Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 21:58, контрольная работа
Обозначены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования: конфликты и их причины.
2. Составить схему зависимости между причинами конфликтов, методами их разрешения и последствиями.
3. Составить портрет представителей различных типов конфликтных личностей.
4. На основе методики Ассингера составить анкету для определения уровня агрессивности и, как следствие, шанс попасть в конфликтную ситуацию.
5. Проанализировать полученные результаты.
Введение…………………………………………………………………….2 стр.
Глава 1. Исследование конфликта и его функционирование……………2 стр.
1.1 Понятие конфликта………………………………………………….…2 стр.
1.2 Структура конфликта……………………………………………………3 стр.
1.3 Функции конфликтов………………………………………………….....4 стр.
1.4 Типология конфликтов…………………………………………………..4 стр.
Глава 2. Этапы развития и причины конфликта…………………………5 стр.
2.1 Возникновение конфликта…………………………………………….5 стр.
2.2 Причины возникновения конфликта………………………………….5 стр.
2.3 Типология конфликтных личностей………………………………….6 стр.
2.4 Развитие конфликта и его завершение………………………………….7 стр.
Глава 3. Способы предотвратить конфликт………………………………9 стр.
3.1. Как избежать конфликтогенов…………………………………………9 стр.
3.2 Предупреждение конфликтов…………………………………………10 стр.
Заключение…………………………………………………………………11 стр.
Список использованных источников……………………………………...11 стр.
Вариант № 8. Тема контрольной работы:
« Функции и причины конфликтов.
Типы конфликтных ситуаций».
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Исследование конфликта и его функционирование……………2 стр.
1.1 Понятие конфликта…………………………………
1.2 Структура конфликта……………………………
1.3 Функции конфликтов………………………………
1.4 Типология конфликтов…………………………
Глава 2. Этапы развития и причины конфликта…………………………5 стр.
2.1 Возникновение конфликта…………………
2.2 Причины возникновения конфликта………………………………….5 стр.
2.3 Типология конфликтных личностей………………………………….6 стр.
2.4 Развитие конфликта
и его завершение………………………………….
Глава 3. Способы предотвратить конфликт………………………………9 стр.
3.1. Как избежать конфликтогенов…………………………………………
3.2 Предупреждение конфликтов……………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………...11 стр.
Введение.
В обществе всегда возникали и проявлялись различного вида конфликты между людьми: от межличностных и семейных до социально-классовых и международных. Люди, сталкиваясь с теми или иными коллизиями, возникающими между ними, в конце концов, находили методом проб и ошибок необходимые средства и способы устранения недоразумений. Однако при этом не осмысливался сам феномен конфликта, его основа и механизм разрешения.
До поры до времени человечество обходилось без специального знания о конфликтах. Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине ХХ века выделилась специальная область знания - конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли философия, политология и психология. Согласно некоторым теориям конфликт существует лишь при наличии серьезных разногласий и противоречий, а, по мнению психологов-бихевиористов, конфликт - это осознанное противоборство с целью осуществления собственных потребностей за счет интересов других индивидов. Представители ранней школы считали, что конфликт - это признак неэффективной деятельности и плохой организации. В настоящее время психологи склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты неизбежны, а другие не только возможны, но и желательны.
В связи с вышеизложенным, обозначилась тема исследования: исследование причин конфликтов.
Обозначены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования: конфликты и их причины.
2. Составить схему зависимости между причинами конфликтов, методами их разрешения и последствиями.
3. Составить портрет
4. На основе методики Ассингера составить анкету для определения уровня агрессивности и, как следствие, шанс попасть в конфликтную ситуацию.
5. Проанализировать полученные результаты.
Решение поставленных задач потребовало использования как теоретических, так и практических методов исследования: анализ психологической литературы по обозначенной проблеме и анкетирование.
Глава 1. Исследование
конфликта и его
Существуют различные определения конфликта, но в основе каждого лежит противоречие. Таким образом, конфликт - (от лат. "connflictus" - столкновение) - столкновение противоположно-направленных целей, интересов, позиций, мнений.
Конфликт, как явление
действительности, становится конфликтом
лично для нас тогда, когда
столкнувшиеся в нем
Поведение человека в конфликте
характеризуется большой
Конфликты - это константа человеческой жизни, от периода становления личности до смерти человека. Нет жизни без конфликта, если это - жизнь, а не прозябание, не биологическое существование.
1.2 Структура конфликта.
Чем, прежде всего, характеризуется всякий конфликт? Конечно же, конфликтующими сторонами, а также предметом противоборства.
Субъектами конфликта, в
зависимости от его уровня, являются
индивиды, группы, классы, организации
и социальные институты. Для анализа
конфликта важно различать
Теперь о предмете конфликта.
