Идеи поликультурности и молодёжный экстремизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2015 в 07:36, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. Значительные политические, экономические и социальные преобразования, происшедшие в России с конца 80-х гг. прошлого века, оказали существенное влияние на появление в стране новых молодежных течений, движений и группировок.
Некоторые из них, возникшие в самом начале как спонтанные, музыкальные или другие субкультурные сообщества, постепенно переродились в хорошо организованные агрессивные группировки.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Понятие молодежного экстремизма 5
1.1 Молодежные экстремистские организации в постсоветской России 5
1.2 Девиантное поведение в механизме формирования криминального экстремизма в молодежной среде 9
Глава II. Идеи поликультурности и молодёжный экстремизм 14
2.1 Понятие поликультурности и её идеи. 14
.2 2.Молодёжный экстремизм в поликультурном обществе.15
Глава III. Противодействие молодежному экстремизму 18
3.1 Криминологические проблемы противодействия молодежному экстремизму 18
3.2 Возможности уголовно-правовых мер борьбы с экстремизмом 21
Заключение 25
Список источников и литературы 26

Файлы: 1 файл

Реферат. Идеи поликультурности.docx

— 94.09 Кб (Скачать файл)

Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»[44] введена ст. 282.1 УК РФ: «Организация экстремистского сообщества».

Под экстремистским сообществом понимается группа лиц, организованная для подготовки или совершения по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы преступлений, предусмотренных ст. ст. 148, 149, ч. 1, 2 ст. 213, ст. ст. 214, 243, 244, 280 и 282 УК РФ (преступления экстремистской направленности).

Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» определяется, что отнесение любых организаций к категории экстремистских возможно только на основании вступившего в силу решения суда.

В настоящее время лидирующие позиции в праворадикальной среде занимают «Движение против нелегальной иммиграции» (ДПНИ), «Национал-державная партия России», «Славянский Союз», «Российский общенациональный союз». Осуществляют свою экстремистскую деятельность и такие группировки, как «Кровь и Честь», «Объединенные бригады – 88», «Русское национальное единство», «Национал-большевистская партия».

Проведя анализ деятельности молодежных экстремистских организаций, действующих на территории России, в зависимости от направленности деятельности их можно классифицировать по следующим основным течениям:

1. Националистическо-расистской направленности.

В первую очередь, к данной категории следует отнести движение скинхедов.

Скинхеды - от англ. skinhead (бритоголовые). Радикальное молодежное движение, сформировавшееся в конце 60-х гг. XX в. в Англии как общность представителей рабочей молодежи, выступающих за запрет использования дешевой рабочей силы из стран третьего мира, на тот момент представленной в основном иммигрантами из Пакистана.

Изначально, не преследуя выраженных политических целей, движение включало в себя самые различные категории молодежи, в том числе выходцев с Ямайки и Африки, что явственно свидетельствовало об отсутствии расистских идей.

Распространившись в Америке и в большей части Европы в 70-е гг., движение скинхедов обретает ряд внешних отличительных признаков (к коротким стрижкам добавился стиль «милитари» в одежде) и, что более важно, начинает представлять из себя реальную силу.

Став достаточно многочисленными в Англии, скинхеды привлекают пристальное внимание праворадикальных партий (Национальный фронт, британская национал-социалистическая партия), которые привили им жесткие националистические установки, ставшие основой расистского мировоззрения, что наложило отпечаток на дальнейший ход развития движения скинхедов и в остальных странах.

Наибольшее распространение скинхеды как движение получили в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Томске, Иркутске, Владивостоке, Воронеже и Ярославле. При этом, как показывают проведенные исследования, большая часть российских «бритоголовых» не имеют полной информации о движении, к которому себя причисляют, и восприняли лишь внешний облик западных скинхедов, предпочитая стиль «милитари» в одежде: камуфляж, военные ботинки, специфические шарфы и короткие куртки.

В то же время, согласно экспертным оценкам, движение скинхедов в России, в основном, имеет стихийные очертания. У них отсутствует единый координирующий центр, а подавляющее большинство групп не имеет четкой структуры.

Еще одной характерной особенностью движения скинхедов в России является сращивание некоторых группировок с уголовно-преступной средой. Это происходит потому, что часть лидеров группировок имеют уголовное прошлое и придерживается «воровских» традиций.

