Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 10:49, контрольная работа
Процесс прогнозирования достаточно актуален в настоящее время. Широка сфера его применения. Прогнозирование широко используется в экономике, а именно в управлении. Задачи:
- изучить сущность прогнозного исследования;
- выявить типы и виды прогнозирования;
- определить этапы социального прогнозирования;
- изучить сущность социального прогнозирования.
Введение 3-4
1. Прогнозное исследование 5
1.1. Прогнозирование 5-7
1.2. Цель прогнозного исследования 8-9
1.3. Задачи прогнозного исследования 9-10
1.4. Методология прогнозного исследования 10-14
1.5. Этапы прогнозного исследования 14-16
1.6. Особенности прогнозного исследования и недостатки процесса прогнозирования 16-18
1.7. Ошибки при прогнозировании 18
2. Социальное прогнозирование 19-21
2.1. Объект социального прогнозирования 21-22
2.2. Виды социального прогнозирования 22-24
2.3. Функции социального прогнозирования 24-25
2.4. Требования к результатам прогноза 25-26
2.5. Итоги социального прогнозирования 26-27
2.6. Факторы, влияющие на точность результатов прогнозирования 27-29
2.7. Принципы прогнозирования 29
Заключение 30-31
Список использованной литературы 32
Приложение 33-34
1.3. Задачи прогнозного исследования
Задачи прогностического исследования - это система конкретных требований, предъявляемых к разработке и решению сформированной проблемы. По отношению к цели, задачи - необходимое средство ее реализации, они указывают на возможность ее достижения с помощью проведения процедур исследования. В совокупности задачи образуют структуру исследования (предпрогнозная ориентация, построение исходной модели и прогнозного фона, разработки поискового и нормативного прогнозов, их верификация, выработка рекомендаций для повышения эффективности управления).
В обобщенном плане можно говорить о двух типах задач прогнозного исследования:
- определение и мотивирование цели развития;
- определение средств, способов, путей достижения целей.
Полный цикл прогнозного исследования включает в себя:
- изучение проблемной ситуации в теории и на практике;
- анализ предпрогнозного и прогнозного фона;
- определение целей и задач;
- выдвижение гипотез;
- выбор методов и приемов исследования, обладающих необходимым прогностическим потенциалом;
- проведение опытно-
- формулирование выводов и
Проблемами
прогностических исследований могут быть
самые разные аспекты социальной сферы,
оказывающие влияние на жизнедеятельность
человека. Это проблемы демографии, охраны
здоровья, образование, экологии, жилья,
сохранения и развития семьи, молодежные
проблемы, социальной инфраструктуры,
архитектурно-
1.4. Методология прогнозного исследования
Главным методологическим инструментом исследования являются рабочие гипотезы, подтвердить или опровергнуть которые призвано предпринимаемое исследование. При этом необходимы гипотезы двух типов:
В программе с самого начала должен быть определен период основания прогноза (рестроспекция) - отрезок времени, на котором строятся динамические ряды развития параметров исходной модели в прошлом и настоящем, и период упреждения прогноза (проспекция) - отрезок времени, на который рассчитан прогноз.
По времени упреждения социальные прогнозы, как и планы, делятся на оперативные, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные, сверхдолгосрочные, или дальнесрочные.
Существуют три взаимодополняющих источника прогнозной информации:
Сообразно этим источникам существуют три дополняющие друг друга способа (то есть совокупности однотипных методов) разработки прогнозов:
Наиболее эффективная прогнозная модель - система уравнений. Существуют и другие виды моделей: сценарии, имитации, графы, матрицы и так далее.
Приведенное разделение способов прогнозирования достаточно условно, так как на практике они взаимно пересекаются и дополняют друг друга. Ни один из них, взятый сам по себе, не может обеспечить значительную степень достоверности, точности, дальности прогноза. В определенных же сочетаниях они оказываются в высокой степени эффективными. Так, прогнозная оценка обязательно включает элементы экстраполяции и моделирования; процессы экстраполяции невозможны без элементов оценки и моделирования; моделирование подразумевает предварительную оценку и экстраполирование. В практике прогнозирования постоянно применяются 10 - 15 (а в теории существует свыше полутораста) методов прогнозирования, куда входит несколько методов опроса экспертов, а также несколько способов разработки экстраполяционных и различных других (сценарных, матричных, сетевых, имитационных и так далее) моделей.
Прогностическое исследование требует тщательной организации. Опыт показывает, что даже для относительно несложного социального прогноза требуется исследовательская группа в 5 - 7 специалистов и срок в несколько месяцев (обычно от квартала до полугода). Более сложные прогнозы требуют группы из 10 - 15 специалистов (превышение этой величины нерационально и диктуется обычно непринципиальными соображениями) и срок в 2 - 3 года (более продолжительные сроки обесценивают прогноз вообще, и в качестве предплановых разработок - в особенности). Состав исследовательской группы:
Развертывание группы до 10 - 15 человек происходит за счет удвоения числа помощников и включения нескольких вспомогательных работников для сбора и обработки информации, то есть предварительного реферирования источников и литературы, проведения опросов экспертов и населения (опросы населения в практике прогнозирования применяются пока сравнительно редко), подготовки материалов для формализации в моделях и так далее (при группе в 5 - 7 человек этим занимаются непосредственно помощники руководителя).
Такая организация группы предполагает полный объем «внешнего» обслуживания исследования силами других специализированных подразделений научного учреждения или даже ряда научных учреждений (интервьюеры, кодировщики и прочие). Опыт показывает, что стремление сосредоточить все эти вспомогательные службы в рамках исследовательской группы ведет к неполной загруженности сотрудников (неизбежной в перерывах между различными циклами исследования) с очень негативными последствиями в смысле производственной дисциплины, и это не может не сказаться на результатах исследования.
1.5. Этапы прогнозного исследования
Процесс прогнозирования предполагает ряд последовательных этапов. Первый этап - прогнозирование параметров прогноза:
- временного интервала
- достоверность прогноза,
- целей и задач, предмета, проблемы и рабочих гипотез,
- методов, структуры и
По существу - это составление программы прогностического исследования.
Второй этап предполагает построение базовой (исходной) модели программируемого объекта. На основе базовой (исходной) модели разрабатывается поисковый и нормативный прогнозы.
Третий этап определяет прогнозируемый фон, то есть анализ факторов, воздействующих на состояние и динамику объекта, осуществление поискового прогнозирования.
Четвертый этап включает в себя осуществление расчётов возможных показателей поисковой модели, вероятностных их значений и конструирование «древа возможных результатов».
Пятый этап - нормативное прогнозирование, оценка достоверности и точности прогнозных моделей.
Выделяют и такие этапы прогнозирования, как :
- ретроспектива - изучение прошлого состояния процесса по совокупности показателей и выявление характера их изменений;
- диагностика - установка начальных и допустимых значений показателей и выбор метода прогнозирования;
- прогноз включает в себя отдельные показатели и синтез единичных прогнозов.
Сам процесс прогнозирования предполагает:
- проведение краткого
- описание современного
- выявление проблем уже
- определение тех проблем,
- оценки экспертов по ведущим
научным исследованиям в
Ввиду многофакторности и исключительной сложности объекта исследования прогностические рекомендации носят вариантный характер. Стратегия образования учитывает различные сценарии развития общества в целом.
Поэтому при прогнозном исследовании образования за основу берется принцип вариантности, многокритериальной оценки стратегических решений, используются различные технологии организационных форм на конкурсной основе, допускающей альтернативное ведение возникающих проблем и путей их преодоления. В одном случае особую значимость имеет общественная экспертиза.
1.6. Особенности прогнозного исследования и недостатки процесса прогнозирования
Каждое прогнозное исследование имеет свои специфические характерные особенности.
К характерным особенностям могут относиться: наличие большого массива фактографического материала; формы представления исходной информации; использование набора сценариев перед прогнозированием; четкое наглядное представление прогнозной информации; широкое применение моделирования и возможности использования исходной модели при оценках в управленческой деятельности.
Анализируя уровень прогностической деятельности, следует учитывать множество факторов, влияющих на эффективность прогнозов, их качественные характеристики.
Есть факторы принципиального, методологического характера, высокой степени сложности. Это, прежде всего, умение учитывать специфику взаимосвязей социально-экономического и духовно-идеологического аспектов при разработке моделей, прогнозов и их результат.
Некоторые недостатки организационного характера следует относить к двум группам лиц: к тем, кто разрабатывает модели и прогнозы, и к тем, кто пытается реализовать результаты исследований.
Недостаточно высокий профессиональный уровень прогнозистов, экспертов, неинформированность их о позициях потенциальных заказчиков, в интересах которых разрабатываются те или иные модели и прогнозы, приводит к целому ряду нежелательных моментов, на основании которых можно сделать ряд выводов.
Первый - это несоответствие в прогностических отчетах объемов описательно-информационных (до 90%) материалов процессуальному содержанию. В результате наименьший объем по сравнению с ретроспекцией занимает крайне важная информация о мерах прогнозирования, процедуре обработки информации, используемых источниках.