Государственная политика в отношении молодой семьи в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

Актуальность изучения данной проблемы обусловлена тем, что на современном этапе в связи с трудными условиями жизни молодых семей в условиях нестабильной экономико-политической обстановки в Белоруссии существует острая практическая необходимость разработать эффективные технологии оказания социальной помощи молодым семьям.
Молодая семья – это одна из систем социального функционирования человека, важнейший социальный институт общества, который меняется под влиянием социально-экономических и внутренних процессов.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2011.docx

— 54.52 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  изучения данной проблемы обусловлена  тем, что на современном этапе в связи с трудными условиями жизни молодых семей в условиях нестабильной экономико-политической обстановки в Белоруссии существует острая практическая необходимость разработать эффективные технологии оказания социальной помощи молодым семьям.  
Молодая семья – это одна из систем социального функционирования человека, важнейший социальный институт общества, который меняется под влиянием социально-экономических и внутренних процессов.  
Это малая социальная группа, связанная брачными или родственными взаимоотношениями, общностью быта (совместное проживание и ведение домашнего хозяйства), эмоциональной близостью, взаимными правами и обязанностями по отношению друг к другу. Социально-экономическая политика современного государства опирается на поддержание постоянного баланса между ее экономическим и социальным блоками. Если в рамках первого из них решаются, прежде всего, задачи макроэкономического характера, то второй - социальный блок призван обеспечивать достаточный уровень жизни населения и нормальный процесс его жизнедеятельности. 

Отличительной особенностью последних десятилетий  является процесс «социализации» экономики, идущий не только в развитых, но и  во многих развивающихся странах. Это  связано с тем, что именно качество жизни сегодня выходит на первый план в системе факторов, определяющих международную конкурентоспособность  национальной экономики. Задача переноса акцента на социальную сферу в  настоящее время стала весьма актуальной и для Белоруссии. Несмотря на достигнутые успехи, очевидно, что  до полного решения многих социальных вопросов в нашей стране еще достаточно далеко. Более того, некоторые проблемы в области обеспеченности населения  жильем, социальной защиты, здравоохранения, образования и ряда других, входящих в современное понятие «качество  жизни», даже имеют тенденцию е обострению.

Это связано  как с неадекватной ресурсной  обеспеченностью социальной политики, так и с недостатками в ее практическом осуществлении.  
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы социальной защиты в системе социальной политики государства представлены во многих исследованиях отечественных и зарубежных ученых. Базовые положения теоретико-методологического характера по данному направлению исследований сформулированы в трудах П.В.Савченко, Д.Е.Сорокина и др. Из зарубежных авторов, исследовавших вопросы социальной политики государства, следует отметить работы Г.Боуэна, А.Пигу, М. Фридмена, Ф.Хайека, Г.Хэззлита и других. Вместе с тем, в имеющихся исследованиях еще недостаточно уделяется внимания наиболее актуальным, приоритетным задачам социальной политики государства в области решения проблем молодых семей. Таким образом, в настоящее время отмечается рост социально-правовых проблем молодых семей в Беларуси. Это совпадает и с тенденцией к малодетности и вообще бездетности. Нет четкой системы социальной поддержки молодых семей. Этим обусловлен выбор темы нашего исследования: «Государственная политика в отношении молодой семьи в Республике Беларусь».

Объект  исследования – молодые семьи в Республике Беларусь 
Предмет исследования –   особенности системы реализации государственной политики Республике Беларусь в сфере социальной защиты молодых семей .

Цель  исследования – изучить особенности социальной защиты молодых семей в Республике Беларусь.

Достижению  поставленной цели будет способствовать решение ряда задач: 
1.Охарактеризовать особенности главных принципов государственной политики Республики Беларусь в отношении молодых семей.

2. Изучить основные проблемы молодой семьи в Республике Беларусь.

3. Выявить  механизмы реализации государственной политики в отношении молодых семей в Республике Беларусь.

4.Проанализировать эффективность реализации государственной политики в отношении молодых семей в Республике Беларусь.

Теоретико-методологическая база исследования.

