Характеристика понятия «отношение к труду»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 11:31, реферат

Описание работы

К сожалению, в современном мире человек все еще выполняет роль трудовой единицы, которая является просто исполнителем своего участка работы. Однако, если сотрудник обладает волей и сознанием он будет относится к своему труду не как к механической функции, а будет иметь особое отношение к своей деятельности. Чтобы самореализоваться на работе человек задается первоначально вопросом: где и как работать. Положительное решение вопроса приводит к включению человека в определенную трудовую ситуацию.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………
2
1. Характеристика понятия «отношение к труду» …………………………
4
1.2. Уровни отношения к труду ……………………………………………...
4
2. Показатели отношения к труду …………………………………………...
5
2.1. Элементы отношения к труду …………………………………………...
6
2.2. Типы отношения к труду ………………………………………………...
8
3. Факторы, определяющие отношение к труду работников ……………...
8
4. Мотивация труда и влияние работников на трудовую деятельность …..
13
Заключение ……………………………………………………………………
16
Список литературы …………………………………………………………...
17

Файлы: 1 файл

Социология труда.docx

— 38.69 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………………

  2

1. Характеристика понятия «отношение к труду» …………………………

  4

1.2. Уровни отношения к труду ……………………………………………...

  4

2. Показатели отношения к труду …………………………………………...

  5

2.1. Элементы отношения к труду …………………………………………...

  6

2.2. Типы отношения к труду ………………………………………………...

  8

3. Факторы, определяющие отношение к труду работников ……………...

  8

4. Мотивация труда и влияние  работников на трудовую деятельность …..

13

Заключение ……………………………………………………………………

16

Список литературы …………………………………………………………...

17


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

К сожалению, в современном мире  человек все еще выполняет роль трудовой единицы, которая является просто исполнителем своего участка работы. Однако, если сотрудник обладает волей и сознанием он будет относится к своему труду не как к механической функции, а будет иметь особое отношение к своей деятельности. Чтобы самореализоваться на работе человек задается первоначально вопросом: где и как работать.  Положительное решение вопроса приводит к включению человека в определенную трудовую ситуацию. В этой ситуации общее отношение человека к труду дифференцированно в зависимости от различных факторов, одни из которых соответствуют его оценкам и требованиям, с другими он не согласен и хотел бы их изменить. Если несогласие слишком велико, а изменения по каким-то причинам затруднены, человек может покинуть данное место работы. Именно в этом факте очень часто обнаруживается несоответствие между трудовой функцией и человеком как ее исполнителем. Отношение к труду как социологическая проблема в условиях промышленного предприятия получает более строгое решение на основе дифференцированного анализа факторов трудовой деятельности. Но до этого следует ясно себе представлять, взаимосвязь каких общественных явлений называют отношением к труду. Человек живет в обществе, а оно устроено так, что базируется на общественно организованном производстве. В любом обществе к человеку предъявляются в качестве условий его участия в производстве определённые требования. Среди них: регламент труда, объём производственных функций, глубина знаний, степень умения, мера ответственности и др. С этими требованиями человек может сопоставить и вынужден сопоставлять свои реальные способности к труду. Человек, осознавая свое место в созидательной деятельности общества, формирует субъектное отношение к кругу совершенно объективных обстоятельств, в которых взаимодействуют его способности и потребности, общественные требования, интересы и возможности. Таков, если можно так выразиться, механизм формирования отношения к труду. Это отношение обусловливает характер поведения человека в сфере трудовой жизнедеятельности и проявляется в тех или иных формах и степени индивидуальной трудовой активности. Цель изучения отношения к труду – это выявление механизма его формирования и управления им. Наиболее значимыми моментами при этом являются изучение факторов, формирующих отношение к труду, и выявление степени его воздействия на производственные показатели работника. На поведение человека в труде, формирование его отношения к труду влияет множество факторов. Они стимулируют или сдерживают увеличение трудовых усилий, использование трудящимися своих знаний и опыта, умственных и физических способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Характеристика понятия «ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ»

Отношение к труду может быть положительным, отрицательным и  индифферентным. Оно оказывает огромное воздействие на развитие производства и всю систему производственных отношений. Суть отношения к труду  заключается в реализации того или  иного трудового потенциала работника  под влиянием осознанных потребностей и сформировавшейся заинтересованности. Отношение к труду характеризует стремление (или отсутствие его) человека максимально проявить свои физические и духовные силы, использовать свои знания и опыт, способности для достижения определенных количественных и качественных результатов.

1.2. Уровни отношения к труду

При изучении отношения к труду  необходимо учитывать три уровня этого отношения:

1) отношение к труду вообще;

2) отношение к профессии; 

3) отношение к работе в данных  конкретных производственных условиях.

На первом уровне отношения в  качестве определяющих действуют факторы, наиболее общие для совокупности рабочих, т.е. отношение к труду  обусловлено всей совокупностью  общественных отношений, главным образом, социально-экономической природой общества, системой общественного разделения труда. Что касается второго уровня – отношения к профессии, здесь наряду с общими социальными факторами отношение к труду во многом определяется совокупностью объективных возможностей развития личности в данном конкретном виде трудовой деятельности, т.е. зависит от функционального содержания труда по данной профессии, а также от индивидуальных особенностей рабочего, от его склонностей, профессиональных ориентаций и т.д. Отношение к работе в данных конкретных производственных условиях (третий уровень отношения к труду) есть выражение частной модификации общих социально-экономических и производственных условий в пределах особенностей конкретного участка работы и зависит от условий труда, организации производственного процесса, формы и размера оплаты и многих других переменных, присущих данному конкретному участку работы.

2. Показатели отношения к труду

В связи с анализом содержания труда  особое значение имеет отношение  к реально выполняемому труду. Многие исследователи предупреждают о  необходимости различать факторы, определяющие отношение к труду, от признаков самого этого отношения. Это значит в частности, что содержание труда является фактором, определяющим отношение к труду, но не его признаком. Каковы же признаки данного явления? В книге «Человек и его работа» предлагается следующая схема признаков или показателей отношения к труду по объективным и субъективным данным.

А. Объективные показатели отношения  к труду:

а) степень ответственности и  добросовестности в работе, означающая количество и качество выпускаемой  продукции и уровень ответственности отношения к производственным заданиям;

б) степень трудовой инициативы рабочего, выявляемая как забота его об общественном производстве в соответствии с характером социалистических производственных отношений;

в) уровень дисциплинированности рабочего, выявляемый негативно через административные и общественные порицания.

Б. Субъективные показатели отношения  к труду

а) понимание общественной значимости труда, которая определяется как  оценка работы с точки зрения ее полезности для общества, содержательности труда и приносимого им заработка;

б) степень общей удовлетворенности  работой, состоящая в оценке привлекательности  выполняемой работы с учетом конкретных производственных условий;

в) степень удовлетворенности специальностью;

г) структура мотивов трудовой деятельности, которая выражается в отношении  к различным характеристикам  выполняемой работы и специальности.

Очевидно, что среди объектов изучения должны быть не только те, кто оценивается, но и те, кто оценивает.

2.1. Элементы отношения к труду

Отношение к труду проявляется  в поведении, мотивации и оценке труда.

Отношение к труду – сложное  социальное явление, оно представляет собой единство трех элементов:

1) мотивов и ориентаций трудового  поведения; 

2) реального или фактического  трудового поведения; 

3) оценку работниками трудовой  ситуации – вербального поведения. 

Первый, мотивационный, элемент отношения  к труду связан с трудовыми  мотивами и установками, которыми руководствуется  работник в трудовой деятельности. Они являются побудителями трудового  поведения и в совокупности образуют мотивационное ядро.

Второй элемент отношения к  труду – это трудовая активность работников, проявляющаяся в таких  формах поведения, как: степень выполнения норм выработки; качество выполняемой  работы; дисциплинированность; инициативность; участие в техническом творчестве (рационализации и изобретательстве); состязательность; многостаночное обслуживание; овладение передовыми методами и  приемами труда; экономное расходование сырья и материалов, топлива, электроэнергии и т.д.

Третий, оценочный, элемент отношения  к труду – субъективное переживание  работников. Он связан с их внутренним состоянием, вызванным выполняемой  работой. Без оценки самого субъекта труда любая деятельность предстает  неполной, незавершенной.

 

Социальная активность представляет собой меру социальной преобразующей  деятельности работников, основанной на внутренней необходимости действий, цели которых определяются общественными  потребностями. Социальная активность реализуется в социальной деятельности и соответствует трем формам ее проявления: трудовой, общественно-политической и  познавательно-творческой. Трудовая активность – основной, определяющий вид социальной активности. Она выражается в вовлечении работника в общественное производство и постоянном росте производительности труда, степени реализации им своих физических и умственных возможностей при выполнении конкретного вида трудовой деятельности. Общественно-политическая активность выражается в расширении участия в общественно-политической деятельности, в управлении делами производства. Это участие в работе общественных организаций в обсуждении различных вопросов, в голосовании и т.д. Познавательно-творческая активность проявляется в повышении образовательного и квалификационного уровня, формировании личности пытливой, ищущей, утверждающей творческое начало во всех сферах жизни общества. Как видим, определяющей в формировании отношения к труду выступает мотивация, которая формирует определенное трудовое поведение. Трудовое поведение – результативный процесс, производная мотивация. Мотивация выражается в трудовых мотивах и установках, которыми руководствуется работник в своем трудовом поведении. В процессе трудового поведения работник оценивает труд. Оценка труда – это внутреннее состояние работника, вызванное трудовой деятельностью, его удовлетворенность окружающей обстановкой (условиями, оплатой, нормированием труда, его содержанием и т.д.). Оценка трудовой деятельности, ее результатов зависит от соответствия между мотивами, установками, требованиями, предъявляемыми работником к труду, и собственно трудовой деятельностью, конкретной производственной обстановкой.

2.2. Типы отношения к труду

Отношение к труду – меняющаяся характеристика трудовой деятельности. В зависимости от уровня развития производительных сил и состояния  производственных отношений, преобладает  тот или иной тип отношения  к труду: отношение к нему как  к средству существования и как  первой жизненной потребности. В первом случае труд имеет для человека лишь инструментальную ценность: он выступает средством реализации потребностей, лежащих вне самого труда. Отношение к труду как потребности выражается в том, что он предоставляет человеку широкие возможности для самореализации, творчества и поэтому уже является самодеятельной целью.

3. Факторы, определяющие отношение к труду работников Охарактеризовать отношение работника к труду можно как по результату его труда (объект, на который направлено действие), так и по непосредственному участию работника в системе (субъект, выполняющий действие) общественного производства, его осознанию, пониманию, оценке своего трудового участия (вклада) в общественное производство. Поэтому все факторы формирования отношения к труду можно разделить на:

объективные - условия и обстоятельства, которые образуют независимые от субъекта предпосылки его деятельности, связанные с особенностями производственной и непроизводственной среды;

субъективные - связанные с отражением внешних условий в сознании и психике работника, с его индивидуальными особенностями.

Хотя объективные характеристики труда и являются внешними по отношению  к человеку, но на него воздействуют и им оцениваются. У человека складывается определенная внутренняя позиция по отношению к труду как типу деятельности. Объективные факторы  выступают стимулами к трудовой деятельности, равнодействующими по отношению к любым видам труда и любым типам личности; субъективные – мотивами, внутренними побудителями конкретной личности. Объективные факторы бывают общими и специфическими. К общим относятся социально-экономические и иные социальные условия трудовой деятельности, социально-экономическая обстановка в стране, экономическое состояние региона и отрасли, в которых действует работник. Трудолюбие как деятельность внутренних побуждений особенно проявляется при сознательном сочетании личных и общественных интересов. Специфические факторы – это обстоятельства и условия конкретной трудовой деятельности: содержание труда, его производственные условия, организация и оплата, социально-психологический климат коллектива, система семейного и школьного воспитания, средства массовой информации и пропаганды, самостоятельность деятельности и степень участия в управлении. Конечно, внешние социальные воздействия первоначальны, но они становятся влиятельной силой, когда преломляются через внутренний мир человека (жизненные идеалы, устремления, мотивы трудовой деятельности, психологический настрой и т.д.). Это позволяет понять, почему в одной трудовой организации, на одних и тех же участках производства люди по-разному относятся к труду: одни трудятся инициативно, высокопроизводительно, с полной отдачей сил и способностей, другие – с ленцой, допускают потери рабочего времени, не соблюдают требования производства, нарушают дисциплину труда. Поэтому большое влияние на формирование отношения человека к труду оказывают субъективные факторы: предшествующий опыт, общая и профессиональная культура, психологические, демографические и социально обусловленные особенности человека: его пол, возраст, образование, стаж работы, способности, наклонности, степень осознания значимости своей трудовой деятельности, потребность в ней и особенно ценностные ориентации. Хотелось бы по подробнее рассмотреть такие факторы, влияющие на отношение к труду, как содержание труда, условия труда, оплата труда, климат в коллективе, форма собственности предприятия (объективные факторы); пол, возраст, образование, семейное положение, ценностные ориентации и мотивы труда (субъективные факторы).

Информация о работе Характеристика понятия «отношение к труду»