Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 15:24, научная работа
Каждая наука дает свое объяснение формированию гражданской культуры. Проблемой выступает сведение знаний частных наук в целостный образ, обоснование социально-философского понимания гражданской культуры, выработка четких теоретических представлений о сущности гражданской культуры, об инструментах и средствах ее формирования. Проблема формирования гражданской культуры имеет определенное освещение в работах политического, философского, правового, социологического профиля
Данный факт обусловил выбор темы исследования: гражданская культура молодежи в Смоленской области
Цель настоящего исследования состоит в изучении факторов, влияющих на формирование гражданской культуры и эффективных способах, повышающих уровень гражданской культуры молодежи.
Введение
Россия на современном этапе
находится в процессе становления
правового государства и
Поэтому важнейшим критерием формирования гражданского общества является гражданская культура. Многомерность гражданской культуры и сложность данного феномена обусловили обращение к ее исследованию политологов, социологов, юристов, философов. Интересные научные результаты содержатся в трудах таких авторов как: В.Н. Амелина, Н.М.Кейзерова, А.Ю.Мельвиля, А.И.Никитина, П.А.Сергиенко, А.И.Соловьева, М.Ф.Черныша. Особенно широк круг работ, где гражданская культура рассматривается в связи с проблемами гражданского общества, это монографии и статьи следующих авторов: К.С. Гаджиева, А.П. Кравченко, А.П.Кочеткова, Ю.А. Красина, И. Б. Левина, С.М. Липсет, Л.М.Романенко, Ю.М. Резника, В.Г. Смолькова.
Каждая наука дает свое объяснение формированию гражданской культуры. Проблемой выступает сведение знаний частных наук в целостный образ, обоснование социально-философского понимания гражданской культуры, выработка четких теоретических представлений о сущности гражданской культуры, об инструментах и средствах ее формирования. Проблема формирования гражданской культуры имеет определенное освещение в работах политического, философского, правового, социологического профиля
Данный факт обусловил выбор темы исследования: гражданская культура молодежи в Смоленской области
Цель настоящего исследования состоит в изучении факторов, влияющих на формирование гражданской культуры и эффективных способах, повышающих уровень гражданской культуры молодежи.
1.Гражданское общество: понятие и признаки.
Гражданское общество - это негосударственная часть общественно-политической жизни; это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур, обеспечивающих условия политической деятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей и интересов личности и социальных групп и объединений.
Идея гражданского общества возникла в середине 17-го века. Впервые термин "гражданское общество" был употреблен Г. Лейбницем (1646 - 1716), немецким философом, ученым и общественным деятелем. Значительный вклад в разработку проблем гражданского общества внесли Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье.
Концепция гражданского общества в работах этих мыслителей базировались на идеях естественного права и общественного договора.
Человек, как личность, стремится к свободе и реализации своих естественных прав. Но как существо общественное, человек не может жить вне общества и особенно вне государства, а значит, реализация его естественных прав затрудняется государством, в частности властью. Гражданское общество подразумевает добровольную передачу личностью государству своих прав, с одной стороны, а с другой - ограничение государственной власти в интересах реализации гражданами своих свобод. Главное условие действенности гражданского общества - добровольность и взаимность подобного договора между гражданами и государством.
Особое место в разработке концепций гражданского общества занимают идеи Г. Гегеля. По его мнению, гражданское общество это своеобразная стадия в диалектическом движении от семьи к государству. "Гражданское общество, - писал он, - есть дифференциация, которая выступает между семьей и государством, хотя развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства"1.
По Гегелю, гражданское общество включает рыночную экономику, социальные классы и политические институты и составляет комплекс частных лиц; деятельность гражданского общества регулируется правом и само оно прямо не зависит от государства.
Особый подход к проблеме гражданского общества у К. Маркса. Он рассматривает гражданское общество как сферу материальной, экономической жизни, как общественную организацию, развивающуюся непосредственно из производства и обращения.
По Марксу, гражданское общество, это совокупность экономических, производственных отношений, которые соответствуют производительным силам общества и образуют базис государства. В гражданском обществе происходят революционные изменения: ликвидация частной собственности и эксплуататорских классов. Эти революционные преобразования приводят к тому, что владельцами средств производства становятся ранее угнетенные классы, исчезает эксплуатация человека человеком и происходит отмирание государства - основного орудия угнетения2.
В современной политологии
Среди ученых нет единого взгляда на происхождение гражданского общества. Одни видят зачатки общества уже на первобытнообщинной стадии развития, когда начинают формироваться семейные и родовые общины. Другие считают, что с появлением частной собственности и эксплуататорских классов, гражданское общество создает государство как орган господствующего класса. Третьи считают, что гражданское общество появилось как протест граждан против всевластия государства, как желание людей реализовать свои права и свободы3.
Характерные признаки современного гражданского общества:
Гражданская культура при этом понимается как лояльная политическая культура, при которой участие в политике совместимо со спокойствием, доверием и уважением к властям. Но в современной России, увы, отношения между гражданами и властью далеко не доверительные, и это связано с невысоким уровнем гражданской культуры населения, в частности молодежи.
2.Гражданская культура: понятие, содержание.
