Государственная региональная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 18:28, курсовая работа

Описание работы

Региональная политика является составной частью национальных стратегий социально-экономического развития и исходит из философской концепции власти. В периоды трансформации экономических, социальных и политических отношений государственное регулирование региональных проблем играло важную роль в развитии большинства стран мира. Исследования и методы регулирования регионального развития разных государств имеют общие черты в подходах к внутренним региональным проблемам, так как опираются на богатый мировой опыт.
Средства и формы региональной политики в большинстве государств направлены на решение проблем в депрессивных, старопромышленных, аграрных районах с экстремальными природными условиями, чрезмерной концентрацией населения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Государственная региональная политика в РФ
1.1 Цели и задачи государственной региональной политики…………….4
1.2 Региональная социальная политика : сущность, виды, направления...6
1.3 Принципы разработки и реализации региональных программ………9
1.4 Законодательство в сфере государственной региональной политики..11
Заключение по 1 главе…………………………………………………….12

Глава 2. Анализ государственной региональной политики в Российской Федерации на примере Московской области
2.1 Социально-экономическое и политическое развитие в Московской области……………………………………………………………………………13
2.2 Эффективность государственной региональной политики и способы ее повышения……………………………………………………………………….19

Заключение……………………………………………………………………24
Список литературы и других используемых источников……....26

Файлы: 1 файл

kursovaya_reg_politika (2).doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

Такие компании участвуют  в государственной региональной политике. Но политика, проводимая ими, не обязательно полезна для России.

Правительство должно контролировать соблюдение общенациональных интересов, иначе удовлетворение общественно-значимых потребностей станет редкой случайностью.

При рыночном хозяйствовании государство располагает лишь частью материальных и финансовых ресурсов. В России государственная собственность  отдана в частные руки раньше, чем  была обеспечена гарантия надежного пополнения доходов бюджета. Под влиянием роста внутреннего и внешнего долга постепенно осуществляется переход к при  а не потребностей страны.

Недостаточное внимание, уделяемое вопросам поддержки и  развития малого предпринимательства, не позволяет обеспечить рост экономической эффективности функционирования предприятий малого и среднего бизнеса, хотя именно малое предпринимательство, не требуя крупных стартовых инвестиций, гарантирует быстрый оборот ресурсов, высокую динамику роста, помогает экономно и оперативно решать проблемы реструктуризации экономики, гибко реагирует на изменение конъюнктуры рынка, придаёт экономике дополнительную стабильность [13, c. 1].

К сожалению, достаточно велико влияние отдельных негативных явлений в экономической, общественной и политической жизни России, являющихся серьёзными препятствиями для осуществления эффективного политического курса на развитие малого и среднего предпринимательства:

- избыточные административные  барьеры и коррупция в системе  государственных, в том числе контролирующих органов;

- негативное восприятие  предпринимателей отдельными представителями  властных структур как лиц,  благосостояние которых достигается  исключительно благодаря уклонению  от установленных законом норм  и правил ведения бизнеса;

- недоверие граждан  к государственной политике в  сфере предпринимательства, выражающееся, в частности, в таких формах, как «консервация» личных сбережений, теневая предпринимательская деятельность;

- недостаточный уровень  предпринимательской культуры и активности, низкая эффективность консолидации усилий предпринимателей по защите собственных прав и интересов.

Один из критериев  эффективности выполнения политики - координация действий всех участников и организаторов процесса ее реализации. Выделяют следующие группы участников исполнения политики:

- индивиды;

- общественные и политические  организации, группы;

- государственные институты  и структуры;

- политическая и финансовая  элита. 

Координация политики - применяемые  для достижения поставленных целей  механизмы и методы согласования действий организационных структур и индивидов, участвующих в политическом цикле. Координация также осуществляется на всех этапах политического цикла. Различают политическую (согласование политических интересов) и административную (решение конкретных вопросов) координацию; вертикальную координацию (между организациями, находящимися в подчинении) и горизонтальную координацию (между организациями, независимыми друг от друга в правовом поле). Горизонтальная координация осуществляется посредством работы межведомственных комитетов (советов); ведущих организаций; принятия официальных договоров о взаимодействии. Вертикальная координация, соответственно, - через механизмы разделения труда, организационную иерархию. Россия является федеративным государством, и значимая роль в политическом цикле принадлежит межрегиональной координации.

