Индивидуальная оздоровительная программа "Путь к себе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 23:45, реферат

Описание работы

Для создания программы необходимо было определиться с категориальным аппаратом проблемы здоровьесозидания.
На основе теоретического анализа существующих концепций и определений здоровья я выделила при разработке программы определение Казначеева В.П. (1983) «Здоровье индивида – динамическое состояние (процесс) сохранения и развития биологических, физиологических (соматических) и психических функций (психической деятельности) человека, его оптимальной трудоспособности и социальной активности, обеспечивающих максимальную продолжительность жизни».

Содержание работы

1.Введение
2. Модель формирования здорового образа жизни
3.Экологическая оздоровительная программа
4.Заключение
5.Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

анатомия.doc

— 407.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная  оздоровительная программа «Путь к себе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление.

1.Введение

2. Модель формирования здорового образа жизни

3.Экологическая оздоровительная программа

4.Заключение

5.Список использованной  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение.

Для создания программы необходимо было определиться с категориальным аппаратом проблемы здоровьесозидания.

На основе теоретического анализа существующих концепций  и определений здоровья я выделила при разработке программы определение  Казначеева В.П. (1983) «Здоровье индивида – динамическое состояние (процесс) сохранения и развития биологических, физиологических (соматических) и психических функций (психической деятельности) человека, его оптимальной трудоспособности и социальной активности, обеспечивающих максимальную продолжительность жизни».

Помимо этого, немаловажную роль в определении базовых терминов программы сыграло то, что Всемирная Организация Здравоохранения в 1990 году определила термин «здоровье» как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». На основе данных определений «здоровья» современные направления науки (медицины, психологии, психиатрии, педагогики) выделяют следующие уровни здоровья:

  • соматический (генетический, биохимический, физический, физиологический, функциональный, психический; характеризует состояние органов и систем человека, уровень их развития и наличие резервных возможностей);
  • психологический (характеризуется состоянием памяти, мышления, особенностями волевых качеств, характера, развитым логическим мышлением, положительной эмоциональной энергетикой, уравновешенной психикой, способностью к саморегуляции, управлению своим психоэмоциональным состоянием, контролю над мыслительной деятельностью);

духовно-нравственный (отражает систему ценностей, и мотивов  поведения человека в его взаимоотношениях с внешним миром; характеризуется  наличием сознания и воли, позволяющим  преодолеть примитивные инстинкты, влечения и эгоизм; проявляется в  признании общечеловеческих и отечественных ценностей, в уважении к иным точкам зрения и результатам чужого труда; это нормы поведения и взаимоотношений с окружающими; это стратегия жизни человека, сориентированная на общечеловеческие и отечественные духовные ценности);

  • социальный (деятельное отношение к миру, т.е. активная жизненная позиция; трудоспособность и социальная активность; благоприятные условия для труда, отдыха, питания, жилья, воспитания и т.д.).

Безусловно, все уровни здоровья взаимосвязаны. Современные исследования в области психологии и медицины доказали психологическую (психосоматическую) природу ряда физических симптомов болезней.

«Здоровье - это состояние безмятежности  и невозмутимости – динамическое и творческое, не пассивное, не безразличное и не разрушительное – состояние, в котором преобладает любовь и положительные эмоции, а не ненависть или другие отрицательные эмоции» (Дж. Витулкас, 2000г.).

Психосоматика как причина физического  и психологического нездоровья, приобретает  сегодня все большие масштабы, что, собственно, является одной из причин написания данной программы.

Очевидно, социально-нравственное, духовное здоровье, в свою очередь, тесно связано со здоровьем психологическим  и физическим, формируя ту систему  ценностей и адаптивных механизмов, которая определяет поведение человека в целом.

В начале третьего тысячелетия  человеческое общество столкнулось  с рядом глобальных проблем, обусловленных  изменением ритма и образа жизни  современного человека, информационными  и психоэмоциональными перегрузками, разрушением гармонической связи человека с Природой, нарастанием экологической загрязненности, изменением характера питания и т.д.

  Всё на что, в первую очередь, способны мы, так это – начать с себя, пересмотреть, а может и избавиться от того, что стало неотъемлемой частью нашей жизни, для экономии времени, а может от нежелания утруждать себя или в чём-то себе отказывать. Забота о личном здоровье – это, в первую очередь, трудоёмкий, и подчеркну, продолжительный процесс. Даже, надо сказать, это целый ряд способов быть здоровым. И конечно, главное в этом деле осознанность. Необходимо ответить себе на вопросы: «Чего я желаю?», «Какого результата хочу добиться?»

