Формы верований и современные мировые религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 09:49, контрольная работа

Описание работы

У исследователя, стремящегося заглянуть в прошлое на 30-40 тыс. лет, т.е. увидеть первые ростки человеческих сообществ на земле, имеется в распоряжении только два инструмента. Первый – это археологические находки, и среди них – немногочисленные каменные, глиняные или деревянные фигурки, а также наскальные рисунки, связанные с древнейшими религиозными культами. Второй – это мифы, легенды, поверья племен, по той или иной причине оказавшихся в стороне от так называемых цивилизованных народов и живущих, видимо, так, как жили их предки тысячи лет назад.

Файлы: 1 файл

Социология.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию Российской Федерации

 

Новгородский филиал

Негосударственного образовательного частного учреждения

Высшего профессионального  образования

“Санкт – Петербургский  институт управления и права”

 

Факультет международного менеджмента и туризма

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: Социология

на тему: Формы верований и современные мировые религии

 

 

 

 

Выполнил студент:

Яценко  О.В.  

Группа  11012

 

Проверил  преподаватель:

                                                                                         Егорова М.А.

 

 

 

 

 

Великий Новгород

2013

Содержание                                                                                                                                                         Введение 3                                                                                                                            1.Формы верований                                                                                                     2.Современные мировые религии                                                                                                       Заключение                                                                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         2

 

Введение

Эдуард Тайлор, известный английский исследователь первобытной культуры, задавался вопросом: существуют ли на земле или существовали когда-нибудь прежде племена людей, у которых совсем не было бы никаких религиозных понятий? В своей книге «Первобытная культура», в которой собрано огромное количество мифов самых разных народов мира, автор сделал вывод: нет, наука не знает таких племен.[1] 
 
У исследователя, стремящегося заглянуть в прошлое на 30-40 тыс. лет, т.е. увидеть первые ростки человеческих сообществ на земле, имеется в распоряжении только два инструмента. Первый – это археологические находки, и среди них – немногочисленные каменные, глиняные или деревянные фигурки, а также наскальные рисунки, связанные с древнейшими религиозными культами. Второй – это мифы, легенды, поверья племен, по той или иной причине оказавшихся в стороне от так называемых цивилизованных народов и живущих, видимо, так, как жили их предки тысячи лет назад. 
 
Во всяком случае, именно у народов, по сей день сохранивших в целом примитивный уклад жизни, логично искать ответ на вопрос о религиозных представлениях наших пращуров. Сопоставляя мифы с археологическими находками, неизбежно придется сделать вывод о том, что с самых первых своих шагов по земле человек всегда ощущал рядом с собой присутствие таинственной незримой силы, от которой во многом зависела его жизнь. 
 
В глубокой древности человек и не думал отделять себя от природы, но это не значит, что он не стремился понять, объяснить мир, в котором жил. Видимо, одним из первых способов подобного объяснения стало перенесение человеком своих собственных свойств и ощущений на весь окружающий мир. Так родилась вера в то, что природа – живая.[2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[1] Тайлор Э.Б. Первобытная культура. Глава VIII, с 150

 
[2] Седловская А.Н. Верования древних / Энциклопедия религии древнего мира. Т.6, ч.1. с 17-18                   3

1.Формы верований  

Фетишизм.

Когда первые португальские мореплаватели  в XV в. высадились на побережье Западной Африки, они столкнулись со сложным и незнакомым миром представлений темнокожих туземцев. Попытки обратить их в «истинную веру» не удались, поскольку местное население имело собственную веру, и португальцам поневоле пришлось заняться её изучением. Чем дальше продвигались они вглубь африканского континента, тем более поражались распространённому у местных племён обычаю поклоняться различным предметам, которым приписывались сверхъестественные свойства. Португальцы назвали их фетишами (от португ. fetiso — «амулет»). В дальнейшем эта форма религии получила название фетишизм. Фетишем мог стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, части тела животного (зубы, клыки, кусочки шкуры, высушенные лапки, кости и т. д.). Позднее появились изготовленные из камня, кости, дерева, металла фигурки, Нередко фетишем оказывался случайно выбранный предмет. И если его владельцу сопутствовала удача, значит, фетиш обладает магической силой. В противном случае его заменяли другим. У некоторых народов существовал обычай благодарить, а иногда и наказывать фетиши. До наших дней дошло множество фетишей в форме амулетов-оберегов. Амулетом служит предмет, которому приписываются магические свойства отвращать от человека несчастья и приносить удачу. Амулет-оберег должен был оберегать своего владельца. Фетишем иногда становилась часть чего-то большого: например, камень с почитаемой горы, кусочек священного дерева или изображение почитаемого животного (фигурка кита, тигра, медведя, птицы, змеи и т. д.).