К факторам эффективности  политики можно отнести: во-первых, организационно-функциональные отношения  внутри системы государственного управления: слабая реакция государственной политики, как правило, проявляется там, где отсутствует четкое разделение властных полномочий между различными государственными органами и организациями; во-вторых, качество разработанной политики, государственной программы или решения; в-третьих, точность заданий и их интерпретация исполнителями [12, c. 1].

Исполнительная власть РФ в направлении совершенствования  государственной региональной антинаркотической  политики стала реформироваться  только в 2003 году, благодаря Президенту РФ .В. В. Путин осознал реальность наркоугрозы для национальной безопасности и усилил организационное обеспечение антинаркотической политики, создав мощную федеральную службу контроля наркотиков (ФСКН) России. Она обязана остановить рост удельного веса населения, вовлеченного в незаконный оборот наркотиков (НОН). Поэтому кроме борьбы с наркопреступностью, ФСКН РФ определены задачи реализации антинаркотической политики и координации всех органов исполнительной власти (правительство РФ, министерства, региональные правительств). Однако эта организационная новация не изменила идеологии управления - стремления исполнительной власти простыми средствами решать сложнейшие проблемы. Попыткой отделить наркоманов от наркоборонов объясняют сторонники принятия Правительством РФ Постановление №231 6 мая 2005 года (об утверждение размеров средних разовых доз), которое по своей сути противоречит целям государства, регламентированным еще в 1998 году Федеральным Законом РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Создали службу по борьбе с наркотиками, по СМИ транслируется социальная реклама, агитация которой за здоровый образ жизни. Не смотря на попытки повлиять на ситуацию, государственная региональная политика не может считаться эффективной. К сожалению, положительной динамики в этой сфере не наблюдается.

Методы повышения эффективности  государственной региональной политики многочисленны. Среди них можно  назвать и государственное финансирование на более высоком уровне, и редактирование областного законодательства, и жесткий контроль исполнения законов «сверху».

Таким образом, наибольшее влияние на государственную региональную политику оказывает финансирование, и грамотное проведение политики в сфере экономики повлечет за собой повышение эффективности.

Среди причин недостаточной эффективности федеральных программ регионального развития также можно назвать:

- отсутствие единой  методологической и методической  базы при разработке региональных  программ и их концепций, низкий  методический уровень анализа,  планирования и прогнозирования регионального бюджетного процесса, региональных рынков, проводящихся без учета фактора обеспечения экономической безопасности региона;

- недостаточный учет  в процессе разработки и реализации  программ социально-экономического  развития процессов глобализации мировой экономики;

- распределительный принцип  построения программ, основанный  исключительно на внутренних  источниках финансовых ресурсов, неувязка программ развития бюджетообразующих  предприятий, их инвестиционных  проектов и программ с инвестиционными и финансовыми региональными приоритетами и интересами, тем более тенденциями развития социальной сферы субъекта Российской Федерации;

- отсутствие системного  подхода и адекватного современным  требованиям стратегического планирования  развития региона.

Государственные служащие нужны в любом государстве. От эффективности исполнения ими своих  должностных обязанностей зависит  на самом деле эффективность всего  государственного управления [12, c. 1]

Чиновники являются посредниками между Федеральным центром и населением страны. Их заинтересованность в реализации государственной региональной политики, в свою очередь, влечет за собой повышение ее эффективности. Иначе ни о какой эффективности невозможно говорить.

Для эффективной государственной  региональной политики и улучшения жизни населения, необходимо затронуть все аспекты политической сферы. Сюда можно отнести и улучшение межрегиональных отношений. Можно выделить концепцию государственной региональной политики в области подготовки кадров.

Основной целью государственной региональной политики в сфере подготовки кадров является реализация геополитических и социально-экономических интересов субъекта Российской Федерации, полноправное и полноценное участие в процессе развития образования, обеспечение высокого качества подготовки и конкурентоспособности выпускников образовательных учреждений на российском рынке образования и труда.

Молодые люди - основная часть жителей России, это будущее  государства. У них существует ряд  проблем, и государственная региональная политика реализует меры по ликвидации этих проблем.

