Гражданская культура молодежи Смоленской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 15:24, научная работа

Описание работы

Каждая наука дает свое объяснение формированию гражданской культуры. Проблемой выступает сведение знаний частных наук в целостный образ, обоснование социально-философского понимания гражданской культуры, выработка четких теоретических представлений о сущности гражданской культуры, об инструментах и средствах ее формирования. Проблема формирования гражданской культуры имеет определенное освещение в работах политического, философского, правового, социологического профиля
Данный факт обусловил выбор темы исследования: гражданская культура молодежи в Смоленской области
Цель настоящего исследования состоит в изучении факторов, влияющих на формирование гражданской культуры и эффективных способах, повышающих уровень гражданской культуры молодежи.

Файлы: 1 файл

Гражданская культура молодежи Смоленской Области!.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

Более  половины респондентов  или не  имеют четких  ориентации (31 %),  или не придерживаются  никакой идеологии (23%).  Вряд  ли  возможно  полное  отсутствие  каких-либо  гражданских позиций, хотя бы и на уровне обыденного  сознания. Но  если понимать под идеологией систему рационально осмысленных социально-политических ценностей, то такие ответы респондентов выглядят вполне правдоподобными. Распределение сторонников различных  идеологических  позиций  также  представляется  достаточно  репрезентативным. По  социологическим  опросам  последних 15 - 20  лет  число  сторонников  идей  социализма среди молодежи Смоленской области ,  в том числе студенческой, мало и все более сокращается. Поэтому 5%  в нашем опросе  вполне  прогнозируемая  величина.  Постепенно  меняется  соотношение сторонников  либеральных  рыночных  реформ  и  особого "российского"  пути  в  пользу последнего  ориентира (14% : 28%).  В  условиях  длительного  существования  кризисных проявлений в различных сферах жизни российского общества, с одной стороны, и в связи с большими успехами на нефтяном рынке,  с другой, - иллюзии по поводу некоего "особого пути" получают все более широкое распространение.

Серьезные  изменения  происходят  и  в  отношении  молодых  к  решению  острых  проблем. Молодежь  традиционно дистанцировалась от политики. Но сегодня нарастают негативные настроения,  связанные именно  с политической  оценкой ситуации.  Тенденция прослеживается четко - "пассивность граждан" начинает раздражать и молодежь. Отсюда и ее  растущие  надежды  на "сильного  лидера",  способного  навести  порядок  в  стране.

Происходит  активизация  в  общественном  и  молодежном  сознании "образа  врага" (это - "новые русские", коррумпированные чиновники, лица "кавказской национальности" и др.).

Несколько меньшими  стали  опасения  возможности  гражданской  войны. Но  одновременно молодых чуть  сильнее  стали  волновать проблемы  качества и уровня образования,  кризиса семьи,  спада  рождаемости.  К  сожалению,  в  их  сознании  сохраняется  представление  о "второсортности" проблем культуры, нравственности, образованности и профессионализма. Не  может  не  вызывать  тревогу  и  изменившееся  отношение  молодежи  к  демократии: озабоченность возможностью ограничения демократии, свободы слова выражают лишь 6% молодых.

Важный аспект анализа  гражданской  культуры - доверие респондентов к  власти, к людям во власти, к различным  социально-политическим институтам. По сравнению с концом 1990-х  гг. (когда  положительный  индекс  доверия  был  лишь  у  церкви  и  СМИ,  практически нейтральный - у армии), опрос (весна 2007 г.) показал: оставаясь в общем достаточно постоянной, ситуация существенно изменилась в отношении к Президенту РФ - ему вполне доверяли 2 из каждых 3 респондентов; с колебаниями от 76% (Смоленск) до 58% (Рославль, Сафоново).

Неизменно низок уровень доверия  к правоохранительным органам. У  молодежи  остается  все  меньше  социальных  субъектов  в  качестве  образцов  поведения, которые могли  бы быть идентифицированы с высоким  уровнем гражданской культуры. Анализ  взаимоотношения  "гражданин -  власть"  не  может  ограничиваться  лишь политическими  ценностями  и  ориентациями. Можно  быть  безразличным  к  политике (как многие молодые смоляне), но политика не может быть "безразличной"  к гражданину. Он живет  в  определенной  политической  ситуации,  которая  неизбежно  влияет  на  его  жизнь.

