Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 23:45, реферат
Для создания программы необходимо было определиться с категориальным аппаратом проблемы здоровьесозидания.
На основе теоретического анализа существующих концепций и определений здоровья я выделила при разработке программы определение Казначеева В.П. (1983) «Здоровье индивида – динамическое состояние (процесс) сохранения и развития биологических, физиологических (соматических) и психических функций (психической деятельности) человека, его оптимальной трудоспособности и социальной активности, обеспечивающих максимальную продолжительность жизни».
1.Введение
2. Модель формирования здорового образа жизни
3.Экологическая оздоровительная программа
4.Заключение
5.Список использованной литературы
Индивидуальная оздоровительная программа «Путь к себе»
Оглавление.
1.Введение
2. Модель формирования здорового образа жизни
3.Экологическая оздоровительная программа
4.Заключение
5.Список использованной литературы
1.Введение.
Для создания программы необходимо было определиться с категориальным аппаратом проблемы здоровьесозидания.
На основе теоретического анализа существующих концепций и определений здоровья я выделила при разработке программы определение Казначеева В.П. (1983) «Здоровье индивида – динамическое состояние (процесс) сохранения и развития биологических, физиологических (соматических) и психических функций (психической деятельности) человека, его оптимальной трудоспособности и социальной активности, обеспечивающих максимальную продолжительность жизни».
Помимо этого, немаловажную роль в определении базовых терминов программы сыграло то, что Всемирная Организация Здравоохранения в 1990 году определила термин «здоровье» как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». На основе данных определений «здоровья» современные направления науки (медицины, психологии, психиатрии, педагогики) выделяют следующие уровни здоровья:
духовно-нравственный (отражает систему ценностей, и мотивов поведения человека в его взаимоотношениях с внешним миром; характеризуется наличием сознания и воли, позволяющим преодолеть примитивные инстинкты, влечения и эгоизм; проявляется в признании общечеловеческих и отечественных ценностей, в уважении к иным точкам зрения и результатам чужого труда; это нормы поведения и взаимоотношений с окружающими; это стратегия жизни человека, сориентированная на общечеловеческие и отечественные духовные ценности);
Безусловно, все уровни здоровья взаимосвязаны. Современные исследования в области психологии и медицины доказали психологическую (психосоматическую) природу ряда физических симптомов болезней.
«Здоровье - это состояние безмятежности и невозмутимости – динамическое и творческое, не пассивное, не безразличное и не разрушительное – состояние, в котором преобладает любовь и положительные эмоции, а не ненависть или другие отрицательные эмоции» (Дж. Витулкас, 2000г.).
Психосоматика как причина физического и психологического нездоровья, приобретает сегодня все большие масштабы, что, собственно, является одной из причин написания данной программы.
Очевидно, социально-нравственное, духовное здоровье, в свою очередь, тесно связано со здоровьем психологическим и физическим, формируя ту систему ценностей и адаптивных механизмов, которая определяет поведение человека в целом.
В начале третьего тысячелетия человеческое общество столкнулось с рядом глобальных проблем, обусловленных изменением ритма и образа жизни современного человека, информационными и психоэмоциональными перегрузками, разрушением гармонической связи человека с Природой, нарастанием экологической загрязненности, изменением характера питания и т.д.
Всё на что, в первую очередь, способны мы, так это – начать с себя, пересмотреть, а может и избавиться от того, что стало неотъемлемой частью нашей жизни, для экономии времени, а может от нежелания утруждать себя или в чём-то себе отказывать. Забота о личном здоровье – это, в первую очередь, трудоёмкий, и подчеркну, продолжительный процесс. Даже, надо сказать, это целый ряд способов быть здоровым. И конечно, главное в этом деле осознанность. Необходимо ответить себе на вопросы: «Чего я желаю?», «Какого результата хочу добиться?»
Один из способов достижения, в определённой нами самими степени, здорового образа жизни – это индивидуальная оздоровительная программа.
Цель моего проекта: актуализировать знания будущих педагогов
по здоровьесбережению.
Задачи проекта:
- найти и проанализировать
- отобрать материал по проблеме;
- структурировать материал и оформить
проект в соответствии с требованиями.
2.Модель формирования здорового образа жизни
Разработанная и реализованная в моем исследовании программа психологического сопровождения и формирования здорового образа жизни будущего педагога строится в соответствии с описанной моделью, представленной схематически ниже.
Построенная на основе этой модели программа
призвана воспитывать убеждение
в том, что все необходимое для счастья
уже заложено в самом человеке. Внутри
него присутствует бесконечное исцеляющее
начало, готовое работать на его благо.
До тех пор, пока человек не осознает присутствие
этой силы, он не может отождествить себя
с ней, и это не дает возможности действовать
этой силе в полной мере. Важно убедиться
в правильном понимании сказанного: суть
заключается в том, что человек не создает
работающую на него силу, а лишь полагается
на реально существующую невидимую созидающую
силу. Эта сила «сотворила наш мир, удерживает
звезды на небосводе и скрепляет атомы
в камне, заживляет порезы на пальце и
сращивает сломанные кости. Трудно поддающаяся
описанию, она, тем не менее, существует,
и на протяжении веков ее действие очевидно
наблюдателю» (Ф.Бейлс, стр.11). Человечество,
называя эту силу, использует разные термины:
«Бог», «Аллах», «Иегова», «Атман», «Абсолют»
«Разум Вселенной», «Высший Разум», «Бесконечный
Интеллект», «Источник Жизни» и другие.
Ниже представлена авторская модель здорового
образа жизни и механизма его интегрального
развития. Даются пояснения основных идей,
лежащих в основе ее разработки (в описании
частично использованы материалы книги
К.Уилбера «Интегральное видение»).
Рис. 1 – Психологическая модель
формирования здорового образа жизни
Программа психологического сопровождения здорового образа студентов педагогов «Внутренний мир» ориентирует студента на переключение основного внимания с внешнего пространства на «внутреннее», где основным объектом для исследования становится состояние сознания в данный момент. На более простых, более поверхностных уровнях индивидуум переживает состояния сознания, которые обуславливают его глубинную мотивацию, смыслы и побуждения. Некоторые из них менее значимы, другие – более, но вне зависимости от этого, интегральный подход объединяет все состояния сознания в более целостном образе «внутренней территории», как своеобразной карте, по которой легко ориентироваться, продвигаясь вперед и осваивая для этого различные «инструменты», способности.
Я учитываю, что любые состояния сознания
являются временными или преходящими.
Также временны возможности, которые раскрываются
в этих состояниях. Поэтому в исследовании
мы опираемся на стадии, или уровни сознания.
В отличие от состояний, стадии сознания
постоянны, – это устойчивые этапы роста
и развития. К примеру, когда ребенок развивается
до лингвистических стадий развития, он
получает постоянный доступ к языку. Если
какая-то стадия роста и развития достигнута
и стабилизирована, человек получает доступ
к определенным способностям, свойственным
этой стадии. То, что раньше было преходящим
состоянием, становится устойчивой характеристикой
сознания. Под стадиями, или уровнями мы
понимаем устойчивые и прогрессирующие
этапы индивидуального самораскрытия
личностного потенциала.
Уровни сознания на схеме представлены
в виде цветов радуги. Радуга представляет
вертикальную высоту – или степень развития
(степень сознания или комплексности)
любой из линий. Представленные иерархии
роста – иерархии развития, развертывания
от эгоцентризма к этноцентризму, мироцентризму
и космоцентризму. Иерархии роста – всегда
вложенные иерархии, что означает, что
каждый более высокий уровень превосходит
и включает предшествующие. С каждым уровнем
в иерархии роста увеличиваются способности
к заботе, сознанию, познанию, нравственному
выбору.
Рис. 2 – Схема. Уровни развития личности
В качестве примера рассмотрим уровни нравственного развития (моральная линия). В первые годы жизни для ребенка характерна доконвенциональная, или эгоцентрическая стадия, поскольку сознание младенца в значительной степени поглощено самим собой. Она сменяется конвенциональной, когда ребенок начинает усваивать социальные роли и культурные нормы поведения. Эту стадию можно назвать этноцентрической, поскольку ребенок центрируется на определенной группе, племени, клане или нации, тем самым, как правило, исключая тех, кто не принадлежит к его группе, из круга своей заботы. На следующей, постконвенциальной стадии индивидуальная самоотождествленность расширяется еще раз, включая в себя заботу обо всем человечестве, независимо от расы, цвета кожи, половой принадлежности или убеждений. Эту стадию можно назвать мироцентрической. Таким образом, моральное развитие идет от «мне» (эгоцентризм) к «нам» (этноцентризм) и «всем нам» (мироцентризм).