Теоретическую базу исследования составили исследования форм и методов социальной защиты населения. В основу исследования были положены следующие методы: аналитический  дедуктивный и системно-логический. В работе также применялись статистический, опытно-экспериментальный и другие методы исследования.

Информационную  базу исследования составили материалы, программные разработки Правительства Республики  Беларусь, нормативно-правовые акты Республики Беларусь, законодательная база Республики Беларусь, вырезки и статьи из СМИ.

Практическая  значимость результатов исследования состоит в том, что сформулированные в нем предложения могут быть использованы в деятельности государственных  структур для совершенствования  реализации государственной политики.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключение, списка использованных источников информации и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ МОЛОДОЙ СЕМЬИ

1.1. Главные принципы государственной политики Республики Беларусь в отношении молодых семей

Главные принципы государственной политики нашей  страны определены Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко: принцип планомерности, последовательности, постепенности  и преемственности.

В социальной сфере - сохранение наиболее ценного, использование  в новых условиях принципа социальной справедливости без отказа от накопленного опыта.

Главной целью  социальной политики в республике является предоставление каждому трудоспособному  человеку возможности своим трудом и предприимчивостью создать  свое семейное благосостояние, а для  нетрудоспособных и нуждающихся  граждан - обеспечить надежную социальную защиту. При этом социальная защита должна быть исключительно адресной и направлена на конкретные, самые  незащищенные группы и слои населения. Смысл эффективной адресной социальной защиты состоит в том, чтобы сконцентрировать ограниченные ресурсы на удовлетворении потребностей социально незащищенных слоев населения. Предполагается переход  от общих социальных программ к программам адресным, учитывающим потребности  конкретных слоев и групп населения, а также определенных регионов. При  этом нужны строго дифференцированные программы, в частности, многодетным, неполным семьям - приоритет во всех видах адресной материальной помощи семьям с низкими доходами.

Ныне разработана  стратегия "пилотного" проекта по реализации Концепции формирования единой программы адресной социальной помощи в Республике Беларусь. Основная ее цель состоит в защите наиболее уязвимых граждан общества от неблагоприятных последствий рыночных преобразований.

Приоритетной  задачей государства в области  социальной защиты является забота о  семье, детях, в частности, обеспечение  необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической  функций; обеспечение прав детей  на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие. В системе материальной помощи семьям с детьми государство использует льготы по налогообложению, оплате за питание детей в детских дошкольных учреждениях, оплате за учебники и учебные пособия. Малообеспеченным семьям предоставляются безналичные жилищные субсидии, если оплата за жилье и коммунальные услуги превышает 25% среднемесячного совокупного дохода семьи. Значительную помощь многодетным и неполным семьям оказывают местные исполнительные и распорядительные органы за счет средств местных бюджетов.

В целях обеспечения благоприятных  условий дня жизнедеятельности семьи,  выполнения ею экономической,  репродуктивной, воспитательной функций, укрепления нравственных основ семьи и повышения ее престижа в обществе, существует Указ Президента Республики Беларусь «Об утверждении основных направлений государственной семейной политики республики Беларусь».[11]

Основные  направления   государственной  семейной  политики Республики Беларусь:

-признания  непреходящей  ценности  семьи  для  жизни и развития человека;

-понимания важности роли семьи в  жизни общества, в воспитании и социализации  новых поколений,  сохранении и  передаче культурных  и нравственных  ценностей,  традиций  нации,  достижении  общественной стабильности и прогресса;

-необходимости  учета   коренных  интересов  семьи   и  принятия специальных мер по их социальной поддержке;

-признания   государственной   и   общественной   потребности  в определении  стратегии  и  тактики,   принципов,  основных  целей  и первоочередных мер социальной политики в отношении семьи, проводимой

законодательной и исполнительной властью.

Являясь   составной  частью   социальной  политики   Республики Беларусь,  согласуясь с  положениями таких  международных актов, как Всеобщая   декларация   прав   человека,   Международный   пакт   об экономических,  социальных и  культурных правах,  Конвенция о правах ребенка,  а  также  с  документами  Международной  организации труда, Всемирной   организации  здравоохранения   и  других   международных организаций,  государственная семейная  политика представляет  собой систему     мер      экономического,     правового, социального, информационно-пропагандистского и    организационного характера, направленных на улучшение жизнедеятельности семьи.

