Государственная молодежная политика в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Государственная молодежная политика является системой государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности .

Файлы: 1 файл

Государственная молодежная политика в Современной России.docx

— 61.35 Кб (Скачать файл)

 

  1. МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА КАК ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА
    1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Государственная молодежная политика является системой государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности1.

Государственная молодежная политика формируется и реализуется  органами государственной власти и  местного самоуправления, при участии  молодежных и детских общественных объединений, неправительственных  организаций и иных, юридических  и физических лиц.

Целью государственной молодежной политики является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах  России.

Государственная молодежная политика разрабатывается и реализуется  в Российской Федерации должна с  учетом социально-экономического развития страны на основе следующих принципов:

    • выделение приоритетных направлений;
    • учет интересов и потребностей различных групп молодежи;
    • участие молодых граждан в разработке и реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики;
    • взаимодействие государства, институтов гражданского общества и представителей бизнеса;
    • информационная открытость;
    • независимость оценки результатов Стратегии.

Учитывая масштаб задач, стоящих перед страной, и объективную  ограниченность ресурсов развития, приоритетными  должны стать такие направления, работа по которым обеспечит создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, а также возможности для самостоятельного и эффективного решения молодыми людьми возникающих проблем. Такой  подход будет способствовать взаимосвязанному улучшению качества жизни молодого поколения и развитию страны в  целом.

Для тенденции социально-экономического и общественно-политического развития России на среднесрочную перспективу, государственная молодежная политика в Российской Федерации будет  реализована по следующим приоритетным направлениям:

    • вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития;
    • развитие созидательной активности молодежи;
    • интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.

В настоящее  время приоритетные направления в сфере молодежной политики определенны в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р и Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р.2

Такая система приоритетных направлений государственной молодежной политики обеспечит улучшение положения  молодых людей, приведет к увеличению вклада молодежи конкурентоспособность  страны и вместе с тем компенсирует и минимизирует последствия ошибок, объективно свойственных молодым людям.

Для реализации приоритетного  направления, включающего вовлечение молодежи в общественную жизнь и  ее информирование о потенциальных  возможностях развития в России, предусмотрены  следующие проекты:

    • Проект «Карьера». Этот проект ориентирован на вовлечение молодежи в деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов и других форм занятости молодежи. Он также предполагает проведение профориентации молодежи, в помощи в планировании и развитии эффективной карьеры молодежи.
    • Проект « Российская молодежная информационная сеть «Новый взгляд»» Данный проект предполагает развитие информационно-консультационной помощи молодежи по всем вопросам в жизни общества, а также создание равных условий для получения информации молодежи, проживающей в сельской местности.
    • Проект «Команда». Этот проект предназначен для формирования навыков самоорганизации и самоуправления молодежи, то есть развитие молодежных общественных организаций, поддержке молодежных инициатив, привлечение молодежи в проектной исследовательской деятельности.
    • Проект «Успех в твоих руках». Проект ориентирован на поддержку инициативной талантливой молодежи. Развитие молодежного предпринимательства, деловой активности молодежи. Проведение конкурсов и фестивалей по профилям деятельности и интересам молодежи.
    • Проект «Шаг на встречу» Он предназначен для социальной работы с молодежью, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. Такой проект предполагает обеспечение доступности среды жизнедеятельности молодежи реализацию программ развития навыков и умений самостоятельности жизни для таких групп молодежи.

 Эти проекты, разработанные  для реализации приоритетных  направлений, будут обращены ко  всей молодежи России, они открывают  возможности для равного участия  в них всех молодых людей  независимо от пола, национальности, профессии, места жительства и  социального статуса, предоставят  молодежи возможности деятельности, которые более всего соответствует  ее интересам.

В целях обеспечения эффективной  реализации мер государственной  молодежной политики необходимо установить систему критериев и показателей  оценки ее результативности, которая  должна показывать взаимосвязь между  мерами государственной молодежной политики и изменениями в положении  молодежи.

Разработка такой системы  требует модернизацию государственной  статистики в области государственной  молодежной политики, в частности  разработку и пересмотр сложившихся  требований и параметров информации, характеризующей положение молодежи в основных сферах социально-экономической  жизни России.

В условиях модернизации общества и растущих требований к человеческому  капиталу государственная молодежная политика должна стать инструментом развития и преобразования страны. Это требует от всех участников процесса социального становления молодежи разработки и последовательной реализации подходов, ориентированных на прямое вовлечение молодых людей в решение  собственных проблем и общенациональных задач.

Задачи государственной  молодежной политики такого масштаба могут быть решены только посредством  применения проектного подхода, формирования системы российских молодежных проектов основанных на приоритетных направлениях Стратегии, понятных и востребованных в молодежной среде и обществе.

Все это, в конечном итоге, сформирует устойчивые условия для  самоорганизации молодежи и всего  населения, развития инициатив, отвечающих масштабам задач, стоящих перед  Россией, роста благосостояния граждан  и совершенствования общественных отношений.