Те же самые стадии мы можем обозначить и рассмотреть иначе как тело, душа и дух. На стадии тела преобладает грубая физическая реальность. Индивид отождествляет себя с обособленным физическим организмом и его инстинктами выживания. Это стадия «мне» или эгоцентрическая стадия. На стадии души сознание расширяется от узкой фиксации на теле до взаимоотношений с другими людьми. Индивид может использовать свой ум, чувства и волю, чтобы ставить себя на место других, примерять на себя их роли и чувства. Самоотождествленность расширяется от «мне» к «нам» (от эгоцентризма к этноцентризму). На стадии духа самоотождествленность расширяется снова, на этот раз от «нам» ко «всем нам» (от этноцентризма к мироцентризму). Здесь индивид начинает понимать, что кроме чудесного разнообразия людей и культур существуют сходства и подобия. Откровение единства и взаимосвязи всего живого в движении от этноцентризма к мироцентризму и есть «духовность» в том смысле, что здесь находятся вещи и измерения, общие для всех чувствующих существ. Каждую из этих стадий можно рассматривать как уровень развертывания заботы и сознательности в направлении от эгоцентризма к этноцентризму и мироцентризму.
Развитие каждого вида способностей (когнитивные, мотивационные, эмоциональные, коммуникативные, ценностные, духовно-нравственные, рефлексивные) проходит через эти три основные стадии.
Например, эмоциональное развитие, достигшее первого уровня, означает, что студент развил в себе способность к эмоциям на «мне» (эгоцентрические переживания, связанные с потребностями тела). При продолжении эмоционального развития до второго уровня он развивает чувства долга, любви и т.п. по отношению к членам своей семьи, близким, друзьям, своему племени или народу (этноцентрические переживания). Дорастая до третьего уровня, он распространяет свои эмоции заботы и сострадания не только на свой народ, но пытается включить в себя всех людей и даже всех чувствующих существ в мироцентрической заботе и сострадании.
Рис. 3 – Схема. Линии развития личности
Представленная модель делает очевидным тот факт, что все люди развиты неравномерно, и это позволяет избежать ошибочной идеи, что если человек преуспевает в одной сфере, то он также преуспевает и в остальных. На самом деле верно, как правило, противоположное. Быть «интегрально развитым» не означает, что индивид должен в совершенстве овладеть всеми известными способностями, или что все линии его развития должны быть на третьем уровне. Быть «интегрально развитым» означает лишь, что студенту следует культивировать ясное представление о состоянии его способностей, поскольку, только имея как можно более целостный образ себя и своей жизни, он сможет составлять эффективные планы своего развития. Для кого-то это может означать необходимость усиления конкретных способностей, которые, будучи слабыми, являются причинами тех или иных проблем. Для кого-то – необходимость избавления от серьезных патологий в какой-либо линии развития, для кого-то – необходимость простого осознания своих сильных и слабых сторон для учета в будущем. С помощью интегрального подхода совершенствование способностей и расширение границ возможностей и потенциалов личности происходит увереннее и эффективнее.
Понимание студентами целостной картины развития сознания подталкивает их к постоянному самонаблюдению и анализу собственного отношения и поведения в любых ситуациях, это в свою очередь, способствует резкому увеличению шансов на успех во всех областях жизни. В качестве таких областей жизни программа «Внутренний мир» включает разделы «Здоровье», «Достаток», «Взаимоотношения», «Творческая деятельность». В каждой из этих областей жизни работает механизм интегрального развития образа жизни во взаимодействии духовно-нравственных составляющих мировоззрения и позитивного мышления личности.
Предлагаемая программа
3.Экологическая оздоровительная программа
Экологическая оздоровительная программа для всех возрастных периодов имеет одинаковую структуру (в том числе для подростков, молодежи 14-19 лет и для взрослых). Она состоит из следующих разделов:
Информация о работе Индивидуальная оздоровительная программа "Путь к себе"