Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 19:08, курсовая работа
Целью моей работы является анализ существующих форм помощи одиноким людям за рубежом и в России, выявление проблем, существующих в этой области.
Задачи моего исследования следующие:
- Определить основные теоретические подходы к определению проблемы одиночества.
- Выделить типы одиноких людей.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблем одиноких людей 4
1.1. Теоретические подходы к проблеме одиночества 4
1.2. Типы одиноких людей 7
1.3. Зависимость проблемы одиночества и жизненной позиции пожилого человека 8
1.4. Характеристика отечественных и зарубежных моделей работы с одинокими людьми 14
Глава 2. Анализ программы снижения переживания одиночества для пожилых людей с использованием отечественного и зарубежного опыта 19
2.1. Характеристика базы и процедуры исследования 19
2.2. Анализ реализуемых проектов, направленных на снижение одиночества 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
ЛИТЕРАТУРА 32
В последние десятилетия ситуация меняется.
В частности, зарубежом разработано множество концепций одиночества, выступающих теоретической базой проводимой социальной работы. При этом клиницисты особое внимание уделяют депрессии или тревоге, связанным с одиночеством эмоциям (печаль, гнев и т.д.), сопровождающим одиночество мыслям (негативизм, представление о причинах одиночества), проблеме самоуважения, то социальные работники акцентируют внимание скорее на социальных связях людей, их особенностях. Также специалист должен ориентироваться в способах терапии одиночества, чтобы в каждом конкретном случае выбрать наиболее оптимальную модель вмешательства. В зарубежной социальной работе при этом предлагаются различные формы социальной терапии.
Ряд концепций, включая достаточно популярный подход Р.Вейса, рассматривают одиночество как болезнь, которую можно избежать. Исследования Р.Вейса снабжены целым “молитвенником” – перечнем средств и “снадобий”, которыми могут себя пользовать сироты, пожилые, разведенные люди, прочие категории населения с тем, чтобы уменьшить и преодолеть приступы одиночества. Р.Вейс разработал программу для разведенных лиц, включающую в себя 8 собраний, в которых участвуют 30 мужчин и женщин, недавно порвавших супружеские узы. Начинаются они с 45 мин. лекции, за ней следует дискуссия в малой группе из 5-8 человек. Лекция включает в себя такие вопросы, как эмоциональные реакции, сопровождающие разрыв, влияние разрыва на отношения с детьми, новые свидания. В заключение каждого собрания его участники получают возможность общаться с лицами противоположного пола. Такая работа с группой, по мнению Р.Вейса, должна помочь человеку предпринять попытку улучшить свою жизнь.
Как за рубежом, так и в России, получили клубы общения, группы “застенчивости”, где с помощью тренингов социальных навыков обучаются люди, страдающие от одиночества. Клиенты осваивают навыки вступать в разговор, поддержать беседу, делать и принимать комплименты, учатся регулировать периоды молчания в общении, изучают подходы к физической близости и т.д. Тренинг имеет групповой характер и длится около 10 недель. На типовом занятии социальный работник может показать участникам группы видеозапись, в которой дана модель некорректного вступления в разговор, а затем идет обсуждение того, каким образом можно лучше представить предложенную модель. Застенчивым людям на таких занятиях предлагается разработать свой собственный сценарий выяснения максимально возможной информации о своем партнере по общению.
По мнению некоторых практиков социальной работы, групповые занятия дают более значимые результаты (как для индивида, так и для общества), чем индивидуальная помощь клиенту. Групповая реабилитация позволяет удовлетворить (или скорректировать) такие важные потребности личности, как ощущение принадлежности, участия, приобщения к совместному опыту. Некоторые свойства социальных отношений (например, конфликт или затруднения в общении) лучше всего “излечиваются” при помощи брачной или парной терапии, осуществляемой, в том числе, службами знакомств. Предназначение такого рода служб – расширение круга знакомых, повышение уровня информированности о возможном брачном партнере. Существуют разные формы организации знакомств: анкетно-поисковая система, система “Печать”, клубы ”Встреча”, др. Одна из лучших, на наш взгляд, освоена в свое время “Маленьким принцем” (Москва). Однако большинство одиноких людей не обращаются за помощью к профессионалам. По некоторым данным, лишь 2-9% респондентов признают, что обратились бы за профессиональной помощью, чтобы пережить “тревоги» или “несчастные периоды”. Для некоторых людей беседы, встречи с друзьями, молитва (среди верующих) – эффективная терапия одиночества. Согласно исследованиям К.Рука и Л.Пепло, в смягчении одиночества решающая роль принадлежит друзьям.
В последнее время все чаще в качестве самопомощи выступает “библиотерапия” – руководство для решения личных проблем через направленное чтение. Речь идет об изданиях литературы по самопомощи: всевозможных справочных изданиях, книгах, специально написанных для подростков, женщин, мужчин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Советы, содержащиеся в литературе по самопомощи, можно разделить на относящиеся к общению, к тому, что надо принимать во внимание и как себя вести. В основе этих советов – учет ценностных установок одиноких людей относительно социальных ролей. Здесь основная идея сводится к тому, что людям для их собственного блага нужен определенный социальный статус.
Социальные работники, склонные
скорее к “лечению общества”, чем
индивида, оперируют системным, социологическим
подходом к рассматриваемой проблеме,
акцентируя внимание на необходимости
изменения специфических
Халлинан (1979) установил, что характеристики классных комнат начальной школы влияют на дружбу среди детей. Аронсон (1978) – автор методики “класса-пилы”, согласно которой детей разбивают на небольшие учебные группы, в которых каждый ребенок получает на уроке разную информацию. Усвоение информации требует, чтобы он учился у других детей и, в свою очередь, учил их тому, что извлек из своей части задания. Таким образом, совместная деятельность строится по схеме вознаграждения. Согласно Аронсону, в таких классах дети проявляют больше любви друг к другу и больше самоуважения, чем их сверстники в традиционных классах. Большое внимание проблеме самоуважения уделено в творчестве “Колумба семейной терапии” В.Сатир, согласно которой самое важное в терапии одиночества – это воспитание детей таким образом, чтобы они осознали свою высокую значимость [5]. Тогда одиночество не станет для них трагедией. То есть, одиночество, с переживанием которого в течение которого в течение жизни сталкивается каждый, скорее может перенести тот, кто знает себе “цену” и не страдает комплексом неполноценности.
В терапии одиночества
нужно учитывать многообразие факторов,
ведущих к одиночеству. Этому
многообразию и должны соответствовать
многообразные стратегии
Данным принципам, в свою
очередь, должны соответствовать такие
способы вмешательства в среду,
которые не бросали бы “тень” на
одинокого человека. Разработка таких
методов вмешательства –
Глава 2. Анализ программы снижения переживания одиночества для пожилых людей с использованием отечественного и зарубежного опыта
2.1. Характеристика базы и процедуры исследования
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе клуба Ветеранов Ленинского района.
Клуб Ветеранов Ленинского района г. Кирова открыт 9 мая 2005 года в связи с 60-летием со дня Победы в Великой Отечественной воине. Расположен клуб на площади имени Маршала Конева. Клуб Ветеранов Ленинского района г. Кирова – учреждение музейного типа.
С 2005 году по рекомендации районного Совета ветеранов клуб объединил в свои ряды более 100 пожилых жителей микрорайона.
В настоящее время численность организации 104 человека. В том числе ветеранов Великой Отечественной войны - 45 человек, из них инвалидов войны – 15; ветеранов труда – 20; инвалидов по общему заболеванию – 10.
Основное направление
клуба – организация культурно-
Культурно-досуговая
Досуг и отдых направлены на реабилитацию пожилых людей путем достижения жизненно важных для них целей.
Разнообразность целей, возникающих в реабилитационном процессе, связана с определенными типами функциональных нарушений (сенсорные дефекты, нарушения опорно-двигательного аппарата, некоторые органические заболевания и т.д.).
Одним из основных элементов социокультурной реабилитации является анализ ситуации, характеризующий образ жизни пожилых, свойственные им идеалы и нормы поведения, духовные ценности, культурно-досуговые интересы и предпочтения.
Беседа с руководителем центра позволила определить основные направления работы клуба Ветеранов:
- сохранение исторических традиций, памятных реликвий;
В этих целях организуются следующие традиционные мероприятия клуба:
- проведение мероприятий к памятным датам;
- встречи 2-х поколений (учащиеся и ветераны ВОВ и труженики тыла);
- встречи ветеранов - участников ВОВ, Афганистана, Чечни и тружеников тьма;
- Уроки мужества дня учащихся общеобразовательных школ, средних и высших учебных заведений;
- почетные караулы к 9 маю;
- спортивные соревнования в рамках Спартакиады здоровья среди ветеранов;
- лекторий по здоровому образу жизни;
- работа кружков и клубов по интересам.
На базе клуба Ветеранов работают следующие клубы по интересам, кружки и секции.
Клубы:
- здорового образа жизни;
- любителей игры в шахматы,
Секции:
Вокальные ансамбли:
На основании бесед
с руководителем Клуба
Клуб ведет многостороннюю работу с ветеранами войны и труда. Работа строится в тесном контакте с советами ветеранов, администрациями городов и районов, райвоенкоматами. Клуб ветеранов привлекают пожилых людей к участию в культурных мероприятиях, в общественной жизни города, района.
В клубе проводятся Дни
пожилых людей, декады, визиты милосердия,
вечера памяти, солдатских вдов, праздники
гармошки, благотворительные концерты,
выставки народных мастеров и т.д. Эти
мероприятия традиционно
«Чтение, общение, досуг, перспектива для приложения интеллекта и творческих сил, социальная помощь и нравственная поддержка - ради этого приходят в наш клуб ветераны» - говорит руководитель клуба. – «Не проходят они и мимо явлений, объединяющих молодежь, помогают ей разобраться в истинных и псевдокультурных ценностях. Наш клуб - это многогранная модель жизни».
Как лечиться, какие субсидии и льготы им положены, пенсионеры узнают из консультаций, которые для них проводят специалисты соцзащиты и департамента здравоохранения. В клубе пенсионеры проводят также время за приятными беседами, чаепитием, просмотром кинофильмов. Здесь они делятся последними новостями, обсуждают друг с другом злободневные темы.
Как видно, в Клубе Ветеранов
успешно решается такая проблема,
с которой очень часто
Одиночество – одна из актуальнейших проблем пожилых людей, в связи с чем важно привлекать их к участию в составе клубных объединений.
Опрос, проведенный в отделениях дневного пребывания центров социального обслуживания среди пожилых людей показал, что для более чем половины посетителей важна организация содержательного досуга. По степени заинтересованности 72,2% на первое место поставили культурно-массовые мероприятия, а 36,4% – познавательные. Отсюда необходимость развития еще одного направления деятельности учреждений – создание необходимых условий для содержательного досуга посредством организации кружков художественной самодеятельности, театров, образовательных программ по правовым, медицинским, психологическим вопросам, вопросам истории, краеведения, литературы, искусства, политики. Также результаты опроса показали, что пожилые люди по-прежнему придают важное значение прессе. А значит, еще одним направлением в работе с пожилыми людьми определяется информационное обеспечение посредством выпуска бюллетеней, информационных листов, оформления стендов, введения постоянных рубрик в СМИ.
Информация о работе Формы помощи одиноким людям: зарубежный и отечественный опыт