Вызывают серьезные опасения случаи сращивания скинхедов с футбольными фанатами, отличающимися агрессивностью.

2. Религиозной направленности.

В настоящее время наблюдается рост активности ряда объединений, культивирующих религиозный фанатизм, который основывается на извращенных духовно-этнических канонах. Как правило, эта деятельность сопряжена с насилием над гражданами, причинением вреда их здоровью, побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей, а также с совершением иных противоправных деяний. При этом тщательно камуфлируемые религиозные доктрины данных структур допускают использование насилия, угроз, шантажа, если они идут на благо организации.

Наибольшую опасность для внутренней безопасности страны сегодня представляют сторонники нетрадиционного для российских мусульман течения ислама - ваххабизм.

Лидеры и идеологи ваххабитского течения работу среди молодежи Российской Федерации считают одним из главных направлений своей деятельности. В ряде субъектов Российской Федерации функционируют так называемые центры исламской молодежи и лагеря исламской молодежи, где членами международных террористических и экстремистских организаций («Хизбут-Тахрир», «ИДУ», «Рефах», «Аль-Фатх», «НУР» и др.) проводится обучение радикальному исламу, вербовка и вовлечение граждан в экстремистские формирования.

Еще одним религиозным течением, в рядах которого наблюдается большое количество молодых людей, являются сатанисты.

Из наиболее известных объединений сатанистов нашего времени можно назвать: церковь сатаны, Международную ассоциацию люциферистов кельтско-восточного обряда, «Зеленый орден», «Черный ангел», «Южный крест», культ Афины Паллады, культ Изиды, «Готы» и др. Представители этих движений несут ответственность за случаи ритуального насилия, являются социально опасными, особенно для молодежи, поскольку воздействуют на психику молодых людей.

3. Политизированной направленности.

К числу экстремистских политических организаций и движений, наиболее активно действующих на территории России, ставящих своей целью изменение конституционного строя в России, относится партия «Русское национальное единство» (РНЕ), которая в настоящее время является крупной праворадикальной политической организацией.

За последние три года в ряде городов и регионов отмечалась активность последователей РНЕ, деятельность которых заключается, как правило, в распространении материалов, популяризирующих идеи РНЕ и содержащих призывы к вступлению в эту организацию. Однако в ряде регионов имели место действия сторонников РНЕ, непосредственно направленные на разжигание национальной розни.

Следует отметить также и леворадикальные объединения. В первую очередь - Национал-большевистскую партию, возглавляемую Э. Лимоновым, Революционный коммунистический союз молодежи (большевиков) и Авангард красной молодежи (АКМ), которые возникли после раскола РКСМ (Российского коммунистического союза молодежи). Данные организации объединяют молодых людей прокоммунистической ориентации и имеют выраженную экстремистскую направленность, ставя своей целью борьбу с существующим режимом власти.

Как показывает анализ деятельности различных молодежных экстремистских организаций, действующих на территории России, большое влияние на функционирование и направленность деятельности организации имеет лидер и основным направлением противодействия молодежному экстремизму является установление и нейтрализация влияния лидеров неформальных организаций на окружение.

«Лидер, - пишет Б.Д. Парыгин, - это участник группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфической и, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной, коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели».

Лидеру неформального молодежного объединения экстремистской направленности присущи следующие черты:

лидер не всегда выдвигается группой на соответствующий «пост», а как правило, занимает лидерскую позицию с открытого или скрытого согласия группы;

обладает организаторскими способностями;

нередко имеет уголовное прошлое;

формирует взгляды группы, приверженность определенных идей экстремистской направленности, является примером для подражания;

отличается особой жестокостью, расовой и религиозной нетерпимостью;

осуществляет организацию и планирование акций;

предпринимает действия по сплочению членов группы;

определяет порядок принятия новых членов в группу;

создает материальную основу существования группы.

Таким образом, в структуре межгрупповых и межличностных связей молодежи лидерство следует охарактеризовать отношениями доминирования и подчинения, обусловленными как действием общечеловеческих социально-психологических закономерностей, так и спецификой условий молодежных организаций, существованием неформальных норм и правил.

