Государственная политика в отношении молодой семьи в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

Актуальность изучения данной проблемы обусловлена тем, что на современном этапе в связи с трудными условиями жизни молодых семей в условиях нестабильной экономико-политической обстановки в Белоруссии существует острая практическая необходимость разработать эффективные технологии оказания социальной помощи молодым семьям.
Молодая семья – это одна из систем социального функционирования человека, важнейший социальный институт общества, который меняется под влиянием социально-экономических и внутренних процессов.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2011.docx

— 54.52 Кб (Скачать файл)

Определение понятия "молодая семья" применительно  к правоотношениям в жилищной сфере в последние годы постоянно  расширялось. В результате все большему количеству семей и отдельных  граждан предоставлялось право  постановки на квартирный учет на льготных основаниях и, соответственно, право  доступа к государственной поддержке. Основным документом, регулирующим положение о льготных кредитах является Указ Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2000 г. N 185 «О предоставлении гражданам льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений». А также поправки к нему, которые вступили в силу 1 марта 2010 года. Это Указ Президента Беларуси №120 «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2000 года №185». [10]

Система социальных пособий, гарантий и льгот семьям, воспитывающим детей, в Беларуси является одной из самых эффективных  среди стран СНГ. Приоритетной задачей  государства является поддержка  семьи, создание условий для максимальной и полноценной реализации основных ее функций, укрепление ее потенциала. Целенаправленная материальная поддержка  семей с детьми осуществляется в  соответствии с Законом Республики Беларусь от 30 октября 1992 г. "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей". В соответствии со статьей 27 Закона Республики Беларусь от 16 ноября 2010 г., внесены изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей". [2] Право на государственные пособия семьям, воспитывающим детей, в случаях, определенных данным законом, имеют семьи граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь. Все размеры государственных пособий устанавливаются в процентном отношении к бюджету прожиточного минимума и пересматриваются четыре раза в год (1 февраля, 1 мая, 1 августа, 1 ноября) в связи с его изменением. Назначение и выплата пособий и надбавок к ним осуществляется по месту работы (службы), учебы матери ребенка, а если мать не работает и не учится, - по месту работы (службы), учебы отца. В республике планомерно предпринимаются меры по улучшению положения белорусских семей, женщин-матерей, укреплению их социальной защиты. Государство изыскивает ресурсы для поэтапного увеличения размеров пособий, обеспечения их своевременной выплаты. Действует слаженная система предоставления налоговых, трудовых, пенсионных гарантий многодетным семьям.

Также, специалисты  активно включаются в разработку и дальнейшую реализацию подпрограммы “Государственная поддержка семьи” Национальной программы демографической безопасности на 2011—2015 годы. Стабильность, благосостояние и устойчивость любого государства определяются не только политическим равновесием, позитивной социально-экономической ситуацией, развитием современных технологий, но и динамикой демографических процессов. Если баланс рождений и смертей держится в плюсовой зоне, то будущее этой страны гораздо более оптимистично. Ведь самый главный ресурс – это человеческий потенциал. Именно поэтому демография – вопрос национальной безопасности. Усиление господдержки семей с детьми, улучшение жилищных условий, гибкая налоговая политика в зависимости от количества детей в семье – эти факторы самым непосредственным образом влияют на качество жизни белорусских семей. Не меньшую роль играет создание благоприятных условий для сочетания родителями семейных и профессиональных обязанностей. Особое внимание уделяется здоровью будущих матерей. Предстоит усовершенствовать механизм помощи молодым семьям в улучшении жилищных условий на основе развития системы строительных сбережений и ипотеки. В решении демографических проблем важное место отводится вопросам укрепления нравственных основ семьи и брачно–семейных отношений, ориентации общественного сознания на благополучную, крепкую семью с несколькими детьми.

 

2.2 Оценка эффективности реализации  государственной политики в отношении  молодых семей 

Эффективными  формами работы по семейному воспитанию являются консультационные клубы, выставки, экспозиции, выпуск экспресс-листков, стенгазет, журналов («Человек в мире семейных отношений»), встречи («Семейные традиции», «Семейные династии», «Заглянем в семейный альбом», «Наши семейные реликвии», «Моя родословная»), творческие мастерские по проблемам воспитания детей и профилактике вредных привычек с приглашением медицинских работников, работников правоохранительных органов и других заинтересованных, «круглые столы», диспуты, встречи, семинары, выставки, мероприятия,  приуроченные ко Дню семьи (15 мая), Дню матери (14 октября), Дню женщин (8 марта), Международному дню защиты детей (1 июня) и др. (методические материалы по организации празднования этих дат размещены на web-сайт «Идеология и воспитание» (www.ripo.unibel.by).