Один из способов достижения, в определённой нами самими степени, здорового образа жизни – это индивидуальная оздоровительная программа.

 

 

 Цель моего проекта: актуализировать знания будущих педагогов по здоровьесбережению. 

Задачи проекта:  

- найти и проанализировать информационные  источники; 
- отобрать материал по проблеме;  
- структурировать материал и оформить проект в соответствии с требованиями.

 

 

 

 

 

2.Модель формирования здорового образа жизни

Разработанная и реализованная  в моем исследовании программа психологического сопровождения и формирования здорового  образа жизни будущего педагога строится в соответствии с описанной моделью, представленной схематически ниже.


Построенная на основе этой модели программа  призвана воспитывать убеждение  в том, что все необходимое для счастья уже заложено в самом человеке. Внутри него присутствует бесконечное исцеляющее начало, готовое работать на его благо. До тех пор, пока человек не осознает присутствие этой силы, он не может отождествить себя с ней, и это не дает возможности действовать этой силе в полной мере. Важно убедиться в правильном понимании сказанного: суть заключается в том, что человек не создает работающую на него силу, а лишь полагается на реально существующую невидимую созидающую силу. Эта сила «сотворила наш мир, удерживает звезды на небосводе и скрепляет атомы в камне, заживляет порезы на пальце и сращивает сломанные кости. Трудно поддающаяся описанию, она, тем не менее, существует, и на протяжении веков ее действие очевидно наблюдателю» (Ф.Бейлс, стр.11). Человечество, называя эту силу, использует разные термины: «Бог», «Аллах», «Иегова», «Атман», «Абсолют» «Разум Вселенной», «Высший Разум», «Бесконечный Интеллект», «Источник Жизни» и другие. 
Ниже представлена авторская модель здорового образа жизни и механизма его интегрального развития. Даются пояснения основных идей, лежащих в основе ее разработки (в описании частично использованы материалы книги К.Уилбера «Интегральное видение»).

 

Рис. 1 – Психологическая модель 
формирования здорового образа жизни

Программа психологического сопровождения  здорового образа студентов педагогов  «Внутренний мир» ориентирует студента на переключение основного внимания с внешнего пространства на «внутреннее», где основным объектом для исследования становится состояние сознания в данный момент. На более простых, более поверхностных уровнях индивидуум переживает состояния сознания, которые обуславливают его глубинную мотивацию, смыслы и побуждения. Некоторые из них менее значимы, другие – более, но вне зависимости от этого, интегральный подход объединяет все состояния сознания в более целостном образе «внутренней территории», как своеобразной карте, по которой легко ориентироваться, продвигаясь вперед и осваивая для этого различные «инструменты», способности.

Я учитываю, что любые состояния сознания являются временными или преходящими. Также временны возможности, которые раскрываются в этих состояниях. Поэтому в исследовании мы опираемся на стадии, или уровни сознания. В отличие от состояний, стадии сознания постоянны, – это устойчивые этапы роста и развития. К примеру, когда ребенок развивается до лингвистических стадий развития, он получает постоянный доступ к языку. Если какая-то стадия роста и развития достигнута и стабилизирована, человек получает доступ к определенным способностям, свойственным этой стадии. То, что раньше было преходящим состоянием, становится устойчивой характеристикой сознания. Под стадиями, или уровнями мы понимаем устойчивые и прогрессирующие этапы индивидуального самораскрытия личностного потенциала. 
Уровни сознания на схеме представлены в виде цветов радуги. Радуга представляет вертикальную высоту – или степень развития (степень сознания или комплексности) любой из линий. Представленные иерархии роста – иерархии развития, развертывания от эгоцентризма к этноцентризму, мироцентризму и космоцентризму. Иерархии роста – всегда вложенные иерархии, что означает, что каждый более высокий уровень превосходит и включает предшествующие. С каждым уровнем в иерархии роста увеличиваются способности к заботе, сознанию, познанию, нравственному выбору.

 
Рис. 2 – Схема. Уровни развития личности

В качестве примера рассмотрим уровни нравственного развития (моральная  линия). В первые годы жизни для ребенка характерна доконвенциональная, или эгоцентрическая стадия, поскольку сознание младенца в значительной степени поглощено самим собой. Она сменяется конвенциональной, когда ребенок начинает усваивать социальные роли и культурные нормы поведения. Эту стадию можно назвать этноцентрической, поскольку ребенок центрируется на определенной группе, племени, клане или нации, тем самым, как правило, исключая тех, кто не принадлежит к его группе, из круга своей заботы. На следующей, постконвенциальной стадии индивидуальная самоотождествленность расширяется еще раз, включая в себя заботу обо всем человечестве, независимо от расы, цвета кожи, половой принадлежности или убеждений. Эту стадию можно назвать мироцентрической. Таким образом, моральное развитие идет от «мне» (эгоцентризм) к «нам» (этноцентризм) и «всем нам» (мироцентризм).