Материальный или духовный объект жизни,
в отношении которого формируется
противоположность интересов, составляет
предмет конфликта. Предмет конфликта
- это та переменная, которая характеризует
любой конфликт. Его анализ всегда
необходим, какими бы не были конфликтные
отношения. Если конфликт не имеет предмета
столкновения, то он является пустым. В
подобном противоречии нет содержательного
компонента. Его основа - неблагоприятное
психологическое состояние
Любой конфликт сигнализирует
о наличии проблемы, требующей
разрешения, позволяет ее познать. Конфликт
стимулирует процесс познания интересов,
ценностей, целей оппонента. Разногласия
и дискуссии как формы
Классификация конфликтов позволяет
разработать стратегию и
Ю. Запрудский, доцент кафедры политологии философского факультета Ростовского госуниверситета, предлагает классификацию конфликтов по многим основаниям:
1. по причинам конфликта: порожденные объективными и субъективными причинами;
2. по наличию противоречий, лежащих в основе конфликта: антагонистические и неантагонистические;
3. по времени действия конфликта: продолжительные и кратковременные;
4. по наличию последствий для общества: успешные и безуспешные;
Субъектами социальных (общественных) конфликтов выступают личности, группы, союзы, этнические общности, государства. Соответственно различаются типы конфликтов: межличностные, внутриклассовые и межклассовые, этнические, международные. Данакин и Дятченко, доктора социологических наук, профессора, отмечают различия конфликтов по уровню субъектов: глобальные, межгосударственные, региональные, групповые, семейные, межличностные.
Противостоящие субъекты существуют в различных подсистемах общественных отношений и деятельности. Из этого следует классификация конфликтов по критерию сфер жизнедеятельности: экономические, социальные, политические, религиозные, нравственные.
В зависимости от характера интересов, ценностей, взглядов противоборство может быть антагонистическим, враждебным и неантагонистическим.
Важно также деление конфликтов по времени существования: одни из них длительные, другие - кратковременные Агеев В.С. «Межгрупповое взаимодействие. Социально- психологические проблемы», М.,1990.
Глава 2. Этапы развития и причины конфликта.
2.1 Возникновение конфликта.
Различаются следующие стадии конфликта:
- возникновение;
- развитие;
- завершение (разрешение, затухание).
Конфликт возникает при наличии конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация - первоначальный, предконфликтный этап. Выражение конфликтной ситуации является состояние напряженности во взаимоотношениях субъектов. Напряженность свидетельствует об осознании субъектами назревшего противоречия и потребности его разрешения. Начало конфликтного действия предполагает наличие мотивов. Мотив - не причина, а совокупность намерений субъекта. Он формируется на основе оценивания конфликтной ситуации. Реализация конфликтной ситуации, переход ее в явный конфликт всегда начинается с какого-либо толчка: внутреннего, исходящего от одного из субъектов, или внешнего. Первоначальный акт, провоцирующий конфликт - инцидент. Это - действие одной из сторон конфликта, вызывающий ответную реакцию другой. Инцидент следует назвать пусковой причиной. Но не всякий инцидент выступает в этом качестве, а лишь тот, который внутренне связан с конфликтным взаимодействием, если же инцидент является внешним по отношению к противоречию, то его следует рассматривать в качестве повода. Провокационный акт со стороны, желающей скорейшего начала конфликта, будет не причиной, а поводом.
2.2 Причины возникновения конфликта.
Анализ процесса возникновения конфликта включает изучение развития того противоречия, который лежит в его основе. Л. Козер, американский социолог, отмечает, что конфликт возникает тогда, когда исчерпывается возможность мирного решения противоречий.
Наблюдения показывают, что 80% конфликтов возникает помимо желания участников. Происходит это из-за особенностей человеческой психики, которым мы не придаем большого значения. Главную роль в возникновении конфликтов играют конфликтогены. Конфликтогены - это слова, действия (или бездействия) способные привести к конфликту. Все конфликтогены можно отнести к одному из видов: стремление к превосходству, проявление агрессии, проявление эгоизма. Рассмотрим подробнее каждый из представленных типов.
1. Стремление к превосходству.
Снисходительное отношение, то есть проявление превосходства с оттенком доброжелательства (например: "как можно этого не знать?", "Вам ведь русским языком сказано".); хвастовство; категоричность, проявление излишней уверенности в своей правоте (например: "Все мужчины подлецы", "Все воруют".). Именно категоричность вызывает протест; навязывание своих советов. Совет следует давать лишь тогда, когда об этом просят. В этой ситуации советующий занимает позицию превосходства; Перебивание собеседника. Этим показывается, что его мысли более важны, и именно его нужно слушать; подшучивание; упоминание о какой-либо проигрышной ситуации для собеседника;
2. Проявление агрессии.
Агрессия может проявляться
как черта характера и
3. Проявление эгоизма.
Все проявления эгоизма являются конфликтогенами, так как эгоист добивается чего-либо для себя. При этом он относится к другим людям как к объектам и средствам достижения собственных целей Бородкин Ф.Н. «Внимание, конфликт!», Новосиб.,1983.
Информация о работе Функции и причины конфликтов. Типы конфликтных ситуаций