Формы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 14:08, контрольная работа

Описание работы

Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо, с возникновением классового общества появляется и так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются родительского попечения в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности.

Содержание работы

Введение
1. Формы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей
1.1 Усыновление (удочерение) ребенка
1.2 Опека (попечительство)
1.3 Приемная семья
1.4 Учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей
1.5 Патронатное воспитание
2. Основные гарантии социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

готовая контрольная.docx

— 46.25 Кб (Скачать файл)

Опека наиболее популярна  среди россиян, так как опека позволяет ребенку быстрее попасть в семью, так как оформляется проще, чем усыновление. Воспитание родственниками имеет ряд преимуществ перед воспитанием в семьях: у детей возникает меньше поведенческих и психологических проблем.

 

1.3 Приемная семья

В России издавна было принято  брать детей-сирот на воспитание в семьи. Так, в начале XIX века только в Петербурге было зарегистрировано около восемнадцати тысяч таких семей, в которых содержалось более двадцати тысяч детей, лишившихся родительского попечения. За это семьям выплачивались деньги из казны.1

Практика передачи детей, утративших родительское попечение, на воспитание в семью стала возрождаться в России первоначально в виде создания детских домов семейного  типа, в том числе на основе крестьянских фермерских хозяйств.

Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, который заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и приемными родителями, т.е. супругами или отдельными гражданами, желающими взять ребенка (детей) на воспитание в семью. Основанием для заключения такого договора является заявление лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание, с просьбой о передаче им на воспитание конкретного ребенка (детей), которое подается в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка.

Приемными родителями могу стать совершеннолетние граждане, как  состоящие, так и не состоящие  в браке, желающие взять на воспитание оставшегося без попечения ребенка. Государство и органы местного самоуправления выделяют денежные средства на содержание каждого приемного ребенка и  предоставляют соответствующие  льготы, установленные законодательством. Органы опеки и попечительства обязаны  оказывать приемной семье необходимую  помощь, способствовать созданию нормальных условий для жизни и воспитания детей, а также осуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей.

Передача ребенка в  приемную семью в возрасте старше 10 лет требует его согласия. Запрещается, как и при усыновлении, разъединять братьев и сестер за исключением случаев, когда разъединение допустимо в интересах ребенка. По разным подсчетам, в приемных семьях воспитывается от 5 до 10% детей-сирот.

Данная практика не находит  распространения в силу отсутствия в государственных органах опеки  и попечительства служб, проводящих поиск, обследование семей-претендентов, обучение, сопровождение семей специалистами  с целью оказания помощи воспитателям в воспитании приемных семей. Несмотря на то, что в Семейном Кодексе ст. 151 гл. 21 говорится, что в приемную семью передается на воспитание ребенок (дети), при этом подразумевается, что приемная семья может иметь на воспитании одного ребенка имея статус «приемной семьи», на практике выходит иначе – статус присваивается только при наличии 5 детей, лишенных родительского попечения, и более. Последнее обуславливает возникновение негативного отношения к приемным семьям со стороны общественности, психологические сложности в адаптации и интеграции детей в общество.

Не смотря на явную привлекательность  данной формы семейного устройства, она не получила распространения  в России.

 

1.4 Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

К ним относятся образовательные  учреждения, в которых содержатся (обучаются и/ или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся, без  попечения родителей; учреждения социального обслуживания населения

(детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке. Дети в возрасте от 0 до3 лет помещаются в дома ребенка. По достижении возраста 3 лет сироты переводятся в детские дома для детей дошкольного и школьного возраста, специализированные интернаты для детей с физическими и умственными недостатками, закрытые интернаты для делинквентных детей и подростков. В России каждый пятый детский дом – это учреждение для умственно отсталых и физически неполноценных детей.1

Проблема формирования личности ребенка в условиях интернатного учреждения остается весьма острой и актуальной. Исследования показывают, что лишение материнской заботы ведет к задержке развития ребенка и может проявляться симптомами психических и физических заболеваний. Изоляция ребенка от матери от 1 до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению. Постоянная смена микросоциальной среды (дом ребенка – дошкольный детский дом – детский дом детей школьного возраста) наносит существенный ущерб психике ребенка, ухудшает его здоровье. Дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, в своем большинстве отстают от сверстников в психофизическом развитии. Они позже начинают ходить и говорить, чаще болеют, хуже учатся. Только 20% воспитанников сиротских учреждений могут учиться по программам массовых школ.

Отечественная система воспитания в сиротских учреждениях основана на том, что дети живут и учатся в одном и том же учреждении. Эта прикованность к одному и тому же месту, изолированность детских домов, усиливают зависимость детей от учреждения и не способствуют формированию навыков самостоятельной жизни. Нередко выпускники интернатных учреждений не имеют элементарных бытовых навыков: приготовить поесть, купить чего-либо, организовать свободное время и т.д. Все это необходимо учитывать в социальной работе с детьми, воспитывающимися в сиротских учреждениях. Поэтому при организации новых детских домов, перестройке воспитательного процесса следует уделять внимание таким задачам, как приведение детского дома в соответствие нормативам для определенного количества детей и возможности разделения их на небольшие группы; создание социального и эмоционального окружения, близкого к семейному; организация небольших групп семейного типа, где воспитатели и дети живут как бы самостоятельными «семьями», поощрение внимания к психоэмоциональным нуждам ребенка; предельное ограничение переходов детей из одного детского дома в другой по возрасту; неразделение братьев и сестер по разным учреждениям; укрепление связей между детьми и их родителями; развитие; развитие у детей умений, бытовых и общественных навыков, необходимых в будущей самостоятельной жизни. Не менее важно решать вопросы проживания и трудоустройства будущих выпускников.

 

 

1.5 Патронатное воспитание

Система «Патронатное воспитание» - отличается от традиционного жизнеустройства детей, лишенных родительского попечения, от оформления опеки или усыновления следующими параметрами:

Дети (воспитанники) сохраняют  свой статус «сирота» при определении  в замещающую семью, что в настоящий  момент позволяет наиболее эффективно защитить права и интересы детей, оставшихся без попечения родителей.

Эта форма устройства детей  пригодна для детей и с установленным  статусом и без него. На патронат передаются дети на тот срок, который  нужен для ребенка, четко разграничены права и обязанности по защите прав ребенка и определены обязанности  сторон – учреждения (службы), патронатного воспитателя, и, если речь идет о социальном патронаже семьи, то и кровного родителя.

Воспитатели «замещающих  семей» получают заработную плату, им идет рабочий стаж.

Патронатное воспитание предусматривает  несколько форм патроната:

Долгосрочный патронат- устройство в замещающие семьи детей, лишенных родительского попечения, до достижения ребенком (детьми) 18 лет. (В этом случае возможно прерывание патроната по инициативе воспитателей и оформление усыновления, опеки над несовершеннолетним). Данная форма патроната приемлема преимущественно для детских домов, интернатных учреждений.

Краткосрочный патронат –  устройство в замещающие семьи детей, оставшихся без попечения родителей, на срок до 6 месяцев, преимущественно  со следующим возвратом в кровную  семью, но возможно и оформление опеки, усыновления. Данная форма позволяет определять на воспитание, реабилитацию, абилитацию в замещающую семью детей не только из асоциальных семей, но и детей, родители которых находятся под следствием, в местах лишения свободы, на длительном лечении, родители которых пропали без вести или безвестно отсутствуют, личность детей не установлена и др. случаях, когда статус ребенка не установлен, а также возможно временное устройство ребенка, жертвы домашнего насилия, на период работы с семьей.