Одним из эффективных методов противодействия является компрометация лидера экстремистской группы, ее активных участников путем создания неприязненных отношений между ними и группой. Неприязненные отношения создаются путем моделирования конфликтной ситуации между участниками группы и лидером, когда оглашаются сведения, порочащие лидера в глазах его окружения. Разобщение группы снижает активность ее членов, снижает авторитет лидера, тем самым уменьшая вероятность групповых противоправных действий. В ряде случаев для ускорения этого процесса имеет смысл прибегнуть к полной изоляции бывшего лидера. Однако в данном случае недопустимо провоцировать совершение преступлений представителями экстремистских группировок, в том числе и в отношении друг друга.

В случаях упорного продолжения отрицательного влияния лидера и наиболее активных участников на группу требуется активизировать меры по документированию их противоправных действий. Эффективным средством документирования готовящихся экстремистских акций является правильное применение специальных технических средств по видео- и аудиофиксации происходящих событий. Даже ее демонстративное использование обладает определенным сдерживающим действием.

Реализовывать планируемые в отношении лидера и наиболее активных участников группы действия необходимо в тесном взаимодействии сотрудников оперативных подразделений с работниками иных служб и подразделений ОВД.

Проявления молодежного экстремизма все чаще встречаются в нашей стране, на фоне социальной неустроенности находят благодатную почву, привлекая в свои ряды все новых участников. Противостоять этой угрозе можно, лишь используя современные формы и методы при организации оперативно-профилактических мероприятий, а также высокие технологии.

3.2 Возможности  уголовно-правовых мер борьбы  с экстремизмом

Несмотря на предпринимаемые правоохранительными органами усилия, экстремизм по-прежнему представляет серьезную угрозу стабильности и общественной безопасности в нашей стране. В последние три года в Российской Федерации происходит неуклонный рост преступлений экстремистской направленности. В связи с этим Президент РФ в Послании Федеральному Собранию призвал усилить ответственность за проявления экстремизма.

В идеологическом плане экстремизм отрицает всякое инакомыслие, пытается жестко утверждать собственную систему политических, идеологических или религиозных взглядов, навязывает их оппонентам любой ценой. Аргументируя свои взгляды, лидеры экстремистских организаций и движений обращаются не к разуму, а к чувствам и предрассудкам людей. Крайняя идеологизация экстремистских действий создает особый тип экстремистов, склонных к самовозбуждению, потере контроля над своим поведением, готовых на любые акции.

В межнациональных и межконфессиональных отношениях экстремизм находит выражение в разжигании вражды и ненависти между нациями и народностями, вооруженных конфликтах, посягательствах на территорию соседних государств, в актах геноцида по отношению к некоренному населению, представителям других этнических образований. В национально-этнической сфере он может проявляться в возбуждении миграционных настроений среди населения приграничных районов, что способствует росту социальной напряженности в регионе, порождает недовольство как в среде коренного населения, куда направляются миграционные потоки, так и в среде вынужденных переселенцев.

Экстремизм как форма протекания конфликтов не обошел и сферу экономических отношений. Так, не прекращается деятельность преступных групп в отношении коммерческих предприятий; оказывается давление на руководителей государственных предприятий, сотрудников отраслевых министерств и ведомств, применяются методы устрашения[48].

Рост экстремизма вынуждает государство защищаться против усиливающегося организованного давления на него. Основной же линией выступает стремление государства защититься от угроз со стороны экстремистов за счет расширения сферы действия запретов, применения санкций на более ранних этапах возможных противоправных действий.

Для решения вышеназванных задач была принята новая редакция Федерального закона от 27 июля 2006г. № 148-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее - Закон № 148-ФЗ)[49], существенно расширившая круг противоправных деяний, квалифицируемых как экстремистская деятельность и влекущих за собой соответствующие меры реагирования со стороны государства в лице его уполномоченных органов.

Однако специалисты критически отнеслись к поправкам в названный Закон, указывая на поспешность, с которой он был принят, и на ряд упущений.

В соответствии с Законом № 148 к экстремистской деятельности (экстремизму) отнесена деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, редакций средств массовой информации либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленная на:

1) публичное оправдание терроризма;

Информация о работе Идеи поликультурности и молодёжный экстремизм