Понятие гражданской культуры передает
прежде всего уровень осознания
гражданином общественных задач, его
практической активности в деле претворения
их в жизнь. В этом смысле она –
структурный элемент
В гражданской культуре находит
отражение демократическая
• властью и ответственностью правящей
элиты: гражданам надлежит держать
ее под контролем (главным образом,
посредством выборов), но при этом
не посягать на ее властные функции, успешное
исполнение которых требует
• политической активностью и пассивностью граждан: им следует быть достаточно влиятельными, чтобы навязывать элите ответственное поведение, однако это влияние не должно мешать ей принимать необходимые, в том числе непопулярные, решения;
• их рациональными и эмоциональными ориентациями: обеспечение такого равновесия позволяет избежать чрезмерно прагматического или излишне пристрастного отношения к политике;
• согласием и разногласиями между ними (по Т. Парсонсу, должна быть «ограниченная поляризация»): наличие консенсуса по основным вопросам социально-политического устройства при поддержании политической конкуренции.
Что касается структуры гражданской культуры, то ее «компонентами ядра» на уровне сознания является гражданственность, на уровне поведения – политическая активность.
Под гражданственностью подразумевается прежде всего сознательная включенность индивида в дела политического сообщества. Она предполагает наличие четкой политической идентификации (соотнесенности с группой, нацией, государством), высокой степени политической компетентности (интереса к политике, знаний о ней), приверженности демократическим ценностям (принятие идей свободы, равенства, социальной справедливости и др.), высокого уровня доверия и сотрудничества в общественно-политической сфере.
Активное участие индивида в политической жизни включает в себя как голосование на выборах, так и внеэлекторальные формы активности (участие в деятельности политических партий, общественных организаций, в местном самоуправлении, в массовых акциях, включая протестные). Причем это не мобилизационная активность, навязанная «сверху» (по инициативе власти), а именно автономное участие, организованное «снизу».
Авторы концепции гражданской культуры подчеркивают, что носителем такой культуры является «потенциально активный гражданин». Его участие в политическом процессе не является постоянным, однако он обладает навыками активистской деятельности – «резервом влиятельности», который в случае необходимости позволяет ему действовать для достижения политических целей. Воспитание грамотного активиста происходит через усвоение им стандартов демократической политической культуры. В демократических странах выработан механизм передачи норм гражданской культуры от поколения к поколению.
Несмотря на заявление Алмонда и Вербы, что простой формулы формирования политической культуры, способствующей развитию демократии, не существует, ими были описаны условия становления гражданской культуры. Ее появление в западных странах явилось результатом постепенного, относительно спокойного политического развития, когда «политические ставки достаточно высоки, чтобы все больше и больше людей втягивалось в политический процесс, но не настолько высоки, чтобы вынуждать их включаться в политику, как в битву, ради защиты собственных интересов». Помимо того, она создавалась путем слияния традиционных – подданнических и современных – партиципаторных ориентаций относительно политической сферы.
Государства, вступившие на путь демократизации, сталкиваются с тем, что именно времени, так необходимого для постепенного развития, у них нет. Как полагают Алмонд и Верба, его заменителем может стать обучение4. Для обучения требуется существование разнообразных каналов политической социализации: семьи, школы, церкви, общественно-политических институтов, СМИ. Их деятельность должна быть направлена на выработку и закрепление установки на компетентное и активное участие граждан в политическом процессе, на формирование социального доверия, чувства политической общности, приверженности демократической политической системе.
Реализация курса на демократическую
модернизацию несет с собой существенные
изменения общественно-
Практика установления в России демократических форм жизни в течение последних двух десятилетий не принесла ожидаемых результатов. Формированию в стране гражданской культуры препятствовал стихийный характер социально-политических и экономических преобразований на протяжении «лихих» 1990-х, «тучных» 2000-х гг. и в период мирового экономического кризиса. Состояние политических процессов в современной России, характеризуемое как «дедемократизация», в значительной степени связано с тем, что у общества не сформировался спрос на реальное изменение политического устройства страны в соответствии с демократическими нормами, а отсюда у власти не возникло необходимости соблюдать принципы демократии и действовать согласно общественным интересам. В настоящее время уровень гражданской культуры россиян весьма скуден. И это в первую очередь зависит от восприятия гражданами реального положения человека в обществе, его защищенности и безопасности от преступности и произвола чиновников.
Для иллюстрации примера возьмем непосредственно студентов ВУЗов Смоленской области
3.Отношение студентов Смоленской области к элементам гражданской культуры
Подчеркну, что в целом студенты продемонстрировали достаточно высокий уровень понимания базисной ценности гражданской культуры - свободы. Определяющей для молодых людей выступает способность принимать решения самостоятельно, независимо (67% респондентов). Относительно низка ориентация на гражданский смысл свободы.
На втором месте - понимание неотъемлемости прав и свобод. В этом же блоке и прагматическое понимание свободы как возможности воздействовать на что-то: выбирать руководство и влиять на законодательство.
Незначительное число сторонников
(8%) выразило понимание свободы,
связанное с убеждениями
человека, с его нравственными
ориентирами жизнедеятельности. В
качестве положительного результата
следует особенно отметить,
что только 4% респондентов понимают
свободу как вседозволенность (переступать
через общественные ограничения
и не подчиняться закону).
Информация о работе Гражданская культура молодежи Смоленской области