Фетиш мог быть просто рисунком и  даже татуировкой на теле.  
Особая группа фетишей связана с распространённым у многих народов мира культом предков. Их изображения становятся фетишами, которым поклоняются. Иногда это идолы — человекоподобные фигурки из дерева, камня, глины, а иногда предка изображает специальный знак, как это было принято, например, в Китае. [3]

Женщины одного из островов Филиппинского  архипелага ежегодно приносят пишу черепам  своих родственников и способны часами болтать самым ласковым образом с останками своих мужей и детей. В основе существования фетишей такого рода лежит простая мысль о реальном присутствии духа в безжизненных предметах, когда-то бывших живыми.[4] 
[3] Седловская А.Н. Верования древних / Энциклопедия религии древнего мира. Т.6, ч.1. с22-23

[4] Тайлор Э.Б. Первобытная культура. Глава XI, c 231                                                                                           4

 

 Тотемизм 
Фетишизм тесно переплетается с другими формами верований, в первую очередь с тотемизмом. Тотемизм (“от-отем” на языке североамериканских индейцев оджибве означает “его род”) система религиозных представлений о родстве между группой людей (обычно родом) и тотемом мифическим предком, чаще всего каким-либо животным или растением. К тотему относились как к доброму и заботливому предку и покровителю, который оберегает людей своих родственников от голода, холода, тотемом считались только настоящее животное, птица, насекомое или растение. Затем достаточно было их более или менее реалистического изображения, а позже тотем мог обозначаться любым символом, словом или звуком. Каждый род носил имя своего тотема, но могли быть и более “специализированные” тотемы. Например, все мужчины племени считали своим предком одно животное или растение, а у женщин был другой тотем. Выбор тотемов часто связан с физико-географическим характером местности. Так, например, у многих племён Австралии в качестве тотемов выступают обычные здесь кенгуру, страус эму, опоссум (крупная сумчатая крыса), дикая собака, ящерица, ворон, летучая мышь. В то же время в пустынных или полупустынных областях страны, где природные условия и животный мир скудны, тотемами становятся различные насекомые и растения. 
Важно отметить, что тотем не обожествляется, его не наделяют свойствами и качествами бога, люди просто верят в своё родство с ним. Жители Южной и Юго-Восточной Австралии обращаются к тотему со словами: “Наш старший брат”, “Наш отец”. Близость между человеком и тотемом выражается прежде всего в запрете (табу) убивать тотем и употреблять его в пишу. Однако при исполнении некоторых обрядов обычай предписывал съесть немного мяса тотема для укрепления магической связи с ним.

 Делались попытки связать  происхождение тотемов с древнейшей  традицией изображения промысловых животных, игравших важную роль в жизни рода племени.[5]  
Тотемизм — это религия раннего  родового общества, где кровнородственные связи являются самыми важными между людьми. Подобные же связи человек усматривает и в окружающем мире, он наделяет всю природу родственными отношениями. Животные и растения, составляющие основу жизни охотника и собирателя, становятся предметом его религиозных чувств. По мере исторического развития большинство народов утратило тотемические представления. Однако кое-где тотемизм проявил необычайную живучесть, например у австралийских аборигенов.         

 

 

 

[5] Тайлор Э.Б. Первобытная культура. Глава XII, с 265                                                                                        5

Австралию вообще называют классической страной тотемизма. В обрядах австралийских племён огромную роль играют священные предметы — чуринги. Это каменные или деревянные пластины с нанесёнными на них рисунками, обозначающими тот или иной тотем. По представлениям аборигенов, чуринги хранят магическую силу предка-тотема. Они обеспечивают размножение зверей, могут быть источником души новорождённых детей или вместилищем душ предков. Вера в абсолютную связь чуринги с судьбой человека настолько сильна, что в случае её разрушения человек нередко заболевал, а иногда и умирал. Это в свою очередь служило новым подтверждением действия невидимых чар. В настоящее время многие австралийские племена, согнанные в колониальный период с обжитых территорий, стремятся вернуться к своим тотемическим святилищам, возродить на вновь обретённой земле предков древние обряды. “Наша племенная земля — наша мать, — говорят аборигены. — В ней наши сновидения, наши тотемы”.

Анимизм. 
Кроме тотемизма и фетишизма к наиболее ранним формам религии можно отнести и анимизм (от лат. animus — “душа”). Вера в существование души и духов присуща всем культурам человечества. Среди этнографов и религиоведов распространено мнение, что анимизму предшествовала более ранняя ступень религиозного сознания — аниматизм (от лат. атташе — “одушевлённый”), когда существовала вера не в отдельных духов, а во всеобщую одушевлённость природы. Поклонение духам не только в древности, но и в наше время является важным элементом верований разных народовТайлор различал две основные разновидности анимизма (кстати говоря, сам исследователь писал это слово с заглавной буквы — Animism): верования о душах и духах, связанных с человеческим телом, и верования о духах, ведущих независимое существование. Тайлор опубликовал свою книгу "Примитивная культура" (Primitive Culture, 1871) в то время, когда идеи об эволюции, связывающиеся сейчас с именем Дарвина, буквально носились в воздухе. Основатель антропологии был убежден в том, что человеческая психология, наряду с человеческой культурой и обществом, также прошла определенный эволюционный путь подобно тому, как это произошло с физическим телом человека. Такие взгляды позволили ученому определить своего рода историческую последовательность, в которой развивались те понятия, которые человечество связывало с душами и духами. [6]

 

 

 

 

[6] Седловская А.Н. Верования древних / Энциклопедия религии древнего мира. Т.6, ч.1. с24-26 6

 

Эта последовательность брала свое начало от душ, связанных с человеком, и затем, через представления  о духах, ведущих независимое  существование, проходила путь до политеизма, а потом и до монотеизма, т.е. идеи о едином высшем Боге, что объединяет все современные религии Запада.

Современные антропологи отвергают  эволюционную ориентированность Тайлора  и разработанную им последовательность развития верований, но признают, что описанная им система верований, объединенная названием "Анимизм", является довольно-таки распространенной. Сейчас слово "анимизм" пишут с маленькой буквы и понимают под этим совокупность верований, характерную для сохранившихся до наших дней племенных сообществ. Такое мировоззрение основано на представлениях о том, что жизнь человека продолжается и после его физической смерти и что наряду с обычным (физическим) миром существует и потусторонний (нефизический) мир. И в той мере, в какой это мировоззрение дает определенную направленность религиозным чувствам людей (а в том, что оно дает такую направленность, сомнений нет), его можно считать религией. Однако все это не позволяет дать окончательный ответ на вопрос, являлся ли анимизм действительно самой первой религией, зародившейся в недрах истории человечества. 
Анимизм — это нечто большее, нежели просто совокупность дерований, касающихся душ и духов. Анимистические представления обладают своей собственной логикой и последовательностью, позволяющие назвать анимизм "системой верований". В современном мире трудно найти сообщество, придерживающееся полностью анимистических представлений, однако некоторые части такой системы встречаются во многих местах. Это наводит на мысль о том, что анимизм — весьма древний способ восприятия человеком окружающего мира и что давным-давно именно он являлся наиболее распространенным. Эндрю Ланг возражал против предложенной Тайлором модели эволюции верований, но не в том, что касалось описания таких верований. И здесь Ланг пошел дальше Тайлора, утверждая, что сны и видения ясновидцев потому и привели к верованиям, связанным с душами и духами, что были правдивыми.Это же подтверждается и проведенными с тех пор исследованиями, не оставляющими сомнений в том, что живучесть анимистических представлений обусловлена реалистичностью заложенного в них восприятия окружающего мира. 

 

 

[6] Седловская А.Н. Верования древних / Энциклопедия религии древнего мира. Т.6, ч.1. с24-26 7

Шаманизм. 
Данные археологии и этнографии свидетельствуют, что шаманизм (от эвенкийского шаман, саман - возбужденный, исступленный человек) существует уже от 20 до 30 тысяч лет. Не исключено, что на самом деле он еще старше и появился на свет одновременно с человечеством. Следы шаманизма обнаружены во всем мире, включая очень удаленные части обеих Америк, Сибирь, Азию, Австралию, северную Европу и Африку. В соответствии с некоторыми современными теориями определенные формы шаманизма, составившие основу европейского волшебства и колдовства, практиковали кельты и друиды. Шаманство само по себе не является какой-либо отдельной религией. Религиозное мировоззрение, на котором оно основывается - это анимизм, или вера в духов-хозяев природных стихий и окружающих предметов. Шаманизм особенно широко распространен в племенных культурах, которые, развиваясь на значительных удалениях друг от друга, создали системы поверий, поразительно схожие между собой. В основе шаманства стоит фигура жреца-шамана, являющегося посредником между людьми и духами.[7]  
Шаманом называется человек, который, погружаясь в особое исступленное состояние сознания, обретает способность общаться с оберегающими и помогающими духами и черпать из потусторонних источников значительную силу. Главной целью шаманизма является лечение тела и рассудка. Его используют также для гадания и для обеспечения хорошей охоты и процветания племени или деревни. Шаманизм представляет собой сложное явление, и его часто ошибочно приравнивают к магии, волшебству и колдовству. Способность впадать в экстатический транс, связываться с духами, исцелять или предсказывать будущее еще не делает человека шаманом. Шаманами обычно становятся мужчины, хотя и женщины также могут это, и некоторые из них достигают огромного могущества. Когда избирается шаман, с ним происходит "пересотворение", то есть духи "забирают" его душу, и, "переродив" ее по своему усмотрению, "возвращают" шаману. Это "пересотворение" происходит как видимым способом, так и невидимым. Над шаманом совершают всевозможные жестокие ритуальные действия, в результате чего его тело покрывается кровоподтеками и ссадинами. Но самое страшное происходит с внутренними ощущениями: по рассказам, они чувствовали, как духи "изменяют" их разум и сердце, вкладывая в них свои мысли и чувства. Стоит отметить и то, что человек становится кандидатом в шаманы, когда ощущает внутренний толчок и появление духов в своей жизни. Одной из главных задач шамана является камлание (от тюркского "кам" - шаман), то есть его общение с духами во время ритуальной пляски.

Информация о работе Формы верований и современные мировые религии