Гражданская культура молодежи Смоленской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 15:24, научная работа

Описание работы

Каждая наука дает свое объяснение формированию гражданской культуры. Проблемой выступает сведение знаний частных наук в целостный образ, обоснование социально-философского понимания гражданской культуры, выработка четких теоретических представлений о сущности гражданской культуры, об инструментах и средствах ее формирования. Проблема формирования гражданской культуры имеет определенное освещение в работах политического, философского, правового, социологического профиля
Данный факт обусловил выбор темы исследования: гражданская культура молодежи в Смоленской области
Цель настоящего исследования состоит в изучении факторов, влияющих на формирование гражданской культуры и эффективных способах, повышающих уровень гражданской культуры молодежи.

Файлы: 1 файл

Гражданская культура молодежи Смоленской Области!.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

Введение

Россия на современном этапе  находится в процессе становления  правового государства и гражданского общества. Важной движущей силой на этом пути может быть осознание гражданами их роли в этом процессе и ответственности  за свою судьбу, условия своей  жизни. Именно нравственно-правовая осведомленность и высокий уровень гражданской культуры в решении повседневных вопросов способны сформировать Россию как правовое государство.

Поэтому  важнейшим  критерием  формирования  гражданского  общества  является гражданская культура. Многомерность гражданской культуры и сложность данного феномена обусловили обращение к ее исследованию политологов, социологов, юристов, философов. Интересные научные результаты содержатся в трудах таких авторов как: В.Н. Амелина, Н.М.Кейзерова, А.Ю.Мельвиля, А.И.Никитина, П.А.Сергиенко, А.И.Соловьева, М.Ф.Черныша. Особенно широк круг работ, где гражданская культура рассматривается в связи с проблемами гражданского общества, это монографии и статьи следующих авторов: К.С. Гаджиева, А.П. Кравченко, А.П.Кочеткова, Ю.А. Красина, И. Б. Левина, С.М. Липсет, Л.М.Романенко, Ю.М. Резника, В.Г. Смолькова.

 Каждая наука дает свое объяснение формированию гражданской культуры. Проблемой выступает сведение знаний частных наук в целостный образ, обоснование социально-философского понимания гражданской культуры, выработка четких теоретических представлений о сущности гражданской культуры, об инструментах и средствах ее формирования. Проблема формирования гражданской культуры имеет определенное освещение в работах политического, философского, правового, социологического профиля

Данный факт обусловил выбор  темы исследования: гражданская культура молодежи в Смоленской области

Цель настоящего исследования состоит  в изучении факторов, влияющих на формирование гражданской культуры и эффективных способах, повышающих уровень гражданской культуры молодежи.

 

 

 

1.Гражданское общество: понятие и признаки.

Гражданское общество - это негосударственная часть общественно-политической жизни; это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур, обеспечивающих условия политической деятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей и интересов личности и социальных групп и объединений.   

Идея гражданского общества возникла в середине 17-го века. Впервые термин "гражданское общество" был употреблен Г. Лейбницем (1646 - 1716), немецким философом, ученым и общественным деятелем. Значительный вклад в разработку проблем гражданского общества внесли Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье.     

Концепция гражданского общества в  работах этих мыслителей базировались на идеях естественного права  и общественного договора.     

Человек, как личность, стремится  к свободе и реализации своих  естественных прав. Но как существо общественное, человек не может жить вне общества и особенно вне государства, а значит, реализация его естественных прав затрудняется государством, в частности властью. Гражданское общество подразумевает добровольную передачу личностью государству своих прав, с одной стороны, а с другой - ограничение государственной власти в интересах реализации гражданами своих свобод. Главное условие действенности гражданского общества - добровольность и взаимность подобного договора между гражданами и государством.   

Особое место в разработке концепций гражданского общества занимают идеи Г. Гегеля. По его мнению, гражданское общество это своеобразная стадия в диалектическом движении от семьи к государству. "Гражданское общество, - писал он, - есть дифференциация, которая выступает между семьей и государством, хотя развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства"1.     

По Гегелю, гражданское общество включает рыночную экономику, социальные классы и политические институты  и составляет комплекс частных лиц; деятельность гражданского общества регулируется правом и само оно прямо не зависит от государства.     