Социальный патронат –  система мер по предотвращению деградации кровной семьи и отказа от ребенка, работа с семьей, из которой ребенок  временно изъят, стоит вопрос об изъятии, ребенок нуждается в защите интересов. Работа с асоциальными семьями и семьями группы риска должна строится на договорных условиях, временные рамки которого не должны превышать одного месяца, который должен заключаться ежемесячно в течение полугода и содержать условия реальные, которые могут быть выполнены асоциальной семьей. Обязательства второй стороны договора: социальная служба оказывает адресную помощь в качестве гуманитарной помощи, определение ребенка в ДДУ, обучение ребенка школьного возраста в классах выравнивания, определение ребенка в центр дневного пребывания, осуществление патронажа семьи на протяжении 3 и более лет после возврата ребенка в семью.

Объекты патроната:

Органы опеки и попечительства, учреждения образования, социальной защиты, здравоохранения, уполномоченные службы по предоставлению патроната, комиссии по защите прав и интересов детей, службы сопровождения учреждений для  детей, лишенных родительского попечения, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-сироты, семьи, нуждающиеся в  помощи государства, асоциальные, опекунские семьи, замещающие семьи.

Патронатные воспитатели  по отношению к воспитаннику (воспитанникам) обладают правами и обязанностями, делигированными им на основании договора о предоставлении возмездных услуг органами опеки и попечительства (учреждением).

Замещающая семья образуется на основании договора, Постановления  главы администрации органа местного самоуправления о передаче ребенка (детей) на патронат в семью, приказа директора реабилитационного центра или детского дома, Дома ребенка.

Орган опеки и попечительства выдает патронатному воспитателю удостоверение, воспитатель замещающей семьи зачисляется  в штат учреждения для детей, лишенных родительского попечения, оставшихся без родительского попечения.

Устройство ребенка (детей) на воспитание в замещающую семью  не влечет за собой возникновения  между патронатным воспитателем и воспитанником наследственных и алиментных отношений.

Патронатными воспитателями  могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

  • лиц, лишенных родительских прав в отношении своих детей;
  • Бывших усыновителей и опекунов, если усыновление или опека отменены судом за виновные действия со стороны усыновителей (опекунов);
  • Лиц, признанных судом недееспособными, ограниченно дееспособными или ограниченными в родительских правах;
  • инвалидов 1 и 2 группы;
  • лиц, имеющих вредные привычки и наклонности (алкоголизм, наркомания);
  • лиц, имеющих корыстные мотивировки;
  • лиц, старше 55 лет;
  • лиц, имеющих судимость за преступления против личности.

На сегодняшний день патронатное  воспитание является наиболее перспективной  формой жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей. Достоинством такой формы является то, что принимающие  ребенка семьи получают специальную  подготовку, ребенку подбирают семью, которая сможет удовлетворить все  его нужды, патронат позволяет плавно перевести ребенка из учреждения в семью, что обеспечивает более  успешную адаптацию к новым условиям.

2. Основные гарантии социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 

Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, предоставляются в соответствии с Федеральным Законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года.

Финансовое обеспечение. Расходы на реализацию мер по их обеспечению производятся за счет средств  федерального бюджета, бюджетов субъектов  Российской Федерации, за счет государственных  внебюджетных фондов и других, не запрещенных  законом источников.

Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий  опекунам на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь на одно физическое лицо, осуществления денежных выплат на детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, при трудоустройстве  и поступлении в образовательные  учреждения в соответствии с нормами  обеспечения воспитанников детских  домов утверждается Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Дополнительные гарантии права на образование. Дети –сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на получение основного общего или среднего (полного) образования. Получившие такое образование зачисляются на курсы по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взымания с них платы за обучение; могут получать бесплатно второе начальное профессиональное образование.

Лица из числа детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.

Выпускники этих образовательных  учреждений обеспечиваются соответствующим  образовательным учреждением сезонной одеждой и обувью. Помимо полного  государственного обеспечения им выплачивается  стипендия, размер которой увеличивается  не менее чем на 50% по сравнению  с размером стипендии, установленной  для обучающихся в данном образовательном учреждении, а также выплачивается 100% заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.

Кроме того, им выплачивается  ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии.

Информация о работе Формы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей