Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 18:28, курсовая работа
Региональная политика является составной частью национальных стратегий социально-экономического развития и исходит из философской концепции власти. В периоды трансформации экономических, социальных и политических отношений государственное регулирование региональных проблем играло важную роль в развитии большинства стран мира. Исследования и методы регулирования регионального развития разных государств имеют общие черты в подходах к внутренним региональным проблемам, так как опираются на богатый мировой опыт.
Средства и формы региональной политики в большинстве государств направлены на решение проблем в депрессивных, старопромышленных, аграрных районах с экстремальными природными условиями, чрезмерной концентрацией населения.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Государственная региональная политика в РФ
1.1 Цели и задачи государственной региональной политики…………….4
1.2 Региональная социальная политика : сущность, виды, направления...6
1.3 Принципы разработки и реализации региональных программ………9
1.4 Законодательство в сфере государственной региональной политики..11
Заключение по 1 главе…………………………………………………….12
Глава 2. Анализ государственной региональной политики в Российской Федерации на примере Московской области
2.1 Социально-экономическое и политическое развитие в Московской области……………………………………………………………………………13
2.2 Эффективность государственной региональной политики и способы ее повышения……………………………………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………24
Список литературы и других используемых источников……....26
Такие компании участвуют
в государственной региональной
политике. Но политика, проводимая ими,
не обязательно полезна для
Правительство должно контролировать соблюдение общенациональных интересов, иначе удовлетворение общественно-значимых потребностей станет редкой случайностью.
При рыночном хозяйствовании государство располагает лишь частью материальных и финансовых ресурсов. В России государственная собственность отдана в частные руки раньше, чем была обеспечена гарантия надежного пополнения доходов бюджета. Под влиянием роста внутреннего и внешнего долга постепенно осуществляется переход к при а не потребностей страны.
Недостаточное внимание, уделяемое вопросам поддержки и развития малого предпринимательства, не позволяет обеспечить рост экономической эффективности функционирования предприятий малого и среднего бизнеса, хотя именно малое предпринимательство, не требуя крупных стартовых инвестиций, гарантирует быстрый оборот ресурсов, высокую динамику роста, помогает экономно и оперативно решать проблемы реструктуризации экономики, гибко реагирует на изменение конъюнктуры рынка, придаёт экономике дополнительную стабильность [13, c. 1].
К сожалению, достаточно велико влияние отдельных негативных явлений в экономической, общественной и политической жизни России, являющихся серьёзными препятствиями для осуществления эффективного политического курса на развитие малого и среднего предпринимательства:
- избыточные административные барьеры и коррупция в системе государственных, в том числе контролирующих органов;
- негативное восприятие
предпринимателей отдельными
- недоверие граждан
к государственной политике в
сфере предпринимательства,
- недостаточный уровень предпринимательской культуры и активности, низкая эффективность консолидации усилий предпринимателей по защите собственных прав и интересов.
Один из критериев эффективности выполнения политики - координация действий всех участников и организаторов процесса ее реализации. Выделяют следующие группы участников исполнения политики:
- индивиды;
- общественные и политические организации, группы;
- государственные институты и структуры;
- политическая и финансовая элита.
Координация политики - применяемые для достижения поставленных целей механизмы и методы согласования действий организационных структур и индивидов, участвующих в политическом цикле. Координация также осуществляется на всех этапах политического цикла. Различают политическую (согласование политических интересов) и административную (решение конкретных вопросов) координацию; вертикальную координацию (между организациями, находящимися в подчинении) и горизонтальную координацию (между организациями, независимыми друг от друга в правовом поле). Горизонтальная координация осуществляется посредством работы межведомственных комитетов (советов); ведущих организаций; принятия официальных договоров о взаимодействии. Вертикальная координация, соответственно, - через механизмы разделения труда, организационную иерархию. Россия является федеративным государством, и значимая роль в политическом цикле принадлежит межрегиональной координации.
К факторам эффективности политики можно отнести: во-первых, организационно-функциональные отношения внутри системы государственного управления: слабая реакция государственной политики, как правило, проявляется там, где отсутствует четкое разделение властных полномочий между различными государственными органами и организациями; во-вторых, качество разработанной политики, государственной программы или решения; в-третьих, точность заданий и их интерпретация исполнителями [12, c. 1].
Исполнительная власть
РФ в направлении
Создали службу по борьбе с наркотиками, по СМИ транслируется социальная реклама, агитация которой за здоровый образ жизни. Не смотря на попытки повлиять на ситуацию, государственная региональная политика не может считаться эффективной. К сожалению, положительной динамики в этой сфере не наблюдается.
Методы повышения
Таким образом, наибольшее влияние на государственную региональную политику оказывает финансирование, и грамотное проведение политики в сфере экономики повлечет за собой повышение эффективности.
