Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 14:33, курсовая работа
Актуальность данной работы в том, что в связи со стремительным старением населения и неблагоприятными демографическими тенденциями сегодняшние 10 - 25-летние жители страны станут основным трудовым ресурсом России, их трудовая деятельность - источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и старшего поколения. От позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее уверенности в завтрашнем дне и активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований.
поддержка деятельности молодежных и детских объединений;
Государство намерено оказывать материальную и финансовую поддержку молодежным и детским объединениям, осуществляющим мероприятия в области государственной молодежной политики.
содействие международным молодежным обменам.
Государство будет оказывать содействие развитию международного молодежного сотрудничества путем заключения и реализации межправительственных соглашений о молодежных обменах, а также включению молодежи России в систему региональных, общеевропейских и других международных гуманитарных, образовательных, научно-технических молодежных программ.
1.2 Органы власти в сфере реализации государственной молодежной политики
Государственный комитет
по молодежной политике (далее - Государственный
комитет) является органом исполнительной
власти области, осуществляющим государственно-властные
полномочия исполнительно-
Задачами комитета являются:
Обеспечение разработки и реализации государственной молодежной политики, направленной на создание условий и возможностей для успешной социализации, эффективной самореализации молодежи и развития ее потенциала.
Обеспечение реализации на территории области федеральных и областных долгосрочных целевых программ в сфере молодежной политики.
Для реализации поставленных задач комитет осуществляет следующие функции:
Разрабатывает и обеспечивает реализацию областных долгосрочных целевых программ и ведомственных целевых программ в сфере молодежной политики;
Содействует развитию на территории области системы молодежного и студенческого самоуправления, добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи;
Содействует участию молодежи в научно-исследовательских и образовательных проектах и программах, продвижению общественно полезных молодежных инициатив;
Способствует созданию необходимых условий для формирования ценностных ориентиров, популяризации здорового образа жизни в молодежной среде;
Создает условия для духовно-нравственного развития и патриотического воспитания детей и молодежи, вовлечения молодежи в социальную практику и ее информирования о потенциальных возможностях развития, интеграции молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества, развития созидательной активности молодежи;
Оказывает содействие в решении вопросов профессиональной ориентации молодежи, трудовой сезонной занятости обучающихся и студентов;
Участвует в организации деятельности молодежных профильных лагерей и тематических смен;
Обеспечивает участие в организации и осуществлении на территории области мероприятий по предупреждению экстремистской деятельности, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации;
Содействует развитию молодежного общественного движения;
Организует проведение областных фестивалей, смотров, конкурсов, конференций, совещаний, коллегий, семинаров и других мероприятий с целью реализации полномочий в сфере молодежной политики;
Осуществляет анализ реализации государственной молодежной политики на территории области;
Осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти области в сфере молодежной политики;
Осуществляет координацию деятельности поисковых объединений по выявлению неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества и т.д;
Так же к органам, реализующим молодежную политику можно отнести молодежный парламент. Молодёжный парламент является коллегиальным консультативно-совещательным органом. Молодежный парламент является постоянно действующим органом, который осуществляет свою деятельность на общественных началах, в соответствии с настоящим Положением и регламентом Молодежного парламента.
1.3 Правовые основы государственной молодежной политики в современной России
государственный молодежный политика власть
Анализ конституционных положений и законодательных основ позволяет выделить общие принципы осуществления государственной молодежной политики, регулирующие вопросы данной сферы деятельности государства.
Примечательно, что сегодня в субъектах РФ на основе положений их конституций и уставов наблюдается процесс активного формирования соответствующего регионального законодательства о государственной молодежной политике. В настоящий момент на уровне субъектов РФ действует огромное количество законов и подзаконных актов, регулирующих вопросы ее осуществления.[6]
В большинстве российских регионов приняты собственные базовые законы в сфере государственной молодежной политики. Среди них законы субъектов Российской Федерации, имеющие следующие названия:
- «О молодежи» (Республика Коми, Рязанская и Челябинская области, город Москва);
- «О молодежи и государственной молодежной политике» (Республика Татарстан, Калужская и Ленинградская области);
- «О молодежи и молодежной политике» (Архангельская область, город Санкт-Петербург);
- «О государственной молодежной политике» (Республики Алтай, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Карелия);
- «О молодежной политике» (Республики Башкортостан и Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарская и Карачаево-Черкасская республики);
Отсутствие единого понятия о государственной молодежной политике, привело к разнообразному его толкованию в нормативно-правовых актах субъектов Российской Федерации.
Так, Закон города Москвы от 30 сентября 2009 года № 39 «О молодежи» понимает государственную молодежную политику, как осуществление государственной политики города Москвы в отношении молодежной политики как системы мер, направленных на создание правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов для реализации молодыми гражданами своих конституционных прав с учетом возрастных особенностей, а также для участия молодых граждан в системе общественных отношений и полной их самореализации в интересах общества.[3]
В Законе Ивановской области от 6 октября 1997 года № 25-ОЗ «О молодежной политике в Ивановской области» с последующей редакцией от 5 июля 2002 года № 38-ОЗ под государственной молодежной политикой понимается деятельность Российской Федерации и ее субъектов по созданию правовых, экономических, социальных и организационных условий для самореализации личности молодого человека и развитию молодежных объединений, движений и инициатив, осуществляемая федеральными органами государственной власти.
Кроме базовых законов в субъектах РФ действуют региональные законы, касающиеся отдельных направлений государственной молодежной политики. Такие законы, как, например, о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений, о государственной поддержке молодых семей, о государственной поддержки талантливой молодежи, специальные региональные законы в области обеспечения гарантий молодежи в сфере труда и занятости, по вопросам государственного содействия предпринимательской деятельности молодежи.
В последнее время активно развиваются молодежные парламенты, в связи с этим принимаются соответствующие региональные законы или постановления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ. В частности, в Республике Башкортостан действует Положение «О молодежной общественной палате при Государственном собрании - Курултае Республики Башкортостан» от 27 сентября 2007 года № ГС-2156, в Тюменской области Положение «Об Общественной молодежной палате при Тюменской областной думе» от 16 декабря 2010 года № 2641, в Томской области Закон от 11 июля 2006 года «О молодежном парламенте Томской области».
Правовой анализ нормативно-правовых актов субъектов РФ в сфере государственной молодежной политики показывает, что в настоящее имеется достаточно большой опыт регулирования молодёжной политики в регионах РФ. Все это требует системного анализа законов и подзаконных актов субъектов РФ для дальнейшей выработки общего подхода к формированию и развитию федерального и регионального законодательства в сфере государственной молодежной политики.
Глава 2.Анализ государственной молодежной политики
2.1 Механизмы и инструменты реализации государственной молодежной политики
Стратегия Государственной молодежной политики (далее - Стратегия) призвана определить механизмы и инструменты, реализация которых обеспечит решение важнейших задач социально-экономического развития России в современном мире. Данная Стратегия рассчитана на десять лет и предполагает достижение своей цели к 2016 году.
Выбор стратегических направлений государственной молодежной политики может быть основан только на результатах анализа и прогнозе средне- и долгосрочных тенденций развития социально-экономической, общественно-политической и социально-культурной жизни России, выявленных на основании анализа официальных отчетов и документов. Кроме того, стратегия государственной молодежной политики должна учитывать и предвосхищать изменения, происходящие в сфере организации жизнедеятельности российского общества и государства.
Масштаб механизмов и инструментов реализации настоящей Стратегии предполагает, что государственная молодежная политика будет осуществляться преемственно и согласованно на территории всей страны, затрагивая большинство молодых жителей России в возрасте от 14 до 30 лет. Это требует создания сетевого механизма, который обеспечит реализацию мер государственной политики во всех субъектах Российской Федерации.
В мировой практике существуют различные варианты создания такого механизма, которые условно можно сгруппировать по трем направлениям:
Государственная система работы с молодежью.