От позиции молодежи в общественно-политической жизни, стабильности и активности будет  зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований, именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам.Для реализации государственной региональной политики в молодежной сфере в РФ привлекают общественные объединения, иные не коммерческие организации и граждан к осуществлению на условиях договоров деятельности в указанной области, используют меры по стимулированию такой деятельности. Но это чаще происходит в предвыборный период с целью получения большинства голосов. Необходимо прикладывать усилия, чтобы вовлекать молодёжь в жизнь РФ. Здесь же встают вопросы патриотизма, здорового, активного образа жизни и осознания себя полноценной личностью, членом общества России. Опыт реализации федеральных программ в России за последние десятилетия неосознанно создал банк данных типовых механизмов решений- один из надёжных путей создания модельного инструментария реализации программ социально-экономического развития регионов. Итак нельзя сказать однозначно об эффективности государственной региональной политики в РФ. Многие сферы, однозначно, нуждаются в поддержке Федерального центра. Способов повышения эффективности государственной региональной политики множество. Но по результатам проведённого анализа, самым действенным являются финансирование субъекта РФ.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В процессе работы была исследована  государственная региональная политика в РФ. Сделаны следующие выводы: Государственная региональная политика- это взаимоотношения Федерального центра и субъектов РФ. Она имеет аспекты: экономический, политический и социальный. Таким образом, государственная региональная политика охватывает все уровни развития субъекта РФ. Государственная региональная политика направлена на ликвидацию проблем в субъектах РФ и выравнивание социально-экономического развития в России только формируется. Большой шаг в становлении сделан в 2007 году посредством проекта ФЗ “Об основах государственной региональной политике, порядке её разработки и реализации”. Показателями для оценки эффективности государственной региональной политики являются: состояние здоровья граждан, жилищные условия, развитие промышленности и энергетики, экономика-то есть обще социально-экономическое и политическое развитие. Нельзя однозначно сказать об эффективности государственной региональной политике в РФ. Многие сферы, однозначно, нуждаются в поддержке Федерального центра. На решение проблем необходимы средства из федерального бюджета – по результатам проведённого анализа, этот способ повышения эффективности является самым действенным. Московская область входит в группу развитых регионов, но существует ряд проблем, которые требуют решения, необходимы меры по активизации государственной региональной политике в РФ.

 Недостаточно хорошо работает программа Правительства МО “Развитие системы ипотечного жилищного кредитования в МО в 2005-2010 годах”.Реально вселившихся в “ипотечные” квартиры людей немного: всего 1.5 тыс. Семей в нескольких городах Подмосковья. По сравнению с тысячами семей это капля в море.

 Московская область относится к областям с неблагополучной экологической ситуацией. Загрязнение природной среды по некоторым параметрам достигло не виданных масштабов. Только убытки экономического характера, не принимая во внимание вред экологического характера и здоровью людей, по подсчётам специалистов, ежегодно составляют сумму, равную половине дохода региона. В целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности населения МО:

- разработка мер по предупреждению возникновения природных и антропогенных чрезвычайных ситуаций.

-   разработка и реализация в сфере окружающей среды и экологической безопасности.

За время реализации областной целевой программы развития субъектов малого предпринимательства в МО, оборот малых предприятий увеличился в 3,4 раза, объем налоговых поступлений от малого предпринимательства в бюджет Московской области и бюджеты муниципальных образований Московской области - в три раза, или на 28,4 миллиарда рублей. Привлечено инвестиций в объеме более 43 миллиардов рублей. Однако деятельность малых и средних предприятий еще остается недостаточно эффективной:

- доля продукции, произведенной  малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта пока незначительна и оценивается на уровне 17%.

- если в строительстве,  торговле, отдельных отраслях обрабатывающей  промышленности малое и среднее  предпринимательство развивается  динамично, то в сфере коммунального хозяйства, жилищной сфере развития практически нет.

Программой предусмотрено  увеличение доли малых и средних  предприятий в таких важных для  Московской области направлениях, как  здравоохранение, жилищное и коммунальное хозяйство.

Анализ показал, что существует ряд проблем, которые требуют решения, необходимы меры по активизации государственной региональной политики в РФ и в частности в Московской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы и других используемых источников:

 

 

1. Атаманчук  Г. В. Теория государственного  управления. Kуpc лекций - М.: Юрид. лит. , 2006. - 400 с.

2 . Гладкий  Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение: Учебник / Ю.Н. Гладкий, А.И. Чистобаев.  – М.: Гардарики, 2007. – 384 с.

Информация о работе Государственная региональная политика