Социальный  характер  российского  государства  студенческая  молодежь Смоленской области  воспринимает  не абстрактно, а через призму соответствия социальной политики своим интересам. В рамках данного исследования этот аспект проблемы выяснялся с помощью вопроса "Соответствуют ли  социально-экономические  реформы  в России интересам молодежи?" Оценки  студентов оказались  весьма  критичными.  Две  трети  опрошенных  отметили  лишь  частичное соответствие,  почти  треть (28%)  дала  негативную  оценку.  Лишь 5%  дали  позитивную оценку.  Такое  отношение  является  одной  из  главных  причин  безразличия  к  политике, аполитичности, распространенных среди студенческой молодежи.

  Сегодня  важно  и   зафиксировать  рост аполитичности   молодежи по отношению к политике,  и выявить ее  причины и мотивы.  По  мнению  студентов,  они следующие: неуверенность, что личное участие может иметь значение - 38%, недоверие к политикам, низкий престиж их у молодежи - 26, отсутствие интереса к политике - 25, слабая осведомленность  о  политическом  процессе - 19,  безразличие  к  политике  как  к  делу, далекому от жизненных проблем - 18, наличие других интересов - 16, дефицит свободного времени - 12, отношение: "политика - грязное дело, нужно быть от нее подальше" - 10%. На первый план в оценках респондентов (которые в силу специфики вопроса выступают как своеобразные эксперты) выходит не негативное или безразличное отношение к политике, не отсутствие  интереса  к  ней,  а  недоверие  к  политикам (каждый  четвертый)  и -  главное - неуверенность,  что  личное  участие  может  иметь  значение (два  из  каждых  пяти). 

В понимании  такой  аполитичности  можно (учитывая  предыдущие  исследования)  выделить ряд  аспектов.  Она,  конечно,  отражает  реальную  политическую  отчужденность  многих молодых людей. Но все чаще - особенно среди студенчества - приобретает форму неприятия дилетантизма, непрофессионализма в любой сфере жизнедеятельности (в данном случае - в политической  сфере). Как ни парадоксально,  аполитичность может  рассматриваться и  как признак становления гражданского общества. Ведь для гражданина участие или неучастие в политике - результат личного выбора, а не следование внешним требованиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Перспективы политико-культурной модернизации

В России, как правило, власть выступает  инициатором любых преобразований, что справедливо и для текущего курса на модернизацию, объявленного президентом Д.А. Медведевым в конце 2009 г. Указав на то, что для его реализации необходимо «бороться с широко распространенными среди населения патерналистскими настроениями»7, он, по сути, призвал пересмотреть точку зрения, согласно которой российская политическая «культура – это судьба»: стереотипы мышления и поведения россиян являются исторически унаследованными и воспроизводятся под влиянием русской этнической традиции.

Тем не менее, восприятие этого указания президента правящей элитой демонстрирует отсутствие у российского руководства реального желания преодолеть в стране политико-культурный застой. Объясняя необходимость изменений в стране, партия власти – «Единая Россия» – высказывает опасение, что «существующий уровень социальных обязательств государства может оказаться для сырьевой России неподъемным», а представитель кремлевской администрации В.Ю. Сурков признается, что «бюрократия уже устает от однообразного лидерства в обществе». Поэтому даже если власть будет настроена на диалог с гражданами (хотя бы ради сохранения существующего политического режима), их взаимодействие, скорее всего, не выйдет за установленные ею рамки и, вероятно, будет иметь мобилизационный характер.

Построению равноправных отношений  между ними также препятствует имеющийся  разрыв в представлениях элиты и большинства населения страны о демократии: для первой стороны это формальный набор институтов и процедур, для второй (как было указано выше) – система, обеспечивающая законность и надлежащие условия жизни людей. Получается, что в политико-культурной модернизации должно быть заинтересовано, в первую очередь, само общество.

Как полагают эксперты, «разбудить общество и задать вектор его развития»  может активное меньшинство, стремящееся  к успеху и самореализации, обладающее признаками самоорганизации и способностью к совместным действиям по достижению поставленных целей. Под ним традиционно понимается средний класс. Но в России на данный момент опора на него не представляется возможной, так как при своей малочисленности и разобщенности он, помимо того, «прижимается к власти» , «инкорпорирован в кланово-бюрократические связи» . Будучи вынужденным считаться с действующими правилами игры, и поэтому конформистски настроенным к существующей политической системе, российский средний класс одновременно проявляет откровенный цинизм и неверие в желание власти учесть его интересы и признать в качестве партнера. Поэтому его потенциал в развитии гражданского общества остается почти нереализованным.

Для того чтобы «разморозить» активность среднего класса, а в дальнейшем и всего общества, необходимо появление и развитие различных социальных структур. Хотя в Смоленской области в последние годы наблюдается рост числа гражданских инициатив Например, на призыв губернатора Сергея Антуфьева оказать посильную помощь погорельцам откликнулись многие смоляне: одни передавали одежду и спальные принадлежности, другие – бытовую технику и посуду, кто-то помог деньгами. За работу по сбору гуманитарной помощи взялась областная общественная палата, и в результате напряженной работы масштабная гражданская инициатива смолян успешно завершилась.

