Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 21:58, контрольная работа
Обозначены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования: конфликты и их причины.
2. Составить схему зависимости между причинами конфликтов, методами их разрешения и последствиями.
3. Составить портрет представителей различных типов конфликтных личностей.
4. На основе методики Ассингера составить анкету для определения уровня агрессивности и, как следствие, шанс попасть в конфликтную ситуацию.
5. Проанализировать полученные результаты.
Введение…………………………………………………………………….2 стр.
Глава 1. Исследование конфликта и его функционирование……………2 стр.
1.1 Понятие конфликта………………………………………………….…2 стр.
1.2 Структура конфликта……………………………………………………3 стр.
1.3 Функции конфликтов………………………………………………….....4 стр.
1.4 Типология конфликтов…………………………………………………..4 стр.
Глава 2. Этапы развития и причины конфликта…………………………5 стр.
2.1 Возникновение конфликта…………………………………………….5 стр.
2.2 Причины возникновения конфликта………………………………….5 стр.
2.3 Типология конфликтных личностей………………………………….6 стр.
2.4 Развитие конфликта и его завершение………………………………….7 стр.
Глава 3. Способы предотвратить конфликт………………………………9 стр.
3.1. Как избежать конфликтогенов…………………………………………9 стр.
3.2 Предупреждение конфликтов…………………………………………10 стр.
Заключение…………………………………………………………………11 стр.
Список использованных источников……………………………………...11 стр.
2.3 Типология конфликтных личностей.
Немало конфликтов возникает из-за сложности характера некоторых людей. Из числа конфликтных личностей можно выделить 6 основных типов:
1. "Демонстративные":
Характеризуются стремлением быть всегда в центре внимания, пользоваться успехом. Даже при отсутствии каких-либо оснований способны пойти на конфликт, чтобы хоть таким образом привлечь внимание.
2. "Ригидные":
Термин "ригидный" означает
негибкий, непластичный. Люди, принадлежащие
к такому типу, отличаются завышенной
самооценкой, честолюбием, нежеланием
и неумением считаться с
3. "Неуправляемые":
Люди, относящиеся к этой категории, отличаются импульсивностью, непродуманностью, непредсказуемостью, отсутствием самоконтроля. Поведение таких личностей - агрессивное, вызывающее.
4. "Сверхточные":
Это добросовестные работники,
подходящие ко всем с позиций завышенных
требований. Всякого, кто не удовлетворяет
требованиям, они подвергают резкой
критике. Характеризуются повышенной
тревожностью, проявляющейся в
5. "Рационалисты":
Расчетливые люди, готовые к конфликту в любое время, если с его помощью возможно достичь личных, меркантильных целей.
6. "Безвольные":
Отсутствие собственных убеждений и принципов может сделать безвольного человека орудием в руках лица, под влияние которого он попал. Опасность заключается в том, что чаще всего безвольные люди имеют репутацию добрых людей, от которых никто не ждет подвоха. Поэтому выступление такого человека в качестве инициатора конфликта воспринимается окружающими как истина.
Два последних типа являются ситуативными, то есть проявляются при наличии определенной ситуации. Представители остальных типов идут на конфликт в любой момент.
2.4 Развитие конфликта и его завершение.
Развитие конфликта есть процесс перехода к полному конфликту, с последующим его завершением (разрешением или затуханием). Оно включает в себя изменение основы конфликта, усложнение формы противоборства, нарастание его интенсивности, расширение поля конфликта и масштабности борьбы.
Кроме такого поступательного развития конфликта существует и нисходящее преобразование - затухание. Это переход полного конфликта из явного, открытого в латентное, спокойное состояние или же в гармоничное существование.
Действенным средством снижения интенсивности противостояния служит регулирование конфликта. Этот метод ведет не к разрастанию борьбы, а делает конфликт управляемым. Понятие "регулирование" следует отличать от понятия "разрешение" конфликта. Последнее обозначает процесс устранения основы конфликта, его причин. Регулирование конфликта ограничивается выделением элементов конфликтного взаимодействия и их устранением, либо использованием в управлении. Таким образом, регулирование - это перевод конфликта в более благоприятное русло.
Заключительная стадия конфликта - его разрешение. Понятия "разрешение", "примирение", "преодоление" предполагают сознательное вмешательство в ход конфликта.
Существует полное и частичное разрешение конфликта. Если имеет место преобразование или устранение основы конфликта, его причины, то конфликт разрешается полностью. Неполное разрешение имеет место тогда, когда устраняются или преобразуются лишь некоторые структурные элементы конфликта. Такая ситуация порождает возникновение нового конфликта на той же или на новой основе.
Разрешение конфликта следует отличать от его подавления, то есть насильственного устранения одной из сторон без ликвидации причины противоречий. Не ведет к разрешению и так называемая отмена конфликта - попытка избавиться от конфликта путем примирения, а не преодоление причин. Процесс разрешения любого конфликта состоит из трех этапов:
1. Подготовка - диагностика конфликта;
2. Разработка стратегии разрешения конфликта;
3. Практическая деятельность по устранению конфликта - реализация комплекса методов и средств;
Конфликты, в которых оппонентов разделяют непримиримые противоречия, и их разрешение может быть достигнуто только победой одного из противников, существенно отличаются от конфликтов типа "дебатов", где присутствуют противоречия, но возможен и компромисс.
