Группы взаимопомощи как инновационная технология в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 21:27, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить эффективность использования групп взаимопомощи в практике социальной работы.
Задачи:
разобрать сущность инновационных технологий в социальной работе;
рассмотреть понятие, историю возникновения, виды, цели групп взаимопомощи;
раскрыть опыт организации деятельности групп взаимопомощи в г. Вологда;
определить эффективность использования этих групп в г. Вологда.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические подходы к обоснованию деятельности инновационной технологии «группы взаимопомощи».
§1. Сущность инновационных технологий в социальной работе
§2. «Группы взаимопомощи» как особая инновационная технология
§3. Использование групп взаимопомощи в практике социальной работы
Глава 2. Деятельность групп взаимопомощи в г. Вологда
§1. Опыт организации деятельности групп взаимопомощи в г.Вологда
§2. Эффективность использования групп взаимопомощи в г.Вологда
Заключение
Приложение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 3 курс.doc

— 226.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО «ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГРУППЫ ВЗАИМОПОМОЩИ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                             Курсовая работа

                                                                                                    студентки 3 курса ДО гр. 3 «Г»

                                                                                                      Самариной Елены Сергеевны

 

                                                                                                                 Научный руководитель:

                                                                                                ст. преподаватель Е.Ю. Капустина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОЛОГДА

2010 

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Теоретические подходы к обоснованию деятельности инновационной технологии «группы взаимопомощи».

§1. Сущность инновационных технологий в социальной работе

§2. «Группы взаимопомощи» как особая инновационная технология

§3. Использование групп взаимопомощи в практике социальной работы

Глава 2. Деятельность групп взаимопомощи в г. Вологда

§1. Опыт организации деятельности групп взаимопомощи в г.Вологда

§2. Эффективность использования групп взаимопомощи в г.Вологда

 

Заключение

Приложение

Список литературы

 

 

Введение

 

Каждый человек сталкивается с проблемами. У кого-то это небольшие  трудности и человек их быстро решает самостоятельно. Но бывает, что проблемы настолько заполняют жизнь человека, что самостоятельно найти выход он не может. Сперва кажется, что все общество настроено против человека и он один на один остается со своей проблемой. Но, как правило, всегда найдется тот, кто уже пережил что-то похожее и готов поделиться своим опытом. Благодаря таким людям стали появляться группы взаимопомощи. Это коллектив людей, объединенных общей жизненной проблемой или ситуацией. Проблемы у людей могут быть разными: хроническое заболевание или зависимость, от которой участники группы хотят избавиться, пережитая участниками личная трагедия, неприятие обществом, потребность отстаивать свои права или свой образ жизни, возможность быть услышанным и найти понимание и поддержку. На собраниях групп участники делятся своими чувствами и накопленным опытом, что создает уникальную атмосферу сопереживания и взаимной поддержки, позволяет собрать воедино имеющуюся практическую информацию и найти способы преодоления трудностей.

Окружающий человека мир постоянно развивается: растут города, ускоряется темп жизни людей, все меньше внимания человек может уделить своим близким людям, технический прогресс не стоит на месте. От всего этого количество проблем в жизни людей увеличивается. Главной целью групп взаимопомощи является оказание помощи человеку, столкнувшемуся с трудной жизненной ситуацией. В Европе группы взаимопомощи появились еще в прошлом веке, и за последние сто лет их число и разнообразие значительно возросло [19]. В России опыт ведения групп взаимопомощи намного меньше. Особенно в небольших городах, которые только начинают внедрять такую новую технологию, как группы взаимной помощи [19]. Поэтому тема нашей курсовой работы является актуальной.

Изучение научной литературы, относящейся к теме исследования, позволяет выделить несколько групп работ.

Первую составляют те работы, которые посвящены инновационным технологиям. Различные теоретико-методологические основания анализа инноваций предлагаются в трудах: Хуторского А.В., Тычинского А.В., Кирьякова А.Г, Грачева М.Н.

Вторую – труды, посвященные  изучению групп взаимопомощи. Таких авторов, как Кривцова Ю.П., Савельев Н.Б., Рыбаков С.К., Щукина Г.В.

Объект исследования – группы взаимопомощи.

Предмет – использование  групп взаимопомощи в практике социальной работы.

Цель работы – выявить  эффективность использования групп  взаимопомощи в практике социальной работы.

Задачи:

    1. разобрать сущность инновационных технологий в социальной работе;
    2. рассмотреть понятие, историю возникновения, виды, цели групп взаимопомощи;
    3. раскрыть опыт организации деятельности групп взаимопомощи в г. Вологда;
    4. определить эффективность использования этих групп в г. Вологда.

Для написания курсового  проекта использовались следующие  методы: изучение литературы, анализ, обобщение, исследование, анкетирование. 

Глава 1. Теоретические подходы к обоснованию деятельности инновационной технологии «группы взаимопомощи».

 

§1. Сущность инновационных технологий в социальной работе

 

В последние годы разработка и исследование инновационных технологий социального пространства становится все актуальнее. Для того, чтобы  разобраться, что включает в себя понятие «инновационные технологии», рассмотрим его подробнее.

Термин «инновация»  происходит от латинского «novatio», что  означает «обновление» (или «изменение») и приставке «in», которая переводится  с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» —  «в направлении изменений». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в [24].

В широком смысле под инновацией понимается создание и внедрение различного вида новшеств, что влечёт за собой значительные изменения в социальной практике. Инновационная деятельность – деятельность по достижению новых результатов, средств и способов их получения, по преодолению рутинных компонентов в традиционной деятельности.

Целью нововведений является повышение эффективности, экономичности, качества жизни, удовлетворенности клиентов. Поэтому инновация - это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы [7].

Под технологией в  социальном смысле понимается совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей в процессе социального планирования и развития, решения разного рода социальных проблем [14].

Инновационные социальные технологии - процессуально структурированная совокупность приемов и методов, направленных на изучение, актуализацию и оптимизацию инновационной деятельности, в результате которой создаются и материализуются нововведения, вызывающие качественные изменения в различных сферах жизнедеятельности, ориентированные на рациональное использование материальных, экономических и социальных ресурсов [24].

Инновационная практика всегда была сложной и неоднозначной. Проблемы ее развития в первую очередь связаны с полной разрегулированность и неадекватностью социальных механизмов осуществления инновационных процессов. Необходимо создавать гибкую, обоснованную систему научного обеспечения нововведений, которая будет учитывать не только логику и специфику осуществления нововведения, но и особенности восприятия, оценки, взаимную адаптацию элементов социальной системы. При этом процесс реализации нововведения должен стать более оптимальным. В основе технологии обеспечения нововведений должен быть такой подход к их изучению, в рамках которого возможно одновременное рассмотрение различных сторон взаимодействия социальной среды и нововведения, выявление тех сторон этого взаимодействия, которые в большей степени влияют на успешность инновационных процессов, а также распознавание и предвидение возможных проблем инновационной практики.

В структуре технологии обеспечения нововведений целесообразно выделить две взаимодополняющие друг друга деятельности - инновационную диагностику и социологическое изучение нововведений. Их целью является распознавание, предвидение проблем, которые могут возникнуть при взаимодействии среды и нововведения с помощью диагностики, а также изучения динамики общественного мнения по поводу реализации нововведения с помощью различных методов социологического исследования. Инновационная диагностика предполагает осуществление процедуры анализа, диагноза и прогноза относительно конкретного нововведения. Это позволяет планировать не только алгоритм осуществления данного нововведения, но и прогнозировать конкретные последствия в широком комплексе общественной системы с учетом специфики ее функционирования, что дает возможность заранее подготовиться к появлению различных побочных явлений, конфликтов и противоречий в процессе инновационной деятельности: либо предотвратить их, либо смягчить отрицательные последствия. Таким образом, инновационная диагностика охватывает, во-первых, прогноз вероятности появления различных нововведений в будущем, во-вторых, дает более или менее полную картину перспектив развития конкретного нововведения, его последствий во всех сферах жизнедеятельности людей, виртуально фиксирует разные варианты восприятия его людьми, прогнозирует общественное мнение [3].

Любая технология социальной работы не может быть внедрена без  учета особенностей как объектов, так и субъектов деятельности, их состояния, ресурсов и мотивов. И инновационные технологии, не будучи формализуемым процессом, требуют учета человеческого фактора, в частности - преодоления социально-психологических барьеров, возникающих на всех этапах ее развертывания. В эту деятельность вовлечены различные социальные группы, каждая из которых имеет собственные интересы, задачи и цели. Члены каждой из групп могут иметь неоднозначные представления, ожидания и эмоциональные переживания, связанные с возможными последствиями инновации. Преодолению социально-психологических барьеров инновационной деятельности способствуют:

1) учет установок, ориентации  ценностных, этических норм поведения  ее участников;

2) применение социально-психологических  методов активного обучения работников  для развития инновационных способностей, формирования готовности к восприятию и участию в инновации [3].

Система обеспечения  нововведений предполагает создание гибкой, целостной системы инновационной  политики как определенной стратегии  в отношении к инновационным  процессам, которая должна осуществляться на всех уровнях и на государственном прежде всего.

Таким образом, инновационные  технологии – это структурированная  совокупность приемов и методов, направленных на изучение, актуализацию и оптимизацию социальной практики. В этой деятельности есть свои проблемы, и, в первую очередь, это разрегулированность и неадекватность социальных механизмов осуществления инновационных процессов. Необходим такой подход, чтобы при диагностики и изучении нововведений можно было рассмотреть различные стороны взаимодействия социальной среды и новшества.

При работе с различными категориями клиентов используются разные инновации. Некоторые из них  могут применяться только при  работе с одной категорией клиентов. Например, только с многодетными семьями. А некоторые – при работе с  несколькими категориями. Например, и с многодетными семьями, и с инвалидами, и с пожилыми людьми. К таким инновационным технологиям относятся группы взаимопомощи. О них и пойдет речь в следующем параграфе. 

§2. «Группы  взаимопомощи» как особая инновационная  технология

 

Службы групповой поддержки во всем мире признаны уникальным методом для оказания помощи.

Группы взаимопомощи — регулярные собрания, проводимые с целью обмена опытом и моральной поддержки  участниками друг друга. На группах  обсуждаются сложные ситуации в  жизни участников и варианты их решения[2].

Группы взаимопомощи имеют очень много общего с  группами поддержки (например, преимущества и ограничения у них одинаковые). Но они обладают и коренными отличиями. Главное состоит в том, что группа взаимопомощи основана на активном участии людей, что позволяет им активизировать собственные ресурсы, развить способности, решать проблемы и контролировать собственную жизнь. Именно ответственность и контроль самих участников за развитием группы способствуют процессу развития независимости и возможностью управлять своей жизнью.

За последние сто лет число  и разнообразие групп взаимопомощи значительно возросло. Появились  ассоциации домовладельцев, анонимных  алкоголиков, группы реабилитации наркоманов и сотни других. У некоторых  из них более чем столетняя история, другие возникли совсем недавно [5].

В России группы взаимопомощи появились не так давно. В каждой области проблем история появления групп своя. Например, первые службы групповой поддержки людей, живущих с ВИЧ, появились в начале 80-х. В начале эпидемии в США и странах Европы люди с ВИЧ практически не имели никаких ресурсов для поддержки и ухода - группы взаимопомощи зачастую в буквальном смысле спасали жизни людей. В России первые группы также были созданы в период, когда в стране фактически не было служб поддержки для людей с ВИЧ. Такие группы стали появляться в различных российских городах. Самая первая группа взаимопомощи появилась в Москве в 1994 году, в Екатеринбурге - в 2003 году. Важным фактором, влияющим на развитие групп взаимопомощи людей с ВИЧ, стало развитие эпидемии в среде потребителей наркотиков. Многие ВИЧ-положительные люди имеют опыт участия в группах "Анонимных Наркоманов". Этот опыт полезен в развитии групп для людей с ВИЧ.[4]

Группы «Анонимных Алкоголиков» и  «Анонимных Наркоманов» появились в России немного раньше. А именно, в 1986 – 1987 годах. Если проследить историю появления таких групп за рубежом, то можно увидеть насколько раньше там начался этот процесс. Так в г. Балтиморе в 1840 г. появилось Вашингтонское Общество. Первыми его членами были только алкоголики, пробовавшие осуществить идеи взаимопомощи. В какой-то момент количество его членов превысило 100 тысяч человек. Со временем члены Общества стали заниматься вопросами политическими и социальными (вступили в активную борьбу за уничтожение рабства). Так в их рядах появились политические деятели, как алкоголики, так и не алкоголики. Общество осуществило ряд мероприятий, имевших целью изменить американские обычаи в области потребления алкоголя. Вскоре после этого оно утратило способность помогать алкоголикам.

Американец Билл пришел к выводу, что для поддержания  своей трезвости ему необходимо делиться опытом с другими алкоголиками. Он начинает общаться с Бобом, у которого тоже была зависимость от алкоголя. Так начало зарождаться сообщество «Анонимных Алкоголиков». 10 июня 1935 года является днем создания сообщества «Анонимных Алкоголиков». И в 1937 году группа насчитывала уже  40 участников. К 1995 г. сообщество насчитывало более 2 млн членов и работает в 141 стране.[4]

Информация о работе Группы взаимопомощи как инновационная технология в социальной работе