 Городские власти сотрудничают с коллегами из других муниципалитетов, предприниматели обмениваются опытом и реализуют совместные проекты с зарубежными партнёрами, врачи и учителя Смоленска и наших городов Смоленской области  перенимают лучшее друг у друга, делятся наработками, школьники и студенты знакомятся, переписываются, совместно участвуют в спортивных, культурных и образовательных проектах, на сценах Смоленска и его городов-побратимов с аншлагом проходят постановки пьес, представленные партнёрскими труппами. Администрация города Смоленска, по мере возможностей, помогает установить и старается поддерживать те контакты, которые ведут к укреплению доверия, взаимопонимания и дружбы между народами.), они носят разрозненный характер, и уровень общественной солидарности и сотрудничества по-прежнему остается низким.

Альтернативной средой, которая  благоприятствует социальной самоорганизации, считается интернет. Сеть предоставляет  пользователям широкие функциональные возможности: от комментирования и перепоста материала до консолидации усилий и координации действий, направленных на достижение какой-то цели.

В российской зоне интернета сегодня  можно обнаружить множество примеров использования этих возможностей. К ним относится привлечение внимания общественности к случаям, которые касаются пострадавших от бюрократического или судебного произвола. Самой масштабной акцией в истории рунета стала организация через блоги и социальные сети самостоятельной борьбы граждан с пожарами летом 2010 г. Один из примеров последнего времени – это сбор подписей под обращением к президенту РФ в связи с нападением на журналиста О. Кашина, организованный на сайте издания «Опенспэйс» (OpenSpace).

Новые формы гражданской активности, реализуемые с помощью интерактивных коммуникаций в Сети, пока не получили устоявшегося в научной среде определения. Среди существующих концепций можно назвать кибер-/веб-/нетактивизм, кликтивизм, сетевую демократию.

Однако потенциал интернета  в формировании гражданской культуры не безусловен. Так как выбор в пользу интерактивности зависит от самих пользователей Сети, и, если вспомнить, одними из первых в России к ней обратились политтехнологи – для ведения информационных войн, это означает, что манипуляции там не исключены. Кроме того, консолидированная через интернет деятельность касается чаще всего решения проблем отдельных граждан, поэтому ряд исследователей считают правильным именовать ее микроактивизмом, а некоторые – слэктивизмом (понятие образовано сочетанием английских слов slacker – лентяй и activism – активизм), когда участие понимается как «желание сделать что-нибудь хорошее, не вставая с кресла», например, подписав какую-нибудь петицию в интернете. И все же практика гражданского участия через обращение к интерактивным коммуникациям вырабатывает у российских интернет-пользователей опыт демократического поведения (активного и ради общественных интересов), повышает степень их личной ответственности, веры в свою влиятельность, уровень солидарности и доверия. Например, одно из самых больших достижений Сергея Щебеткова на посту депутата Смоленского городского совета " создание постоянно действующей интернет-приёмной со штатом квалифицированных сотрудников, которые могут помочь в любой просьбе и принять обращение от жителей района.

При этом следует отметить, что разрешение проблемной ситуации, на которое направлены усилия интернет-активистов, признается возможным при условии  ее освещения традиционными СМИ, которые имеют доступ к массовой аудитории, способной обеспечить им общественную поддержку. Задача российских СМИ состоит в том, чтобы преодолеть разобщенность в действиях различных социальных групп по защите своих интересов путем выстраивания и укрепления социальных связей (так называемых сетей доверия), а также содействовать консолидации всего общества на основе единого представления о преимуществах демократического устройства страны.

 Активное участие  россиян в политической жизни  должно осуществляться на уровне  СМИ через артикуляцию ими  общественных интересов и публичный контроль деятельности властных структур, через привлечение граждан к обсуждению социально значимых вопросов. Примером может послужить брифинг заместителя Губернатора Смоленской области Сергея Кривко для представителей региональных СМИ по итогам участия делегации Смоленской области в седьмой международной конференции по проблемам здравоохранения, прошедшей 27-28 июня в крупном городе Германии Росток, на территории федеральной земли Мекленбург-Передняя Померания.

Участие в конференции смолян стало продолжением развития партнерских отношений между форумом поддержки инициатив гражданских обществ России и Германии «Петербургский диалог», Администрацией Смоленской области и Смоленской государственной медицинской академией.    

Информация о работе Гражданская культура молодежи Смоленской области