Формы верований и современные мировые религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 09:49, контрольная работа

Описание работы

У исследователя, стремящегося заглянуть в прошлое на 30-40 тыс. лет, т.е. увидеть первые ростки человеческих сообществ на земле, имеется в распоряжении только два инструмента. Первый – это археологические находки, и среди них – немногочисленные каменные, глиняные или деревянные фигурки, а также наскальные рисунки, связанные с древнейшими религиозными культами. Второй – это мифы, легенды, поверья племен, по той или иной причине оказавшихся в стороне от так называемых цивилизованных народов и живущих, видимо, так, как жили их предки тысячи лет назад.

Файлы: 1 файл

Социология.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

 

[7] Басилов В.Н. Шаманство с 35-58                                                                                                                          8

 Во время этого зловещего  обряда шаман впадает в глубочайший  экстаз, при котором его психика  совершенно отключается. Системы шаманизма весьма разнообразны, но все они связаны некоторыми общими чертами. Шаман должен одинаково комфортабельно чувствовать себя в двух реальностях: обычной, повседневной реальности или пробуждающемся мире и в необычной реальности, связанной с сознанием шамана. Проникнуть в необычную реальность можно в состоянии транса, изменяющемся от легкого забытья до глубокой комы. Это состояние позволяет шаману видеть и делать то, что в обычной реальности невозможно. Погрузившись в транс, шаман отправляется в нижний мир, проскальзывая в нору или отверстие в земле. В нижнем мире он узнает причину заболевания пациента и способ его излечения, общается со своими потусторонними хранителями и помощниками. Он может перевоплощаться в этих духов и летать по воздуху.  Он делает все необходимое для излечения и может заглянуть в будущее. Когда работа закончена, он проникает из нижнего мира обратно в обычную реальность. Говорят, что шаманы могут также подниматься на небо в призрачных лодках и сидеть верхом на духах лошадей, принесенных в жертву. Для шамана необычная реальность так же вещественна, как и обычная реальность. Предметы, которые он видит, не являются галлюцинациями, они просто внешние по отношению к нашему миру. Проникновение в эту реальность сознания шамана происходит при помощи барабанного боя, трещеток и танцев, а также, в некоторых сообществах, с помощью галлюциногенов. Практикующих шаманов можно встретить и в наше время у американских индейцев, в Сингапуре, Малайзии, Таиланде. Шаманство занимало важное место и продолжает играть определенную роль в культуре коренных народов Сибири: якутов и тувинцев, бурят и хакасов, эвенков и ненцев.[8]

Магия.

Магия, как одна из форм первобытных  верований появляется на заре существования  человечества. Если придерживаться теории о магическом («симпатическом» по Фрезеру) значении наскальной живописи (как это трактуется многими историками религии, например советским исследователем Сергей Александровичем Токаревым или румынским религиоведом Мирчей Элиаде), время появления магии можно отнести к периоду Верхнего палеолита.[9] В ранних формах социума магия ещё не была отделена от прочих верований, так же как ещё не существует специальных «должностей» мага, шамана или жреца.

 

 

 

[8] Шаманизм  (По ту сторону) сб. статей с 5-43 9

[9] С. А. Токарев, Религия в истории народов мира.26 стр

 Каждый член племени, в  меру необходимости и своего  понимания занимается собственной  магической практикой: просит  духов или животное-тотем о  помощи на охоте, поклоняется  предметам, приносящим удачу и  т. п. Важнейшее значение имели групповые действия, необходимые всему племени, в первую очередь связанные с обрядами перехода (роды, инициация, свадьба, похороны)и охотой. Развитие культуры и выделение особой социокультурной роли служителей культа (шаманов, жрецов и колдунов) постепенно приводят к превращению магии из общедоступных практик в «элитарную дисциплину» — что, однако, не мешает сохранению огромного количества простых народных магических обрядов, доступных любому человеку. 
Необходимо так же учитывать, что это разделение весьма условно, и часто разница между шаманом, колдуном и знахарем весьма условна. Развитие жречества, в свою очередь, тесно связано с развитием политеизма, формированием культов отдельных божеств. В политеистический период, с уходом шаманизма, магические практики становятся одним из основных занятий жречества. ).[10]                                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[10]А. Ван Геннеп. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов 75стр 10

 

Современные мировые  религии

 

Буддизм

 «…Буддизм – это единственная во всей истории настоящая позитивистская религия – познания…»

буддизм, религиозно - философское учение, возникшее в древней Индии в 6-5 вв. до н.э. и превратившееся в ходе его развития в одну из трех, наряду с христианством и исламом, мировых религий.Основатель буддизма Сидхартха Гаутама, сын Царя Шуддходаны, правителя шакьев, который оставил роскошную жизнь и стал странником на путях мира, полного страданием. Он искал освобождения в аскетизме, но убедившись, что умерщвление плоти ведет к гибели разума, отказался от него. Тогда он обратился к медитации и спустя, по разным версиям, четыре или семь недель, проведенных без еды и питья, достиг просветления и стал Буддой. После чего он сорок пять лет проповедовал свое учение и умер в возрасте 80 лет.

