Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:42, курсовая работа
Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Семья – единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжение рода.
План...............................................................................................................2
Введение........................................................................................................3
Глава I. Теоретические основы исследования гражданского брака как социологического феномена........................................................................6
1.1 Понятие гражданский брак…………………………………………6
1.2 Феномен гражданского брака в российской социологии………...9
1.3 Взгляды российских и западных социологов на проблему гражданского брака……………………………………………………………...16
Глава II. Проблемы гражданского брака и пути их решения
2. Правовые проблемы гражданского брака………………………...21
2.1 Социальные проблемы гражданского брака……………………...27
Глава III. Экспериментальная часть....................................................32
3. Экспериментальная часть «Институт гражданского брака на примере г. Кувандык Оренбургской области»…………………….……....32
Заключение.................................................................................................39
Литература..................................................................................................42
Приложения................................................................................................45
За время формирования экономического уклада в России просматриваются и четко наметившиеся изменения семейных установок, семейных ценностей.
Одна часть молодежи
считает, что гражданский брак является
этапом для создания семейных отношений.
А другая часть думает, что для создания
семейных отношений гражданский брак
не нужен. Большинство молодежи – сторонники гражданского
брака и можно предположить, что гражданский
брак является «репетицией» семейных
отношений, и необходим для того, что бы
партнеры узнали друг друга и подумали,
стоит ли им заканчивать гражданский брак
свадьбой. Таким образом, можно сделать
вывод, что большинству официальных отношений
предшествует гражданский брак.
Например, если молодая семья проживает вместе с родителями, то последние берут на себя часть хозяйственных забот. В результате чего у молодых супругов появляется больше времени на получение образования, повышения своего интеллектуального уровня, проведения досуга. Благодаря чему происходит снижение психологических нагрузок, нет деления хозяйственно-бытовых обязанностей только между молодыми супругами, наблюдается менее интенсивный и эмоциональный характер отношений между членами семьи. В то же время, постоянное общение молодой пары с родителями может создать многочисленные поводы для конфликтов, так как возможны не согласованность взглядов поколений на жизненные ценности, на выполнение семейных ролей. Поэтому для сохранения здорового морально-психологического климата, как в расширенной, так и в нуклеарной семье требуется больше культуры, выдержки, такта.
Многие, опасаясь развода,
планируют бездетность или
Для разводящихся супругов, как показали исследования, характерны различия жизненных интересов, эстетических вкусов, представлений о формах досуга, образе жизни, моральных нормах.
В последние десятилетия
просматривается тенденция
Как было уже отмечено выше, откладывание браков, в результате каких бы то ни было причин, не сопровождается откладыванием сексуальных отношений среди молодежи. Последнее нередко приводит к нежелательной беременности, которая заканчивается, как правило, абортом, увеличением случаев бесплодности, отказом от рожденных детей и т.п. Таким образом, налицо признаки семейной дезорганизации среди студенческой молодежи. А это ведет к ослаблению чувств семейного долга, ослаблению семейных традиций, ослаблению установок супружеской и семейной верности.
В связи с выше изложенным, среди всех студенческих семей особого внимания заслуживают семьи, имеющие детей. Именно они сталкиваются с самыми большими трудностями, в том числе с такими, как совмещение учёбы с проблемами устройства быта семьи и воспитания детей.
Как было уже отмечено
выше, откладывание браков, в результате
каких бы то ни было причин, не сопровождается
откладыванием сексуальных
Основатели социологической теории и ее классики (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер) не исследовали специально институт семьи и брака, но то наследие, которое они оставили в виде общесоциологических теорий, является фундаментом исследования любой проблемы, сущностные характеристики и понятийный аппарат которого применимы к анализу современного уровня проявления проблемы. Со второй половины XIX проблемам семьи и брака уделяется больше внимания: огромное значение до сих пор имеют работы М. Ковалевского, П. Сорокина, Л. Моргана, Ф. Энгельса.
Современное состояние семьи и брака рассматривается одними исследователями с позиции кризиса моногамной семьи (А. И. Антонов, В. М. Медков, М. Ю. Арутюнян, А. В. Артюхов, В. М. Целуйко, И. Ю. Шилов и др.), а другими – с позиции трансформации социальных семейных структур (И. С. Голод, А. Г. Вишневский, А. Р. Михеева, А. А. Клёцин, Т. А. Гурко).
