Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2015 в 07:36, реферат
Описание работы
Актуальность темы исследования. Значительные политические, экономические и социальные преобразования, происшедшие в России с конца 80-х гг. прошлого века, оказали существенное влияние на появление в стране новых молодежных течений, движений и группировок. Некоторые из них, возникшие в самом начале как спонтанные, музыкальные или другие субкультурные сообщества, постепенно переродились в хорошо организованные агрессивные группировки.
Содержание работы
Введение 3 Глава I. Понятие молодежного экстремизма 5 1.1 Молодежные экстремистские организации в постсоветской России 5 1.2 Девиантное поведение в механизме формирования криминального экстремизма в молодежной среде 9 Глава II. Идеи поликультурности и молодёжный экстремизм 14 2.1 Понятие поликультурности и её идеи. 14 .2 2.Молодёжный экстремизм в поликультурном обществе.15 Глава III. Противодействие молодежному экстремизму 18 3.1 Криминологические проблемы противодействия молодежному экстремизму 18 3.2 Возможности уголовно-правовых мер борьбы с экстремизмом 21 Заключение 25 Список источников и литературы 26
Девиантное поведение деструктивной
направленности - совершение человеком
или группой людей социальных действий,
отклоняющихся от доминирующих в социуме
(отдельной социальной группе, страте)
социокультурных ожиданий и норм, общепринятых
правил выполнения социальных ролей, влекущих
за собой сдерживание темпов развития
общества: разрушение энергетического
потенциала отдельных личностей и общества
в целом. Разрушительную (асоциальную)
девиацию нельзя отождествлять только
с преступностью. Преступность - поведение,
уголовно наказуемое, запрещенное законом,
и является лишь одной из форм данного
вида девиантного поведения.
Основными источниками молодежного экстремизма
в России являются прежде всего социально-политические
факторы: кризис социально-политической
и экономической системы; социокультурный
дефицит и криминализация массовой культуры;
распространение социальных проявлений
«ухода из жизни»; отсутствие альтернативных
форм проведения досуга; кризис школьного
и семейного воспитания. Все это позволяет
утверждать, что основной круг проблем,
с которыми приходится иметь дело молодежи
в России, лежит в сфере конфликтных отношений,
прежде всего в семье и в отношениях со
сверстниками.
Большую роль также играют личностные
факторы, такие, как деформация системы
ценностей, «нездоровая» среда общения,
преобладание досуговых ориентаций над
социально полезными, неадекватное восприятие
педагогических воздействий, отсутствие
жизненных планов.
В России в последнее время четко обозначилась
национал-экстремистская, крайне левая
и крайне правая, этноконфессиональная
и сепаратистская основы политического
экстремизма. Также необходимо отметить,
что хотя проявление экстремистских акций
на различных основах имеют разные особенности
проявления, их объединяет использование
экстремальных форм насилия для усиления
агрессивности окружающей среды. Так,
криминальный экстремизм стремится навязать
молодежи нормы поведения, базирующиеся
на брутальности, вандализме, жестокости
и агрессивности. Часть молодых людей
воспринимает насилие как особую ценность,
жизненную стратегию в обществе риска,
и сама становится субъектом насилия,
жертвой преступных сил, встает на путь
преступности и экстремизма.
Включаясь в общество с устоявшейся социальной
и ролевой структурами, молодые люди стремятся
интегрироваться в ту или иную социальную
группу и обрести в ней желаемую статусную
позицию. По мере осознания своего статуса
у них возникает потребность в его повышении.
Однако реализация подобной потребности
часто наталкивается на множество порой
непреодолимых препятствий. Неудивительно,
что между молодежью и обществом на всех
его уровнях возникают противоречия по
поводу запросов и ожиданий, прав и обязанностей,
интересов и возможностей их реализации.
В условиях социальной неопределенности
вероятность и риск обострения этих противоречий,
возникновения и расширения социального
конфликта стремительно повышаются. При
этом спонтанные попытки со стороны власти
навести порядок без овладения ситуацией
в целом лишь усиливают неопределенность,
продуцируя новые риски, влияющие на молодежь.
Одновременно с обострением конфликтов
в обществе риска заметно снижаются шансы
для их позитивного решения. Такое общество
скорее столкнется с эскалацией конфликта
и с переходом его в крайнюю форму конфронтации.
Если для одной части молодежи средством
активного самоутверждения служат иногда
преступления, то для других оказывается
предпочтительнее «уход» от чужого, непонимающего
и непонятного мира в алкоголь, наркотики
или же добровольный уход из жизни. Потребление
алкоголя и наркотиков, суицидальное поведение
- это формы ретритизма, ухода от социальной
действительности и неумения (нежелания)
приспособиться к ней одобряемыми обществом
способами.
Таким образом, быстрые радикальные социальные
перемены привели к тому, что почти все
субъекты общественной жизни утратили
свою прежнюю идентификацию; социальные
институты, занимающиеся социализацией
подрастающего поколения, находятся в
состоянии социальной дезорганизации;
культурные ценности, нормы, социальные
взаимосвязи отсутствуют, ослабевают
либо вообще противоречат друг другу.
В таких условиях резко
снижается эффективность успешной
социализации молодежи. И как следствие
- устойчивая тенденция к увеличению девиации
в их поведении. Этим же объясняется рост
в молодежной среде девиантных явлений,
таких, как «помолодевший» экстремизм,
растущее число самоубийств, наркомании
и делинквентности. К сожалению, девиантные
проявления вообще и среди молодежи в
частности не ограничиваются рассмотренными
формами. Можно было бы говорить о дедовщине
в армии, о вандализме, о нарушении нравственных
и иных социальных норм, о проституции.
Ясно, например, что среди проституток
преобладают молодые женщины. По достоверным
данным, реальная доля несовершеннолетних
выше, чем это удалось выявить в процессе
вышеназванных исследований, и приближается
к 20%. Не исключен прогноз, согласно которому
несовершеннолетние все больше будут
втягиваться (и уже втягиваются) в сферу
организованной преступности, деятельность
экстремистских группировок, подготовку
терактов; дома и школы могут превратиться
в «зоны боевых действий» с применением
огнестрельного оружия. Статистика свидетельствует,
что ежегодно более 50 тысяч детей покидают
свои дома из-за физического и сексуального
насилия, около 75 тысяч попадают на скамью
подсудимых и оказываются в местах лишения
свободы, 5 тысяч становятся бездомными,
3 тысячи кончают жизнь самоубийством,
12 тысяч совершают суицидальные попытки,
75 - 80% несовершеннолетних преступников
становятся рецидивистами, а около 2 тысяч
детей ежегодно убивают своих родителей.
К причинам роста девиаций среди несовершеннолетних
следует отнести: бесконтрольность продажи
спиртных напитков и даже детям, алкоголизм
и насилие в семьях, коммерциализацию
центров досуга, видеотек, игровых залов,
что толкает молодежь на совершение корыстных
преступлений с целью заполучить деньги.
Актуальной остается проблема занятости.
Каждое третье преступление совершается
нигде не работающими и не учащимися подростками.
Оставшись вне стен учебного заведения
и вне трудового
коллектива, несовершеннолетние быстро
находят «место работы» в криминальных
структурах, чаще в сфере экстремизма.
Необходимо также отметить, что в сегодняшней
России часть экстремистских образований
включает в себя неорганизованную молодежь.
Отсутствие занятости общественно полезным
трудом, нахождение в стороне от активной
воспитательной работы сказались на большом
удельном весе этой социальной группы
в организованной системе политического
экстремизма. По причине недостаточного
жизненного опыта, плохого знания особенностей
политической борьбы, правовой безграмотности
эта категория граждан становится слепым
исполнителем указаний опытных экстремистов.
Именно эта категория чаще всего осуществляет
крайне насильственные посягательства
на конституционные права других граждан.
Ухудшение материального положения, снижение
уровня обеспеченности малоимущих слоев
населения при неизменности политики
руководства страны может привести к социальному
взрыву.
Проведенные исследования показывают,
что в глазах значительной части подростков
и молодых людей организованная преступность
воспринимается как естественная часть
нашего общества и за ней признается право
на существование. Организованная преступность
умело привлекает на свою сторону молодежь
прежде всего тем, что зачастую берет на
себя те социальные и экономические функции,
от которых самоустранилось государство.
Искусственно созданные организованной
преступностью официальные коммерческие
структуры обеспечивают наемным работникам,
предпринимателям малого и среднего бизнеса,
сотрудничающих с ними, реальные экономические
и социальные выгоды - ссуду, кредиты, зарплату,
рабочие места (например, только охранниками
сегодня служат около 400 тыс. молодых людей).
Многие молодые люди уверены (около 40%),
что в России сегодня произошло сращивание
власти, бизнеса и криминала и на этой
основе возникла новая российская элита.
Серьезно подорвано доверие к органам
власти правопорядка, которые, по мнению
значительной части молодежи (53%), погрязли
в коррупции. Все это разлагающе действует
на молодое поколение. Приведенные данные
свидетельствуют о нарастании негативных
процессов в молодежной среде.
1.Явление группового молодежного
экстремизма - это продукт взаимодействия
индивида с окружающей его
средой и ее неблагоприятными
условиями, а так же рядом десоциализирующих
факторов, присущих некоторым сферам
жизнедеятельности. Все они в
совокупности или каждый из
них в отдельности может явиться
катализатором, необходимым
толчком к участию той или иной
личности в экстремистской деятельности.
Социально-психологические характеристики
человека (маргинальность, конформизм,
жестокость, агрессивность и др.) так же
являются факторами, способствующими
экстремистской активизации личности.
2. Борьба с групповым молодежным
экстремизмом предполагает целенаправленное
совершенствование законодательной
базы, постоянное внимание к проблеме
криминологической криминализации
и декриминализации соответствующих
проявлений и составов данного
негативного социального явления.
Глава II Идеи поликультурности
и молодёжный экстремизм
2.1. Понятие
поликультурности и её идеи
Рассмотрим
сущность принципа поликультурности.
Во-первых, в основе данного принципа лежит
гуманистическая идея о том, что не существует
лучшей или худшей культуры. Все культуры
различаются своим содержанием, каждой
присущи свои преимущества и недостатки,
а значимость культуры определяется индивидами.
Отражая многоэтническую природу российского
общества, принцип поликультурности полагает,
что содержание образования должно отражать
определенные элементы разных этнических
культур. При этом основополагающими должны
быть положения о том, что этнические культуры
- это всеобщее богатство всех людей, населяющих
страну, что общенациональная российская
культура есть продукт исторического
процесса взаимообогащения и взаимопроникновения
этнических культур.
Принцип поликультурности будет
способствовать развитию демократии,
как в учебном заведении, так и в обществе.
Вполне очевиден тот факт, что поликультурное
образование поможет предотвратить конфликты,
имеющие культурную подоплеку.
2.2 Молодёжный
экстремизм в поликультурном обществе
Молодежный экстремизм как массовое
явление последнего десятилетия на постсоветском
пространстве выражающееся в пренебрежении
к действующим в обществе правилам и нормам
поведения или в отрицании их, можно рассматривать
с различных позиций. Ученые исследуют
философско-психологическую природу экстремизма,
чтобы охарактеризовать этот феномен
во всех его проявлениях, классифицировать
и типизировать случаи экстремистского
поведения. Не менее важным является и
установление причины возникновения молодежного
экстремизма, для того, чтобы понять его
как явление.
Как известно, любое явление в истории
человечества имеет свою причинно-следственную
связь. Не является исключением и такое
явление нашей действительности как молодежный
экстремизм, активному распространению
которого способствуют определенные факторы.
Эти факторы можно условно разделить на:
· социально-экономические;
· психологические;
· правовые;
· политические;
· демографические и географо-климатические.
Экономический и политический кризис
общества, возникшие после распада СССР,
стали моральным и личностным кризисом
для многих молодых людей начала 90-х годов.
Наметившееся в это время социальное расслоение
общества, принесшее одним богатство другим
же материальные лишения, вызывало в некоторых
представителях молодежи чувство разочарования,
утраты жизненной перспективы, а также
чувство отчаяния. Настроения безысходности
и отчаяния, охватившее некоторые слои
молодежи нашли проявления в различных
формах антисоциального поведения.
Социальное отчуждение проявляется чаще
всего в апатии, безразличии к политической
жизни общества, в позиции «стороннего
наблюдателя».В ходе анкетного опроса
учащихся старших классов петербургских
школ «участие в политической жизни» в
шкале ценностных суждений заняло последнее
место.
«Политикой» интересуется лишь 16,7% опрошенных.
Такая «размытость», неопределенность,
отчуждение от основных нормативных ценностей
привела к созданию в России различных
форм «субкультуры». Молодежная субкультура
– это кривое зеркало взрослого мира вещей,
ценностей, отношений, которые в последнее
время также постоянно снижается.
Развитию идей экстремизма в стране в
немалой степени способствовало создание
средствами массовой информации и коммуникации
образа внутренней напряженности в обществе.
На телевизионном экране все чаще демонстрируется
насилие и эротика, которые с социально-психологической
точки зрения вносят свой вклад в криминализацию
современной жизни, особенно влияя на
детей, подростков и молодежь. Особенно
активно воспринимают эти идеи, и убеждения
подростки, сознание, которых еще не сформировались.
Специфические причины и условия несовершеннолетнего
экстремизма лежат в основном в сферах
формирования и жизнедеятельности подростка:
семье, школе, трудовой деятельности и
его досуге. Сегодня, к сожалению, причинами
подросткового экстремизма являются:
· нужда, нищета в большинстве семей;
· резкое снижение возможности семьи
защитить детей от дурного влияния, обеспечить
необходимый уровень их интеллектуального
и нравственного развития;
· рост числа семей, характеризующихся
крайним нравственным неблагополучием;
Кризис института семьи и семейного воспитания,
подавление индивидуальности подростка,
как со стороны родителей, так и педагогов
приводит к социальному и культурному
инфантилизму, к социальной неадаптированности,
дети начинают совершать поступки противоправного
или экстремистского характера. Агрессивный
стиль воспитания порождает агрессивную
молодежь.