Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 10:49, контрольная работа
Процесс прогнозирования достаточно актуален в настоящее время. Широка сфера его применения. Прогнозирование широко используется в экономике, а именно в управлении. Задачи:
- изучить сущность прогнозного исследования;
- выявить типы и виды прогнозирования;
- определить этапы социального прогнозирования;
- изучить сущность социального прогнозирования.
Введение 3-4
1. Прогнозное исследование 5
1.1. Прогнозирование 5-7
1.2. Цель прогнозного исследования 8-9
1.3. Задачи прогнозного исследования 9-10
1.4. Методология прогнозного исследования 10-14
1.5. Этапы прогнозного исследования 14-16
1.6. Особенности прогнозного исследования и недостатки процесса прогнозирования 16-18
1.7. Ошибки при прогнозировании 18
2. Социальное прогнозирование 19-21
2.1. Объект социального прогнозирования 21-22
2.2. Виды социального прогнозирования 22-24
2.3. Функции социального прогнозирования 24-25
2.4. Требования к результатам прогноза 25-26
2.5. Итоги социального прогнозирования 26-27
2.6. Факторы, влияющие на точность результатов прогнозирования 27-29
2.7. Принципы прогнозирования 29
Заключение 30-31
Список использованной литературы 32
Приложение 33-34
Важность данных требований заключается в том, что они обязательны при их использовании в процессе социального прогнозирования. Другое дело, что они могут быть еще более детальными. Поэтому к этим требованиям можно добавить другие. Такие как: определение сферы использования прогнозируемого события или комплекса событий (создание, например, учебных заведений нового типа, ориентированных на инновационное образование), количественных и качественных внешних связей прогнозируемого события с другими процессами и системами их взаимовлияния и взаимодействия; выявление вероятности наступления самых ранних и самых поздних сроков прогнозируемых событий, а также факторов и мер, которые могут «ускорять» или «затормаживать» эти сроки; определение основных тенденций развития данной сферы и возможных событий, способных повлиять на решение прогнозируемой проблемы, изменить заданный интервал времени.
2.5. Итоги социального прогнозирования
Важно также грамотно обозначать итоги проведенного социального прогнозирования. Эти итоги могут принимать следующие формы:
1) они могут быть выражены через сравнение показателей отечественных и зарубежных достижений в данной исследуемой области;
2) они могут выявлять показатели
эффективности социальной
3) часто итоги представляют собой ожидаемые показатели;
4) иногда они показывают
5) также результаты могут выражать оценку эффективности вкладываемых средств и финансовых мер;
6) одновременно итоги представляют оценки возможностей применения данных методов в других регионах и сферах социальной практики;
7) наконец, результаты могут быть обозначенными в виде возможных финансовых ресурсов, используемых для решения локальных социальных проблем.
Но как бы не были точно и четко охарактеризованы формы представления результатов прогнозирования, если заранее, еще на первом подготовительном этапе исследования, не были обозначены ясные и понятные цели и задачи, то результаты не получатся адекватными и достоверными. Как и в любой другой деятельности, четко поставленная цель многое решает, поскольку предопределяет основную направленность исследования и его эффективность.
Отрицательные следствия часто встречаются тогда, когда имеют место попытки переноса без должного анализа возможной адаптации к новым условиям у уже существующих моделей на будущее. Наиболее ярким примером являются те попытки, которые приводят к механическому переносу моделей западной экономики и демократии в Россию. Поэтому не случайно, что подобные явления приобретают извращенную форму, поскольку они не учитывают не только особенности экономической сферы, но и исторические традиции, социальную специфику, духовно-нравственную атмосферу.
2.6. Факторы, влияющие на точность результатов прогнозирования
Обозначив те моменты, несоблюдение которых приводит к потере достоверности итогов прогнозирования, можно указать и те моменты, соблюдение которых помогает получать четкие и выверенные результаты. Эффективность и надежность прогнозов чаще всего зависит от многих факторов. Важнейшими среди них можно назвать следующие:
- умение выявлять основные факторы и элементы данной в прогнозе системы, быть способным определять их роль и значимость в социальной сфере;
- уметь определять, исходя из анализа основных существующих тенденций (траекторий) эволюции общества, развитие исследуемых процессов (таких, к примеру, как безработица, социальная защита, положение студенчества и т.д.);
- обладать навыками проектирования этих тенденций на будущее;
- уметь синтезировать выявленные будущие траектории в настоящих социальных процессах;
- уметь интегрировать полученные результаты с прогнозами в других сферах общественной деятельности;
- уметь составлять комплексные многоуровневые прогнозы как в целом, так и по отдельным процессам и направлениям;
- быть способным к осуществлению постоянной, непрерывной корректировке прогноза.
Соблюдение указанных факторов лишь тогда способно привести к достоверному, надежному и эффективному результату, если оно будет соответствовать следующим условиям:
- глубине и объективности анализа;
- знанию конкретных условий;
- оперативности и быстроте в проведении и обработке материалов.
Также следует в процессе социального прогнозирования постоянно учитывать информацию, которая составляет банк данных статистического материала, необходимого для использования при проведении самого прогноза.
В качестве
еще одной группы факторов, имеющих влияние
на результаты прогнозирования, можно
отнести теоретико-методологические факторы.
И пусть их использование носит скорее
рекомендательный характер, но, как показала
практика, игнорирование этих положений
также мешает достижению достоверного,
надежного и эффективного результата.
Из теоретико-методологических факторов
можно указать три наиболее важных:
1) восприятие социальных процессов как
объективной реальности;
2) целостный системный подход к исследованию;
3) исторический детерминизм (
2.7. Принципы прогнозирования
Основными принципами прогнозирования являются:
- непрерывность. Разработка
- сочетание перспективных и
текущих прогнозов.
- согласование. Обеспечение соответствия
социального прогноза научно-
- многовариантность. Необходимость наличия нескольких вариантов для адекватной оценки при выборе прогноза.
Заключение
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
- под прогнозом понимается система научно обоснованных представлений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития.
Прогноз выражает предвидение на уровне конкретно-прикладной теории, в то же время прогноз неоднозначен и носит вероятностный и многовариантный характер.
Процесс разработки прогноза называется прогнозированием.
- прогнозирование - один из важнейших этапов проектной деятельности. Человечество, имея прогнозы, сознательно ищет и находит пути к выходу.
Прогнозирование в широком смысле - предвидение, вообще полученной любой информации о будущем. В узком смысле - специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явлений.
Одним из важнейших видов прогнозирования является социальное прогнозирование - это предвидение тенденций и перспектив возможного развития социальных систем, объектов, общественных явлений, процессов. Объектом социального прогнозирования могут быть все социальные системы, все явления, протекающие в обществе. По мнению Ж.Т. Тощенко, «социальное прогнозирование - это определение вариантов развития и видов наиболее приемлемого, оптимального, исходя их ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию».
Прогнозирование является составной частью процесса разработки социального проекта. В отрыве от проектирования прогнозирование теряет свой практический смысл. Социальное прогнозирование позволяет учитывать различные варианты движения и развития социальных систем. Выработка верных прогнозов позволяет сделать управление более совершенным, а проектирование – эффективным.
Список использованной литературы
1. Арженовский С.В. Методы социально-экономического прогнозирования: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»; Ростов н/Д: Наука-Спектр, 2009. - 236 с.
2. Бестужев-Лада И.В. Социальное прогнозирование. Курс лекций.- М.: Педагогическое общество России, 2002. - 392 с.
3. Ж.Т. Тощенко Социология: Общий курс: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Прометей: Юрайт, 3-е изд., 2005. - 640 с.
4. Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с.
5. http://gtmarket.ru/
Приложение
Дерево понятий