Государственная региональная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 18:28, курсовая работа

Описание работы

Региональная политика является составной частью национальных стратегий социально-экономического развития и исходит из философской концепции власти. В периоды трансформации экономических, социальных и политических отношений государственное регулирование региональных проблем играло важную роль в развитии большинства стран мира. Исследования и методы регулирования регионального развития разных государств имеют общие черты в подходах к внутренним региональным проблемам, так как опираются на богатый мировой опыт.
Средства и формы региональной политики в большинстве государств направлены на решение проблем в депрессивных, старопромышленных, аграрных районах с экстремальными природными условиями, чрезмерной концентрацией населения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Государственная региональная политика в РФ
1.1 Цели и задачи государственной региональной политики…………….4
1.2 Региональная социальная политика : сущность, виды, направления...6
1.3 Принципы разработки и реализации региональных программ………9
1.4 Законодательство в сфере государственной региональной политики..11
Заключение по 1 главе…………………………………………………….12

Глава 2. Анализ государственной региональной политики в Российской Федерации на примере Московской области
2.1 Социально-экономическое и политическое развитие в Московской области……………………………………………………………………………13
2.2 Эффективность государственной региональной политики и способы ее повышения……………………………………………………………………….19

Заключение……………………………………………………………………24
Список литературы и других используемых источников……....26

Файлы: 1 файл

kursovaya_reg_politika (2).doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

Вторая группа – институциональная. Здесь социальная политика играет важнейшую роль в обеспечении населения социальными услугами и рассматривается в качестве более эффективного в социально-экономическом и политическом смыслах средства, чем система частных институтов. Это более конструктивная и перераспределительная политика. С концептуальной точки зрения эта группа в наибольшей степени испытывает влияние социал-демократической идеологии.1

Обе группы различаются  между собой не наличием или отсутствием  тех или иных компонентов, а их соотношением, а также степенью государственного вмешательства в социальную сферу, ролью перераспределительных процессов, степенью приоритета социальных проблем в деятельности региона.

Главное звено в социальной политике региона занимает политика формирования доходов населения. Понятие «доход» представляет собой показатель результатов экономической деятельности. По другому «доход» – это часть произведенного продукта, полученная участником производства в зависимости от своего участия в нем. Экономическая литература использует понятие «доход» как превышение стоимости произведенного продукта над затратами на это производство, а также как долю каждого класса, социальной.

 

1.3 Принципы разработки и реализации региональных программ

 

 Федеральные программы регионального развития ( далее – региональные программы ) в принципе должны разрабатываться не для всех , а только для ограниченного числа проблемных территорий . В отличие от большинства других средств федеральной региональной политики , они нацеливаются на решении не столько текущих ( тактических ) , сколько стратегических задач регионального развития , имеющих общегосударственное значение . Для одних регионов это может быть реструктуризация экономики , для других – преодоление хронической отсталости , активизации полюсов роста , освоение новых природных ресурсов и т.д. Программы создают региональным и федеральным властям долговременные ориентиры для их повседневной управленческой деятельности .

В СССР был накоплен значительный опыт разработки государственных региональных программ : Урало – Кузнецкий комбинат , Ангаро – Енисейская проблема , Западно – Сибирский нефтегазовый комплекс и др. Научные основы построения таких программ в значительной мере сохраняют свое значение и в настоящее время . Однако условия реализации разрабатываемых программ теперь качественно иные : отсутствие централизованного планирования и управления , множество собственников и рыночная среда , открытость экономики , возросшая роль региональных и местных властей . Базовыми методологическими принципами разработки и реализации региональных программ в современных условиях являются :

• Комплексность и  синхронность целей и задач программы  на каждом этапе ее выполнения ;

 • Целевая направленность  и системность мероприятий программы  ;

 • Вариантная разработка мероприятий программы с учетом неопределенности ( альтернативности ) условий ее реализации ;

 • Ресурсная обеспеченность  программы ;

 • Адресность заданий  программы ( исполнители . сроки  ., контрольные показатели и т.п. ) ;

• Обеспечение управляемости программы ( создание необходимых правовых, организационных , финансовых механизмов ) .

