Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 19:08, курсовая работа
Целью моей работы является анализ существующих форм помощи одиноким людям за рубежом и в России, выявление проблем, существующих в этой области.
Задачи моего исследования следующие:
- Определить основные теоретические подходы к определению проблемы одиночества.
- Выделить типы одиноких людей.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблем одиноких людей 4
1.1. Теоретические подходы к проблеме одиночества 4
1.2. Типы одиноких людей 7
1.3. Зависимость проблемы одиночества и жизненной позиции пожилого человека 8
1.4. Характеристика отечественных и зарубежных моделей работы с одинокими людьми 14
Глава 2. Анализ программы снижения переживания одиночества для пожилых людей с использованием отечественного и зарубежного опыта 19
2.1. Характеристика базы и процедуры исследования 19
2.2. Анализ реализуемых проектов, направленных на снижение одиночества 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
ЛИТЕРАТУРА 32
Как видно, социальная поддержка пожилых людей в условиях клубного объединения должна быть направлена на укрепление здоровья, помощи в реализации коммуникативного и познавательного потенциала.
В октябре 2013 года в областной организации общества «Знание» открылся университет для пожилых людей. По бесплатным абонементам каждый учебный год слушатели посещают лектории по различным тематикам, участвуют в работе клубов. В клубе Ветеранов Ленинского района реализуется аналогичный проект – «Институт пожилых людей». Начав действовать в рамках федеральной целевой программы «Старшее поколение», он призван включать пожилых людей в активную жизнь, давать им знания, которыми они могут сами воспользоваться со сверстниками, детьми и внуками.
Приведем характеристику проекта.
Название проекта: «Институт пожилых людей»
Пожилые люди осваивают в институте новые знания по интересующим их направлениям факультативным способом и получают навыки практического применения
Проект «Институт пожилых людей» рассчитан на 8 месяцев (октябрь - май) для обучения 330 человек пенсионного возраста. Включает в себя 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный.
По проекту создается 6 факультетов. Поступление пенсионеров на каждый факультет осуществляется по тестированию с учетом личного желания.
В работе используются разные формы: лекции, семинары, практические занятия. По завершению института проводится экзамен, выдается диплом об окончании.
К работе на
каждом факультете
Описание проблем(ы), решению/снижению которой(ых) посвящен проект, обоснование социальной значимости проекта.
Ежегодно в нашей стране увеличивается число пожилых людей, и как правило, они не могут найти себе нового применения, теряют жизненный стимул, активность, испытывают чувство одиночества.
Современная наука не раз доказала, что умственная деятельность человека организует его время, мобилизует внутренние резервы организма, замедляет процессы старения, тем самым продлевает период активной жизни.
Частично этими проблемами занимаются специалисты социальных учреждений. Однако, финансовый кризис в стране существенно сказался и в этом вопросе. Сокращаются и специалисты и сами учреждения.
В Ленинском районе Кирова проживает 55 тысяч людей пожилого возраста, что составляет 26,8% от общего жителей района. На весь район проблему освоения организации умственной деятельности для пожилых людей в системе не решают ни одно социальное учреждение. Проводимые мероприятия, как правило, носят разовый характер.
Наиболее остро у пожилых людей чувствуется потребность в знаниях права. Незнание законов приводят к серьезным жизненным ошибкам. Пенсионеры не умеют защипать свои права, отстаивать свои интересы.
Пробелы в психологии выражаются,
в отчуждении членов семьи, в
непонимании себя и других, в
депрессии, страхе. В решении этой
проблемы могут помочь знания и психологии,
и искусства, в умелом и
грамотном выражении своих
Теряются пенсионеры и в многообразии разрекламированной информации в отношении вопросов здоровья. Незнания в вопросах медицины и здорового образа жизни оборачиваются самолечением, зачастую ухудшением здоровья, порой приводят к смертельным случаям.
Большинство пенсионеров
имеют садово-огородными увлечения,
но лишь немногие знают тонкости
умелого и рационального
Следовательно, необходима система знаний.
В наших силах организовать данную работу, сделать людей пожилого возраста активными, социальнозначимыми, проявляющими интерес к жизни, к познанию нового.
Основные цели и задачи проекта
Цель: привлечь пожилых людей к освоению новых знаний и применению их в практической жизни.
Задачи:
- создать институт пожилых людей;
- обучить 330 человек пенсионного возраста по интересующим их направлениям;
- за счет умственной
деятельности затормозить
- создать положительный
имидж в отношении людей
- изготовить буклеты и фотоальбом о работе
- популяризация обучения пожилых людей
- обогащение и распространение
накопленного опыта через
Механизм и поэтапный план реализации проекта (последовательное перечисление основных этапов проекта с приведением количественных показателей и периодов их осуществления)
Реализация проекта проводится в 3 этапа:
В течении 1-го месяца руководитель проекта записывает желающих заниматься в институте и проводит совместно с социологом тест-опрос, который поможет сформировать группы согласно факультетам. Допускается запись одного человека на два (не более) факультета.
На все факультеты зачисляется по 60 человек на каждый, кроме факультета прикладного творчества (в основе практические занятия) – 30 человек. Итого 330 человек.
