Гражданский брак как социологический феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Семья – единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжение рода.

Содержание работы

План...............................................................................................................2
Введение........................................................................................................3
Глава I. Теоретические основы исследования гражданского брака как социологического феномена........................................................................6
1.1 Понятие гражданский брак…………………………………………6
1.2 Феномен гражданского брака в российской социологии………...9
1.3 Взгляды российских и западных социологов на проблему гражданского брака……………………………………………………………...16
Глава II. Проблемы гражданского брака и пути их решения
2. Правовые проблемы гражданского брака………………………...21
2.1 Социальные проблемы гражданского брака……………………...27
Глава III. Экспериментальная часть....................................................32
3. Экспериментальная часть «Институт гражданского брака на примере г. Кувандык Оренбургской области»…………………….……....32
Заключение.................................................................................................39
Литература..................................................................................................42
Приложения................................................................................................45

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 244.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

План...............................................................................................................2

Введение........................................................................................................3

Глава I. Теоретические основы исследования гражданского брака как социологического феномена........................................................................6

  1. Понятие гражданский брак…………………………………………6
    1. Феномен гражданского брака в российской социологии………...9
    2. Взгляды российских и западных социологов на проблему гражданского брака……………………………………………………………...16

Глава II. Проблемы гражданского брака и пути их решения

  1. Правовые проблемы гражданского брака………………………...21

2.1    Социальные проблемы гражданского брака……………………...27

Глава III. Экспериментальная часть....................................................32

  1. Экспериментальная часть  «Институт гражданского брака на примере г. Кувандык Оренбургской области»…………………….……....32

Заключение.................................................................................................39

Литература..................................................................................................42

Приложения................................................................................................45

 

Введение

Актуальность работы заключается в том, что семейные отношения, брак всегда являлись важным моментом в жизни людей. Каждый человек, так или иначе, стремится завести семью. В свете проблем современного общества, смены системы ценностей большое распространение получило такое явление как гражданский брак. Существование этой формы отношений вызывает противоречивые взгляды и мнения, что говорит об актуальности проблемы.

В настоящее время  многообразие брачно-семейных форм становится элементом современной семейной системы большинства стран мира, в том числе и России. Среди всего многообразия этих форм незарегистрированный брак является наиболее распространенной и социально одобряемой моделью организации семейной жизни, ввиду большого сходства с зарегистрированным браком.

Также, в последние  годы наблюдается тенденция, что  фактические браки становятся среди молодежи новым этапом жизненного цикла семьи, который непосредственно предшествует юридически оформленному браку. Объяснение данным процессам ученые дают следующее: в последние годы наблюдаются раннее психофизиологическое развитие молодежи; нет особых ограничений в трансляции этих идей в средствах массовой информации; в большинстве семей налицо ослабление сексуального контроля над подростками; нет социальных программ сексуального и семейного воспитания и обучения молодежи.

Степень научной разработанности  проблемы. Брачно-семейные отношения  как одна из наиболее значимых сфер функционирования общества изучалась  многими исследователями в области социологии и смежных с ней науках. Специфика социологического подхода к анализу брачно-семейных отношений заключается в том, что семья и брак анализируются с точки зрения функционирования как подсистемы общества, фокусируя внимание на совместной жизнедеятельности членов семьи, т.е. на семейном образе жизни.

Со второй половины XIX проблемам семьи и брака уделяется  больше внимания: огромное значение до сих пор имеют работы М. Ковалевского, П. Сорокина, Л. Моргана, Ф. K. Пле, Ф. Энгельса.

Современное состояние семьи и брака рассматривается одними исследователями с позиции кризиса моногамной семьи (А. И. Антонов, В. М. Медков, М. Ю. Арутюнян, А. В. Артюхов, В. М. Целуйко, И. Ю. Шилов и др.), а другими – с позиции трансформации социальных семейных структур (И. С. Голод, А. Г. Вишневский, А. Р. Михеева, А. А. Клёцин, Т. А. Гурко).

Объектом исследования являются юноши и девушки города Кувандыка Оренбургской области  в возрасте от 18 до 30 лет.

Предмет исследования –  взгляды молодых людей города Кувандыка Оренбургской области на незарегистрированные браки.

Цель исследования – изучить феномен гражданского брака в социологии и проанализировать мнение молодых жителей города Кувандыка Оренбургской области об объективных факторах и субъективных причинах незарегистрированных браков.

Задачи исследования:

- изучить теоретические  основы исследования гражданского  брака как социологического феномена;

- рассмотреть правовые и социальные проблемы гражданского брака и пути их решения;

- опросить и проанализировать мнение молодых жителей города Кувандыка Оренбургской области ( от 18 до 30 лет) об объективных факторах и субъективных причинах незарегистрированных браков.