Значимой  формой социальной поддержки семей  с малолетними детьми является обеспечение  бесплатным питанием детей первых двух лет жизни. В 2010 году помощь уже получили более 45 тыс. детей, в 2009 году - 36 тыс. детей. При рождении тройни и более детей  бесплатное питание предоставляется  независимо от совокупного дохода семьи, эти семьи также имеют право  на бесплатную услугу няни до исполнения детям 3 лет. Системой государственных  пособий по уходу за ребёнком в  нынешнем году охвачено свыше 440 тыс. детей (около 25% от их общего количества). Пособия  по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет выплачиваются более 98% всех малышей. Также, с 1 января текущего года размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет установлен на уровне 100% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. В 2010 году среднемесячный размер пособия  по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет по сравнению с аналогичным  периодом прошлого года увеличился на 36,9% и составил Br262,6 тыс. Среднемесячный размер пособия на детей старше 3 лет увеличился на 9,6% до Br78,8 тыс.

Сегодня на наших глазах в стране рождается  новая семья, приближающаяся по модели к европейской. И задача учебных, общественных заведений, нашей страны в целом — помочь молодым семьям реализоваться в нынешних непростых условиях. Потому что основа сильного государства — это прежде всего крепкая, дружная семья: мама, папа и дети. И чем больше детей, тем лучше. Планируется направить в Министерство труда и социальной защиты для дальнейшего использования при разработке Национальной программы демографической безопасности на 2011—2015 годы  и законодательных актов,  несколько принципиально новых предложений. Например, разработать и усилить меры по сочетанию трудовой, профессиональной деятельности и выполнению семейных обязанностей. В целях повышения рождаемости и укрепления семьи предусматриваются поэтапное увеличение размеров пособий и иных выплат в связи с рождением детей, увязка величины пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет с очередностью рождения. Предстоит усовершенствовать механизм помощи молодым семьям в улучшении жилищных условий на основе развития системы строительных сбережений и ипотеки. Нынешние объемы государственной помощи, направляемой на жилищное строительство, способны охватить лишь ничтожную часть молодежи, состоящей на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. И увеличить эти объемы пока не представляется возможным. Единственное, что можно сделать в этой ситуации, - это более эффективно распределять государственную помощь.    

Основным  документом, регулирующим положение  о льготных кредитах является Указ Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2000 г. N 185 «О предоставлении гражданам льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений». А также поправки к нему, которые вступили в силу 1 марта 2010 года. Это Указ Президента Беларуси №120 «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2000 года №185».[9]

Определение понятия "молодая семья" применительно  к правоотношениям в жилищной сфере в последние годы постоянно  расширялось. В результате все большему количеству семей и отдельных  граждан предоставлялось право  постановки на квартирный учет на льготных основаниях и, соответственно, право доступа к государственной поддержке. В то же время рост численности молодых семей - очередников не сопровождается адекватным увеличением средств, выделяемых на господдержку. Реальность такова, что исполнение социальных обязательств государства не представляется возможным для подавляющего большинства молодых семей в течение времени пребывания их в этом статусе и нахождения супругов в репродуктивном возрасте.

Принимая  во внимание состояние экономики  в целом и реализуемый в  настоящее время курс на сокращение бюджетных средств и льготных кредитных ресурсов, направляемых на жилищное строительство, следует отметить, что в ближайшие 2-3 года государство  может выделять на поддержку молодых  семей при приобретении ими жилья  в собственность примерно по 30-40 млн. USD ежегодно. Эта сумма эквивалентна стоимости строительства трех тысяч двухкомнатных квартир. Если в среднем объем помощи одной семье будет соответствовать половине стоимости строительства квартиры, то ежегодно улучшать жилищные условия с государственной поддержкой смогут всего шесть тысяч молодых семей. Это примерно 3% от количества состоящих на учете нуждающихся. При такой интенсивности решения жилищной проблемы расчетное время пребывания на квартирном учете молодых семей превысит 30 лет.  Между тем политика обеспечения жильем молодых семей не может быть эффективной, если она базируется на тех же принципах, что и для остальных групп населения. В то же время рост численности молодых семей - очередников не сопровождается адекватным увеличением средств, выделяемых на господдержку. Реальность такова, что исполнение социальных обязательств государства не представляется возможным для подавляющего большинства молодых семей в течение времени пребывания их в этом статусе и нахождения супругов в репродуктивном возрасте. Между тем политика обеспечения жильем молодых семей не может быть эффективной, если она базируется на тех же принципах, что и для остальных групп населения. 

Во-первых, молодые  семьи объективно нуждаются в  большей государственной поддержке, так как не располагают, как правило, накоплениями и имеют текущие  доходы ниже, чем у более старших групп населения. Кроме того, у них расходы превышают доходы из-за необходимости инвестирования части средств в профессиональную подготовку, а также в приобретение товаров длительного пользования. В то же время представители этой группы характеризуются высокой вероятностью повышения своих доходов в будущем. Следовательно, потенциально они являются наиболее надежными заемщиками.