Те же самые стадии мы можем обозначить и рассмотреть  иначе как тело, душа и дух. На стадии тела преобладает грубая физическая реальность. Индивид отождествляет  себя с обособленным физическим организмом и его инстинктами выживания. Это стадия «мне» или эгоцентрическая стадия. На стадии души сознание расширяется от узкой фиксации на теле до взаимоотношений с другими людьми. Индивид может использовать свой ум, чувства и волю, чтобы ставить себя на место других, примерять на себя их роли и чувства. Самоотождествленность расширяется от «мне» к «нам» (от эгоцентризма к этноцентризму). На стадии духа самоотождествленность расширяется снова, на этот раз от «нам» ко «всем нам» (от этноцентризма к мироцентризму). Здесь индивид начинает понимать, что кроме чудесного разнообразия людей и культур существуют сходства и подобия. Откровение единства и взаимосвязи всего живого в движении от этноцентризма к мироцентризму и есть «духовность» в том смысле, что здесь находятся вещи и измерения, общие для всех чувствующих существ. Каждую из этих стадий можно рассматривать как уровень развертывания заботы и сознательности в направлении от эгоцентризма к этноцентризму и мироцентризму.

Развитие каждого вида способностей (когнитивные, мотивационные, эмоциональные, коммуникативные, ценностные, духовно-нравственные, рефлексивные) проходит через эти три основные стадии.

Например, эмоциональное развитие, достигшее первого уровня, означает, что студент развил в себе способность к эмоциям на «мне» (эгоцентрические переживания, связанные с потребностями тела). При продолжении эмоционального развития до второго уровня он развивает чувства долга, любви и т.п. по отношению к членам своей семьи, близким, друзьям, своему племени или народу (этноцентрические переживания). Дорастая до третьего уровня, он распространяет свои эмоции заботы и сострадания не только на свой народ, но пытается включить в себя всех людей и даже всех чувствующих существ в мироцентрической заботе и сострадании.

 
Рис. 3 – Схема. Линии развития личности

Представленная модель делает очевидным тот факт, что все люди развиты неравномерно, и это позволяет избежать ошибочной идеи, что если человек преуспевает в одной сфере, то он также преуспевает и в остальных. На самом деле верно, как правило, противоположное. Быть «интегрально развитым» не означает, что индивид должен в совершенстве овладеть всеми известными способностями, или что все линии его развития должны быть на третьем уровне. Быть «интегрально развитым» означает лишь, что студенту следует культивировать ясное представление о состоянии его способностей, поскольку, только имея как можно более целостный образ себя и своей жизни, он сможет составлять эффективные планы своего развития. Для кого-то это может означать необходимость усиления конкретных способностей, которые, будучи слабыми, являются причинами тех или иных проблем. Для кого-то – необходимость избавления от серьезных патологий в какой-либо линии развития, для кого-то – необходимость простого осознания своих сильных и слабых сторон для учета в будущем. С помощью интегрального подхода совершенствование способностей и расширение границ возможностей и потенциалов личности происходит увереннее и эффективнее.

Понимание студентами целостной картины  развития сознания подталкивает их к  постоянному самонаблюдению и анализу  собственного отношения и поведения в любых ситуациях, это в свою очередь, способствует резкому увеличению шансов на успех во всех областях жизни. В качестве таких областей жизни программа «Внутренний мир» включает разделы «Здоровье», «Достаток», «Взаимоотношения», «Творческая деятельность». В каждой из этих областей жизни работает механизм интегрального развития образа жизни во взаимодействии духовно-нравственных составляющих мировоззрения и позитивного мышления личности.

Предлагаемая программа помогает осознать, что разум, который используется человеком на протяжении всей его жизни, имеет универсальную основу и становится индивидуальным по мере творческой интерпретации самим человеком. Изучая механизм данного взаимодействия, студенты могут участвовать в созидательном процессе жизни. Мысли человека – единственный инструмент, с которым необходимо работать. Человеческое мышление – единственная область, где формируются реальные результаты, проявляющиеся в конкретных обстоятельствах и событиях жизни.

 

3.Экологическая  оздоровительная программа

Экологическая оздоровительная программа для  всех возрастных периодов имеет одинаковую структуру (в том числе для  подростков, молодежи 14-19 лет и для  взрослых). Она состоит из следующих  разделов:

Информация о работе Индивидуальная оздоровительная программа "Путь к себе"