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические  основы исследования гражданского брака  как социологического феномена

1.1.Понятие гражданский брак

Понятие «гражданский брак»  появилось давно – в те времена, когда обязательными были и регистрация  в государственных органах, и  венчание в храме (чаще всего это  происходило в один день: молодожены шли сначала в мэрию, потом  – в церковь). Государственная регистрация (она и называлась гражданским браком) без благословения батюшки была редкой и осуждалась общественностью. А венчание без соответствующей записи в органах ЗАГС в наши дни невозможно так же, как и в те времена [4, 11].

Конечно, брак – это хорошо. С традициями мало кто спорит. И все же, если взвесить все «за» и «против», можно обнаружить веские причины воздержаться от общепринятого.

Иногда нежелающие вступать в брак вовсе не отказываются от создания семьи. Но именно такая семья вызывает удивление и непонимание. Живут вместе двое. Год, другой, третий… Вопрос родственников и друзей «когда распишетесь?» становится таким же привычным, как вопрос о здоровье или погоде. И так же не хочется на него отвечать.

Имея некоторый стаж того, что называется некрасивым словом «сожительство», часто спрашиваю себя: что же мешает нам официально объединиться в «ячейку общества»?

Не затянувшаяся попытка  привлечь к себе внимание – это  точно. И не стремление бросить вызов  якобы умирающему институту брака (умирать он, видимо, будет еще не одно столетие).

 

Феномен гражданского брака  в российской социологии

 

Когда-то под термином «гражданский брак» подразумевали семейные отношения, не освященные таинством венчания. Сегодня определение распространилось на семейные союзы, не признанные не только церковью, но и государством. В таких семьях мужа и жену связывают исключительно любовь и устный договор. Так ли уж важны в данном случае юридические формальности?

Союз считают гражданским  браком, если пара живет на одной территории и ведет общее хозяйство в течение месяца.

В нашей стране по поводу гражданских браков сломано немало копий. Традиционно общество их осуждало. При социализме человек, состоящий  в гражданском браке, вряд ли мог  рассчитывать на серьезную должность. Сейчас мы все стали гораздо терпимее, достаточно вспомнить курского губернатора Александра Руцкого: он несколько лет не регистрировал свой союз с Ириной Поповой, и это никак не сказалось на его политической карьере.

Гражданский брак – проблема не столько психологическая, сколько юридическая. Такая малость, как штамп в паспорте, защищает имущественные и прочие права супругов и их детей. Если завтра ваш гражданский муж попадет под машину, вы не сможете оставить себе даже его фотографию: все совместно нажитое имущество отойдет официальным родственникам.

С точки зрения юридической  гражданский брак - бессмысленный  риск. Это как добираться до рабочего кабинета на пятом этаже по водосточной  трубе, потому что так интереснее. Если вы любите человека, вы неизбежно захотите обеспечить ему материальную защищенность. Если же вы не хотите вступать в законный брак, то, очевидно, еще не уверены в избраннике на все сто.

Итак, в каких случаях  гражданский брак - безусловное благо?

Самый распространенный вариант – неофициальный союз как репетиция семейных отношений. Вы познакомились в потрясающим человеком - не тянуть же его сразу в ЗАГС. Неплохо какое-то время пожить вместе, выяснить, сможете ли вы преодолеть возникающие бытовые трудности. Взаимные влюбленность и сексуальное влечение еще не гарантируют бытовую совместимость. Вполне вероятно, бытовые привычки окажутся столь разными, что легче будет расстаться, чем обрекать себя на семейную жизнь [9, 132].

Гражданский брак прописан молодым людям: студентам, курсантам, молодым специалистам, вчерашним школьникам, едва-едва достигшим совершеннолетия,- всем, у кого желание любить и быть любимым многократно превышает финансовую состоятельность. В гражданском браке юноши и девушки наверняка обретут бесценный опыт, научатся уважать пространство чужой жизни и ценить собственную судьбу. Такие отношения чрезвычайно распространены на Западе (правда, там под категорию «молодой человек» подпадают люди до тридцати пяти): они гораздо выгоднее ранних браков, которые в большинстве своем через шесть-семь лет распадаются.