Среди причин недостаточной эффективности федеральных программ регионального развития также можно назвать:
- отсутствие единой
методологической и
- недостаточный учет
в процессе разработки и
- распределительный принцип
построения программ, основанный
исключительно на внутренних
источниках финансовых
- отсутствие системного
подхода и адекватного
Государственные служащие нужны в любом государстве. От эффективности исполнения ими своих должностных обязанностей зависит на самом деле эффективность всего государственного управления [12, c. 1]
Чиновники являются посредниками между Федеральным центром и населением страны. Их заинтересованность в реализации государственной региональной политики, в свою очередь, влечет за собой повышение ее эффективности. Иначе ни о какой эффективности невозможно говорить.
Для эффективной государственной региональной политики и улучшения жизни населения, необходимо затронуть все аспекты политической сферы. Сюда можно отнести и улучшение межрегиональных отношений. Можно выделить концепцию государственной региональной политики в области подготовки кадров.
Основной целью государственной региональной политики в сфере подготовки кадров является реализация геополитических и социально-экономических интересов субъекта Российской Федерации, полноправное и полноценное участие в процессе развития образования, обеспечение высокого качества подготовки и конкурентоспособности выпускников образовательных учреждений на российском рынке образования и труда.
Молодые люди - основная часть жителей России, это будущее государства. У них существует ряд проблем, и государственная региональная политика реализует меры по ликвидации этих проблем.
От позиции молодежи
в общественно-политической жизни,
стабильности и активности будет
зависеть темп продвижения России по
пути демократических
Заключение
В процессе работы была исследована государственная региональная политика в РФ. Сделаны следующие выводы: Государственная региональная политика- это взаимоотношения Федерального центра и субъектов РФ. Она имеет аспекты: экономический, политический и социальный. Таким образом, государственная региональная политика охватывает все уровни развития субъекта РФ. Государственная региональная политика направлена на ликвидацию проблем в субъектах РФ и выравнивание социально-экономического развития в России только формируется. Большой шаг в становлении сделан в 2007 году посредством проекта ФЗ “Об основах государственной региональной политике, порядке её разработки и реализации”. Показателями для оценки эффективности государственной региональной политики являются: состояние здоровья граждан, жилищные условия, развитие промышленности и энергетики, экономика-то есть обще социально-экономическое и политическое развитие. Нельзя однозначно сказать об эффективности государственной региональной политике в РФ. Многие сферы, однозначно, нуждаются в поддержке Федерального центра. На решение проблем необходимы средства из федерального бюджета – по результатам проведённого анализа, этот способ повышения эффективности является самым действенным. Московская область входит в группу развитых регионов, но существует ряд проблем, которые требуют решения, необходимы меры по активизации государственной региональной политике в РФ.
Недостаточно хорошо работает программа Правительства МО “Развитие системы ипотечного жилищного кредитования в МО в 2005-2010 годах”.Реально вселившихся в “ипотечные” квартиры людей немного: всего 1.5 тыс. Семей в нескольких городах Подмосковья. По сравнению с тысячами семей это капля в море.
Московская область относится к областям с неблагополучной экологической ситуацией. Загрязнение природной среды по некоторым параметрам достигло не виданных масштабов. Только убытки экономического характера, не принимая во внимание вред экологического характера и здоровью людей, по подсчётам специалистов, ежегодно составляют сумму, равную половине дохода региона. В целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности населения МО:
- разработка мер по предупреждению возникновения природных и антропогенных чрезвычайных ситуаций.
- разработка и реализация в сфере окружающей среды и экологической безопасности.
За время реализации областной целевой программы развития субъектов малого предпринимательства в МО, оборот малых предприятий увеличился в 3,4 раза, объем налоговых поступлений от малого предпринимательства в бюджет Московской области и бюджеты муниципальных образований Московской области - в три раза, или на 28,4 миллиарда рублей. Привлечено инвестиций в объеме более 43 миллиардов рублей. Однако деятельность малых и средних предприятий еще остается недостаточно эффективной:
- доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта пока незначительна и оценивается на уровне 17%.
- если в строительстве,
торговле, отдельных отраслях
Программой предусмотрено увеличение доли малых и средних предприятий в таких важных для Московской области направлениях, как здравоохранение, жилищное и коммунальное хозяйство.
Анализ показал, что существует ряд проблем, которые требуют решения, необходимы меры по активизации государственной региональной политики в РФ и в частности в Московской области.
Список литературы и других используемых источников:
1. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. Kуpc лекций - М.: Юрид. лит. , 2006. - 400 с.
2 . Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение: Учебник / Ю.Н. Гладкий, А.И. Чистобаев. – М.: Гардарики, 2007. – 384 с.