В первые столетия своего существования  буддизм разделился на 18 сект, и в  начале нашей эры буддизм разделился на две ветви хинаяну и махаяну. В 1-5 вв. сформировались главные религиозно–философские школы буддизма в хинаяне–вайбхашика и саутрантика, в махаяне – иогачара, или видж-нянавада, и мадхъямика.[11]

Возникнув на Северо-Востоке Индии, буддизм скоро распространился по всей Индии, достигнув наибольшего расцвета в середине 1-го тысячелетия до нашей эры – начале 1-го тысячелетия нашей эры. Одновременно, начиная еще с 3 в. до нашей эры, он охватил Юго-Восточную и Центральную Азию, а отчасти также Среднюю Азию и Сибирь. В своем внутреннем развитии, разбившись на ряд сект, северный буддизм образовал, в частности, секту дзэн (в настоящее время более всего распространена в Японии.Характерной особенностью буддизм является его этико-практическая направленность. Буддизм выдвинул в качестве центральной проблемы – проблему бытия личности. Стержнем содержания буддизма является проповедь Будды о «четырех благородных истинах» существует страдание, причина страдания, освобождение от страданий, путь, ведущий к освобождению от страданий.

 

 

[11]Горбунова Т.В. и  др. Школьный философский словарь  / Под общ. ред., сост. и вступит.  ст. А.Ф. Малышевский. – М.: Просвещение:  АО «Учеб. Лит.», 1995. – 399 с.                                                                11

Психологически страдание определяется, прежде всего, как ожидание неудач и  потерь, как переживание беспокойства вообще, в основе которого лежит  чувство страха, неотделимое от присутствующей надежды.                                                                                                      

 В сущности, страдание тождественно  желанию удовлетворения – психологической  причине страдания, а в конечном  итоге просто любому внутреннему  движению и воспринимается не  как какое-либо нарушение изначального блага, а как органически присущее жизни явление. Смерть вследствие принятия буддизма концепции бесконечных перерождений, не изменяя характера этого переживания, углубляет его, превращая в неотвратимое и лишенное конца. Освобождение буддизм представляет себе, прежде всего, как уничтожение желании, точнее – угашение их страстности. Буддийский принцип среднего пути рекомендует избегать крайностей – как влечения к чувственному удовольствию, так и совершенного подавления этого влечения. В нравственно эмоциональной сфере оказывается концепция терпимости, «относительности», с позиций которой нравственные предписания не обладают обязательностью и могут быть нарушены (отсутствие понятия ответственности и вины как чего-то абсолютного, отражением этого является отсутствие в буддизме четкой грани между идеалами религиозной и светской морали и, в частности, смягчение, а иногда и отрицание аскетизма в его обычной форме). Нравственный идеал предстает как абсолютное непричинение вреда окружающему (ахинса) проистекающее из общей мягкости, доброты, чувства совершенной удовлетворенности. В интеллектуальной сфере устраняется различие между чувствственной и рассудочной формами познания и устанавливается практика созерцательного размышления (медитации), результатом которого оказывается переживание целостности бытия (неразличение внутреннего и внешнего), полная самоуглубленностьВ основе буддизма лежит утверждение принципа личности, неотделимой от окружающего мира, и признание бытия своеобразного психологического процесса, в который оказывается вовлечённым и мир. Результатом этого является отсутствие в буддизме противоположности субъекта и объекта, духа и материи, смешение индивидуального и космического, психологического и онтологического и одновременно подчёркивание особых потенциальных сил, таящихся в целостности этого духовно-материального бытия. Начав с отрицания внешней религиозности, буддизм в ходе своего развития пришёл к её признанию. Буддийский пантеон растёт за счёт введения в него всякого рода мифологических существ, так или иначе ассимилирующихся с буддизмом. Чрезвычайно рано в буддизме появляется сангха—монашеская община, из которой с течением времени выросла своеобразная религиозная организация.                                       12

Распространение буддизма способствовало созданию тех синкретических культурных комплексов, совокупность которых образует т.н. буддийскую культуру (архитектура, скульптура, живопись). Наиболее влиятельная буддийская организация — созданное в 1950 всемирное общество буддистов .В настоящее время последователей буддизма в мире около 350 млн. человек [12]

По моему мнению, буддизм является нейтральной религией, он в отличие  от ислама и христианства никого не принуждает следовать учению Будды, он дает выбор человеку. А если человек  желает идти по пути Будды, то он должен применять духовные практики, в основном это медитации, и тогда он достигнет состояния нирваны. Буддизм, проповедуя «принцип невмешательства», играет большую роль в современном мире и, несмотря ни на что, обретает все больше последователей.