Особый подход к проблеме гражданского общества у К. Маркса. Он рассматривает  гражданское общество как сферу  материальной, экономической жизни, как общественную организацию, развивающуюся непосредственно из производства и обращения.

По Марксу, гражданское общество, это совокупность экономических, производственных отношений, которые соответствуют  производительным силам общества и  образуют базис государства. В гражданском обществе происходят революционные изменения: ликвидация частной собственности и эксплуататорских классов. Эти революционные преобразования приводят к тому, что владельцами средств производства становятся ранее угнетенные классы, исчезает эксплуатация человека человеком и происходит отмирание государства - основного орудия угнетения2.     

В современной политологии общество рассматривается как совокупность гражданского общества и государства, как основного института политической власти. Гражданское общество выступает связующим звеном между гражданином и государством. В нем осуществляется повседневная политическая жизнь людей.     

Среди ученых нет единого взгляда  на происхождение гражданского общества. Одни видят зачатки общества уже  на первобытнообщинной стадии развития, когда начинают формироваться семейные и родовые общины.  Другие считают, что с появлением частной собственности и эксплуататорских классов, гражданское общество создает государство как орган господствующего класса. Третьи считают, что гражданское общество появилось как протест граждан против всевластия государства, как желание людей реализовать свои права и свободы3.

Характерные признаки современного гражданского общества:

  • наличие в обществе свободных владельцев средств производства;
  • развитость и разветвленность демократии;
  • правовая защищенность граждан;
  • определенный уровень гражданской культуры.

Гражданская культура при этом понимается как лояльная политическая культура, при которой участие в политике совместимо со спокойствием, доверием и уважением к властям. Но в современной России, увы, отношения между гражданами и властью далеко не доверительные, и это связано с невысоким уровнем гражданской культуры населения, в частности молодежи.

 

2.Гражданская культура: понятие, содержание.

Понятие гражданской культуры передает прежде всего уровень осознания  гражданином общественных задач, его  практической активности в деле претворения  их в жизнь. В этом смысле она –  структурный элемент гражданской  жизни и выражает степень зрелости общества, способность обеспечения общегражданских интересов, форм и механизмов выработки и реализации совместных решений, согласованных действий. Поэтому гражданскую культуру можно именовать «культурой общежития», имеющей источником традиционные нормы, ценности, представления. Значит, гражданская культура не носит политического характера, а ее уровень определяет общекультурное развитие человека.

В гражданской культуре находит  отражение демократическая система  сдержек и противовесов, которая  проявляется в поддержании баланса между:

• властью и ответственностью правящей элиты: гражданам надлежит держать  ее под контролем (главным образом, посредством выборов), но при этом не посягать на ее властные функции, успешное исполнение которых требует профессиональных навыков;

• политической активностью и пассивностью граждан: им следует быть достаточно влиятельными, чтобы навязывать элите  ответственное поведение, однако это  влияние не должно мешать ей принимать  необходимые, в том числе непопулярные, решения;

• их рациональными и эмоциональными ориентациями: обеспечение такого равновесия позволяет избежать чрезмерно прагматического или излишне пристрастного отношения к политике;

• согласием и разногласиями  между ними (по Т. Парсонсу, должна быть «ограниченная поляризация»): наличие консенсуса по основным вопросам социально-политического устройства при поддержании политической конкуренции.

Что касается структуры гражданской  культуры, то ее «компонентами ядра»  на уровне сознания является гражданственность, на уровне поведения –  политическая активность.

Под гражданственностью подразумевается  прежде всего сознательная включенность индивида в дела политического сообщества. Она предполагает наличие четкой политической идентификации (соотнесенности с группой, нацией, государством), высокой степени политической компетентности (интереса к политике, знаний о ней), приверженности демократическим ценностям (принятие идей свободы, равенства, социальной справедливости и др.), высокого уровня доверия и сотрудничества в общественно-политической сфере.

Активное участие индивида в  политической жизни включает в себя как голосование на выборах, так  и внеэлекторальные формы активности (участие в деятельности политических партий, общественных организаций, в  местном самоуправлении, в массовых акциях, включая протестные). Причем это не мобилизационная активность, навязанная «сверху» (по инициативе власти), а именно автономное участие, организованное «снизу».

