Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 14:08, контрольная работа
Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо, с возникновением классового общества появляется и так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются родительского попечения в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности.
Введение
1. Формы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей
1.1 Усыновление (удочерение) ребенка
1.2 Опека (попечительство)
1.3 Приемная семья
1.4 Учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей
1.5 Патронатное воспитание
2. Основные гарантии социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1. Формы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей
1.1 Усыновление (удочерение) ребенка
1.2 Опека (попечительство)
1.3 Приемная семья
1.4 Учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей
1.5 Патронатное воспитание
2. Основные гарантии социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей
Заключение
Список литературы
Введение
Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо, с возникновением классового общества появляется и так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются родительского попечения в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности.
Организация социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в различных правовых формах. В первую очередь их стремятся передать на воспитание в семью: на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью. При отсутствии такой возможности детей помещают на воспитание в различные государственные учреждения: дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, дома для инвалидов и т.д. (ст. 123 Семейного кодекса РФ). Тип учреждения определяется в зависимости от возраста и состояния здоровья ребенка. На наш взгляд, усыновление необходимо рассматривать как приоритетную форму устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
1.Формы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей
К числу детей-сирот относятся те, у которых умерли оба или единственный родитель. К числу детей, оставшихся без попечения родителей, относятся те, кто остался без попечения обоих или единственного родителя в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях.
Государство вынуждено брать на себя заботу о детях, оставшихся без попечения родителей, затрачивать немалые средства на их содержание, однако главной проблемой в данном случае является социализация детей как вне семьи, так и в новых условиях (опекунских, приемных – т.е. в тех условиях, где отсутствует генетическая связь между родителями и детьми). Основное содержание социальной работы с детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в защите их прав, устройстве, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем.
Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы попеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления..
На органы опеки и попечительства возлагаются обязанности по выявлению, учету и избранию форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также по контролю за условиями их проживания, воспитания и образования. Они обязаны в трехдневный срок со дня получения сообщения провести обследование условий жизни ребенка и обеспечить его защиту и устройство.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление, удочерение, под опеку/попечительство или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности, в соответствующие учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Законодательство, таким образом, отдает приоритет именно семейным формам устройства детей как наиболее отвечающим потребностям ребенка и создающим оптимальные условия для его воспитания и развития.
Основное содержание социальной
работы с детьми-сиротами и детьми,
оставшимися без попечения
1.1 Усыновление (удочерение) ребенка
Усыновление (удочерение) ребенка
– это государственный акт, в
связи с которым между
Основной социальной целью
усыновления является создание детям,
лишившимся попечения родителей, наиболее
благоприятных условий для
К интересам ребенка, которые обязательно должны быть соблюдены при усыновлении, могут быть отнесены самые разнообразные обстоятельства, влияющие на соблюдение его законных прав и интересов. В частности, при подаче заявления об усыновлении ребенка одинокой женщиной (одиноким мужчиной) целесообразно установить, соответствует ли интересам ребенка передача его в неполную семью, сможет ли заявительница (заявитель) по своему возрасту, состоянию здоровья, материальному положению осуществлять должное содержание и воспитание ребенка до достижения им совершеннолетия.
Именно в интересах детей не допускается усыновление разными лицами братьев и сестер.
Не вызывает сомнения, что
легче процесс взаимной адаптации
усыновленного и усыновителя
происходит при усыновлении малолетнего
ребенка. Иное дело, когда речь идет
об усыновлении подростка, в воспитании
и становлении личности которого
возможны дополнительные трудности. По
этой причине следует особенно внимательно
рассматривать просьбы об усыновлении
юношей и девушек четырнадцати-
Тщательное выяснение
обстоятельств дела при решении
вопроса о допустимости усыновления
подростка – залог
Закон не содержит ограничений по усыновлению детей, страдающих каким-либо заболеванием. Усыновлены могут быть как здоровые, так и больные дети.
Предпочтение отдается усыновителям,
являющимся гражданами РФ, а также
родственникам ребенка (независимо
от их гражданства и места
Усыновленные дети утрачивают
личные неимущественные и
Практика показывает, что, как правило, усыновляют детей в возрасте до 12 лет. Дети более старших возрастов остаются в интернатных учреждениях до выпуска.
Приступая к работе по усыновлению социальный работник должен получить полную информацию по следующим вопросам: готов ли ребенок психологически и социально к усыновлению; усыновляется ли он законным путем; дали ли кровные родители (когда это необходимо и когда это возможно) и сам ребенок согласие на усыновление сознательно и без нажима с чьей-либо стороны; если стоит вопрос о международном усыновлении, то дала ли принимающая страна разрешение на въезд ребенка; существует ли система наблюдения за усыновлением, которая позволяет поддержать ребенка и приемную семью.
1.2 Опека (попечительство)
Опека и попечительство в семейном праве – это устройство детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
Закон устанавливает следующие основания для назначения ребенку опекуна (попечителя):
Факт отсутствия попечения со стороны родителей или лиц их заменяющих (ст.145 Семейного Кодекса РФ), а именно:
- смерть родителей (объявление
родителей умершими, которое производится
судом, по правовым
- лишение их родительских прав;
- ограничение их в родительских правах;
- признание родителей недееспособными;
- болезнь родителей;
- длительное отсутствие родителей;
- уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;
- отказ родителей взять
своих детей из воспитательных,
лечебных учреждений, учреждений
социальной защиты населения
и других аналогичных
- пребывание родителей (родителя) в местах лишения свободы.
Рождение ребенка у лиц, не достигших 16 лет (ст. 62 Семейного Кодекса РФ).
Опека и попечительство над детьми преследуют две цели: а) воспитание детей, оставшихся без попечения родителей; б) защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Семейным и гражданским
законодательством установлено, что
опека устанавливается над
Разграничение понятий опеки
и попечительства не имеет существенного
значения в сфере воспитания и
образования подопечных детей, но важно
в сфере защиты опекунами (попечителями)
их личных имущественных и
Орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка назначает опекуна или попечителя ребенку в течение месяца с момента, когда ему стало известно о необходимости установления опеки и попечительства над ним. Если ребенку, нуждающемуся в опеки или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя возлагается непосредственно на орган опеки и попечительства. Назначение опекуна или попечителя может быть обжаловано заинтересованными лицами в суде.
Информация о работе Формы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей