Характеристика прогнозного исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 10:49, контрольная работа

Описание работы

Процесс прогнозирования достаточно актуален в настоящее время. Широка сфера его применения. Прогнозирование широко используется в экономике, а именно в управлении. Задачи:
- изучить сущность прогнозного исследования;
- выявить типы и виды прогнозирования;
- определить этапы социального прогнозирования;
- изучить сущность социального прогнозирования.

Содержание работы

Введение 3-4
1. Прогнозное исследование 5
1.1. Прогнозирование 5-7
1.2. Цель прогнозного исследования 8-9
1.3. Задачи прогнозного исследования 9-10
1.4. Методология прогнозного исследования 10-14
1.5. Этапы прогнозного исследования 14-16
1.6. Особенности прогнозного исследования и недостатки процесса прогнозирования 16-18
1.7. Ошибки при прогнозировании 18
2. Социальное прогнозирование 19-21
2.1. Объект социального прогнозирования 21-22
2.2. Виды социального прогнозирования 22-24
2.3. Функции социального прогнозирования 24-25
2.4. Требования к результатам прогноза 25-26
2.5. Итоги социального прогнозирования 26-27
2.6. Факторы, влияющие на точность результатов прогнозирования 27-29
2.7. Принципы прогнозирования 29
Заключение 30-31
Список использованной литературы 32
Приложение 33-34

Файлы: 1 файл

Ал(з)-СР-91 Кузьмина-Андронова Е.В. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе.docx

— 66.42 Кб (Скачать файл)

          Второй - нередко преимущественное внимание уделяется исследовательскому подходу к самому процессу разработки прогнозов и меньшее - анализу прогностического фона взаимосвязей различных факторов, так называемого внешнего окружения, использования прогностических систем высшего порядка.

          Третий - нечеткое определение целей разработки прогнозов, что приводит к вовлечению в описание объекта как в периоде ретроспекции, так и в заключительной части прогноза зачастую большого количества факторов и условий, не имеющих научно-информативной ценности.

          Четвертый - это появление волюнтаристских устремлений со стороны представителей власти, пытающихся игнорировать научные рекомендации, подменяя их собственным видением или внедрением существующих зарубежных моделей без должного анализа возможной адаптации их к российским условиям. Примером такого рода могут служить попытки перенести модели западной экономики и демократии в Россию. Они приобретают уродливую форму, поскольку в процессе их реализации не учитываются не только особенности экономической сферы, но и исторические традиции, социальная специфика, духовно-нравственная атмосфера нашей страны.

          Если эти попытки будут делаться и в дальнейшем, то возможны три сценария социальных процессов в нашем обществе:

1) продолжение деструкции, неуправляемость  общества как реакция на распад;

2) стремление властей сохранить  государство хотя бы в форме  диктатуры; 
3) внедрение конструктивного начала, усиление роли государства с целью совершенствования социальной политики.

 

 

 

1.7. Ошибки при прогнозировании

 

 

          Если сгруппировать основные ошибки при прогнозировании социальных процессов, то они сведутся к следующим:

• соотношение между прогнозами и ретроспективной направленностью не в пользу прогноза;

• недостаточное освещение прогнозного  фона внешнего окружения, тех факторов и процессов, которые оказывают влияние;

• неразработанность методических и процедурных аспектов;

• ограниченный объем информации;

• отсутствие должной организационно-правовой основы процессов прогнозирования;

• слабая научная разработанность  теории, методологии прогнозирования.

 

 

 

2. Социальное прогнозирование

 

          Социальная работа направлена на предупреждение зарождения и развития негативных социальных процессов. Поэтому не случайно, что одной из ее (социальной работы) значительных функций является функция прогнозирования. Ведь без осуществления системной, предусматривающей ход эволюции многих социальных процессов, деятельности, трудно наладить серьезную социальную работу, предполагающую помощь и защиту населения. Другое дело, что организация подобной формы предвидения сложна и многофакторна, а, следовательно, требует глубокого анализа природы различных социальных явлений.

          Одним из важнейших видов прогнозирования является социальное прогнозирование - это предвидение тенденций и перспектив возможного развития социальных систем, объектов, общественных явлений, процессов. Объектом социального прогнозирования могут быть все социальные системы, все явления, протекающие в обществе. Прогнозирование является составной частью процесса разработки социального проекта.

          Социальное прогнозирование («социальный» от лат. «общественный, связанный с обществом, с общественными отношениями») - прогнозирование всего общественного, всего связанного с обществом, с общественными отношениями, в центре чего находится человек. 
Социальное прогнозирование - это определение вариантов развития и выбор наиболее приемлемого, оптимального, исходя из ресурсов времени и социальных сил, способных обеспечивать их реализацию.

          Социальное прогнозирование - это работа с альтернативами, глубокий анализ вероятности и многовариантности возможных решений.

          Социальное прогнозирование позволяет учитывать различные варианты движения и развития социальных систем. Выработка верных прогнозов позволяет сделать более совершенным управление, эффективным - проектирование. Прогнозирование как одна из форм предвидения находится во взаимосвязи с целеполаганием, планированием, программированием, проектированием, управлением. Там, где объекты неуправляемы (особенно в естественных науках), имеет место безусловное предсказание с целью приспособить действия к определенному состоянию объекта. Но нередко обратная связь приводит к самоосуществлению или саморазвитию прогноза путем действий с учетом последнего. Так, предсказание успеха может вызывать мобилизацию сил, воодушевление, а предсказание катастрофы способно вызвать панику и действительно обострить ситуацию, но может вызвать своевременное вмешательство и ликвидацию угрозы.

          Сущность социальных прогнозных исследований в наиболее общем виде состоит в том, чтобы предвидеть:

- социально-экономические и научно-технические  условия, в которых будет развиваться система образования в будущем;

- изменяющуюся роль и место  человеческой личности в общественном  прогрессе;

- динамику развития образовательных  запросов населения, престижность  соответствующих профессий и специальностей;

- содержательные и организационно-структурные  изменения в образовании, их  динамику и т. д.;

- межнациональные конфликты.

          Исследование межнациональных конфликтов может быть осуществлено также с помощью целого ряда методов прогнозирования: широкое использование аналитических методов и ЭВМ, применение имитационного проигрывания моделей, глубокая ретроспекция и предпрогнозный фон, использование сценариев для вероятного представления прогнозной информации.

          При проведении любого прогностического исследования учитываются и тщательно разрабатываются методологические и организационные характеристики, а также специфические особенности прогноза и рекомендации по заимствованию его положительных черт.

 

2.1. Объект социального  прогнозирования

 

          В наиболее общем виде объектом исследования в социальном прогнозировании служит общество как социальный организм. Конкретные объекты представляют собой различные аспекты существования социосферы и могут быть систематизированы таким образом:

  • Формы общественного сознания (мировоззрение, наука, искусство, мораль, право, политика, религия).
  • Формы жизнедеятельности (труд, быт, досуг, общественно-политическая деятельность).
  • Формирование личности (образование, воспитание, спорт).
  • Народонаселение (демография, этнография, и так далее).
  • Расселение (регион, город, село, экология и так далее).
  • Социальное развитие (общество, коллектив); социальные изменения и структура.
  • Социальные институты.
  • Социальные группы.
  • Массовая информация (общественное мнение, печать, радио, телевидение и так далее).
  • Государство, международные отношения, национальные движения и так далее.

          Так же, как и в любом социологическом исследовании, объект прогнозной разработки — это носитель проблемной ситуации, конкретная область социальной реальности, сфера деятельности субъекта общественной жизни, включенного в процесс научного познания. Объект исследования выделяют на основе анализа проблемы. В качестве объекта выбирают сферу социальной действительности, которая содержит то или иное противоречие, выражающееся в проблемной ситуации. В программе исследования объект уточняют через определение генеральной и выборочной совокупностей, чем одновременно задается масштаб самого исследования, границы той области социальной жизни, по отношению к которой применимы результаты, полученные в ходе исследования.

 

2.2. Виды социального  прогнозирования

 

          Практическая значимость прогнозирования заключается в подготовке заранее научно-обоснованных программ, проектов, предложений, рекомендаций и оценок; определение того, в каком направлении желательно развитие объекта в исследуемой области (будь то культура, здравоохранение, образование, сельское хозяйство); как действительно может протекать развитие.

          В науке существует два типа прогнозирования, отличающиеся между собой по характеру, стоящих перед ними задач. К первому типу прогнозирования можно отнести: определение и мотивирование целей развития. Ко второму типу прогнозирования относятся: определение средств, способов, путей достижения целей.

          Прогностические исследования касаются различных аспектов социальной сферы, которые оказывают влияние на жизнедеятельность человека. К таким проблемам следует отнести: проблемы сохранения и развития семьи, проблемы демографии, молодежные проблемы, проблемы охраны здоровья, образования, экологии, жилья и т.д. Примером подобной разносторонности социального прогнозирования может быть сфера медицинского обслуживания. Здесь можно исследовать и прогнозировать такие аспекты, как: эффективность системы здравоохранения, качество медицинских услуг, разработанность системы материального стимулирования медработников, рациональность структуры и размещения медицинских кадров, организация лечебного процесса и др.

          Подобную же многообразность можно рассматривать при прогнозировании всех других сфер человеческой деятельности. Прогнозирование в сфере жилищного хозяйства предполагает исследование таких сторон, как уровень обеспеченности населения жильем в различные этапы развития государства, анализ потенциальных возможностей и условий получения нового жилья, улучшение сложившихся жилищных условий, использование жилья различными социальными группами, уровень соответствия демографической структуре региона наличного и вводимого жилья и т.д. В сфере образования и просвещения прогнозирование может обратиться к рассмотрению тенденций их развития, к проблеме обеспеченности кадрами, выявлять степень потребности в них, анализировать динамику расходов на образование; притока молодежи в институты, характерные тенденции этих процессов и т.д.

          Главное при социальном прогнозировании - это зависимость данного процесса от тех целей и задач, которые ставят перед собой исследователи, когда пытаются определить методы прогнозирования, отдавая предпочтение тем или иным его видам.

          Среди основных видов социального прогнозирования выделяют следующие виды: поисковый прогноз, нормативный прогноз.

          Под поисковым прогнозом понимается обозначение потенциальных состояний объекта исследования в будущем на основе анализа тенденций его развития в прошлом и настоящем. При использовании поискового прогноза в качестве вида прогнозирования исследователь пытается исходить из такого прогноза, чья реализация будет являться выражением желаемых целей и включать в себя ряд наиболее вероятных состояний социального объекта, которые можно анализировать с различных позиций. В итоге подобного поиска должно образоваться «дерево возможных результатов» с определением в нем приоритетов, значимости ключевых и производных условий их достижения.

          Под нормативным прогнозированием понимается определение необходимых и достаточных средств для достижения возможных состояний объекта или желаемой цели. Данный вид предполагает более однозначную картину возможного социального будущего, а, следовательно, и более конкретные формы противостояния тем процессам, которые для общества будут опасными.

 

2.3. Функции социального прогнозирования

 

          Помимо всего социальное прогнозирование несет на себе следующие функции:

1) ориентирующая (она позволяет осуществить более адекватный выбор целей и средств достижения основных задач, определить наиболее предпочтительные направления деятельности);

2) нормативная (она помогает определить важнейшие тенденции динамики социальных потребностей и возможностей с целью их удовлетворения в будущем);

3) предупредительная (она способствует лучшему описанию и анализу возможных и вероятных негативных последствий, заключающихся в тенденциях социального развития).

          Главными функциями прогнозирования являются:

- выявление и анализ сложившихся  закономерностей и тенденций  социального развития;

- оценка действий этих тенденций  в будущем и учёт их положительных  и отрицательных последствий;

- предвидение новых экономических  ситуаций, новых проблем, требующих  своего решения;

- выявление возможных альтернатив  развития в перспективе;

- накопление информации для всестороннего обоснования выбора направления разработки оптимального решения, обеспечивающего активное воздействие на развитие социальной сферы.

 

 

2.4. Требования к результатам прогноза

 

 

          Особенно при осуществлении социального прогнозирования следует обратить внимание на те требования, которые предъявляют к результатам прогноза. Этот момент очень важен потому, что остается всегда возможным их использование в практической работе, а также при обеспечении согласованности результатов различных прогнозируемых проблем с реальными возможностями; при определении главных направлений деятельности отрасли, региона, организации в зависимости от вида прогнозирования (долгосрочного, краткосрочного и т.д.); при выборе стратегии действий; при анализе и сопоставлении результатов других прогнозов по различным направлениям социально-экономической деятельности и возможности согласования этих результатов с целью нахождения оптимального подхода; при учете реальных экономических возможностей и на этой основе нахождение вариантов использования результатов прогнозирования.

Информация о работе Характеристика прогнозного исследования