Во-вторых, молодые  семьи в основном выполняют функцию  репродукции населения, интенсивность  реализации которой в значительной степени предопределяется условиями  проживания и перспективами их улучшения.

 В-третьих,  молодежь является наиболее подвижной,  динамичной группой, которая при  соответствующем стимулировании  со стороны государства склонна  к внутренней трудовой миграции.

Таким образом, поддержка молодых семей при  улучшении жилищных условий должна более полно соответствовать  их материальному положению и  перспективам его улучшения, стимулировать  воспроизводство населения и  трудовую миграцию исходя из интересов  общества в целом. Например, чтобы  способствовать росту рождаемости, государству следует оказывать  помощь в первую очередь семьям, имеющим детей. Причем условия и  порядок предоставления такой помощи должны обеспечивать возможность компенсации  молодым семьям затрат, связанных  с необходимостью улучшения жилищных условий, вызванных рождением детей.  А учитывая недостаток средств в бюджете, целесообразно нормируемую площадь жилого помещения, исходя из которой определяется размер госпомощи, устанавливать дифференцированно в зависимости от рождения первого, второго и последующих детей. Например, при рождении первого ребенка молодой семье предоставляется дополнительная помощь в размере стоимости строительства 10 кв. м общей площади, второго ребенка - 15 кв. м, третьего и последующих детей - по 20 кв. м на каждого. (В настоящее время нормируемая площадь, исходя из которой определяется размер льготного кредита, одинакова и для только что родившихся детей, и для взрослых и составляет 20 кв. м на человека).

При определении  объема госпомощи должны учитываться и затраты на приобретение земельных участков и возведение инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры, а также особенности населенного пункта, в котором проживает молодая семья. Скажем, в сельских населенных пунктах размер помощи вполне может быть в полтора раза больше, чем в столице; в городских поселениях с населением до 10 тыс. человек - больше на 25%, в городах с населением до 50 тыс. - на 10%. Это обусловлено в первую очередь разным уровнем доходов населения в разных населенных пунктах.

Понятно, что  для решения жилищной проблемы молодых  семей требуются значительные финансовые ресурсы. Для этого можно было бы активнее привлекать в жилищную сферу средства населения. А в  качестве стимула установить специальный  порядок открытия и функционирования в уполномоченных банках накопительных  счетов: если эти вклады направляются на приобретение жилья для молодых  семей, то проценты по ним начисляются  в размере, обеспечивающем индексацию накопленных средств в объеме увеличения стоимости строительства  жилья в результате инфляции.

Значительные  резервы увеличения объемов финансирования жилищного строительства с государственной  поддержкой кроются в совершенствовании  существующей системы льготного  кредитования. Молодым семьям льготные кредиты для приобретения жилья  в собственность следует предоставлять  на условиях реальной возвратности. Для  этого исчисление основного долга  и процентов необходимо осуществлять через валютный эквивалент. Плата  за такой кредит может быть в пределах 3-5% годовых, а разность между стоимостью инвестиционных ресурсов на рынке капитала и льготной процентной ставкой должна покрываться за счет средств государства. При таком подходе возврат заемщиками средств осуществляется с учетом инфляционных потерь и создает возможность наращивания объемов льготного кредитования.

Требует совершенствования  и порядок предоставления льгот  по подоходному налогу. Процесс накопления средств и финансирования строительства  жилья протекает в течение  многих лет. Жилье является дорогим  товаром по отношению к текущим  доходам домохозяйств. Следовательно, льготы по подоходному налогу должны предоставляться в течение ряда лет. Например, освобождение от подоходного  налога на протяжении 5-7 лет (для молодых  семей этот период может быть увеличен и дифференцирован в зависимости  от числа детей) ежегодных доходов  в пределах 5-10% от стоимости приобретенного молодой семьей жилья.

Эта мера содействовала  бы легализации всей совокупности доходов, получаемых этими семьями, и выводу из "теневого" сектора экономики  той части бизнеса, где работают молодые граждане, улучшающие жилищные условия (по данным одного из социологических  исследований, 73,5% молодых семей  и граждан, состоящих на квартирном учете, имеют параллельно с основной заработной палатой еще и дополнительный заработок). Она также стимулировала бы молодые семьи наращивать свои доходы и содействовала бы развитию предпринимательства среди этой категории граждан. Реализация предлагаемых мер позволит мобилизовать инвестиционный потенциал значительной части общества для решения жилищной проблемы молодых семей.

Информация о работе Государственная политика в отношении молодой семьи в РБ