3

  1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

В законодательстве о молодежной политики4 отражаются те правовые акты, которые касаются именно вопросов специфической внеотраслевой системы мер, направленных на создание правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов для реализации молодыми гражданами своих конституционных прав с учетом возрастных особенностей, а также для участия молодых граждан в системе общественных отношений и полной их самореализации в интересах всего общества. При этом вопросы молодежной политики, охватывающие все государственные решения относительно молодых граждан, могут находить отражение и в специальных отраслевых актах.

В ряде случаев  постановления Правительства Российской Федерации принимаются в развитие законодательных положений или  в целях конкретизации общих положений, предусмотренных законодательными актами, Указами Президента Российской Федерации или иными постановлениями Правительства Российской Федерации.

Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. №1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» (с изменениями от 12 апреля 1999 г.) в целях создания социально-экономических, правовых и организационных условий и гарантий для социального становления молодых граждан, максимального раскрытия потенциала молодежи в интересах развития общества предусматривает признание осуществления целостной государственной молодежной политики в России одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства.5

В качестве первоочередных задач, требующих решения, рассматриваемым Указом Президента Российской Федерации были выделены:

    • обеспечение соблюдения прав молодых граждан, установление для них гарантий в сфере труда и занятости, содействие их предпринимательской деятельности;
    • создание условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи, предоставление молодым гражданам гарантированного минимума социальных услуг;
    • осуществление поддержки молодой семьи, талантливой молодежи, молодежных объединений;
    • содействие международным молодежным обменам.

Рассматриваемым Указом предусматривалось создание Российского фонда федеральных молодежных программ для организационного и финансового обеспечения приоритетных программ развития молодежи (пункт 3), а также поддерживалось предложение об образовании

Национального совета молодежных объединений в  целях координации деятельности молодежных и детских объединений России для защиты и реализации их интересов, прав молодежи и детей (пункт 4), а также принятие ряда иных мер.

Кроме того, принимались  Указы и иные правовые акты Президента Российской Федерации по отдельным вопросам, связанным с государственной молодежной политикой, в частности:

  • Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» (с изменениями от 21 апреля 1997 г.);
  • Указ Президента Российской Федерации от 25 января 2005 г. № 76 «О Дне российского студенчества»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 г. № 325
    • «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 18 сентября 2008 г. №1383
  • «О проведении в Российской Федерации Года молодежи»;
  • Распоряжение Президента Российской Федерации от 24 июня 1993 г. № 459-рп «О праздновании Дня молодежи».

Существует  ряд постановлений Правительства Российской Федерации, направленных на решение отдельных вопросов государственной молодежной политики, например, постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях», постановление Правительства Российской Федерации от 18 января 1992 г. № 33 «О дополнительных мерах по социальной защите учащейся молодежи» (с изменениями от 1 сентября 1992 г., 5 июня 1994 г., 4 августа 2005 г.), постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 г. № 387 «О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации» (с изменениями от 3 августа 1996 г.), предусматривающее дополнительные меры в рамках реализации государственной жилищной политики, постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 г. № 638 «О подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» (с изм. и доп. от 15 мая 2003 г.), принятое в целях создания системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы и улучшения демографической ситуации.6

В ряде случаев постановления  Правительства Российской Федерации  принимаются в развитие законодательных  положений или в целях конкретизации общих положений, предусмотренных законодательными актами, Указами Президента Российской Федерации или иными постановлениями Правительства Российской Федерации.

Таким образом, рассмотрение состояния законодательства и подзаконного нормативно-правового регулирования по вопросам государственной молодежной политики и регулирования основ деятельности молодежных объединений позволяет сделать вывод о том, что:

Правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере государственной молодежной политики, содержатся в нормативных правовых актах разного уровня и различной тематики, не имеют единой концептуальной основы, в них отсутствует единство понятийного аппарата.

Пробелы в  нормативно-правовом регулировании частично восполняются разрозненными актами органов исполнительной власти. По существу проблема молодежной политики до настоящего времени решается путем «точечного» регулирования наиболее острых проблем при отсутствии единой нормативной и методологической базы их решения.

Отдельные правовые акты, отличающиеся определенной комплектностью подхода к регулированию молодежных проблем, были приняты на раннем этапе становления правовой системы Российской Федерации как независимого государства, и в силу значительных изменений в разных сферах общественной жизни не могут служить основой для проведения эффективной молодежной политики7. Преобладают акты концептуального или узко-прикладного характера. Задача же формирования ядра правового регулирования молодежной политики, нормативно определяющего механизмы молодежной политики, не решена; отсутствует взаимоувязанность, правовых норм, содержащихся в различных нормативных актах; ряд предложений концептуального характера и поручений, содержащихся в них, до настоящего времени не реализованы.

Информация о работе Государственная молодежная политика в современной России