Гражданский брак может  быть временной формой личной жизни - на период учебы, длительной командировки или стажировки. Такие отношения  очень редко переходят в стабильно семейные – они изначально создаются именно как временные, и партнер для них подбирается совсем по другим критериям, чем для семьи. Например, студентка на период учебы может выбрать в близкие друзья отличника или рубаху-парня, самого веселого и компанейского. Понятно, что в мужья надо искать не столько интеллектуала или балагура, сколько просто внимательного, любящего, ласкового, надежного человека.

Гражданский брак иногда выбирают люди с уже состоявшейся биографией, для которых смена  семейного статуса связана с  ломкой привычного образа. Американская певица Мадонна каждые полгода появляется в обществе с новым бой-френдом. Для эпатажной певицы, к тому же миллионерши, это вполне нормально. Ведь замужество потребовало бы от нее кардинальной смены имиджа, и еще неизвестно, как бы это отразилось на бизнесе.

Состоятельные люди, которые женятся по второму и третьему разу, тоже двумя руками голосуют за гражданский брак. Все материальные ценности (квартиры, дачи, счета в банках и пр.) уже зарегистрированы на первую супругу. Новый развод чреват для предпринимателей слишком большими финансовыми трудностями, поэтому они пытаются не доводить ситуацию не то что до очередного развода – до свадьбы. Зато родившихся в новых неформальных браках детей благородно регистрируют на себя.

Сложившие после всех этих манипуляций отношения безоблачными не назовешь: мужчине приходится лавировать между бывшей (законной) и новой (гражданской) женами, одна из которых уязвлена его изменой, другая - его трусостью (не хочет на ней жениться). Выдержать такой треугольник способны лишь очень волевые люди.

В гражданских браках есть свои психологические преимущества. Союзы, не отягощенные штампом в  паспорте, не отягощены и социальными  стереотипами по поводу семейной жизни - такими, к примеру, как «женщина - домохозяйка, мужчина – добытчик», «бюджет должен быть общим», «ни шагу налево», «нужно понравиться всем родственникам супруга». Гражданский брак максимально открыт экспериментам и творчеству, муж и жена легко соглашаются на иные роли: она - добытчик, он - домохозяйка.

В официальном браке, наоборот, люди склонны воспринимать «вторую половину» как свою собственность. Как говорил американец Амброз Бирс: «В браке нередко на смену искренности приходит дипломатия, на смену доверию - манипуляция, а чувства заменяются привычкой».

Как же вычислить то время, когда гражданский брак должен уступить место законному? На Западе этот водораздел определяют легко: супруги официально регистрируются, когда решают завести ребенка [8, 12].

У людей, состоящих в  гражданском браке, нет ощущения незыблемости своего положения, серьезности отношений. Лишены они и определенного социального статуса. Против такой формы брака обычно активно возражают родители мужа и жены.

Основной враг гражданских браков – общественное мнение, которое считает подобные эксперименты слишком экстравагантными и несерьезными. Чтобы сделать политическую карьеру, вам не только придется обзавестись официальной женой, но и более строго относиться к своей неформальной личной жизни. Как показывает печальный опыт Клинтона и Скуратова, факт супружеской измены запросто может быть использован недоброжелателями как орудие шантажа.

Неофициальные семейные отношения – это огромный юридический риск. Если что-то случится с одним из супругов, второй в одночасье лишится всей недвижимости и собственности

Болезненно реагируют на зыбкий статус родителей и дети, особенно если кто-то во дворе или в школе по этому поводу над ними подшутит.

Но можно научить ребенка гордиться тем, что его семья не похожа на другие - это не последняя ситуация в его жизни, когда важно ценить свое отличие, а не сходство.

Гражданские браки становятся злом, когда кто-либо из супругов (как  правило, женщина) против воли подчиняется  желанию партнера. Она его любит  и боится потерять, он же использует ее эмоциональную, сексуальную, возможно, и материальную зависимость, оставляя себе поле для маневра. Он категорически отказывается жениться, она же либо подыгрывает ему, утверждая, что главное – чувства, а не формальности, либо устраивает скандалы, либо страдает тайно. Такое зыбкое положение может длиться годами. Психологически оно очень травматично [7, 43].

В последние десятилетия  четко просматриваются негативные тенденции в брачно-семейных отношениях среди молодежи: ухудшается нравственно-психологический климат в молодежных семьях; растет число разводов и количество матерей-одиночек; ухудшаются нравственно-половые нормы молодежи; наблюдается отрицание большинством молодых семей, в том числе студенческих, принципов совместного проживания старшего поколения; происходит преобладание профессионально-карьерных ценностей над семейными; наблюдается распространение разнообразных форм брака: юридически оформленный, гостевой брак, повторный брак, фактический брак, групповой брак и др.

Информация о работе Гражданский брак как социологический феномен