К настоящему моменту довольно подробно исследована содержательная сторона брачно-семейных отношений. Проблема устойчивости брака и стабильности семьи освещена в работах В. А. Сысенко, И. С.Голода, Т. А.Гурко, З. А. Янкова, Н. П. Поливаевой (психологические факторы стабильности отношений); Ю. Е. Алешиной, Л. Я. Гозман, Н. Н. Обозова (супружеская совместимость) и многие др. В поле зрения современных исследователей находится проблематика ролевых функций и отношений мужчин и женщин (О. М. Здравомыслова, М.Ю. Арутюнян, М. Г. Горлач), конфликтов в сфере брачно-семейных отношений и насилия в семье (Т. А. Вахмянина, В. А. Сысенко, М. П. Писхлакова, С.С. Седельников), семейных ценностей и супружеских ориентаций. Для нашего исследования в первую очередь важны работы, посвященные современным семейным формам, в том числе альтернативным семейным отношениям. Эта проблематика анализируется в работах Т. А. Гурко, И. С. Кона, C. И. Голода, А.А. Клецина, А.Р. Михеевой, В. Станкунене и др..
Что касается исследований брачно-семейных отношений непосредственно в незарегистрированных браках, то для отечественной социологии характерен определенный пробел в изучении различных аспектов незарегистрированных отношений, хотя уже сделаны попытки его преодолеть. В этом смысле стоит отметить работы Л. В. Карцевой, Т. А. Долбик-Воробей, Т. А. Богдановой, А. С. Щукиной, Е. Ю. Егоровой, Ю. М. Черепухина, Е. Вовк, а также работы А. Р. Михеевой, и Я. В. Беляевой в которых более полно исследованы вопросы незарегистрированных союзов, в том числе динамика распространения и отношения к ним. В зарубежной литературе, напротив, по данной тематике достаточно много работ, причем как теоретических, так и практических.
Таким образом, анализ литературы свидетельствует о возрастании научного интереса как к семейной проблематике в целом, так и к последствиям распространения различных форм брачно-семейных отношений, в первую очередь незарегистрированных браков. Вместе с тем, практически отсутствуют работы, связанные с анализом специфики формирования брачно-семейных отношений в незарегистрированных союзах, определению их социального смысла и функций по отношению к обществу.
В основе теоретико-методологического осмысления незарегистрированного брака были положены принципы, сформированные в рамках структурного функционализма Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Р. Мертона, символического интеракционизма Дж. Мида, и примыкающих к нему научных подходов, таких как теория первичных групп Ч. Кули, теория обмена Дж. Хоманса, феноменологический подход А. Щюца. Эти подходы нашли свое выражение в современных теоретических разработках отечественной социологии семьи.
В России еще недавно гражданские браки были достаточно маргинальным явлением. Сегодня эта практика становится более распространенной и морально приемлемой. Такие выводы позволяют сделать, в частности, результаты фокус-групп с представителями разных поколений, проведенные в рамках исследований. Так, представительницы старшего поколения, женщины в возрасте от 55 до 75 лет полагали в качестве видимого изменения в жизни молодого поколения распространение «гражданских браков». Одновременно представительницы старшего поколения крайне негативно оценили это явление. Представительницы молодого поколения, женщины в возрасте от 18 до 25 лет, были настроены толерантно в отношении гражданского брака, полагая, что он не только может, но и должен предшествовать браку официальному. Анализ статистических данных, тем не менее, показывает, что такие союзы сложно назвать массовым явлением.
Несмотря на то, что «гражданский брак» часто рассматривается как явление достаточно новое, это понятие в России имеет длинную историю. Оно появляется во второй половине ХIХ века для обозначения супружеского союза, заключенного без религиозного освящения в органах государственной власти. Большевистская политика после 1917 года лишила законного статуса церковные браки. Гражданскими браками стали называться светские браки – как прошедшие регистрацию в отделах ЗАГС, так и не зарегистрированные. Вплоть до 1944 года незарегистрированные союзы по закону были уравнены в правах с зарегистрированными, то есть давали возможность наследования, раздела совместно нажитого имущества в случае развода, а также автоматического признания отцовства детей, рожденных в таких союзах. В послевоенный период незарегистрированные союзы запрещаются, и против них разворачивается идеологическая кампания. Штамп в паспорте стал также важен для социальной успешности: продвижения по службе, выезда за рубеж. С этого времени выражение «гражданский брак» начинает использоваться как эвфемизм для обозначения сожительства без юридического оформления. Незарегистрированные союзы стали относительно редким явлением и были распространены, главным образом, среди маргинальных слоев общества. Семейная нестабильность, незарегистрированные союзы, частая смена партнеров, промискуитет были характерны для лиц, находящихся на дне общества, по разным причинам оказавшимися нелегалами, алкоголиками, преступниками.
В постсоветское время практика совместного проживания без регистрации брака становится не просто распространенной, но воспринимаемой многими как нормальная; она не ассоциируется больше с маргинальными слоями общества. Незарегистрированные союзы становятся возможными благодаря либерализации гражданского и семейного законодательства. Упрощенная процедура установления отцовства для детей, рожденных вне брака, право получения матерями социальных льгот и выплат вне зависимости от семейного положения, возможность оформления имущества в совместную собственность и заключения договора о совместном проживании – все это позволяет гражданским супругам не только регулировать имущественные отношения между собой, но и претендовать на некоторые социальные льготы и гарантии.
Во второй половине 2000-х
в российских медиа наблюдается
политизация общественного
Социологи полагают, что распространение «гражданских браков» связано со спецификой организации современной экономики, которая становится все более быстро изменяющейся, а, следовательно, требующей мобильности трудовых ресурсов, что в свою очередь ведет к растущей нестабильности, неопределенности и ненадежности социальных структур, что также касается и сферы брачных отношений. С одной стороны, люди все менее склонны вступать в долгосрочные отношения и обязательства «пока смерть не разлучит нас», предпочитая их временным, преходящим, соответствующим актуальным потребностям и отношениям «пока сохраняется удовлетворенность». С другой стороны, современные индивиды склонны медлить, оттягивать момент наступления некоторых значимых событий в своей жизни, которые могут угрожать их мобильному и текучему положению.
2. Проблемы гражданского брака и пути их решения
Еще совсем недавно супруги, жившие в гражданском браке, были редкостью. Но сейчас ситуация резко изменилась. Как показывает статистика, сегодня немало молодых людей в нашей стране предпочитают либо вообще не оформлять официальным образом свои семейные отношения, либо некоторое время жить без регистрации брака. К подобной форме совместной жизни можно относиться по-разному. Одни считают это распутством, другие, напротив, видят в гражданском браке панацею от многих семейных проблем. В любом случае гражданский брак занял прочное место в системе семейных отношений, и с этим приходиться считаться и психологам, и юристам, а иногда - даже политикам.
Заметим, что в большинстве стран Запада проблема гражданского брака вообще отсутствует. В законодательстве многих европейских стран фактическое проживание мужчины и женщины является заключением брака, и регистрация, которую проводят зачастую лишь религиозные организации, рассматривается исключительно как дань традиции. В нашей же стране с первых лет советской власти государство взяло на себя функцию регистрации брачных отношений, что в некоторых случаях осложняет правовой статус участников гражданского брака.
Каждый юрист, консультирующий по семейно-правовым вопросам, регулярно сталкивается с проблемами, так или иначе связанными с проживанием супругов в гражданском браке. К сожалению, нередко ошибочное представление о гражданском браке порождает массу проблем, решить которые подчас невозможно. В этой статье мы попытаемся рассмотреть наиболее важные правовые вопросы, связанные с гражданским браком, дабы разъяснить его сущность, юридические последствия, а возможно, и предостеречь от необдуманных действий.
Прежде всего, следует представлять, что словосочетание «гражданский брак» - не юридический термин, а сугубо бытовое понятие, которым принято обозначать совместное проживание мужчины и женщины без государственной регистрации их отношений органами ЗАГС. Закон же признает только брак, надлежащим образом оформленный, и любая другая форма отношений брачной не является (ст. 10 Семейного кодекса РФ). Нередко люди, давно не проживающие совместно и ничего не знающие друг о друге, в случае если их брак не расторгнут, считаются с точки зрения закона мужем и женой, и, напротив, живущие много лет «без штампа в паспорте» мужчина и женщина таковыми не являются.
Большая часть вопросов, связанных с проживанием в гражданском браке, связана с алиментными обязательствами после прекращения отношений между «гражданскими» супругами. Итак, следует знать, что дети, рожденные родителями, не состоявшими в зарегистрированном браке, обладают точно такими же правами, как и рожденные в официальном браке. Поэтому и алиментные обязательства, в соответствии со статьей 53 Семейного кодекса РФ, возникают аналогичным образом. Однако следует отметить, что в браке гражданском нет презумпции отцовства супруга, т.е. правила, согласно которому отцом ребенка, рожденного женщиной, состоящей в зарегистрированном браке, признается ее супруг. Здесь для установления отцовства требуется еще и признание отцовства со стороны папы, которое производится путем подачи личного заявления в орган ЗАГС. Если же отец ребенка записан только со слов матери, то вполне возможно, что отцовство придется доказывать в судебном порядке [9, 133].
Информация о работе Гражданский брак как социологический феномен