Информационные технологии в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ информационных технологий в социальной работе.
Задачи:
1. Провести анализ литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть информационные технологии в обслуживании населения.
3. Проанализировать технологии получения информации в социальной работе.
4. Описать взаимодействие информационных технологий в социальной работе.
5. Провести анализ и выполнить рекомендации по информационным технологиям в социальном обслуживании в г. Комсомольске – на – Амуре.

Файлы: 1 файл

Курсовая ТСР.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

 

ЭБ, как правило, создаётся в виде присутствующего  в Интернете портала. Некоторые  ЭБ предоставляют пользователям не только собственные электронные информационные ресурсы, но и ссылки на материалы, имеющиеся в Интернет-пространстве.

 

 

 

Классификация информационных технологий

 

 

Информационные  технологии различаются по способам представления информации, с которой имеют дело использующие их люди. В литературе по обработке информации сложилась следующая классификация информационных технологий, предназначенных для реализации определенных задач (функционально-ориентированные информационные технологии):

 

— обработка  данных (в том числе обработка  табличной информации);

 

— обработка  письменных текстов;

 

— обработка  графической информации — машинная графика (деловая и профессиональная);

 

— обработка  изображений;

 

— обработка  устной речи;

 

— передача и распределение информации;

 

— мультимедиа-технологии, сочетающие в себе названные выше технологии.

 

Из всех информационных технологий наиболее распространенной является технология обработки текстов. Она состоит из следующих процессов:

 

— ввод текста в компьютер (чаще всего с помощью клавиатуры);

 

— редактирование введенного текста, хранение промежуточных и  конечного вариантов текста;

 

— получение новых текстов  путем компоновки заранее заготовленных  фрагментов;

 

— выдача готового текста на печать или на передачу другим абонентам, например в виде сообщения электронной почты.

 

Среди технологий машинной графики различают деловую и  профессиональную графику. Деловая  графика дает возможность работы с графиками функций, диаграммами, организационными схемами, что позволяет более наглядно представить информацию. Другой раздел технологии машинной графики — это работа с электронными чертежами. Кроме того, современные средства машинной графики позволяют формировать на экране трехмерные объекты и трехмерные сцены. Эти технологии поддерживаются графическими редакторами.

 

Технология обработки  изображений широко используется при  создании компьютерных игр. Она дает возможность представить картины  на экране в памяти компьютера. Для  этого используется кодирование  растра картины кодами яркости и цвета его отдельных точек. Можно редактировать изображение, вносить в него новые объекты, выделять фрагменты, изменять их масштаб. Другой возможный способ кодирования изображений — это так называемая «векторная» графика, представляющая изображение с помощью точек, соединенных между собой.

 

Технология обработки  устной речи обеспечивает распознавание  фонем, слов и предложений, произнесенных  человеком, фиксирование полученного  текста, синтез речи по заданному письменному  тексту.

 

Передача и распределение  информации, или коммуникационные технологии, относятся к одним из важнейших, поскольку именно с их помощью  удается создать в обществе единое информационное пространство.

 

Мультимедиа-технологии сочетают в себе две или более базовых технологий из числа указанных выше и, соответственно, поддерживаются программными средствами, работающими со звуком, видеоизображением и т.д.

 

Наряду с  функционально-ориентированными информационными  технологиями можно выделить ряд  предметно-ориентированных информационных технологий, предназначенных для  решения конкретных задач в определенной предметной области (например, медицинские  или банковские системы).

 

Проблемно-ориентированные  информационные технологии занимают промежуточное  положение между функционально-ориентированными и предметно-ориентированными, т.е., предназначены для решения типовых  прикладных задач. К ним относятся:

 

— информационно-поисковые системы;

 

— базы данных и базы знаний;

 

— экспертные системы;

 

— настольные издательские системы;

 

— системы автоматизации  научных исследований;

 

— системы автоматизированного  проектирования и т.д.[3]

 

 

 

Информационные  технологии в социальной работе

 

 

Применение  информационных технологий в социальной работе с различными группами населения  в нашей стране в данный момент только набирает обороты. Однако в этой области уже достигнуты определённые успехи. К сожалению, в рамках данной работы невозможно подробно остановиться на всех направлениях социальной работы, использующих информационные технологии, поэтому будет уделено внимание лишь некоторым из них.

 

Огромное значение использование информационных технологий имеет в социальной работе с различными группами инвалидов, в том числе и детей-инвалидов.

 

Инвалидность  является проблемой не одного человека или даже не части населения, а  всего общества в целом.[4] По данным ООН, каждый десятый человек на планете  имеет инвалидность, один из 10 страдает от физических, умственных или сенсорных дефектов и не менее 25% всего населения страдают расстройствами здоровья. Примерно одна семья из четырех человек имеет в своем составе человека с ограниченными возможностями.

 

В кризисных  ситуациях положение инвалидов ухудшается, они острее ощущают свою зависимость, ущербность, одиночество. В это время необходимо оптимизировать условия жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями, чтобы они могли наиболее полно испь изовать и развивать свои потенциальные способности для адаптации к новым реалиям и преодоления различных социальных трудностей. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, чтобы те могли жить независимой жизнью.[5]

 

Для инвалидов  с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, а также для тех групп инвалидов, чьи возможности передвижения ограничены из-за наличия других заболеваний, окно в мир может открыться именно благодаря информационным технологиям. Этим людям, как никому другому, просто необходимо наличие персонального компьютера и доступа в Интернет. Ведь именно там человек, ограниченный в своих возможностях передвижения, сможет найти необходимую информацию, совершить виртуальное путешествие в любую точку планеты, найти друзей и общаться с людьми, оказавшимися в такой же ситуации. Всё это имеет огромное значение для того, чтобы инвалид не чувствовал себя ущербным и одиноким.

 

Дети-инвалиды, не имеющие возможности обучаться  в обычных учебных заведениях, обучаются дистанционно. Для более успешного дистанционного обучения им также крайне необходим персональный компьютер с набором специальных программ, адаптированный под их индивидуальные особенности. Это же касается и молодых людей-инвалидов для получения ими полноценного высшего образования и последующей успешной интеграции в общество.

 

Весьма перспективным  видится использование информационных технологий в процессе обучения детей-инвалидов  по зрению. Остановимся на нём более  подробно.

 

Специфика применения информационных технологий при обучении таких детей определяется особенно жесткой системой санитарно-гигиенических и психофизиологических требований. Кроме того, визуальный информационный канал занимает в системе указанных технологий ведущее место.

 

Соответственно, далеко не все имеющиеся в системе дистанционного обучения технологии могут быть применены при обучении слабовидящих детей. Применение же некоторых из них приобретает определенные особенности.

 

Не вызывает сомнения, что в педагогическом процессе, обращенном к таким детям, возможности использования технологий, требующих участия зрительного анализатора, крайне малы. Это становится возможным только для частично зрячих и слабовидящих детей.

 

Для таких категорий  обучающихся информационные технологии, прежде всего, могут быть использованы как средство тренировки зрительного анализатора. Для детей-инвалидов по 7ойРию 1-ой и 2-ой группы могут быть использованы специальные компьютерные тренажеры, направленные на развитие зрительного гнозиса. В соответствии с этим возможно создание электронных тренажеров, предъявляющих обучающемуся комплекс специальных упражнений, направленных на развитие функций цветоощущения, зрительной фиксации, балансировки зрительных полей, морфологического восприятия и др.

 

Для рассматриваемой  категории детей-инвалидов возможно частичное использование визуальной информации и в процессе обучения. С экрана компьютера такого рода обучающиеся могут считывать текстовую информацию при размере знаков высотой не менее 40-50 мм и картинки соответствующего размера без мелких деталей, с отчетливыми краями, на контрастном фоне.

 

В целях сенсорной  реабилитации слабовидящим и частичнозрячим детям показана аудио-видеостимуляция  по системе НАСА, представленная на основе новых информационных технологий.

 

Как уже отмечалось, особую роль в системе образовательной деятельности, направленной на обучение детей-инвалидов играет использование в ее рамках материалов глобальной компьютерной сети Интернет. Непосредственно при работе с детьми-инвалидами по зрению могут быть использованы технологии IP-телефонии, потокового аудио и материалы аудиофайлов.

 

В условиях удаленного доступа контакт с преподавателем или с членами виртуальной  группы для слепого, слабовидящего  и частичнозрячего ребенка может  быть установлен с помощью вышеперечисленных  средств. Последнее способствуют решению одной из важнейших методических задач обучения ребенка-инвалида - организация его коммуникативной адекватности. Только таким способом возможна организация обратной связи при образовательном общении в режиме Off-line и On-line, при недоступности таких технологий, как электронная почта, чат-семинары и чат-консультации.

 

Особую роль в системе обучения слепых, слабовидящих и частичнозрячих детей играет аудиоматериал, который, в зависимости от конкретных образовательных задач, может быть оформлен в следующих вариантах:

 

1) аудиолекция;

 

2) аудиотренажер;

 

3) аудиотест;

 

4) аудиопособие.

 

Аудиолекция представляет собой аудиозапись теоретического учебного материала, организованную по принципу классического учебного пособия  на бумажном носителе. При ее записи необходимо учитывать особые требования к интонационному рисунку текста: интонация должна соответствовать содержанию представляемого материала. Например, учебная информация об общественных процессах истории государства должна подаваться в среднем, равномерном темпе речи, без утрирования мелодического рисунка, без затягивания и сокращения пауз и.т.д. Аудиолекция может быть использована как при индивидуальном, так и при групповом обучении, как в присутствии преподавателя, поясняющего ее содержание и организующего обсуждение результатов прослушивания, так и при самостоятельной работе.

 

Аудиотренажер может содержать совокупность компактно  сформулированных вопросов и задач, которые записаны через определенный временной интервал, определенный необходимым  для ответа/решения временем. Аудиотренажер, как и аудиолекция, может быть использован и при индивидуальном обучении, и при работе в рамках традиционной учебной группы. В последнем случае важным достоинством аудиотренаяета является предоставление обучающимся возможности работать в индивидуальном режиме, имея в то же время возможность в любой момент обратиться за помощью к преподавателю. Возможность использовать индивидуальный учебный режим - необходимое для ребенка-инвалида, имеющего отклонения не только физического, но и личностного характера (что обусловлено ограниченностью социальных контактов), условие комфортного обучения.

 

Аудиотест отличается от аудиотренажера тем, что предоставляет  обучающемуся или преподавателю  возможность проверить правильность ответа. Аудиотесты могут быть использованы для внешнего контроля и для самоконтроля. В условиях внешнего контроля аудиотесты могут фиксировать ответы учеников с помощью аудиозаписи, давая возможность преподавателю или членам виртуальной группы проверить их правильности в дальнейшем. В целях самоконтроля обучающемуся может быть предъявлена система формализации ответа по типу тестов закрытой формы. При этом в связи с технической сложностью унификации звуковых сигналов, необходимой для формализации ответа, обучающийся может давать формализованный ответ через кинестезические каналы, например, при определенном количестве щелчков определенной кнопкой мыши или при нажатии определенной клавиши.

 

Аудиопособие  представляет собой аудиозапись  любого сопровождающего учебный  процесс материала. Это может  быть запись диалога на иностранном языке, аудиоинсценировка текста художественного произведения и т.п. При записи такого пособия, в отличие от аудиолекции, интонационный рисунок должен быть ярким, иногда (например, при разучивании диалога на иностранном языке) даже утрированным. Новые для ребенка слова должны произноситься отчетливо, содержание текста должно поддерживаться приемами актерского мастерства. Промежуточное положение между аудиопособием и самостоятельным учебным средством занимает электронный справочник. Процесс его создания достаточно трудоемкий, так как поисковые системы для обнаружения определенных информационных объектов должны быть приспособлены к восприятию звуковых или кинестетических импульсов. В связи с этим продуктивным видится создание небольших по объему информации узкоспециальных справочников и тематических словарей.

 

Одной из основных специфических особенностей педагогической деятельности при работе с детьми-инвалидами является необходимость владения коррекционными принципами обучения, знание особенностей перестройки взаимоотношений анализаторов, а также знакомство с психолого-педагогическими моделями обучающихся.

 

В такой образовательной  системе использование электронных  средств учебного назначения выступает  в качестве одного из средств специальных образовательных и реабилитационных технологий, представляющих собой особую совокупность организационных структур и мероприятий, системных средств и методов, оптимальным образом обеспечивающих реализацию и усвоение образовательных программ в объеме и качестве, предусмотренными государственными образовательными стандартами, создание системы мер, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Реабилитационная и образовательная деятельность проводится с учетом действующих в образовательной среде ограничений по срокам обучения, состоянию материально-технической базы, квалификации персонала, интеллектуального, образовательного и реабилитационного потенциала обучаемых лиц и их специальных образовательных потребностей.

Информация о работе Информационные технологии в социальной работе