Она предполагает создание государственных органов по работе с молодежью на всех уровнях управления страной вплоть до местного, единой государственной инфраструктуры учреждений и организаций для молодежи, сметного государственного финансирования этих органов и учреждений. Такая система реализована на Украине, в Беларуси и других странах. К преимуществам такого механизма реализации молодежной политики относятся: возможность обеспечения единства и целостности государственной политики на территории всей страны, формирование единого стандарта предоставляемых услуг и предложений для молодежи. Вместе с тем, такой механизм обладает всеми известными недостатками, которые присущи государственным централизованным системам, прежде всего высокой инерционностью и затратностью.
Негосударственная сеть организации работы с молодежью.
Подобный механизм реализации молодежной политики создан в странах с рыночной экономикой и либеральной идеологией, таких как США или Великобритания. В этих странах велика роль самоорганизованных негосударственных объединений, которые традиционно несут ответственность перед обществом за реализацию молодежной политики, привлекая на эти цели значительные ресурсы из негосударственных источников. При этом государство, как один из возможных инвесторов, направляет ресурсы на решение тех проблем, которые в данный момент считает приоритетными, предоставляя гранты негосударственным организациям и их объединениям. Такая система обеспечивает оперативное и эффективное решение актуальных для государства проблем. Однако, применение такого механизма реализации государственной молодежной политики, возможно только в условиях существования развитых и самодостаточных институтов гражданского общества.
Общественно-государственная система интеграции ресурсов работы с молодежью.
Такой подход характерен для объединенной Германии. Он базируется на точном разделении функций воспитания и помощи молодежи между семьей и государством. Государство обеспечивает свою роль в воспитании молодежи посредством выплаты целевого пособия на воспитание детей в объемах, достаточных для реализации функций воспитания семьей. Эта выплата не зависит от материального положения семьи. При этом государство осуществляет контроль целевого использования семьей этих средств, оказывает помощь в воспитании семьям и молодежи, испытывающим проблемы. Формирует систему управления молодежной политикой в соответствии с федеральным законодательством о молодежи. Привлекает к реализации функций и задач государственной политики как государственные, так и негосударственные организации на условиях софинансирования и соблюдения требований профессионализма в работе с молодыми людьми.
Применение подобного механизма реализации молодежной политики обеспечивает мобилизацию как государственных, так и общественных ресурсов для решения социально-значимых задач. К недостаткам подобной системы следует отнести необходимость сложной, комплексной регламентации процедур совместной деятельности и долгосрочного детального планирования, что часто приводит к потере актуальности запланированных действий.
Стратегия предлагает использовать для реализации государственной молодежной политики механизмы, интегрирующие ресурсы государства и общества, доказавшие свою эффективность в мировой практике и наиболее приемлемые в условиях Российской Федерации. Соответственно, общенациональные проекты, а также комплекс мер по их обеспечению составят содержание федеральной целевой программы "Молодежь России". Общая методология их разработки, единство и прозрачность управления, ресурсного обеспечения, создадут необходимые условия для взаимного усиления проектов и достижения системного эффекта в России.
Для осуществления этих проектов предлагается создать схему управления, которая позволит сделать эти проекты действительно общенациональными, массовыми и оказывающими системный эффект на всей территории страны. Общее руководство всем ходом выполнения Стратегии будет выполнять общественно-государственный Совет по реализации Стратегии. В него, кроме представителей государства, войдут видные общественные деятели, представители социально-ответственного бизнеса, общественных организаций, в том числе молодежных, представители Федерального Собрания Российской Федерации. Основные функции общественно-государственного Совета по реализации Стратегии:
Анализ положения молодежи в стране;
Разработка и утверждение концепций, технических заданий общенациональных проектов;
Разработка и утверждение критериев отбора операторов и оценщиков;
Проведение конкурсного отбора операторов общенациональных проектов;
Проведение конкурсного отбора независимых оценщиков реализации проектов.
Оценка результатов их реализации;
Операторы общенациональных проектов обеспечивают системную реализацию проектов на территории Российской Федерации и несут совместную ответственность с региональными операторами за достижение целей проектов. Их основные функции:
Проведение конкурсного отбора региональных операторов общенациональных проектов на территориях;
Координация деятельности региональных операторов;
Организация и привлечение дополнительных ресурсов от общественных организаций и бизнес структур, разделяющих цели проекта; Региональные операторы общенациональных проектов несут непосредственную ответственность за успех его реализации на местах. Функции региональных операторов: