Группы взаимопомощи как инновационная технология в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 21:27, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить эффективность использования групп взаимопомощи в практике социальной работы.
Задачи:
разобрать сущность инновационных технологий в социальной работе;
рассмотреть понятие, историю возникновения, виды, цели групп взаимопомощи;
раскрыть опыт организации деятельности групп взаимопомощи в г. Вологда;
определить эффективность использования этих групп в г. Вологда.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические подходы к обоснованию деятельности инновационной технологии «группы взаимопомощи».
§1. Сущность инновационных технологий в социальной работе
§2. «Группы взаимопомощи» как особая инновационная технология
§3. Использование групп взаимопомощи в практике социальной работы
Глава 2. Деятельность групп взаимопомощи в г. Вологда
§1. Опыт организации деятельности групп взаимопомощи в г.Вологда
§2. Эффективность использования групп взаимопомощи в г.Вологда
Заключение
Приложение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 3 курс.doc

— 226.50 Кб (Скачать файл)

Группа взаимопомощи является хорошей возможностью для  получения новой информации и  навыков. Известно, что человек усваивает  больше знаний, если он учит других. В такое время особенно ценна помощь кого-то, кто находится в том же положении, что и вы, и потому может вас поддержать как никто другой. Представьте, что в кризисный момент рядом с вами есть несколько человек, которые ищут ответа на те же вопросы, преодолевают те же трудности, что и вы, и от которых не приходится ничего скрывать. Среди них вы можете поговорить о том, что вас волнует, узнать, как другие поступали в том или ином случае. Здесь с радостью примут ваш опыт и по достоинству оценят ваши успехи.

В группе может быть от 3 до 20 участников. Большее количество затрудняет общение и снижает эффективность. Всегда присутствует один или несколько фасилитаторов (ведущих), функции которых - следить за соблюдением правил группы, давая возможность каждому участнику быть услышанным.

Основа деятельности групп - личный практический опыт участников. Этот опыт позволяет увидеть, что у большинства проблем есть много путей решения, и каждый участник группы может сделать правильный, подходящий именно ему выбор. У каждого вида групп свои особенности и правила. В психотерапевтических группах участники под руководством специалиста избавляются от конкретной психологической проблемы или приобретают необходимые им жизненные навыки. Группы взаимопомощи не ставят своей целью привести всех участников к какому-то конкретному результату, а дают им возможность высказаться, поделиться своим опытом и найти ответ на интересующий каждого вопрос [2].

Главным условием деятельности любой группы - это конфиденциальность. Уверенность в неразглашении  той информации, которой делится  человек, дает возможность людям  быть открытыми друг перед другом, создает доверительную атмосферу среди участников группы. "Что услышал и увидел на группе - пусть останется в группе" - этот лозунг часто вывешивают на стене комнаты, где проходят встречи групп взаимопомощи [5].

Создание и развитие групп взаимопомощи - это ответственность и работа, которые хотя и распределяются среди всех участников, но в большей степени ложатся на фасилитаторов. Фасилитатор а группе может быть один, но для эффективности работы группы необходимо, по крайней мере, несколько человек готовых отвечать за создание и развитие группы.

Фасилитаторы группы решают как административные проблемы, так и занимаются распределением работы среди всех участников группы. В компетенцию фасилитаторов входит принятие решений по различным вопросам. Как будут сформулированы правила группы? Кто может на ней присутствовать? Как часто предполагается собираться? В каком помещении? Приглашать ли на группу специалистов? Как будет распространяться информация для потенциальных участников? Кто и как будет приветствовать новых участников группы? Решения по всем важным для группы вопросам могут быть успешно приняты в том случае, если фасилитаторы имеют необходимую информацию, навыки, поддержку и помощь [8].

Некоторые группы взаимопомощи объединяют людей различных взглядов, убеждений и поведения. Мужчинам и женщинам, потребителям наркотиков и тем, кто отказался от них, иногда бывает сложно обсуждать свои проблемы вместе. Важно, чтобы все участники группы принимали друг друга такими, как есть, без осуждения и предвзятости, и помнили, что на встречах группы все равны, независимо от возраста, социального положения и других факторов. Без этого доверительный разговор в разнородной по составу группе не получится.

Все группы различны по составу участников, целям и задачам, принятым правилам. Некоторые группы открыты для всех и занимаются в основном взаимной поддержкой и организацией досуга своих участников. Другие имеют постоянный состав и ставят перед собой задачи самопознания и личностного роста. Третьи, помимо взаимопомощи, организуют службы поддержки для людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, и профилактические программы среди уязвимых групп или населения в целом. Одни группы остаются неформальными, встречаясь на дому или в помещении дружественной организации. Другие регистрируются как общественные объединения и постепенно становятся организациями.

Право образовывать группы взаимопомощи далеко не всегда было закреплено законодательно. Во многих странах  ранние организации рабочих сталкивались с враждебным отношением со стороны властей и иногда даже запрещались. В большинстве обществ шла борьба за право образовывать группы согласно свободно выбранным интересам и целям.

Можно подвести итоги. Во-первых, группы взаимопомощи — регулярные собрания, проводимые с целью обмена опытом и моральной поддержки участниками друг друга. Они является хорошей возможностью для получения новой информации и навыков. На группах обсуждаются сложные ситуации в жизни участников и варианты их решения. Во-вторых, основа деятельности групп - личный практический опыт участников. Этот опыт позволяет увидеть, что у большинства проблем есть много путей решения, и каждый участник группы может сделать правильный, подходящий именно ему выбор. В-третьих, создание и развитие групп взаимопомощи - это ответственность и работа, которые хотя и распределяются среди всех участников, но в большей степени ложатся на организаторов.

Широкое распространение  группы взаимопомощи стали получать на базах социальных учреждений. В больших городах уже давно используются группы поддержки для людей с одинаковыми проблемами. Такие люди собираются на базе какого-либо центра и обсуждают свои трудности. В небольших городах тоже все чаще социальные учреждения перенимают опыт внедрения групп взаимопомощи как одну из предоставляемых услуг для граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию. В следующем параграфе рассмотрим подробнее, как используются группы взаимопомощи в практике социальной работы.

 

§3. Использование групп  взаимопомощи в практике социальной работы.

 

Создание и развитие групп взаимопомощи может происходить различными путями. Часто инициаторами создания групп являются сами люди, затронутые проблемой. Но, как правило, для того, чтобы делиться своим опытом преодоления сложной ситуации, необходимо иметь этот опыт и обладать рядом качеств, которые помогут заниматься организаторской деятельностью. Не все люди могут заявить о своих сложностях. Тем более, если человек впервые столкнулся с проблемой, вроде хронического заболевания или осознания своей зависимости от чего-либо, неприятия обществом или переживает личную трагедию. Тогда на помощь приходят специалисты из социальных центров. Они видят необходимость дополнительной социальной или психологической поддержке своих клиентов и выступают инициаторами создания групп взаимопомощи. Как правило, группы создаются на базе определенного Центра, но, по желанию участников, встречи могут проходить и в неформальной обстановке [10].

Некоторые группы создаются на определенный период времени, а затем закрываются по различным причинам – например, когда желаемые перемены достигнуты. Состав группы с течением времени может частично или полностью поменяться.

В зависимости от того, какая проблема заставила людей  собраться вместе, группы взаимопомощи можно примерно подразделить на следующие  категории:

  • Группы по преодолению кризиса или переходного периода;
  • Группы по борьбе с зависимостями;
  • Группы родных и близких;
  • Группы страдающих хроническими заболеваниями [10].

Группы взаимопомощи в социальной работе очень разнообразны по своим структурным формам и видам деятельности и почти не поддаются классификации. Тем не менее существуют несколько ключевых элементов, которые являются общими для всех видов групп:

    • Люди с общим жизненным опытом (ситуацией, проблемой) собираются вместе, чтобы что-то изменить;
    • Деятельность часто вызвана необходимостью противостоять изоляции, дискриминации или проявлениям негативного отношения общества к данной группе [10].

Принципы взаимопомощи в социальной работе:

 

      1. Группы помогают людям, переживающим серьезную проблему, избавиться от чувства изоляции, одиночества и непонимания окружающих.

 

Новые участники нередко  говорят после первой встречи  группы "Наконец-то я почувствовала, что я не одна" или "Мне сразу  же стало ясно, что здесь никому ничего не надо объяснять... Все меня понимали с полуслова, потому что они прошли через то же, что и я", "Это единственное место, где мне не надо ничего ни от кого скрывать"[10].

 

      1. Группы дают людям возможность более объективно оценить свою ситуацию.

 

"На самом деле  у меня все не так уж плохо", - можно услышать от людей, впервые пришедших на встречу группы. Проблема, кажущаяся кому-то из участников непреодолимой, была, возможно, с успехом решена другими членами группы, которые готовы поделиться своим опытом. Это создает стимул бороться за свою жизнь и здоровье, человеческие права и достоинство [10].

 

 

      1. Помогая другим, помогаешь себе.

 

Как правило, вначале  группа взаимопомощи привлекает людей  тем, что они рассчитывают найти  в ней ответы на волнующие их вопросы. Со временем они понимают, что их собственный опыт также очень ценен и может сыграть большую роль в жизни другого человека, столкнувшегося с такой же проблемой. Возможность помогать другим становится для многих участников группы не менее важной, чем получение помощи для себя.

 

      1. Практическая помощь и эмоциональная поддержка.

 

Взаимодействие членов группы в большинстве случаев  не ограничивается совместными встречами  и мероприятиями. Они могут звонить  друг другу по телефону в трудные  минуты, навещать, помогать по дому, присматривать  за детьми.

 

      1. Оптимизм.

 

Группа взаимопомощи - не место для критики и конфликтов, с которыми каждый из нас и без того сталкивается слишком часто. На встречах группы каждого участника принимают, уважают и ценят. Здесь отдают должное всем личным победам и достижениям, какими бы незначительными они ни казались посторонним [10].

Группы взаимопомощи дают возможность  людям принять активное участие  в решении собственных проблем. Эти группы также эффективны по экономическим затратам. В разных странах мира документально подтверждены такие результаты работы групп взаимопомощи, как облегчение симптомов физических и психических расстройств и помощь в адаптации к тяжелой жизненной ситуации.

Современные научные данные подтверждают, что на физическое и психическое  здоровье человека сильнейшим образом воздействует его настроение и душевное состояние. Стресс, тревожность, депрессия - факторы, ведущие к снижению иммунной функции организма и способствующие возникновению и обострению разного рода заболеваний. Чувство собственной ценности, ответственности за свою жизнь и ощущение своей способности достигать целей помогают человеку легче преодолевать неизбежные жизненные трудности, не прибегая к алкоголю, наркотикам и транквилизаторам. Группы взаимопомощи - динамичная среда для воспитания высокой самооценки, чувства самодостаточности и умения достигать своих целей. В этих группах люди, объединенные общей заботой, могут обмениваться опытом, информацией, эмоциональной поддержкой и ресурсами. В группе возникает огромный потенциал взаимопонимания и доверия, помогающий людям раскрываться, чувствовать, что они не одиноки и осознавать свою силу [19].

Группы взаимопомощи приносят пользу не только своим участникам. Их положительный  эффект распространяется на более широкие  общественные слои и имеет как  социальные, так и экономические последствия.

Далее рассмотрим подробно, какой позитивный эффект приносят группы взаимопомощи. Для участников:  преодоление чувства изоляции (многие участники признаются, что до прихода в группу, чувствовали себя одиноко, и им казалось, что никто из окружающих их не понимает, и они вынуждены оставаться один на один со своими трудностями) [19], взаимная поддержка (члены группы узнают, что они не одиноки, и у кого-то проблемы серьезнее, чем у них), информация и консультирование, дополняющие государственные и общественные службы (в группе выслушают, поймут и проеснят вопросы, на которые новички не знают ответов), возвращение в общество, практическая помощь, повышение знаний об опыте/ситуации, формирование полезных навыков и уверенности в себе, конкретные результаты (трудоустройство; стабилизация материального положения; преодоление алкоголизма и наркомании). Для специалистов, занимающихся организацией и проведением групп взаимопомощи, тоже есть польза. Это вклад в планирование и организацию служб, обучение, информация, лучшее понимание ситуации и проблем, источник поддержки для пациентов и клиентов, обратная связь, позитивные перемены в службах на основе изучения существующих потребностей. Для общества и экономики в целом есть свои преимущества. Такие как повышение уровня и качества жизни, повышения осознания проблем, база для исследований, прогрессивные изменения в законодательстве, интеграция общества.

В этом параграфе мы рассмотрели  использование групп взаимопомощи в практике социальной работы и можем подвести итоги. Организация дополнительной поддержки людям, столкнувшимся с проблемой, конечно, носит только положительный эффект. Это и осознание, что клиент не останется один на один со своими трудностями, и получение необходимой информации, касающейся сложившейся ситуации. В группе клиент формирует полезные навыки и повышает уверенность в себе. Чаще всего специалисты социальных центров планируют и организуют деятельность служб, тем самым оказывая дополнительную социальную и психологическую поддержку человеку, у которого возникла проблема. Создание групп взаимопомощи имеет свои принципы, на основе которых и строится работа группы.

Нами были разобраны  теоретические подходы к обоснованию  деятельности инновационной технологии «групп взаимопомощи». Инновационные технологии, несмотря на трудность их внедрения, больше дают положительные результаты, чем отрицательные. Особенно, если ими занимаются специалисты на базе социальных центров, которые знают состояние проблем общества и учитывают опыт работы других городов и стран. Группы взаимопомощи рассчитаны на то, что человек, который их посещает, справляется со своей проблемой и в дальнейшем может сам делиться своим опытом с новичками. Социальная работа требует решение проблем общества и его отдельных членов. Поэтому группы взаимопомощи необходимы в сфере ее деятельности.

Информация о работе Группы взаимопомощи как инновационная технология в социальной работе