Авторы концепции гражданской  культуры подчеркивают, что носителем  такой культуры является «потенциально активный гражданин». Его участие в политическом процессе не является постоянным, однако он обладает навыками активистской деятельности – «резервом влиятельности», который в случае необходимости позволяет ему действовать для достижения политических целей. Воспитание грамотного активиста происходит через усвоение им стандартов демократической политической культуры. В демократических странах выработан механизм передачи норм гражданской культуры от поколения к поколению.

Несмотря на заявление Алмонда  и Вербы, что простой формулы формирования политической культуры, способствующей развитию демократии, не существует, ими были описаны условия становления гражданской культуры. Ее появление в западных странах явилось результатом постепенного, относительно спокойного политического развития, когда «политические ставки достаточно высоки, чтобы все больше и больше людей втягивалось в политический процесс, но не настолько высоки, чтобы вынуждать их включаться в политику, как в битву, ради защиты собственных интересов». Помимо того, она создавалась путем слияния традиционных – подданнических и современных – партиципаторных ориентаций относительно политической сферы.

Государства, вступившие на путь демократизации, сталкиваются с тем, что именно времени, так необходимого для постепенного развития, у них нет. Как полагают Алмонд и Верба, его заменителем может стать обучение4. Для обучения требуется существование разнообразных каналов политической социализации: семьи, школы, церкви, общественно-политических институтов, СМИ. Их деятельность должна быть направлена на выработку и закрепление установки на компетентное и активное участие граждан в политическом процессе, на формирование социального доверия, чувства политической общности, приверженности демократической политической системе.

Реализация курса на демократическую  модернизацию несет с собой существенные изменения общественно-политической жизни. Необходимость их глубокого  осмысления и широкого обсуждения указывает  на значительную роль СМИ в становлении  демократической политической культуры. Кроме того, перед ними стоит задача обеспечения взаимодействия власти и граждан через предъявление общественных интересов и контроль состояния дел в государстве. Выполнение ими указанных функций осуществляется за счет «открытости политических коммуникативных процессов в стране», степень которой зависит от уровня развития СМИ, их автономности от различных групп интересов, политических и коммерческих структур, а также от того, как устроена вся политическая система.

Практика установления в России демократических форм жизни в течение последних двух десятилетий не принесла ожидаемых результатов. Формированию в стране гражданской культуры препятствовал стихийный характер социально-политических и экономических преобразований на протяжении «лихих» 1990-х, «тучных» 2000-х гг. и в период мирового экономического кризиса. Состояние политических процессов в современной России, характеризуемое как «дедемократизация», в значительной степени связано с тем, что у общества не сформировался спрос на реальное изменение политического устройства страны в соответствии с демократическими нормами, а отсюда у власти не возникло необходимости соблюдать принципы демократии и действовать согласно общественным интересам. В настоящее время уровень гражданской культуры россиян весьма скуден. И это в первую очередь зависит от восприятия  гражданами реального положения человека в обществе, его защищенности и безопасности от преступности и произвола чиновников.

Для иллюстрации примера возьмем  непосредственно студентов  ВУЗов Смоленской области

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Отношение студентов Смоленской области к элементам гражданской культуры

Подчеркну,  что в целом студенты  продемонстрировали  достаточно  высокий уровень понимания базисной  ценности  гражданской культуры -  свободы.  Определяющей  для  молодых  людей  выступает  способность  принимать  решения самостоятельно,  независимо (67%  респондентов).  Относительно  низка  ориентация  на гражданский  смысл  свободы. 

На  втором  месте -  понимание  неотъемлемости прав  и  свобод.  В этом  же  блоке и прагматическое  понимание свободы как возможности воздействовать  на  что-то:  выбирать  руководство  и  влиять  на  законодательство.

Незначительное  число  сторонников (8%)  выразило  понимание  свободы,  связанное  с убеждениями  человека,  с  его нравственными  ориентирами жизнедеятельности. В  качестве положительного  результата  следует  особенно  отметить,  что  только 4%  респондентов понимают  свободу  как  вседозволенность (переступать  через  общественные  ограничения и не подчиняться закону).                                                                                                       

Информация о работе Гражданская культура молодежи Смоленской области