Ислам

ИСЛАМ (буквально — предание себя (богу), покорность), мусульманство, одна из трёх мировых религий наряду с  буддизмом и христианством. Возникла в Хиджазе (в начале 7 в.) среди  племен Западной Аравии, в условиях разложения патриархально-родового строя и начала формирования классового общества. Быстро распространилась в ходе военной экспансии арабов от Ганга на Востоке до южных границ Галлии на Западе.

Основатель ислама Мухаммед (Магомет, Мухаммад). Родился в Мекке (около 570 г.), рано осиротел. Был пастухом, женился на богатой вдове и стал купцом. Не был поддержан мекканцами и в 622 году переселился в Медину. Умер (632 г.) в разгар подготовки завоеваний, в результате которых, в последствии, образовалось огромное государство – Арабский халифат.

Коран (буквально – чтение, декламация) — священное писание ислама. Мусульмане веруют, что Коран существует предвечно, хранится у Аллаха, который черед  ангела Джабраила передал содержание этой книги Мухаммеду, а тот устно ознакомил с данным откровением своих приверженцев. Язык Корана арабский. Составлен, отредактирован и обнародован в его нынешнем виде уже после смерти Мухаммеда.[13]

 

 

[12]Огарев Н.П. Избранные  социально – политические и  философские произведения: В 2 т.  М., 1952. Т. 1., с. 691                                                                                                                                                                                                     

[13] Жданов Н.В., Игнатенко А.А. Ислам на пороге двадцать первого века. – Политиздат, 1989. – 352 с.

13

Большая часть Корана – полемика в форме диалога между Аллахом, говорящим то в первом, то в третьем  лице, то через посредников («дух», Джабраил), но всегда устами Мухаммеда, и противниками пророка или же обращение Аллаха с увещеваниями и предписаниями к его последователям.

Коран состоит из 114 глав (сур), не имеющих  ни смысловой связи, ни хронологической  последовательности, а расположенных  по принципу убывания объема: первые суры самые длинные, а последние —  самые короткие.

Коран содержит исламскую картину  мира и человека, идею о Страшном суде, рае и аде, представление  об Аллахе и его пророках, последним  из которых считается Мухаммед, мусульманское  понимание социальных и нравственных проблем.

На восточные языки Коран  стали переводить с 10-11 вв., а на европейские значительно позднее. Русский перевод всего Корана появился лишь в 1878 г. (в Казани)

В исламе нет церкви как института, нет в строгом смысле слова  и духовенства, поскольку ислам  не признаёт какого-либо посредника между богом и человеком: богослужение в принципе может совершать любой член уммы.

В исламе выделяются четыре основных предмета веры:

  • в единого бога;
  • в его посланников и писания; Коран называет пять пророков – посланников («расул»): Ноя, с которым бог возобновил союз, Авраама — первого «нумина» (верующего в единого бога); Моисея, которому бог дал Тору для «сынов израилевых», Иисуса, через которого бог сообщил христианам Евангелие; наконец, Мухаммеда — «печать пророков», завершившего цепь пророчества;
  • в ангелов;
  • в воскресение после смерти и судный день.

После битвы при Сиффине в 657 году ислам распался на три основных направления, в связи с решением вопроса о верховной власти в  исламе: сунниты, шииты и исмаилиты.

 

14

В 19-20 вв., во многом как реакция  на социально-политическое и культурное влияние Запада, возникают религиозно-политические идеологии, базирующиеся на исламских ценностях (панисламизм, фундаментализм, реформаторство и т.п.) [14]

В настоящее время ислам исповедуют около 1 млрд. человек

По моему мнению, ислам постепенно начинает терять свои основные функции в современном мире. Ислам преследуется и постепенно становиться «запрещенной религией». Его роль в настоящее время достаточно велика, но, к сожалению, ее связывают с религиозным экстремизмом. И действительно, в данной религии это понятие имеет место. Члены некоторых исламских сект считают, что только они живут по божеским законам и правильно исповедуют свою веру. Нередко эти люди доказывают правоту жестокими методами, не останавливаясь перед террористическими актами. Религиозный экстремизм, к сожалению, остается довольно распространенным и опасным явлением — источником общественной напряженности.

Информация о работе Формы верований и современные мировые религии