Одновременно идет подбор специалистов для работы на 6 факультетам (социально-правовой, здоровья, психологии пожилого человека, прикладного творчества, природного землепользования, искусства), заключаются договора. Корректируются темы занятий.
Для поступивших в институт проводится оргсобрание.
2. Основной этап
На протяжении всего периода на 6 факультетах работает 6 специалистов.
Каждый специалист проводит по 26 занятий. Время занятий по усмотрению специалистов. На один факультет может привлекаться несколько специалистов в зависимости от изучаемых тем.
Руководитель совместно со специалистами проводят заключительные занятия в виде экзамена, каждый по своему направлению отдельно. Экзамен по прикладному творчеству проходит в виде выставки работ по каждому изученному виду творчества. Выставляются оценки. Выдаются в торжественной обстановке дипломы об окончании «Института пожилых людей» с указанием оценок за усвоение пройденного материала.
Изготавливается фотоальбом и буклеты 50 штук, которые раздаются на «круглом столе» с присутствием всех специалистов, представителей управлений социальной защиты, культуры, клубных учреждений, средств СМИ. Обсуждаются успехи и недочеты проделанной работы, подводятся итоги, определяются перспективы (экзамен и «круглый стол» засчитывается у специалистов за 2 занятия).
Руководитель проекта оформляет отчет о работе.
Социально-правовой факультет
К работе привлекаются юрист,
представители жилищно-
Работают врач-терапевт высшей категории Попова Л.В, геронтолог (геронтологическая больница), диетолог, косметолог (косметологическая поликлиника), маммолог, стоматолог, врач адаптивной физкультуры, фармацевт («Зеленая аптека»).
Работает психолог реабилитационного центра инвалидов Шиляев В.А.
Работают специалисты: преподаватель музыкальной школы Попова Н.К., член вятского общества писателей и поэтов О.Ласточкина, режиссер – преподаватель А. Замятин, библиотекарь.
Работает специалист бывший научный сотрудник НИИ Рычкова Л.В.
Привлекаются разные специалисты.
Содержание занятий на
различных факультетах
3 Заключительный этап
Каждый специалист проводит экзамен, оценивает результат освоения пройденного материала.
Пожилым людям торжественно
в зале Территориального управления
по Ленинскому району вручаются дипломы
об окончании института с
По завершению проекта проводится «круглой стол» с присутствием руководителя проекта, организации, всех специалистов, представителей социальных служб, клубных учреждений органов власти и СМИ.
(Экзамен и «круглый
стол» засчитывается у
Готовится отчет по проекту.
Описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации проекта
Проект «Институт пожилых людей» поможет:
- создать условия для обучения пожилых людей
- получить пожилым людям (330 человек) необходимые знания и приобрести навыки практического применения
- организовать досуг
пенсионеров, создать круг
- снять у обучающихся возрастную психологическую напряженность
- затормозит процессы старения
- создаст положительный
информационный имидж в
В долгосрочной перспективе в работе по обучению пожилых людей планируется расширение направлений, привлечение дополнительных специалистов и финансовых ресурсов, распространение накопленного опыта.
Информация об организациях, участвующих в финансировании проекта (если таковые имеются) с указанием их доли.
В осуществлении проекта «Институт пожилых людей» участвуют:
- Территориальное управление по Ленинскому району г.Кирова (оплата бухгалтера)
- ООО «Астор» - предоставление помещения для занятий, оплата руководителя - собственные средства участников проекта (канцтоваров, оплата социолога)
Источники финансирования
продолжения проекта после
- Территориальное управление по Ленинскому району г.Кирова (оплата бухгалтера)
- ООО «Астор» - оплата некоторых специалистов, предоставление помещения
- Управление культуры г.Кирова – ставка методиста
Личный вклад автора работы в реализации проекта «Институт третьего возраста» заключался в разработке и реализации проекта «Школа здоровья».
Организаторы: Ленинский районный совет ветеранов Кировской области
Цель проекта: привлечь внимание пожилых людей к ведению здорового образа жизни
Целевая группа: ветераны войны и труда, пенсионеры
Ресурсы: Материальные - помещение и оборудование клуба ветеранов (ООО «Астор»), бассейн МОУ средней общеобразовательной школы № 27, парковая зона Дворца-мемориала творчества юных, расходные материалы Ленинского районного совета ветеранов. Финансовые – средства Ленинского районного совета ветеранов, спонсоров. Человеческие – привлеченные специалисты, волонтеры, работники.
Этапы осуществления проекта:
1.Подготовительный –
информирование и подбор
2.Основной – исполнение программы проекта.
3.Заключительный – подведение итогов и анализ всей работы.
Описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации проекта по его завершению и в долгосрочной перспективе.
В рамках данного проекта людей пенсионного возраста были обеспечены:
В долгосрочной перспективе
планируется расширение количественного
состава участников «школы здоровья»,
привлечение дополнительных специалистов
и финансовых ресурсов, применение
опыта работы в других социальных
и спортивно-досуговых
Информация о работе Формы помощи одиноким людям: зарубежный и отечественный опыт