Главным нормативным  документом регионального программирования является Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ , утвержденный Правительством Российской Федерации 1995 г. Уточненный в 1996 г.

Инициаторами разработки федеральных программ регионального  развития чаще всего выступают администрации  субъектов федерации . Обоснования  предлагаемой программы включают формирование важнейших проблем , требующих программной проработки , анализ причин их возникновения , оценку возможной социально – экономической эффективности программы , потребностей в ресурсах и возможных источников их осуществления , рекомендации о составе государственных заказчиков , разработчиков и исполнителей программы .

Решение о разработке федеральной региональной программы  принимает Правительство Российской Федерации . Оно же назначает государственного заказчика, несущего основную ответственность  за разработку и реализацию программы ( чаще всего это Министерство экономики ; для особо сложных программ , например развития Дальнего Востока и Забайкалья , назначается несколько государственных заказчиков , один из которых становится координатором ) . Государственный заказчик ( координатор ) определяет разработчиков программы , в том числе головного разработчика ( как правило , им становится научно – исследовательский институт , например СОПС ) , и поручает им подготовку проекта программы на основе исходного задания .

 Проект программы  должен включать :

 • Цели и задачи  программы (качественно и количественно  конкретизированные);

• Этапы и сроки  выполнения программы ;

 • Структуру программы  ( состав подпрограмм по направлениям : природно – ресурсный и демографический  потенциал , развитие основных производств и инфраструктуры , научно – техническое развитие , межрегиональное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность , охрана окружающей среды и т.п. ) ;

 • Систему программных  мероприятий ( по направлениям ) ;

• Обоснование финансовых и других затрат ;

• Расчеты социально  – экономической эффективности  и оценку экологических последствий ;

 • Характеристику  механизмов осуществления программы  ( необходимые нормативно - правовые  и институциональные изменения  , система стимулирования и привлечения финансовых ресурсов , организация управления программой и контроля за ходом ее выполнения ) ;

 • Сведения о  государственных заказчиках и  исполнителях программы .

В процессе подготовки программы  разрабатывается концепция , различные  сценарии и прогнозы , применяются разнообразные аналитические методы .

После завершения разработки проекта программы госзаказчик  организует согласование предусмотренных  в нем мероприятий и источников финансирования с федеральными министерствами и ведомствами , органами власти субъектов федерации, предпринимательскими структурами – исполнителями программы . Проводится экспертиза проекта , а по результатам – соответствующая доработка . Комплексная экспертиза проектов крупных программ осуществляется экспертным советом при Правительстве Российской Федерации .

 

 

 

1.4 Законодательство в сфере государственной региональной политики

 

1. Законодательство в  сфере государственной региональной  политики основано на Конституции  Российской Федерации и федеральных  конституционных законах и состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона «О Государственной доктрине регионального развития Российской Федерации», иных федеральных законов, регулирующих отношения в сфере государственной региональной политики, а также законов субъектов Российской Федерации.

2. Нормы, содержащиеся  в иных федеральных законах  в сфере государственной региональной  политики, должны соответствовать  настоящему Федеральному закону.

3. Субъекты Российской  Федерации принимают законы по  вопросам государственной региональной политики в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, предусмотренными пунктом 1 настоящей статьи.

4. Нормы, содержащиеся  в законах субъектов Российской  Федерации, не должны противоречить  настоящему Федеральному закону.

5. Иные нормативные  правовые акты по вопросам  государственной региональной политики  принимаются в случаях, предусмотренных  законодательством в сфере государственной  региональной политики.

 

 

 

 

 

 

Заключение  по 1 главе

 

Региональная политика - очень важная составляющая практически любой политики как на федеральном, так и на субфедеральном и местном уровнях. Региональная политика - самостоятельная и необходимая часть политической и правовой основы общества и всего государства.

Будущее России во многом определяется именно проводимой сейчас в нашей стране региональной политикой. Только при разумной, целостной и учитывающей интересы государства, регионов и населения региональной политике можно вообще говорить об этом будущем России как единой и процветающей страны. К сожалению, современная региональная политика Российской Федерации редко отвечает хотя бы одному из этих критериев.