Пять основных стилей решения конфликта (по теории Д.Г. Скотт, английский францисканец):
- конкуренция;
- уклонение;
- приспособление;
- сотрудничество;
- компромисс;
Стиль конкуренции используется,
когда субъект активен и
Стиль уклонения (избегания) применяется в ситуации, когда субъект не уверен в положительном для него решении конфликта или не хочет тратить свои силы на разрешение именно этого конфликта.
Стиль приспособления характеризуется тем, что субъект не стремиться отстаивать свои интересы. Следовательно, он уступает своему оппоненту и смиряется с его доминированием. Данный стиль уместно использовать, если результат конфликта вам не важен, вы стремитесь сохранить мир с окружающими или не имеете шансов на победу.
Стиль сотрудничества характеризуется активным и равным участием обеих сторон в его разрешении. Он применяется, если оппоненты имеют равные ресурсы для участия в конфликте, а результат очень важен для каждого из них. В такой ситуации оппоненты могут объяснить свои мысли и желания, и выработать альтернативные решения проблемы.
Стиль компромисса означает, что обе стороны конфликта ищут решение проблемы, основанное на взаимных уступках. Он используется в случае, если противники стремятся к одному и тому же, но уверены, что одновременно для них это невозможно Агеев В.С. «Межгрупповое взаимодействие. Социально- психологические проблемы», М.,1990.
Глава 3. Способы предотвратить конфликт.
3.1 Как избежать конфликтогенов.
Самое главное - необходимо помнить, что всякое неосторожное высказывание может привести к конфликту. Очень велика плата за слово, которое "не воробей, вылетит - не поймаешь".
Следует избегать всякого проявления превосходства, потому что человек, желающий возвыситься над другими, вызывает отрицательную реакцию окружающих.
Агрессивность требует выхода, однако, выплеснувшись в виде конфликтогена, возвращается бумерангом. Очень точно отметил Лев Толстой: "То, что начато в гневе, кончается в стыде". Однако держать все эмоции в себе тоже вредно. Это приводит к появлению заболеваний, таких как гипертония и язва желудка. Существует три способа снять агрессивность: пассивный, активный и логический.
Пассивный способ заключается в том, чтобы пожаловаться и "поплакаться" кому-либо. Терапевтический эффект этого огромен. Слезы снимают внутреннее напряжение, так как с ними выводятся ферменты - спутники стресса. Дать облегчение - основная функция слез.
Активные способы строятся на двигательной активности. В их основе лежит то, что адреналин - спутник напряженности - ликвидируется во время физической работы. Лучше всего для этой цели служит деятельность, связанная с разрушением целого: например, копка земли, работа топором, косьба. Из спортивных занятий лучше всего снимают агрессивность те виды, которые связаны с нанесением ударов: бокс, теннис, футбол, волейбол. Даже наблюдение за соревнованиями дает выход агрессии. Болельщики испытывают те же эмоции, что и спортсмены: их мышцы непроизвольно сокращаются, как будто они сами играют на площадке. Не менее полезны циклические упражнения, связанные с повторением одних и тех же движений: бег, ходьба, плавание, велосипедная езда. Увлечения типа "кто кого победит" (охота, рыбалка), чтение детективов, просмотр фильмов ужасов также неплохо снимают агрессивность. Отсутствие возможности избавиться от накопившейся агрессии не только вредно, но и мешает полноценно жить и работать.
Логический способ погасить агрессивность приемлем для сугубо рациональных людей, предпочитающих логику всему остальному. Такому человеку главное - докопаться до сути явления. Уже сама эта аналитическая работа успокаивает, так как отнимает много энергии. Кроме того, человек занимается привычным делом, в результате чего эмоции притупляются.
3.2 Предупреждение конфликтов.
Предупреждение конфликта
- это деятельность, направленная на
недопущение его возникновения
и разрушительного влияния на
какую-либо сферу человеческих отношений.
Предупреждение конфликта предполагает
его прогнозирование. Прогноз - это
представление о будущем
Заключение.
Конфликт - явление неоднозначное, и нельзя говорить только об его отрицательном влиянии на жизнь людей. В зависимости от методов разрешения может происходить и его конструктивное, т.е. полезное воздействие.
Искоренить явление конфликта невозможно, да и не нужно. Наличие противоречий - это нормальная ситуация, когда она находится в пределах разумного. А вот знать о конфликтах и способах разрешения полезно для всех людей.
Список использованных источников:
1. Андреева Г.М. "Социальная психология", М., 1979
2. Бородкин Ф.Н. "Внимание, конфликт!", Новосиб., 1983
3. Агеев В.С. "Межгрупповое взаимодействие. Социально - психологические проблемы", М., 1990
4. Социальная психология. / Под ред. Семенова В.Е., 1974
Информация о работе Функции и причины конфликтов. Типы конфликтных ситуаций