Объектами  семейной  политики  являются  сама  семья,  а  также государственные  и общественные  институты, непосредственно влияющие на ее функционирование и развитие.    

Основными целями государственной  семейной политики являются:

  1. Обеспечение улучшения социально-экономических условий жизнедеятельности    семьи    и    выполнения   ею   репродуктивной, экономической и воспитательной функций;
  2. Укрепление нравственных  основ семьи и повышение  ее престижа в обществе.

Меры по разработке и реализации семейной политики, принимаемые государственными органами:

- усиление трудовой мотивации, расширение возможностей увеличения трудовых доходов семьи;

- кредитование и частичное субсидирование  семей,  осуществляющих строительство    и   приобретающих   жилье,   сохранение   льготного обеспечения   жильем   молодых,   многодетных    семей,    достигших совершеннолетия   детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без  попечения родителей,  предоставление малоимущим семьям  денежных  субсидий  по оплате жилья и коммунальных услуг;

- создание  благоприятных  условий  для сочетания родителями трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей, включая: расширение прав   отца   и   других  членов  семьи  на  льготы, предоставляемые в настоящее время на производстве  женщине-матери  в связи с воспитанием детей;

- обеспечение условий  для  реализации  правовых   норм   Кодекса законов о труде Республики Беларусь в части использования удобных для семьи нестандартных режимов  рабочего  времени,  предоставления отпусков   без   сохранения   заработной  платы  по  семейно-бытовым причинам;

- развитие инфраструктуры быта,  семейного отдыха и оздоровления;     

- обеспечение  охраны  здоровья  семьи,  матери  и  ребенка, включая: обеспечение охраны  труда женщин,  защиты их жизни и здоровья с учетом материнской функции;

- внедрение современных  стандартов  качества  медицинской помощи для всех нуждающихся независимо от места проживания и  экономических возможностей семьи;

- обеспечение доступа  к  медико-генетическому   консультированию лиц,  вступающих в брак, и воспитание у родителей ответственности за рождение здорового ребенка;

- предоставление  семье  возможности  воспользоваться  по  ее  желанию необходимой   информацией,   медицинской  и  социальной  помощью  по планированию семьи,  распространение современных знаний  о  культуре репродуктивного   поведения   и  полное  удовлетворение  потребности населения в средствах контрацепции;

- создание сети  консультативных  центров  помощи семье различных форм   собственности   по   психолого-педагогическим,   медицинским, правовым,   сексуальным   проблемам,  в  том  числе  при  научных  и практических    медицинских    учреждениях,    учебно-воспитательных учреждениях, на предприятиях, в учреждениях и организациях;

- осуществление мер по созданию  системы  подготовки  молодежи  к браку и семейной жизни;

- издание массовым тиражом книг и пособий, организацию передач на радио и телевидении,  публикаций в периодической печати по проблемам семейного воспитания и семейных отношений.

 

1.2.Молодая  семья как объект государственной  политики. Основные проблемы молодых  семей

Понятие молодой  семьи появилось и стало активно  использоваться в научной литературе и официальных документах с начала 1980-х годов и «отвечало реалиям  советского времени». Политика государства  в отношении семьи позднесоветского периода была направлена на повышение уровня рождаемости, снижение числа разводов (значительная часть которых приходилась на семьи со стажем совместной жизни 1-3 года), что привело к выделению молодой семьи как особого типа, требующего специальных мер поддержки, главным образом, связанных с улучшением материальных и жилищных условий. Категория «молодая семья» находится на пересечении двух областей социальной политики — семейной и молодежной, что в значительной степени определяет ее специфику. Социальная политика в данном случае рассматривается как широкая область, в которую входят действия государства в отношении семьи, молодежи, охраны здоровья, пенсионного обеспечения граждан.

Информация о работе Государственная политика в отношении молодой семьи в РБ