Поэтому назрела необходимость  проведения не только различных экономических  и социально-экономических реформ в нашей стране, но также и единой и комплексной ''региональной'' реформы. В перспективе эта реформа должна быть направлена на сохранение единого как в социальном, экономическом так и политическом аспектах государства, выравнивание уровней развития регионов, повышение уровня жизни населения, дальнейшее развитие региональных и общегосударственной экономик, превращение России в развитое правовое демократическое федеративное государство.

Россия - особое государство. Нахождение ее на стыке Востока и  Запада, а также огромная территория не позволяют применить в полной мере опыт других стран. Поэтому нужно искать не универсальную ''формулу'' выхода из кризиса, а ''формулу'', учитывающую специфику России. Региональная политика должна во многом способствовать этому.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ государственной региональной политики в Российской Федерации на примере Московской области

 

2.1 Социально-экономическое  и политическое развитие в  Московской области

Проблемы на региональном уровне одинаковы: демография, экономика, жилищные проблемы, экология, здравоохранение и т.д.

Федеральный центр озвучивает одни и те же цели развития для всех субъектов. Но у каждого региона есть особенности: климат, население, обеспеченность ресурсами, удаленность от центра. Исходя из этого, подходы к решению проблем на местном уровне будут разными. При этом, государство должно учитывать эти тонкости, чтобы политика была более эффективной.

Московская область - субъект Российской Федерации, входит в состав Центрального федерального округа.

Территория области  составляет 47 тыс. кв. км (0,28% территории России). Московская область вместе с Москвой образуют ядро Центрального федерального округа, которое граничит с Рязанской, Тульской, Калужской, Смоленской, Тверской, Ярославской и Владимирской областями [13, c. 1].

Общая численность населения  составляет 6 752 677 (2010) (6 712 582 -2009, 6 672 773 - 2008, 6 628 107 - 2006). Средняя плотность  населения - 147,4 чел/км² (2010) - самая большая  среди российских регионов (без учёта  гг. Москва и Санкт-Петербург), что  обусловлено высокой долей городского населения - 80,85 % (2010). Наибольшая плотность имеет место в ближайших к Москве районах (Люберецком, Балашихинском, Химкинском, Красногорском и др.), наименьшая - в окраинных районах - Лотошинском, Шаховском, Можайском, где она составляет около 20 чел./км²; редко заселена также восточная часть Мещёрской низменности (менее 20 чел./км²) [14, c. 1].

По данным территориального органа Росстата по Московской области  в ходе проведения Всероссийской  переписи населения 2010 года в переписные листы было внесено 6896,8 тыс. человек постоянно проживающих на территории Московской области и 31,6 тыс. человек временно находящихся на территории Московской области, но постоянно проживающих за ее границами. При подведении окончательных итогов в состав населения области предстоит включить «специальные контингенты» населения (военнослужащие срочной службы, заключенные, находящиеся под следствием, жители закрытых административно-территориальных образований и некоторые другие категории населения [14, c. 1].

Город Москва хотя и считается административным центром Московской области, а также  целиком окружен её территорией, однако имеет особый территориальный  статус - это город федерального значения (Конституция РФ, статья 65), субъект РФ.

Бюджет Московской области на 2010 год, после корректировки Думой 11 ноября 2010 года составил:

- доходы - 232,4 миллиардов рублей;

- расходы - 241,9 миллиардов рублей.

Дефицит бюджета - 9,5 миллиардов рублей.(Внесены  изменения в бюджет Московской области  на 2010 год, Московская областная Дума, 11.11.2010)

Согласно тогда же утверждённому  бюджету на 2011 год, доходы Московской области в следующем году превысят 237 миллиардов рублей, а расходы составят около 227 миллиардов рублей. Таким образом  ожидается профицит 9,8 миллиардов рублей. (Мособлдума утвердила бюджет Московской области на 2011 год, 11.11.2010)

По объёму промышленного производства Московская область занимает среди  регионов России второе место (после  Москвы). Промышленность региона использует преимущественно привозное сырьё; она основывается на мощной научно-технической базе и высококвалифицированных трудовых ресурсах; тесно связана с промышленностью Москвы.

Информация о работе Государственная региональная политика