Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 21:27, курсовая работа
Цель работы – выявить эффективность использования групп взаимопомощи в практике социальной работы.
Задачи:
разобрать сущность инновационных технологий в социальной работе;
рассмотреть понятие, историю возникновения, виды, цели групп взаимопомощи;
раскрыть опыт организации деятельности групп взаимопомощи в г. Вологда;
определить эффективность использования этих групп в г. Вологда.
Введение
Глава 1. Теоретические подходы к обоснованию деятельности инновационной технологии «группы взаимопомощи».
§1. Сущность инновационных технологий в социальной работе
§2. «Группы взаимопомощи» как особая инновационная технология
§3. Использование групп взаимопомощи в практике социальной работы
Глава 2. Деятельность групп взаимопомощи в г. Вологда
§1. Опыт организации деятельности групп взаимопомощи в г.Вологда
§2. Эффективность использования групп взаимопомощи в г.Вологда
Заключение
Приложение
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОУ ВПО «ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
ГРУППЫ ВЗАИМОПОМОЩИ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
ВОЛОГДА
2010
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические подходы к обоснованию деятельности инновационной технологии «группы взаимопомощи».
§1. Сущность инновационных технологий в социальной работе
§2. «Группы взаимопомощи» как особая инновационная технология
§3. Использование групп взаимопомощи в практике социальной работы
Глава 2. Деятельность групп взаимопомощи в г. Вологда
§1. Опыт организации деятельности групп взаимопомощи в г.Вологда
§2. Эффективность использования групп взаимопомощи в г.Вологда
Заключение
Приложение
Список литературы
Введение
Каждый человек сталкивается с проблемами. У кого-то это небольшие трудности и человек их быстро решает самостоятельно. Но бывает, что проблемы настолько заполняют жизнь человека, что самостоятельно найти выход он не может. Сперва кажется, что все общество настроено против человека и он один на один остается со своей проблемой. Но, как правило, всегда найдется тот, кто уже пережил что-то похожее и готов поделиться своим опытом. Благодаря таким людям стали появляться группы взаимопомощи. Это коллектив людей, объединенных общей жизненной проблемой или ситуацией. Проблемы у людей могут быть разными: хроническое заболевание или зависимость, от которой участники группы хотят избавиться, пережитая участниками личная трагедия, неприятие обществом, потребность отстаивать свои права или свой образ жизни, возможность быть услышанным и найти понимание и поддержку. На собраниях групп участники делятся своими чувствами и накопленным опытом, что создает уникальную атмосферу сопереживания и взаимной поддержки, позволяет собрать воедино имеющуюся практическую информацию и найти способы преодоления трудностей.
Окружающий человека мир постоянно развивается: растут города, ускоряется темп жизни людей, все меньше внимания человек может уделить своим близким людям, технический прогресс не стоит на месте. От всего этого количество проблем в жизни людей увеличивается. Главной целью групп взаимопомощи является оказание помощи человеку, столкнувшемуся с трудной жизненной ситуацией. В Европе группы взаимопомощи появились еще в прошлом веке, и за последние сто лет их число и разнообразие значительно возросло [19]. В России опыт ведения групп взаимопомощи намного меньше. Особенно в небольших городах, которые только начинают внедрять такую новую технологию, как группы взаимной помощи [19]. Поэтому тема нашей курсовой работы является актуальной.
Изучение научной литературы, относящейся к теме исследования, позволяет выделить несколько групп работ.
Первую составляют те работы, которые посвящены инновационным технологиям. Различные теоретико-методологические основания анализа инноваций предлагаются в трудах: Хуторского А.В., Тычинского А.В., Кирьякова А.Г, Грачева М.Н.
Вторую – труды, посвященные изучению групп взаимопомощи. Таких авторов, как Кривцова Ю.П., Савельев Н.Б., Рыбаков С.К., Щукина Г.В.
Объект исследования – группы взаимопомощи.
Предмет – использование групп взаимопомощи в практике социальной работы.
Цель работы – выявить
эффективность использования
Задачи:
Для написания курсового
проекта использовались следующие
методы: изучение литературы, анализ, обобщение,
исследование, анкетирование.
Глава 1. Теоретические подходы к обоснованию деятельности инновационной технологии «группы взаимопомощи».
§1. Сущность инновационных технологий в социальной работе
В последние годы разработка и исследование инновационных технологий социального пространства становится все актуальнее. Для того, чтобы разобраться, что включает в себя понятие «инновационные технологии», рассмотрим его подробнее.
Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение») и приставке «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» — «в направлении изменений». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в [24].
В широком смысле под инновацией понимается создание и внедрение различного вида новшеств, что влечёт за собой значительные изменения в социальной практике. Инновационная деятельность – деятельность по достижению новых результатов, средств и способов их получения, по преодолению рутинных компонентов в традиционной деятельности.
Целью нововведений является повышение эффективности, экономичности, качества жизни, удовлетворенности клиентов. Поэтому инновация - это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы [7].
Под технологией в социальном смысле понимается совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей в процессе социального планирования и развития, решения разного рода социальных проблем [14].
Инновационные социальные технологии - процессуально структурированная совокупность приемов и методов, направленных на изучение, актуализацию и оптимизацию инновационной деятельности, в результате которой создаются и материализуются нововведения, вызывающие качественные изменения в различных сферах жизнедеятельности, ориентированные на рациональное использование материальных, экономических и социальных ресурсов [24].
Инновационная практика всегда была сложной и неоднозначной. Проблемы ее развития в первую очередь связаны с полной разрегулированность и неадекватностью социальных механизмов осуществления инновационных процессов. Необходимо создавать гибкую, обоснованную систему научного обеспечения нововведений, которая будет учитывать не только логику и специфику осуществления нововведения, но и особенности восприятия, оценки, взаимную адаптацию элементов социальной системы. При этом процесс реализации нововведения должен стать более оптимальным. В основе технологии обеспечения нововведений должен быть такой подход к их изучению, в рамках которого возможно одновременное рассмотрение различных сторон взаимодействия социальной среды и нововведения, выявление тех сторон этого взаимодействия, которые в большей степени влияют на успешность инновационных процессов, а также распознавание и предвидение возможных проблем инновационной практики.
В структуре технологии обеспечения нововведений целесообразно выделить две взаимодополняющие друг друга деятельности - инновационную диагностику и социологическое изучение нововведений. Их целью является распознавание, предвидение проблем, которые могут возникнуть при взаимодействии среды и нововведения с помощью диагностики, а также изучения динамики общественного мнения по поводу реализации нововведения с помощью различных методов социологического исследования. Инновационная диагностика предполагает осуществление процедуры анализа, диагноза и прогноза относительно конкретного нововведения. Это позволяет планировать не только алгоритм осуществления данного нововведения, но и прогнозировать конкретные последствия в широком комплексе общественной системы с учетом специфики ее функционирования, что дает возможность заранее подготовиться к появлению различных побочных явлений, конфликтов и противоречий в процессе инновационной деятельности: либо предотвратить их, либо смягчить отрицательные последствия. Таким образом, инновационная диагностика охватывает, во-первых, прогноз вероятности появления различных нововведений в будущем, во-вторых, дает более или менее полную картину перспектив развития конкретного нововведения, его последствий во всех сферах жизнедеятельности людей, виртуально фиксирует разные варианты восприятия его людьми, прогнозирует общественное мнение [3].
Любая технология социальной работы не может быть внедрена без учета особенностей как объектов, так и субъектов деятельности, их состояния, ресурсов и мотивов. И инновационные технологии, не будучи формализуемым процессом, требуют учета человеческого фактора, в частности - преодоления социально-психологических барьеров, возникающих на всех этапах ее развертывания. В эту деятельность вовлечены различные социальные группы, каждая из которых имеет собственные интересы, задачи и цели. Члены каждой из групп могут иметь неоднозначные представления, ожидания и эмоциональные переживания, связанные с возможными последствиями инновации. Преодолению социально-психологических барьеров инновационной деятельности способствуют:
1) учет установок, ориентации ценностных, этических норм поведения ее участников;
2) применение социально-
Система обеспечения
нововведений предполагает создание гибкой,
целостной системы
Таким образом, инновационные технологии – это структурированная совокупность приемов и методов, направленных на изучение, актуализацию и оптимизацию социальной практики. В этой деятельности есть свои проблемы, и, в первую очередь, это разрегулированность и неадекватность социальных механизмов осуществления инновационных процессов. Необходим такой подход, чтобы при диагностики и изучении нововведений можно было рассмотреть различные стороны взаимодействия социальной среды и новшества.
При работе с различными
категориями клиентов используются
разные инновации. Некоторые из них
могут применяться только при
работе с одной категорией клиентов.
Например, только с многодетными семьями.
А некоторые – при работе с
несколькими категориями. Например, и с многодетными семьями, и с инвалидами,
и с пожилыми людьми. К таким инновационным
технологиям относятся группы взаимопомощи.
О них и пойдет речь в следующем параграфе.
§2. «Группы взаимопомощи» как особая инновационная технология
Службы групповой поддержки во всем мире признаны уникальным методом для оказания помощи.
Группы взаимопомощи — регулярные собрания, проводимые с целью обмена опытом и моральной поддержки участниками друг друга. На группах обсуждаются сложные ситуации в жизни участников и варианты их решения[2].
Группы взаимопомощи имеют очень много общего с группами поддержки (например, преимущества и ограничения у них одинаковые). Но они обладают и коренными отличиями. Главное состоит в том, что группа взаимопомощи основана на активном участии людей, что позволяет им активизировать собственные ресурсы, развить способности, решать проблемы и контролировать собственную жизнь. Именно ответственность и контроль самих участников за развитием группы способствуют процессу развития независимости и возможностью управлять своей жизнью.
За последние сто лет число и разнообразие групп взаимопомощи значительно возросло. Появились ассоциации домовладельцев, анонимных алкоголиков, группы реабилитации наркоманов и сотни других. У некоторых из них более чем столетняя история, другие возникли совсем недавно [5].
В России группы взаимопомощи появились не так давно. В каждой области проблем история появления групп своя. Например, первые службы групповой поддержки людей, живущих с ВИЧ, появились в начале 80-х. В начале эпидемии в США и странах Европы люди с ВИЧ практически не имели никаких ресурсов для поддержки и ухода - группы взаимопомощи зачастую в буквальном смысле спасали жизни людей. В России первые группы также были созданы в период, когда в стране фактически не было служб поддержки для людей с ВИЧ. Такие группы стали появляться в различных российских городах. Самая первая группа взаимопомощи появилась в Москве в 1994 году, в Екатеринбурге - в 2003 году. Важным фактором, влияющим на развитие групп взаимопомощи людей с ВИЧ, стало развитие эпидемии в среде потребителей наркотиков. Многие ВИЧ-положительные люди имеют опыт участия в группах "Анонимных Наркоманов". Этот опыт полезен в развитии групп для людей с ВИЧ.[4]
Группы «Анонимных Алкоголиков» и «Анонимных Наркоманов» появились в России немного раньше. А именно, в 1986 – 1987 годах. Если проследить историю появления таких групп за рубежом, то можно увидеть насколько раньше там начался этот процесс. Так в г. Балтиморе в 1840 г. появилось Вашингтонское Общество. Первыми его членами были только алкоголики, пробовавшие осуществить идеи взаимопомощи. В какой-то момент количество его членов превысило 100 тысяч человек. Со временем члены Общества стали заниматься вопросами политическими и социальными (вступили в активную борьбу за уничтожение рабства). Так в их рядах появились политические деятели, как алкоголики, так и не алкоголики. Общество осуществило ряд мероприятий, имевших целью изменить американские обычаи в области потребления алкоголя. Вскоре после этого оно утратило способность помогать алкоголикам.
Американец Билл пришел к выводу, что для поддержания своей трезвости ему необходимо делиться опытом с другими алкоголиками. Он начинает общаться с Бобом, у которого тоже была зависимость от алкоголя. Так начало зарождаться сообщество «Анонимных Алкоголиков». 10 июня 1935 года является днем создания сообщества «Анонимных Алкоголиков». И в 1937 году группа насчитывала уже 40 участников. К 1995 г. сообщество насчитывало более 2 млн членов и работает в 141 стране.[4]
Информация о работе Группы взаимопомощи как инновационная технология в социальной работе