В сотрудничестве с различными организациями она способствует дальнейшему семейному жизнеустройству воспитанников.
Специалист по социальной работе в сотрудничестве с социальным педагогом в центре решает следующие основные задачи:
· Осуществляет индивидуальную программу восстановления социального статуса детей и защиты их прав;
· Ведет работу с семьей до помещения ребенка в центр, во время пребывания в нем, после возвращения в семью;
· Определяет наилучший вариант дальнейшего жизнеустройства для каждого ребенка;
· Представляет интересы детей в различных учреждениях и организациях;
· Оберегает детей от жестокости родителей вплоть до ходатайства о лишении родительских прав.
Отличительная черта их деятельности - широкие контакты с различными органами, учреждениями и организациями, в сферу активности которых входят проблемы детства.
Специалист по социальной работе создает базу данных о семьях группы риска, используя информацию органов опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, сельских советов, территориального учреждения здравоохранения (детская поликлиника).
В настоящее время на учете ГКУ «СРЦН г. Выкса состоят 168 семей «группы риска». Совместно с представителями органов опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, специалист по социальной работе УСЗН, инспекторов ИДН, в рамках межведомственного взаимодействия, ежемесячно по средам, специалисты центра посещают неблагополучные семьи (обследуют жилищно-бытовые условия, налаживают контакты с родителями детей и др.).
Деятельность специалиста по социальной работе в социально- реабилитационном центре заключается также во введении личного дела воспитанника, приема документов для определения в центр ребенка, участие в консилиумах (определяет социальный статус ребенка и семьи, пути решения сложившейся ситуации в семье), консультирование родителей по различным вопросам (об оформлении документации по гражданству, на материальную помощь в центр социального обслуживания, по трудоустройству), собирает документы о приостановлении выплат детских пособий родителям детей, находящихся в центре; участвует в судебных заседаниях по лишению родительских прав. Консультации с родителями ведутся в основном по инициативе специалиста по социальной работе.
Специалист по социальной работе ведет карту семьи, где записываются сведения о составе семьи, ситуация в семье, проведенная работа и др. (прил.1), работает по индивидуальной программе с семьей (прил.2).
Таким образом, изучив организацию социальной работы в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, мною было обнаружено ряд недостатков:
· деятельность в основном направлена на решение сложившейся проблемы в семье, недостаточно используется профилактическое направление в деятельности;
- не достаточно
проводится просветительская
· не достаточно проводится социальная диагностика проблемной семьи, ближайшего окружения, не всегда выявляются причины, истоки появления трудных жизненных ситуаций в семье;
2.3 Содержательные
моменты профилактической
с семьями «группы риска» на примере ГКУ СРЦН г. Выкса»
Этап 1. Выявление
Данный этап работы с родителями является первоначальным и состоит из следующих мероприятий:
- ежемесячное получение
из районных органов системы
профилактике безнадзорности и
беспризорности
- постоянное тесное
- участие в «Социальном
патруле» (проведение с районными
органами системы профилактики
безнадзорности и
Полученные сведения анализируются сотрудниками центра, составляется справка, информация из которой обсуждается на оперативном совещании при директоре, где коллегиально выносится решение и планируются дальнейшие действия относительно той или иной семьи.
На этапе «Выявление» очень важна четкая организация межведомственного взаимодействия, что позволяет своевременно выявить ту или иную проблемную семью и оказать ей соответствующую помощь.
Этап 2. Сбор данных о семье (при поступлении).
Входная диагностика. Первичный консилиум.
(первые 1-2 недели работы с семьей)
Процесс деятельности во 2 этапе ведется, так называемым, командным способом, а именно специалистами разного профиля (медицинские работники, сотрудники правовой службы, психологи, социальные педагоги и т.д.).
При осуществлении функций этого этапа очень важно тесное взаимодействие в команде сотрудников, ответственных за выполнение данной работы, т.к. полученная первоначальная информация является основой для всей дальнейшей проводимой с семьей работы.
Те же специалисты входят в
состав психолого-медико-
Вся информация фиксируется
в индивидуальных картах реабилитационно-
Этап 3. Коррекционно-профилактическая работа.
Промежуточная диагностика. Текущий консилиум.
Коррекционно-профилактическая работа с родителями (законными представителями) – это основной блок работы. Несмотря на то, что ведущая роль в его реализации принадлежит педагогу - психологу учреждения, очень важно, чтобы процесс деятельности опирался на междисциплинарное и межведомственное взаимодействие всех участников реабилитационно- профилактического процесса.
В рамках вышеназванного процесса перед его участниками ставится ряд определенных задач, решение которых позволяет наиболее тщательно рассмотреть проблему, оказать помощь, а чаще всего повлиять на родителей (законных представителей) со стороны нескольких структур и ведомств (например: КДН и ЗП, органов опеки и попечительства, УСЗН, органов здравоохранения и полиции).
Информация о работе Формы и методы социальной работы с семьями «группы риска»